Напоминание

"Формирование культуры здорового образа жизни школьников на уроках русского языка в 5-9 классах"


Автор: Блинова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Кротовка
Населённый пункт: с.Кротовка, Кинель-Черкасский район, Самарская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Формирование культуры здорового образа жизни школьников на уроках русского языка в 5-9 классах"
Раздел: полное образование





Назад




Педагогический проект

"Формирование культуры здорового образа жизни

школьников на уроках русского языка в 5-9 классах"

Автор: учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ "ОЦ" с.Кротовка

Блинова Наталья Викторовна

Формирование культуры здорового образа жизни учащихся на уроках русского

языка в 5-9 классах

Введение

От

уровня

воспитания

культуры

здорового

образа

жизни

зависит

вопрос

выживания

человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание.

Актуальность этой проблемы и побудила нас исследовать тему «Формирование

культуры здорового образа жизни на уроках русского языка». Мы решили показать на

примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей формировать

нормы

поведения,

углублять

и

систематизировать

знания

по

охране

здоровья,

научить

понимать его ценность.

Цель: Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся основной

школы.

Задачи:

1. Выявление условий, способствующих формированию культуры здорового образа

жизни.

2 . Сформировать у учащихся представление об основных компонентах культуры здоровья и

здорового образа жизни .

3. Формирование у учащихся путем воспитания культуры здорового образа жизни любви к

национальной культуре, русской речи.

Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

Объект: процесс формирования нравственных понятий.

Предмет: раскрытие нравственных понятий через уроки русского языка.

Гипотеза: если нравственное воспитание, формирующее культуры здорового образа

жизни, будет осуществляться на уроках русского языка систематически и целенаправленно, то

уровень общей культуры учащихся, в том числе и нравственной, повысится.

Роль уроков русского языка в формировании культуры здорового

образа жизни школьника

Воспитание нравственно грамотного человека должно начинаться с раннего детства.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если

вы

думаете

на

100

лет

вперед

воспитывайте

человека.

Наверное, это и есть основная цель нравственного образования. Все педагоги сходятся

в

одном,

что

нравственное

воспитание

и образование

необходимо,

и

оно

будет

эффективным,

если

материал

будет

систематическим,

организованным,

будет

использоваться в различных учебных предметах.

Кроме уроков, внеклассных занятий, используемых учителями, немаловажную роль

в нравственном образовании и воспитании

играют

и

уроки русского языка. Анализ

программ, учебников

по

русскому

языку

показывает, что данный предмет обладает

нравственным потенциалом, но

не

в большой степени, однако

для

систематического

осуществления

работы

следует

включать

дополнительный

материал,

используя

интегрированные уроки, диктанты, сочинения, стихотворения нравственного характера,

словарные слова, загадки, кроссворды, задания на нравственную тему.

Интегрированные уроки – это реальный шаг в направлении

воспитания растущего

человека. Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном

предмете обобщенных знаний той или иной области. Именно на интегрированных уроках у

детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства,

интерес к собственному здоровью, что немаловажно для современного образования. Следуя

этому, я разработала интегрированные уроки с нравственной направленностью.

Для понимания информации, касающейся воспитанию здорового образа жизни, на

уроках русского языка можно использовать тексты о здоровье, питании, спорте, первой

медицинской помощи, экологии, это могут быть как тексты для комплексного анализа, так и

изложения, сочинения, так как главная цель учителя – не только проверить знания учащихся,

но и

пробудить

их

чувства,

мысли, побудить их задуматься над самыми различными

вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

Большое значение для формирования нравственных понятий имеют упражнения

нравственной направленности. Задания по формированию здорового образа жизни должны

быть направлены, в первую очередь, на систематизацию, обобщение знаний детей о

здоровом образе жизни.

Основная их функция – развитие интереса детей к собственному здоровью,

научить

обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять

здоровье. Мы высветили проблемы, которые могут решаться на уроках русского языка, при

использовании определенных заданий.

Проблемы:

1. Пропаганда здорового образа жизни – условие существования человечества.

2. Осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять

здоровье

3. Сформированность представления об основных компонентах культуры здоровья и

здорового образа жизни

4. Здоровый образ жизни как источник духовных сил человека.

Итак, важность воспитания культуры здорового образа жизни у детей в современном

мире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека

с

собственным здоровьем зависит многое, в том числе и благополучия самого человека.

Следовательно, основная задача учителя – вводить материал в ткань разных уроков, в том

числе и в уроки русского языка.

Формирование культуры здорового образа жизни школьников на уроках

русского языка в МОУ Кротовской СОШ «Образовательный центр»

МОУ

Кротовская

СОШ

«Образовательный

центр»

м.р.

Кинель-Черкасский

на

протяжении последних пяти лет серьезно занимается нравственным воспитанием учащихся.

Учебное

заведение

неоднократно

становилась

призером

региональных

конкурсов

«За

здоровый образ жизни», «Скажи наркотикам "НЕТ!"» и др.

Но отсутствие системного подхода к нравственному воспитанию и обучению учащихся

не давало 100% - го охвата учащихся и не позволяло закрепить сформировавшиеся ЗУН,

поэтому в Программе развития школы до 2015 года задача формирования здорового образа

жизни на различных учебных предметах была обозначена в качестве приоритетной.

Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а

потому

учитель-словесник

должен

уделять

особое

внимание

здоровьесберегающим

технологиям. Здоровьесберегающие технологии «работают» на усвоение учебного материала

и влияют на качество образования. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым

ответом;

задания

на

перегруппировку,

на

распознавание

ошибок

позволяет

избежать

монотонности на уроке. Использование ИКТ даёт возможность сэкономить время и провести

урок интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению. Большое

значение

имеет

организация

урока.

Следует

строить

урок

в

соответствии

с

динамикой

внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ, а во

избежание усталости учащихся необходимо их разнообразить: вводить игровые моменты,

работу

с

учебником

(устную

или

письменную),

комментированное

письмо,

выполнение

небольших

творческих

заданий.

Всё

это

способствует

развитию

мыслительных

операций

памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определённой

тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Например, в 5 классе при изучении

темы

«Главные

и

второстепенные

члены

предложения»

можно

построить

урок

в

форме

Олимпийских игр. А с помощью подбора текста по профилактике вредных привычек можно

развивать

определённые

орфографические

и

пунктуационные

навыки,

решать

методологические

задачи.

Пропаганда

здорового

образа

жизни,

занятия

физкультурой

и

спортом – неотъемлемая часть воспитательного процесса.

Необязательно весь урок говорить про одно здоровье, можно включить в структуру урока

только

один

элемент

трехминутное

сообщение,

подготовленное

учащимся,

или

стихотворение на нравственную тему, или дать двум-трем ученикам карточки – и появляется

ощущение системности в области формирования культуры здорового образа жизни учащихся

на уроках русского языка. Примеры карточек с упражнениями можно найти в Приложении.

Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие

культуры своего народа. Этнопедагогика, т.е. народная педагогика, способствует

развитию

личности,

усваивающей

социальные

нормы,

ценности,

опыт,

собирает

и

систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость,

отраженную в сказках, пословицах, поговорках, баснях и их значение в передаче

нравственного опыта подрастающему поколению.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя

духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь

людей. Они проявляются и в отношении к здоровому образу жизни, и в поэзии, и в добрых

обычаях хорошего тона и правилах приличия.

На уроках русского языка я использую для комплексной работы с текстом небольшие

сообщения

о

традициях

наших

предков

славян.

Большим

подспорьем

в

работе

по

формированию

культуры

здорового

образа

жизни

учащихся

являются

и

малые

жанры

фольклора – загадки и пословицы ( См. Приложение). Пословицы о здоровье, спорте, природе

мы используем для отработки орфограмм и для синтаксического разбора почти на каждом

уроке,

попутно

обращая

внимание

на

народную

мудрость,

скрытую

в

пословице

или

поговорке.

Начиная с 5-го класса, традицией стала работа на уроках русского языка с афоризмами

великих людей. Известные высказывания о здоровом образе жизни, о взаимоотношениях

человека и природы дают богатый материал для размышления на уроке о нравственной

ответственности каждого из нас. ( См. Приложение).

Большое внимание на уроках мы уделяем этимологии слов из области медицины,

спорта, экологии и биологии. Мои ученики с 5 класса проявляют интерес к этимологии и мы

используем

этот

интерес

с

пользой

для

воспитания

здорового

образа

жизни.

(

См.

Приложение)

Наконец, 5-7 классы, в которых я работаю, - это еще дети, внимание которых легко

привлечь

с

помощью

ярких

картинок

или

юмористических

стихов.

Использование

привлекательных иллюстраций к языковому материалу по теме учебного периода - "Летние

виды

спорта",

"Зимние

виды

спорта",

"Режим

дня",

"Лекарственные

растения"

и

др.

-

позволяет вовлечь в работу на уроке даже слабоуспевающих ребят.

Все

вышеперечисленные

приемы

и

методы

работы

на

уроках

русского

языка

по

формированию

культуры

здорового

образа

жизни

учащихся

позволяют

ненавязчиво,

но

планомерно вести работу в области нравственного воспитания. А эффект от этой работы

сказывается не только на результатах качества обученности по предмету, но и даст о себе знать

в будущем, когда сегодняшние ученики станут взрослыми.

Дидактические задания по русскому языку для учащихся 5-9 классов по

формированию здорового образа жизни.

Автор: учитель русского языка и литературы – Блинова Наталья Викторовна.

Пояснительная записка.

Данная

разработка

представляет

собой

сборник

дидактических

заданий

по

формированию у детей здорового образа жизни на уроках русского языка в 5-9 классах.

Все мы всерьез обеспокоены здоровьем школьников, ведь исследования показывают,

что лишь у 32% россиян состояние здоровья можно оценить как «хорошее» или «очень

хорошее». Не случайно один из национальных проектов России посвящен здравоохранению.

Его неотъемлемой составляющей является пропаганда здорового образа жизни. Известно, что

одним

из

эффективных

методов

формирования

ЗОЖ,

является

реализация

обучающих

и

психологических

программ

по

проблемам,

связанным

со

здоровьем,

через

предметное

обучение, классные часы, внеурочную работу, проектно-исследовательскую деятельность.

Между тем, как показывает отечественный и зарубежный опыт, мало сообщить о пользе

или

вреде

того

или

иного

фактора

для

здоровья.

Действительно,

все

знают

«Минздравсоцразвития предупреждает: курение опасно для Вашего здоровья», но кого эта

надпись остановила, кто из-за нее прекратил курить? Именно поэтому необходимо не простое

информирование

школьников,

а

определенный

психологический

подход

к

ним,

предполагающий развитие личностных ресурсов, направленных на осознание здоровья как

одной из ценностей жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников – чрезвычайно сложная

задача. Только путем согласованных действий можно получить положительные результаты в

этом вопросе.

Данный дидактический материал позволят вести систематическую работу по

формированию здорового образа жизни у учащихся 5-9 классов на уроках русского языка по

любым учебным программам: М.А.Разумовской,

С.И.Львова, Т.А.Ладыженской.

. Дидактический материал имеет различные формы работы: контрольные диктанты,

мини-сочинения, комплексный анализ текста, карточки и др.

Цель: формирование здорового образа жизни на уроках русского языка.

Задачи:

Развитие творческой, речевой и мыслительной деятельности учащихся.

Повышение уровня профилактической работы с подростками .

Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.

Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования

стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций.

Приложение № 1.

Стихотворения, пропагандирующие здоровый образ жизни

Стихотворения о спорте

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова:

ЗАРЯДКА

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая,

Мы растем

Смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Ноги наши

Быстрые,

Метки

Наши выстрелы,

Крепки

Наши мускулы

И глаза

Не тусклые.

По порядку

Стройся в ряд!

На зарядку

Все подряд!

Левая!

Правая!

Бегая,

Плавая,

Мы растем

Смелыми,

На солнце

Загорелыми.

Правописание наречий; знаки препинания при диалоге:

А.Барто

Мама-болельщица

Я занимаюсь боксом,

Я увлекаюсь боксом,

А мама уверяет,

Что дракой я увлекся

— Беда!— вздыхает мама.—

Я так удручена,

Что вырастила сына я

Такого драчуна!

Я маму звал

В боксерский зал,

Она мне отказала.

— Нет,— говорит,— я не могу,

Я убегу из зала!—

И заявила прямо:

— На бокс смотреть противно!

Я говорю ей:— Мама!

Ты мыслишь не спортивно!

Вот предстоит мне первый бой,

Мне так нужна победа,

Противник мой привел с собой

Двух бабушек и деда.

Явилась вся его родня,

Все за него, против меня.

Он видит всю свою семью,

Поддержку чувствует в бою,

А я расстроен! Я сдаю!

А защищать мне нужно честь

Школьников Рязани.

Вдруг вижу — мама,

Мама здесь!

Сидит спокойно в зале,

Сидит в двенадцатом ряду,

А говорила — не приду!

Я вмиг почувствовал подъем —

Сейчас противника побьем!

Вот он при всех ребятах

Запутался в канатах.

— Ну, как я дрался? Смело?—

Я подбегаю к маме.

— Не знаю,— сидела

С закрытыми глазами.

А.Барто

Знаки препинания в ПП, ССП, СПП, БСП:

Ю.Ширяев

Спортивные звезды

Народ идет на стадионы,

Где для души раздолье есть!

В футбол играют миллионы,

А звезд по пальцам перечесть!

Когда ж звезду одолевает

Нелегкий груз прошедших лет,

Она сойдет, но согревает

Друзей футбола ее свет!

Р.Рождественский

Посвящение тренеру

Спортсмены возникают вырастая

Из тренера, как ветви из ствола.

Час грянул! Чемпион на пьедестале!

А тренеру негромкая хвала.

К нему подходят, руку жмут до хруста:

" А твой-то, твой!

Спортменище!

Орел!"

А тренер головой кивает грустно -

Как будто потерял - не приобрел...

Как будто помогал ему Всевышний...

Как будто не исполнилась мечта...

И кажется обыденной, привычной

Невиданная эта высота...

Его питомец замер задыхаясь

В сиянье золоченого венца...

Вновь тренеру - теряя, чертыхаясь -

Вести по жизни нового юнца.

Вновь чувствовать, что в молодость вернулся,

Шептать неулыбающимся ртом:

"Ты выиграешь!

Только не волнуйся!"

И знать,

что под рукою валидол...

Н.Лубянко

Гимнастка

Гимнастика…

Гимнастка…

Совершенство…

Владенье телом, трепетность души,

И красота струящегося жеста,

И элементов трудных виражи!

До вздоха все отточены движенья.

Сама - мила, прозрачна и легка;

Но сколько в ней, упорства и стремленья,

И живости, и сил, и огонька!

Художницей рисуя на помосте

Узор витиеватый дивных поз,

Она собой являет тонкий мостик

Между реальным и страною грёз.

Взлетают ввысь булавы, обруч, мячик,

И вензелем пленяет ленты взмах.

Она всегда боится неудачи,

Но за улыбкой прячет этот страх.

Написана движением поэма -

В прекрасный мир распахнуто окно.

Гимнастика – религия и вера,

И, кажется, Гермес с ней заодно.

С.Михалков

Воздушные гимнасты

На гимнастов посмотри,

Это "ТРИ ПЕТРОВЫ ТРИ"!

Выступает очень редко

Эта труппа мастеров.

Раз! - летит Петров над сеткой,

Два! - поймал его Петров.

Три! - и прыгнуть вниз готова,

Так прекрасна и храбра,

Зоя Павловна Петрова -

Их любимая сестра!

И опять под самый купол

Поднялись за братом брат.

Завтра ночью

Эта труппа

Уезжает в Ленинград.

Выяснить по спортивному словарю значение спортивных терминов:

Школьный спорт

Наши мальчики «спортсмены»,

Ведь на каждой перемене

Ни за что их не унять:

Упражняются опять!

…Тренировки, тренировки –

Для спортивной, знать, сноровки.

Вот на старте Коля с Толей,

Что ракетой мчат по школе,

Догоняет их Олег –

Этот спорт зовётся «БЕГ».

Бег спортивный – это КРОСС,

На него огромный спрос!

Мальчик Боря дружит с БОКСОМ,

Оттого с распухшим носом:

Он вчера подрался с Васей,

Что его в игре «раскрасил».

Коль дерущихся гурьба –

То не драка, а БОРЬБА.

Но совсем не «вольная»,

А кулачно-школьная.

Глеб – известный «чемпион»

В спорте «Школьный БИАТЛОН» –

По стрельбе, но очень гадкой:

По животным, из рогатки!

Он у школы птиц стреляет,

И, к несчастью, попадает.

Есть другие виды спорта –

ТЕННИС, только не на корте:

Как в ПИНГ-ПОНГЕ резво скачет

По столам, по книгам мячик.

Коль летят над нами шапки,

Иль пеналы, или папки –

Это вовсе не гулянье,

Это – школьное МЕТАНЬЕ!

Друг на дружке – это СКАЧКИ,

Где нужна спина-силачка.

Всадник должен удержаться,

Чтоб до финиша домчаться.

Есть ФИГУРНОЕ КАТАНЬЕ –

Пола мокрого маранье,

Что совсем не распрекрасно,

А заведомо опасно!

Вот такие виды спорта…

Где призы – совсем ни торты,

Ни медали, ни признанье.

Вместо кубка – порицанье!

(Натали Самоний)

Приложение № 2

Загадки, пословицы, поговорки о здоровом образе жизни

Загадки

He часы, а тикает,

Не мотор, а работает,

Не насос, а качает. (Сердце)

Он вокруг нас незаметен,

Он невидим, невесом,

Хоть без запаха и цвета,

но он каждому знаком.

Без него пропала б жизнь

На планете нашей.

Кто ответит: без чего

Жить не сможет каждый? (Кислород)

Наше тело покрывает,

От ненастья защищает,

Будем чаще ее мыть,

Чтобы нам красивей быть, (Кожа)

Две куколки на кровельке сидят. (Уши)

Два братца глядятся,

А друг друга не видят. (Глаза)

В кружке - точка,

В точке - ночка,

Что не встретит-

Все заметит. (Глаза)

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (человек)

Что не устанешь делать день и ночь? (Дышать)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает.. Не лимон. (Лук)

Зеленая толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит, как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нем семена. (Тыква)

Он кусает, только вот

Зубки есть, но где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это? Скажи, дружок! (Чеснок.)

Желтая курица под тыном дуется. (Тыква.)

Под землей птица гнездо свила, яиц наложила. (Картошка).

Столько стрел растет на грядке, а стрелять нельзя ребяткам. (Лук).

Нужнее всех из овощей для винегретов и борщей. (Свекла).

Играли в прятки ребята с грядки и прямо с грядки попали в кадки. (Огурцы).

Все узнают молодца, что растет на грядке: он побольше огурца, толстый он и гладкий, тоже

держится за плеть. Приходите посмотреть.

(Кабачок).

Набирает вес кубышка, в середине - кочерыжка. (Капуста).

Привязан кустик к колышку, на кустике -шары: бока подставив к солнышку, краснеют отжары.

(Помидоры).

Любого ударишь –

Он злится и плачет.

А этого стукнешь –

От радости скачет!

То выше, то ниже,

То низом, то вскачь.

Кто он, догадался?

Резиновый ... (Мяч)

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Чуть ударишь, сразу вскачь,

Ну, конечно – это ... (Мяч)

Силачом я стать решил,

К силачу я поспешил:

- Расскажите вот о чем,

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет,

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я ... (Гантели)

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.

В школе – кони и лужайка?!

Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети. (Стадион)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (Лыжи)

На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то ... (Лыжи)

На белом просторе

Две ровные строчки,

А рядом бегут

Запятые да точки. (Лыжня)

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится? (Лыжник)

Ног от радости не чуя,

С горки страшной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне, дети? (Лыжи)

Он на вид - одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется… (Сноуборд)

Есть ребята у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие ... (Коньки)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой. (Клюшка)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" –

Там идёт игра - ... (Хоккей)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Не похож я на коня,

Хоть седло есть у меня.

Спицы есть.

Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звонить умею, знай! (Велосипед)

Ранним утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ – Это мой ... (Велосипед)

Эстафета нелегка.

Жду команду для рывка. (Старт)

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (Шахматы)

Пословицы и поговорки

Тут пито, едено по простоте, без хитрости.

Хоть хлеба краюшка да пшена четверушка, от ласкова хозяина и то угощенье.

Хлеб столу голова.

Хлеб – всему голова

Хлеб – наше богатство

Будет хлеб – будет и песня

Без хлеба нет обеда

Будет хлеб – будет обед

У кого хлеб родится, тот всегда веселится

Без хлеба не вкусно и не сытно

Хлеб везде хорош – и у нас и за морем

Калач приестся, а хлеб - никогда.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Хлеб - батюшка, водица матушка.

Хлеб на столе господин, в работе - друг, в дороге - товарищ.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Щи да каша - пища наша.

Закаляй свое тело с пользой для дела.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

И смекалка нужна, и закалка важна.

В здоровом теле здоровый дух.

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Крепок телом - богат и делом.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить — долго жить.

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Дал бог здоровья, счастье найдем.

Здоров будешь – все добудешь.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Не рад больной и золотой кровати.

У кого болят кости, тот не думает в гости.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Ребенком хил, так и взрослым гнил.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

Здоровья пожелаешь-счастье повстречаешь.

Овощи - кладовая здоровья.

Хочешь быть здоров – прояви волю и терпение.

Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Береги одежду снову, здоровье смолоду.

Чистота, здоровье сохраняет.

Никто не забоится о тебе лучше, чем ты сам.

Приложение № 3

Образцы карточек для индивидуальной работы

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните, что полезно для организма человека. Почему вы

так думаете?

Заг…рать на берегу, г..реть от жары, приб…рать квартиру, скл..ниться над ручьем, обувь

пром..кает, хороший пл..вец, бл..стать чистотой, зам..рать от страха, вым…кнуть под дождем,

обм…кнуть вареник в сметану, проск..кать на лошади, выск…кивать на ходу.

Карточка №2.

Запишите слова, проверив по орфографическому словарю.

Г..м..гл…бин, эп…демия, т..мп..ратура, л…б…ратория, п…циент, п..л…клиника, к…р..нтин,

д..агноз, м..грень, в…кцинация, г…г…ена, д…з…нфекция, дон…р, м..д..к..менты.

Карточка №3

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно. Снится ему что он л…жит на п..сча(нн/н)ой отм..ли

моря, в том мест.. , куда их возят купаться, л..жит на б..регу моря и ждет что вот-вот накатится

на него большая х…лодная в..лна. Он с зам…ранием и наслаждением ждет её брызг её

х..лодного

прикосновения.

Но

вместо

холл..да,

которого

так

жаждет

воспаленное

от

начинающейся г..рячки тело Тёмы, в..лна обд..ет его каким-то удушливым жаром.

В..лна опять отл..вает теперь она к..сается его ему опять л..гко и свободно он открывает гл..за

и с..дит(ть)ся на кр..вать..

(По Н.Гарину-Михайловскому.)

Карточка №4

Составьте смысловые цепочки по образцу: зубы - кариес - стоматолог.

Ж..лудок, т..рапевт, сер..це, горло, г..стрит, инфаркт, лор, ..нгина, к..рдиолог.

Карточка №5

Замените синонимами:

Эскулап,

микроб,

зараза,

икс-лучи,

отравление,

нарыв,

сердцеед,

больничный

(сущ.),

лечебница,

обеззараживание,

обезболивание,

градусник,

хирургическое

вмешательство,

повальная болезнь, ядовитый.

Карточка №6

Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них

белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов.

М..локо, хлеб, м..кароны, каши, сыр, к..ртофель, крупы, сух..фрукты, сах..р, м..рковь, сла..кий

пер..ц, шп..нат, см..родина, к..пуста, р..стительное масло, м..рг..рин, рис, м..ндаль, овсян(нн)ая

крупа, яйца, ..бл..пиха.

Карточка №7

Замените слова или словосочетания синонимами:

Яства, белый гриб, лещина, лешье мясо, кашевар, баланда, тартинка, пирожник, сладкое

(сущ.), коврижка.

Карточка №8

Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для

здоровья.

Жарен(нн)ые грибы, поджарен(нн)ый картофель, жарен(нн)ый с рисом индюк, мочен(нн)ые

яблоки, мочен(нн)ая в кадке капуста, копчен(нн)ая колбаса, кочен(нн)ый в углях окорок.

Карточка №9

Составьте из данных слов рассказ о здоровом питании.

Витамины А, В, С, белки, углеводы, минералы, молоко, сыр, фрукты, ягоды, масло, сметана,

овощи, хлеб, каши, макароны, рис, мясо, рыба, яйца, зелень, шпинат, помидары, черная

смородина, красный болгарский перец, цитрусовые, картофель, плоды, черноплодной рябины,

шиповника и облепихи, молоко, творог, печень, сыр, капуста, яблоки, миндаль, помидоры,

бобовые.

Карточка №10

Рю..зак, к…ньки, снобор.., эспандер, кро..овки, т..рмос, снег..кат, шлем, бутсы, ск..калка,

фу..болка, санки, тент, лыж.., ж..илеты, гант..ли, к..ньки, п..латка, тр..н…ж..р, спальный меш..к,

нак..ленники, б..говая доро..ка, кемпинговая м..бель, ш..рты.

Карточка №10

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до

боли в сердце, до "бешеного обожания", любил П. Чайковский. Во Флоренции, оглушенный

неистовым запахом магнолий и буйствующих роз. Петр Ильич так затосковал, что обратился к

поэзии:

В чем тайна чар таких? —

Не знаю. Но меня твое благоуханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая "Снегурочку" А. Островского, нельзя не заметить изумительные строчки:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш...

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал

свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала

плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ чистоты, любви и

грусти.

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он — спаситель человеческих жизней.

Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно-сосудистой системы. Но

использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и

ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить,

например, ландыши с сиренью или фиалкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие

погибнут. Эссенция натурального ландыша используется в парфюмерной промышленности

для изготовления духов.

Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь

этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как:

Веселых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

1.

Какие лекарственные растения вам известны?

2.

Зачем растения заносятся в Красную книгу?

3.

Придумайте определения к слову ландыш.

4.

Выпишите из текста три причастия и два деепричастия. Разберите их по составу.

Карточка №11

Девчонка гадает у реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки,

летят лепестки:

Любит —не любит — любит.

Ты правду всю знаешь,

цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За все отвечаешь своей головой:

Любит — не любит — любит.

Известна

ромашка

своими

целебными

свойствами:

противовоспалительными,

противоаллергическими

и

заживляющими.

В

парфюмерии

ромашка

применяется

для

производства духов, одеколонов, мыла и т. д. Ромашку полезно держать на кухне и в чуланах,

где хранятся съестные припасы, потому что запаха цветов боятся мыши. Пасечники хвалят

ромашку за медоносность. Ромашка — любимый цветок для венков и советчик девушек в

сердечных делах при ворожбе.

1.

Напишите эпитеты для слова ромашка.

2.

Какие лекарственные растения вы знаете.

3.

Выпишите из текста наречие и сделайте его морфологический разбор.

4.

Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Материал по профилактике вредных привычек

5 класс

Диктант с грамматическим заданием

В спортивной секции.

Мы дружим с Володей с первого класса. У нас много общих интересов. Второй год мы

занимаемся в секции дзюдо. После уроков приходим в спортзал и делаем разминку. Бегаем,

вертимся

на

турнике,

упражняемся

с

гантелями.

После

разминки

расстилаем

маты

и

с

помощью тренера осваиваем приемы борьбы. К концу занятий устаёшь, иногда даже тяжело

дышишь. Но мы с удовольствием ходим в спортивную секцию. Спорт укрепляет в человеке не

только силу, но и волю.

Задание:

1.

Найдите в тексте глаголы, подчеркните их как члены предложения.

2. Определите время, лицо и число глаголов.

3. Какую роль играют глаголы в этом тексте?

-А вы, ребята, посещаете секцию или кружок?

- Как вы думаете, почему нужно заниматься спортом?

* * *

Ваше здоровье.

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Плохое здоровье, болезни служат причиной

отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с

любимыми предметами, их можно заменить. Но заменить свой организм вы не сможете.

Сегодня вы думаете, что будете здоровы всегда. Но вы ошибаетесь. Внимательно

посмотрите на окружающих вас людей. Все ли могут похвалиться крепким здоровьем? Один

из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может

быть и долголетия. Запомните – необходимо заботиться о себе и своем здоровье уже сейчас!

(93 слова)

* * *

Диктант «Проверь себя»

В табачном дыме содержится много вредных для здоровья веществ. Никотин губительно

действует на сердце, нервную систему и кровеносные сосуды. У курящих людей быстрее

наступает утомление. Возникает нарушение памяти, внимания. Опасно пользоваться чужим

окурком. Он может стать источником заразных болезней. Курение – вредная привычка.

- Какая главная мысль текста?

- Согласны ли вы с мнением, что курение – вредная привычка?

- Расставьте знаки препинания.

-

Найдите

в

тексте

предложения

с

однородными

членами,

подчеркните

их

как

члены

предложения.

- Что соединяет союз И во втором предложении? Как расставляются знаки препинания в

этом предложении?

-

Найдите

предложение,

в

котором

подлежащее

и

сказуемое

выражены

именем

существительным в именительном падеже. Расскажите о пунктуации этого предложения.

* * *

Творческое домашнее задание

Напишите

сочинение

«Моя

спортивная

секция»,

«Интересный

кружок»,

"Почему

нужно

заниматься спортом?", "Вид спорта, который я люблю"

* * *

Анализ текста.

-О чем говорится в тексте? Найдите предложение, в котором выражается основная мысль

текста.

СПОРТ – ТВОЙ ДРУГ

Нет, пожалуй, ни одного уголка в нашей стране, где бы люди не занимались спортом. Спорт, по

утверждению врачей, – прекрасный вид отдыха. Занятия спортом, безусловно, полезны: они

укрепляют

здоровье,

увеличивают

работоспособность,

развивают

волевые

качества.

Бесцельное времяпрепровождение, по общему мнению, утомляет, навевает хандру, скуку.

Занимаясь спортом, наоборот, получаешь большой заряд энергии, сил, бодрости. Лыжная

прогулка, волейбольные, футбольные и теннисные встречи, гимнастика – все эти и другие

виды спорта, несомненно, развивают в человеке ряд полезных качеств: целеустремленность,

п о д в и ж н о с т ь ,

в ы н о с л и в о с т ь .

В нашей стране есть стадионы и корты, катки и спортзалы, бассейны и аэроклубы – словом,

все необходимое, чтобы совершенствоваться в любом виде спорта. Любой вид соревнований:

товарищеская

встреча

или

спартакиада,

чемпионат

Европы

или

олимпиада

выявляет

сильнейших в различных видах спорта.

-Как вы понимаете выражение «спорт развивает волевые качества»?

- Часто в жизни мы слышим, как о людях говорят: «Он многого добился. У него есть сила

воли. Он волевой человек». Какими качествами обладает такой человек?

-

Действительно,

это

целеустремленный

человек,

умеющий

преодолевать

трудности

и

слабости. В этом помогает и трудолюбие, и настойчивость, и умение ограничивать себя и

свои желания.

- Как вы думаете, если не побеждать свои слабости, быть безвольным человеком, что

может произойти? (Слабости победят тебя. Ты станешь подчиняться воле других людей, а

ведь некоторые из них могут подтолкнуть к совершению плохих поступков.)

* * *

Написать сочинение «Как уметь сказать «нет», если что-то вредит твоему здоровью,

учебе?»

* * *

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

Табак – это однолетнее растение, листья которого используют для курения. В состав листьев

табака входит никотин. Никотин – один из сильнейших ядов.

Многие считают, что вред приносит только никотин. На самом деле вреден и табачный дым.

Люди с сигаретами – большие эгоисты.

- Кто такие эгоисты?

-Как вы считаете, почему курящие люди – эгоисты?

* * *

Занимательное задание.

Учитель называет слово «здоровье». Учащиеся называют как можно больше слов на буквы З,

Д, О, Р, В, Е, относящиеся к здоровью человека.

З- зубы, закаливание, зарядка, зрение;

Д- движение;

О – отдых, овощи, освещение, организм;

Р- режим, работоспособность, разум

В- витамины, вода, воздух, вред, воспитание

Д\з.: придумайте слова, связанные со здоровьем из букв своего имени

* * *

Прочитайте текст. Выберите только те предложения текста, в которых говорится, что

нужно сделать, чтобы быть здоровым. Выпишите эти предложения, соблюдая абзацы.

ЧТО ЗНАЧИТ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Человек должен быть здоровым. Вести активный, а не пассивный образ жизни.

Одним из

способов

укрепления

здоровья

является

физкультура.

Каждый

человек

сознает

положительную роль физических упражнений. Но не для всех еще они стали постоянными

спутниками жизни. Систематическое занятие спортом способствует укреплению здоровья.

Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать правильный режим питания. Еда,

которую употребляет человек, должна быть вкусной, полезной и разнообразной. Наш организм

должен

получать

как

можно

больше

витаминов

и

других

необходимых

веществ.

При

правильном питании у человека появляется больше энергии и сил для запланированных дел.

Существует много вредных привычек, которые вредят здоровью человека. Курение,

алкоголь, наркотики совсем несовместимы с понятием «здоровый образ жизни».

Человек,

который хочет быть здоровым, найдет в себе силы устоять или отказаться от вредных

привычек. Абсолютно все люди хотят быть здоровыми, красивыми, сильными, счастливыми,

то есть вести здоровый образ жизни; но мало кто прилагает усилия, чтобы добиться этого.

- Напишите мини-сочинение по одному из выписанных предложений

* * *

Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Какие приставки всегда

пишутся одинокого, независимо от произношения?

Умные люди всегда стремились составить правила поведения. Вот что мы читаем о пьянстве в

записях 17 века.

Всему свету известно, какая беда пьянство. Если ты мудрец, то все мысли растрясешь и уже не

соберешь их. Если чиновник – со своего поста слетишь и уже не взлетишь . Крепкие

надорвутся, богатые пойдут по миру. Пьянство дом опустошает, семью разрушает. А если вы

говорите, что вино ум веселит, то это всё равно, что кнут веселит лошадь.

- Сравните произношение и написание конечной согласной в приставкой у слов растрясешь,

разрушает, взлетит

.

Какая буква употреблена в приставках перед звонкими согласными, а

какая перед глухими?

- Назовите тему текста.

- Как вы понимаете пословицу

:

Пьянство дом опустошает, семью разрушает.

* * *

Представьте себе, что вы обращаетесь к детям всего Мира с просьбой беречь свое здоровье.

Составьте

побудительные

предложения,

использовав

слова: будьте

внимательны,

будьте

добры,

будьте

активны,

будьте

неравнодушны,

будьте

здоровы

и

т.д..

Не

забывайте

употреблять слово пожалуйста.

6 класс

Задание.

1.Можно ли назвать данные фрагменты текстом?

2.Определите способы связи предложений в тексте.

1.

Туземцы

"Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Мы встретили множество почти

голых

людей,

очень

стройных

и

сильных.

Они

шли

из

своих

деревень

с

горящими

головешками в руках и травой, дым которой пили. Люди несли одну большую сигару и при

каждой остановке зажигалиее. Затем они делали из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через

ноздри." (Х.Колумб)

2.

Как табак попал в Европу

Туземцы угощали путешественников табаком. Сначала курили они сами, потом передавали

трубку гостям. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами и поэтому не могли

отказаться от "трубки мира". Вероятно, так человек выпускает изо рта, значит, спутался с

нечистой силой.

3.

Влияние никотина на организм человека

Когда человек вдыхает дым, никотин попадает в кровь и с током крови поступает в мозг.

Никотин действует на все органы и переводит их в возбужденное, взбудораженное состояние.

Каждый орган в теле человека лишь до тех пор находится в здоровом состоянии, пока он

хорошо снабжен нервами. На концах нервов выделяются особые вещества, необходимые для

нормального строения и функции органов.

4.

Курение и растущий организм

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.

Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить

сразу, а для подростков - в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти

подростков от подряд выкуренных двух- трех сигарет. Из-за резкого отравления никотином

жизненно важных центров наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

5.

Табак - это яд

Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. В нем обнаружено до шести

тысяч самых различных компонентов, тридцать из которых относятся к разряду натуральных

ядов. Самыми страшными из них считаются канцерогены, то есть вызывающие рак. Более

килограмма этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих.

Приложение № 4

Материал для этимологических пятиминуток

Происхождение слов

Акробатика

(лат.

"хожу

на

цыпочках")

-

цирковое

искусство.

Базовая

часть

гимнастики.

Существует и как отдельный вид спорта.

Апи (лат.) пчела.

Арома (древнегреч.) душистое вещество.

Аут - (от англ. - выход) - выход мяча (шайбы) за боковую линию.

Бейсбол

(англ.

База

+

мяч)

-

спортивная

игра

с

мячом

и

битой,

в

которой

две

противоборствующие

команды

(по

9

человек)

поочередно

выполняют

по

определенным

правилам атакующие и защитные действия.

Баттерфляй

(англ.

Бабочка)

-

способ

плапвания

на

груди

симметричными

гребками

в

вертикальной

плоскости;

обе

руки

для

гребка

выносятся

над

водой

одновременно,

что

напоминает движение крыльев бабочки; разновидность брасса.

Бек (от англ) - игрок обороны в футболе.

Биатлон ( от лат.- дважды и греч.-состязание, борьба) - зимнее двоеборье, состоящее из

лыжных гонок с оружием на установленные дистанции и стрельбы по мишеням из положения

лежа и стоя на огневых рубежах из мелкокалиберной винтовки.

Бокс - вид спорта, кулачный бой по особым правилам между двумя спортсменами в ринге.

Боулинг (от англ. - катить) - спортивная игра в шары.

Брасс ( франц.) - способ плавания на груди симметричными движениями конечностей в

горизонтальной плоскости.

Гидро (греч.) - вода.

Гирудо (лат.) пиявка;

Керлинг (от англ.- крутить) - разновидность игры в кегли на льду.

Пас (от англ. - передать) - передача шайбы, мяча партнеру по команде.

Пейнтбол (англ. - шар с краской) - командная игра с применением ручного пневматического

оружия, стреляющего капсулами с краской, разбивающимися при ударе о препятствие и

окрашивающими его.

Поло (от англ.) - командный вид спорта с мячом, в котором участники играют верхом на

лошадях, перемещают мяч по полю с помощью специальной клюшки.

Регби (от англ.) спортивная командная игра с мячом овальной формы на площадке с Н-

образными воротами.

Серфинг (от англ. Катание на поверхности) - это катание на волне с применением технических

средств:

досок

для

серфинга

различного

формата

либо

коротких

ласт

и

специальных

перчаток(бодисерфинг).

Сквош (от англ.) - игровой ракеточный вид спорта в закрытом помещении.

Скейтборд (от англ.) - роликовая доска.

Сноубординг (от англ.) - вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гол на

специальном снаряде - сноуборде.

Спидвей (от англ. - скоростная дорога) - один из видов мотоциклетного спорта.

Сумо (от япон.) - вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглом

поле.

Терапия (древнегреч) - лечение.

Фитнес (от англ.- соответствие) - американский здоровый образ жизни.

Форвард (от англ.) - нападающий.

Фристайл (от англ. - свободный стиль) - горнолыжное многоборье.

Фито (древнегреч.) - растение.

Приложение № 5

Высказывания известных людей о здоровом образе жизни

Нет на свете прекраснее одежи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи.

В.В.Маяковский

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт

каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не

может заменить физические упражнения.

А.Моссо

Футбол - это жизнь, а жизнь - это борьба.

К.Кушнер.

Кто не мечтает быть чемпионом мира, тот навсегда останется чемпионом мимо.

Л.Сухоруков.

Жизнь не только борьба, но и другие виды спорта.

Б.Кушнер.

Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм.

Д.Свифт.

Без здоровья невозможно и счастье. (автор высказывания: Белинский В. Г.)

Бесполезная жизнь равносильна ранней смерти. (автор афоризма: И.Гете)

Блаженство тела состоит в здоровье, а блаженство ума — в знании. (автор афоризма: Фалес из

Милета)

Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут. (автор афоризма: А.Паре)

Вода, употребляемая в умеренном количестве, еще никому не повредила. (автор: Марк Твен)

Все

усилия

благоразумного

человека

должны

направляться

не

к

тому,

чтобы

чинить

и

конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой

образ

жизни,

при

котором

организм

как

можно

меньше

приходил

бы

в

расстроенное

положение, а следовательно, как можно реже нуждался в починке. (автор цитаты: Д. И.

Писарев)

В холодной воде – исцеление, предупреждение заболеваний, она укрепляет тело и сохраняет

бодрость духа. (автор: Авл Корнелий Цельс)

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт

каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

(автор: Гиппократ)

Гимнастика есть целительная часть медицины. (автор цитаты: Платон)

Гимнастика удлиняет молодость человека. (автор цитаты: Джон Локк)

Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как

праздника. (автор: Антон Павлович Чехов)

Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не

любишь, и делать то, что не нравится. (автор афоризма: Марк Твен)

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. (автор цитаты: Генрих Гейне)

Единственное лекарство от насморка — носовой платок. (автор афоризма: неизвестный)

Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым. (автор: Пенн Вильям)

Если ты никак не можешь найти время для отдыха, тебе очень скоро придется найти время для

лечения. (автор: Джон Уэйнмейкер)

Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют

песни — ты болен, тебя надо лечить. (автор: Арабская пословица)

Живут лишь те, кто творит добро. (автор афоризма: Л.Н.Толстой)

Жизнь требует движения. (автор афоризма: Аристотель)

Жизнь

коротка,

путь

искусства

долог,

удобный

случай

скоропреходящ,

опыт

обманчив,

суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо,

но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в

его деятельности. (автор: Гиппократ)

Приложение № 6

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений в

тексте»

Форма урока: Урок-коммуникация (Урок закрепления ЗУНов)

Цели:

1)закрепление умения находить "данное" и "новое" в тексте;

2)формирование умения определять способ связи во фрагментах текста;

3)профилактика вредных привычек у учащихся.

Ход урока

1.Оргмомент (цель: мотивация к учебным действиям)

Учитель: Ребята, я сегодня получила письмо от нашего друга Пса. Это письмо меня, честно

говоря, очень встревожило. Давайте прочитаем его вместе.

Текст письма на слайдах

Дорогие ребята!

С моим другом Котом случилась страшная беда: он начал курить. Я очень переживаю за

него. Так как кошачья жизнь очень коротка, то, по моим подсчетам, моему другу

осталось жить года два. А я так не хочу терять друга.

Ребята, я вас очень прошу помочь мне объяснить Коту, что курение наносит организму

вред. Ваш друг Пес.

Учитель: Видите, ребята, какое тревожное письмо. Как вы думаете, можно ли назвать Пса

настоящим другом? (Ответ:…) Я с вами согласна. А если бы такая беда случилась с вашим

другом, как бы вы отреагировали?

(Ответ:…) Поможем Псу? (Ответ: …)

2.Подготовка к применению понятия (цель: проверить степень усвоения материала)

Учитель:

А

поможет

нам

в

этом

и

тема

урока

-

"Текст.

Способы

и

средства

связи

предложений в тексте"

На этом уроке мы должны достичь следующие цели: … (учитель читает цели урока)

Прежде чем мы будем говорить о новой теме, давайте вспомним все, что мы знаем о тексте, о

его строении.

Фронтальный опрос класса:

-Что называется текстом?

-Что такое тема урока? Подтема или микротема?

-Чем отличается "данная" информация от "новой"?

-Назовите основные способы связи предложений в тексте.

Ребята, я благодарю вас за ответы. Кстати, а можно ли назвать текстом письмо Пса?

Ответ: Да. Потому что он состоит из нескольких предложений, объединенных одной темой.

3.Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы, наверное, поняли, что сегодня на занятии мы будем говорить о здоровье,

о том, что губит наше здоровье, и о том, что же нам делать, чтобы не возникало желания

попробовать сигарету.

Здоровье … Важнее его для человека нет, наверное, ничего. Не зря говорят: "Здоровье всего

дороже. Здоровье дороже богатства. Здоровью цены нет. Здоровье не купишь." А какие

пословицы, поговорки о здоровье знаете вы? (Ответ:…)

Давайте все вместе запишем замечательное высказывание о здоровье и проанализируем его с

точки зрения строения. Я приглашаю к доске … (К доске выходит учащийся и записывает

текст на доске, а остальные ребята в тетради.)

Здоровье - это бесценный дар. Его преподносит человеку природа. Без него трудно сделать

жизнь интересной и счастливой. Потерять здоровье легко. Этот дар мы часто растрачиваем

попусту, забывая, что вернуть его очень и очень трудно.

Учитель: Давайте вместе проанализируем текст.

Ответ: Я считаю, что это текст, так как все предложения объединены общей темой - темой

здоровья. Во втором предложении данным будет ЕГО, так как здесь подразумевается здоровье.

Вся остальная информация будет новой. В третьем предложении данным будет БЕЗ НЕГО. В

четвертом - ЗДОРОВЬЕ. В пятом - ЭТОТ ДАР. Способ связи предложений в этом тексте -

параллельный, так как во всех предложениях данной информацией будет ЗДОРОВЬЕ. Автор

использует такие средства связи, как местоимение, синоним и повтор слова.

Учитель: Вы согласны с таким ответом?

Ответ: ДА.

Учитель: Я тоже.

Учитель:

Ребята,

мы

записали

замечательное

высказывание

о

здоровье,

но

не

все

придерживаются мнения, что здоровье надо беречь. Страшным злом для здоровья является

курение. От курения страдает весь организм человека,, но больший вред оно наносит легким.

Сейчас мы проведем с вами небольшой опыт. (Учитель проводит опыт) Вот так страдают и

легкие курильщика.

Физкультминутка

Вы стоите на площадке,

Начинаете зарядку!

Руки вверх, подняли выше,

Опустили - четко дышим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяем все опять.

Упражнение второе.

Руки вверх, ноги врозь,

Так давно уж повелось.

Три наклона сделай вниз,

На четыре - поднимись.

Гибкость всем нужна на свете,

Будем наклоняться, дети!

Раз - направо,

Два - налево,

Все мы делаем умело.

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень.

Приседай пониже -

Вырастешь повыше!

Раз, два, три, четыре -

Будешь самым сильным в мире.

В заключенье, в добрый час,

Пошагаем мы сейчас.

Раз, два, три, четыре,

Будем в дружбе жить и в мире.

Учитель: (Работа в группах) У вас на столах лежат листочки с текстами. Это не просто тексты.

Это - предупреждение от неверного шага. Давайте прочитаем их и проанализируем.

Тексты

1.

Туземцы

"Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Мы встретили множество почти

голых

людей,

очень

стройных

и

сильных.

Они

шли

из

своих

деревень

с

горящими

головешками в руках и травой, дым которой пили. Люди несли одну большую сигару и при

каждой остановке зажигалиее. Затем они делали из нее 3-4 затяжки, выпуская дым через

ноздри." (Х.Колумб)

Ответ: Все предложения объединены общей темой - здесь рассказывается о туземцах. Данное

во втором предложении МЫ, вся остальная информация - "новая". В третьем предложении

данная информация - ОНИ, вся остальная - "новая". В четвертом предложении "данная" -

ЛЮДИ, "новая" - ИЗ НЕЕ. Способ связи - последовательный. Средства связи - местоимение,

повтор слова.

2.

Как табак попал в Европу

Туземцы угощали путешественников табаком. Сначала курили они сами, потом передавали

трубку гостям. Испанцы не хотели портить отношения с туземцами и поэтому не могли

отказаться от "трубки мира". Вероятно, так человек выпускает изо рта, значит, спутался с

нечистой силой.

Ответ:

Это

текст,

така

как

все

предложения

связаны

одной

темой.

Способ

связи

-

последовательный. Средства связи: местоимение, синонимы, местоимение.

3.

Влияние никотина на организм человека

Когда человек вдыхает дым, никотин попадает в кровь и с током крови поступает в мозг.

Никотин действует на все органы и переводит их в возбужденное, взбудораженное состояние.

Каждый орган в теле человека лишь до тех пор находится в здоровом состоянии, пока он

хорошо снабжен нервами. На концах нервов выделяются особые вещества, необходимые для

нормального строения и функции органов.

Ответ:

Это

текст,

так

все

предложения

объединены

общей

темой.

Способ

связи

-

последовательный. Средства связи: повтор слова, местоимение.

4.

Курение и растущий организм

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого.

Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить

сразу, а для подростков - в половине пачки. Были даже зарегистрированы случаи смерти

подростков от подряд выкуренных двух- трех сигарет. Из-за резкого отравления никотином

жизненно важных центров наступала остановка сердца и прекращалось дыхание.

Ответ:

Это

текст,

так

как

все

предложения

связаны

общей

темой.

Способ

связи

-

последовательный. Средства связи: повторение слов.

5.

Табак - это яд

Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада называют табак. В нем обнаружено до шести

тысяч самых различных компонентов, тридцать из которых относятся к разряду натуральных

ядов. Самыми страшными из них считаются канцерогены, то есть вызывающие рак. Более

килограмма этих веществ накапливается в легких у много и долго курящих.

Ответ:

Это

текст,

так

как

все

предложения

объединены

одной

темой.

Способ

связи

-

последовательный. Средства связи: местоимение, синоним.

Учитель: Ребята, сколько мы узнали о вреде курения. Я думаю, теперь никто из вас даже

мысленно не возьмет в руки сигарету. Да и Кот тоже никогда больше не будет курить. (Ответ)

Но мы должны предложить ему что-то взамен. Иначе он опять закурит. Что можно ему

посоветовать?

Ответы: Заняться спортом, искусством…

Учитель: Правильно. Я предлагаю написать мини-сочинение, в котором вы расскажете о

своем увлечении. Обязательно используйте при построении текста один из способов связи

предложений в тексте. (Выборочное чтение текстов)

4. Итог урока.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Пора подвести итог. Давайте вспомним, чем мы

занималичсь на уроке.

Ответ:

Анализировали

отрывки

текстов,

писали

мини-сочинения.

Но

самое

главное,

наверное, заключается в том, что мы доказали: курить - здоровью вредить.

Учитель: Интересно, а какая реакция у Кота? Подождите, поступило какое-то сообщение.

(Читаем письмо от Кота) Вот видите, оказывается наш труд не напрасен. Я благодарна всем,

кто работал на уроке.

Задавание на дом.

Напишите о своих впечатлениях от урока. Не забывайте строить текст по тем правилам, о

которых мы сегодня говорили.

Мне еще раз хочется вам напомнить, то "курить - здоровью вредить". И сколько бы вам ни

было лет (13-30-60), сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте

себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте

здоровы.

Кто курит табак - тот сам себе враг.

Табак уму не товарищ.

Курильщик - сам себе могильщик.

Спорт - это здоровье.

Выводы.

В настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для

многих

отраслей

знаний,

среди

которых

особое

место

отводится

педагогической

науке,

призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и

сохранять здоровье человека.

Очевидно,

что

задачи

школы

и

каждого

учителя

по

подготовке

ученика

к

самостоятельной

жизни

предполагают

необходимость

формирования

у

него

культуры

здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми

знаниями, формирование соответствующих навыков.

Рассмотрев возможности включения элементов здоровьесбережения в преподавание

уроков русского языка, можно прийти к выводу, что на всех этапах учебного процесса и

практически на каждом уроке возможна системная работа по воспитанию культуры здоровья

через интегративный подход в обучении.



В раздел образования