Автор: Рябова Наталия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №73 "Дельфин" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Лето" Раздел: дошкольное образование
Конспект первой части занятия в подготовительной группе по теме "Времена
года", с использованием кинетического песка.
Тема: "В гостях у Лесовичка летом"
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;
Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные
признаки из внешнего вида;
Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям;
Расширять и углублять знания детей о жизни растений и животных, их
приспособление в природе;
Закрепить знания о дарах лета (съедобных и несъедобных ягодах и грибах);
Формировать умение правильно вести себя в природе;
Развивать у детей умение узнавать, называть по листу – дерево;
Различать и называть насекомых, обитающих в лесу.
С помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года;
Продолжать формировать навыки умения работать с кинетическим песком.
Уметь слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы
сверстников.
Дополнительная работа: Наблюдения, экскурсии в разное время года, чтение
рассказов о животных и растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц,
народных примет, игр, составление описательных рассказов о природе, беседы,
рассматривание иллюстраций; на занятиях ИЗО – рисование природы, животных,
лепка сюжетов “времена года”, животных, аппликация – создание коллективных
работ на темы “Дары лета”, “Золотая осень”, “Ёлочка живи” и др.; работа в
природном уголке по уходу за комнатными растениями, животными; посадка лука,
семян для рассады цветов и т.п.
Материал: Оформление зала по временам года “Лето”, “Осень”, “Зима”; игрушки
– дикие животные, муляжи насекомого и грибов; предупреждающие знаки по
охране обитателей леса; оборудование для игр “Путаница”, муляжи ягод, осенние
листья “Назови лист от какого дерева”; Лесовичок, Лето, индивидуальные ёмкости
с кинетическим песком, инструмент для работы с песком, валик, формочки.
Индивидуальная работа – помочь детям запомнить последовательность времён
года и их признаки.
Художественное слово – чтение стихов, загадывание загадок, поговорок.
Методические приёмы:
Беседа с музыкальным сопровождением;
Вопросы воспитателя детям;
Ответы детей индивидуальные и хоровые;
Сюрпризные моменты (приход Лесовичка и Лета); Снежный ком;
Проведение игр на закрепление знаний о знакомых им деревьях по листу;
определение и узнавание названия дерева по первому звуку на картинках;
“Путаница” и “Кто где живёт?”; музыкальная пауза – хоровод “Снег-снежок”.
Ход занятия
(Дети входят в красочно украшенный зал)
В: Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в лес, где встретим много интересного.
Но в лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушать покой лесных
жителей и не навредить природе. Итак, мы отправляемся в путь. Звучит музыка –
дети заходят в “лес”. Слышаться голоса птиц, шорох шагов…
На фоне музыки дети читают стихи:
“Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не у таи,
Ты же видишь: мы свои!”
(С. Погореловский)
В: Как вы думаете, в какое время года мы попали?
Д: (ответы детей)
В: Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
Д: (ответы детей)
В: Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы ещё знаете?
Д: (ответы детей)
В: Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в
лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.
(Из-за ёлок выходит Лесовичок)
Л: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?
Д: (ответы детей)
Л: Я живу здесь в лесу уже много лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей:
белки, зайцы, лисы и даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не
шумели, не ломали деревья. Да, а вы умеете вести себя в лесу?
Д: (ответы детей)
Л: Я могу с вами прогуляться по лесу, может в чём-то и пригожусь. Но прежде чем
отправиться в путь, отгадайте загадки:
“Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.”
“Стоит Алёна –
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан.”
Д: (ответы детей)
В: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают ещё и другие деревья. Правда, ребята?
(
Дети называют другие деревья)
В: Лесовичок, а мы можем рассказать тебе стихотворение о лете.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянишь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
Л: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку в
моём лесу.
В: Лесовичок, да тут у тебя ещё и знаки какие-то стоят. А давай-ка спросим у
детей, знают ли они их?
(Дети объясняют, что обозначает каждый знак)
Л: Молодцы!
- у меня для вас сюрприз...
Ребята, пока мы с вами беседовали, нам лесной
почтальон принёс посылку.
-От кого же она и что в ней?
Воспитатель открывает посылку и достаёт ёмкость с кинетическим
песком и конверт с письмом.
- Сейчас я вам прочитаю письмо и вы догадаетесь, от кого оно.
"Дорогие ребята, я узнал, что в гостях у Лесовичка. У него в летнем лесу
много чего интересного, но я не смогу попасть туда, но очень хочу
увидеть, чем лето одарило лес.!
Л- Ну, как догадались, от кого эта посылка?
ответы детей.
- Эта посылка с необычным песком от самого Повелителя песка. А как
называется такой песок?
- кинетический.
Л.- И сейчас я предлагаю создать из песка то, что вы видели в лесу.
Давайте вспомним, чем запомнился нам лес летом.(выставляет муляжи
ягод, грибов, насекомых, картинки с растениями, деревьев) и т.д.
(звучит музыка)
Дети работают с песком. Лесовичок и Лето помогают в работе.
В:Ребята, давайте расскажем о своих поделках нашим друзьям и
оформим выставку наших работ под названием "Дары лета".
л: Молодцы, друзья. Спасибо за такие прекрасные работы, мне очень
понравились они и я рад, что вы так хорошо узнали мой летний лес и
его обитателей, запомнили дары лета.
- До свидания друзья! Жду вас в гости осенью!