Напоминание

Агрегатные состояния вещества


Автор: Волкова Людмила Павловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Тастуба
Населённый пункт: Дуванского района, республики Башкортостан
Наименование материала: Разработка урока физики для 8 класса
Тема: Агрегатные состояния вещества
Раздел: полное образование





Назад




Урок физики в 8 классе.

Составитель: Волкова Л.П. ,учитель физики высшей квалификационной

категории.МБОУ СОШ с.Тастуба Дуванского района РБ

Тема: Агрегатные состояния вещества

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Форма организации учебной деятельности: Групповая

Цели урока:

- Осмысление изучаемых физических явлений и законов (что, почему и зачем надо

знать и уметь).

- Расширение знаний по теме, закрепление навыков практического применения

законов физики.

- Развитие умения самостоятельно принимать решение, высказывать свое мнение,

правильно говорить.

- Создание условий для более уверенного и активного поведения учащихся в

условиях групповой работы.

Особенности урока (он сдвоенный):

1)

этот урок нацелен не только на повторение фактического материала, но и на

продолжение работы по формированию умений искать информацию, решать

задачи, применять знания в разных ситуациях, слушать сообщения, делать

самостоятельно сопоставление и вести исследование, давать характеристику

изучаемой величины;

2)

на уроке учащиеся заняты только самостоятельной деятельностью, причем

разной по характеру, что ребятам нравится;

3)

на каждом этапе урока учащиеся дают друг другу взаимооценку, а это влияет

на их желание активно работать, добиться хороших успехов.

Отличительные черты урока – разнообразие работ, участие всех, взаимооценка,

выстраивание системы знаний.

Оборудование: предметный столик, стакан с водой, емкость со льдом, лабораторная

плитка, бумажная коробочка, термометр, спирт, вата, вентилятор, газированная

вода, насос Камовского, колба с пробкой и трубкой, карточки-задания, опорная

схема, таблица «Оценки за урок» (3-4 шт.).

План урока:

1 Организационный момент

2 Мотивация

3 Выступление групп «Сообщение по теме»

4 Экспериментальные задания

5 Задание-анаграмма

6 Решение задач

7 Тепловые явления вокруг нас

8 Вывод

9 Домашнее задание

10 Подведение итогов.

Ход урока:

Парты в кабинете расставлены так, что учащиеся могут объединиться для работы в

группах. На каждом столе табличка с указанием группы: L C λ

В перерыве при входе в кабинет учащиеся получают билетики (кому что выпадет)

с надписями C, λ или L, если учащихся в классе большее количество, то можно

билетики с надписью q .

Объявляется, что среди билетов есть два счастливых (сюрпризный момент).

Ученики рассаживаются за столы в соответствии с полученными билетиками.

1 Организационный момент

Учитель: Сегодня вы работаете в группах. Работу координирует руководитель

группы, сейчас вы его сами выберите. Оценку за урок получит каждый из вас. Все

вопросы обсуждаете совместно в полголоса, совместно выставляете друг другу

оценки на каждом этапе урока.

2 Мотивация

* На предметном столике стакан с водой и кусочки льда, стакан накрыт стеклом.

Учитель задает ряд вопросов:

- Что вы видите перед собой?

- Что может произойти и при каких условиях?

- Как называются эти процессы?

и др.

Учащиеся быстро обсуждают и дают ответы. Учитель формулирует тему и цели

урока.

* Демонстрируется опыт

Кипячение воды в бумажной коробочке на лабораторной плитке

Демонстрационный

стол

(плитка включена заранее, опыт уже идет).

Учитель: Придумайте вопрос или вопросы, касающиеся этого опыта.

Далее группы обмениваются вопросами и формулируют ответы (устно).

( Возможные вопросы: Почему бумага не горит? Назовите тепловые процессы,

которые здесь происходят или могут произойти? Дать определения этим

процессам? и др.).

В группах выставляется первая оценка.

3 Выступление групп

Каждая группа готовит сообщение по теме в зависимости от таблички на столе

C - Нагревание и охлаждение тел

λ - Плавление и кристаллизация

L – Испарение и конденсация

По теме необходимо дать все определения, записать формулы, начертить

графики, охарактеризовать изменения температуры, внутренней энергии.

Привести примеры. На подготовку отводится 5-6 мин., при этом можно

пользоваться рабочими тетрадями. В выступлении у доски принимают участие

все члены группы.

После завершения этой работы в группах выставляется вторая оценка.

4 Экспериментальные задания

Задания сформулированы на карточках. Каждая группа вытягивает одну из них.

Проводят эксперимент, обсуждают, делают вывод, затем 1 или 2 представителя

группы объясняют решение задания для всего класса.

Примеры заданий:

1)

Оборудование: термометр, ватка, спирт, вентилятор.

К резервуару термометра прикрепить ватку, смоченную спиртом. Что вы

наблюдаете, как это можно объяснить? Пронаблюдайте, что будет

происходить, если при этом включить вентилятор? Дайте объяснение.

Приведите другие подобные примеры.

2) Оборудование: бутылка минеральной газированной воды (еще не

открытая).

Пронаблюдайте выход пузырьков из газированной воды. Объясните

сходство и различие этого процесса с кипением.

3)Оборудование: стакан-мензурка с водой, лед в емкости.

Лед опустить в воду, изменится ли ее уровень и как, когда весь лед

растает.

Предполагаемый результат объяснить.

Выставляется третья оценка в группах.

Первый урок на этом заканчивается, если до звонка остается время, то учитель

может продемонстрировать опыт кипения воды при температуре меньше 100˚C,

если давление в сосуде с помощью насоса создать меньше атмосферного.

5 Задание-анаграмма

Каждая группа учащихся получает таблицу. Необходимо соотнести

высказывание с соответствующим процессом (или процессами). При этом в

пустые клетки проставить буквы анаграммы.

Испарение

Кипение

Т происходит при определенной температуре

Л происходит при любой температуре

Е это процесс парообразования (превращения жидкости в пар)

П зависит от температуры

Т зависит от площади поверхности жидкости

О не требует постоянного источника теплоты и никогда не прекращается

Л прекращается без подвода к жидкости теплоты

М температура жидкости понижается

О температура жидкости не меняется

Ответ: летом тепло

Выставляется четвертая оценка в группах.

6 Решение задач

Группы получают карточки с задачей

-Какое количество теплоты необходимо для превращения 1кг. льда, взятого

при температуре -20˚C, в пар?

-Какое количество природного газа для этого нужно сжечь?

После коллективного решения каждая группа озвучивает ответ. Затем

оформляют решение в тетради. Руководитель группы контролирует эту работу.

Выставляется пятая оценка в группах.

7 Тепловые явления вокруг нас

Учитель задает ряд вопросов-заданий. Руководитель группы поднимает руку,

если ответ найден; отвечает любой член группы.

Можно задать следующие вопросы:

1)

Как будете охлаждать воду в кастрюле с крышкой с помощью льда?

2)

Предложите способ охлаждения воды в бутылке, если нет холодильника,

но есть марля или ткань и тарелка с водой.

3)

Можно ли вскипятить воду в пробирке, опустив ее в сосуд с кипящей

водой (водяная баня)?

4)

На сильном или слабом огне быстрее сварится мясо до готовности, если

бульон довели до кипения?

5)

Будет ли испаряться вода из стакана, если его перенести из теплой

комнаты в холодное помещение?

и др.

Выставляется шестая оценка в группах.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами повторили, можно сказать привели в

систему знания по теме: «Агрегатные состояния вещества», узнали по этому

вопросу много нового и в этом – большая заслуга самих. А теперь давайте еще

раз пройдемся по всему материалу.

Повторение по опорной схеме «Изменение агрегатных состояний вещества»

8 Домашнее задание (творческое)

Написать мини сочинение с использованием слов: парообразование, облака,

роса, испарение, кипение, конденсация.

9 Подведение итогов

Учитель: А сейчас давайте подведем итоги. (Результаты оглашают руководители

групп).

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, как вы дополняли друг друга.

Благодарю всех вас за полезный и хороший труд.

P.S.: А счастливый билет? Ах, да, ребята, у кого на билетике есть звездочка? Вы

на память о сегодняшнем уроке получаете календарик (урок по теме проходит в 1-

й половине декабря).



В раздел образования