Автор: Приходько Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 32 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г. Коломна, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Как Лунтик узнал о домашних животных"
Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего
вида детский сад № 32 «Аленький цветочек», г.о. Коломна
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
на тему: «Как Лунтик узнал о домашних животных».
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Приходько Наталья
Михайловна
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи
: Обобщение и систематизация знания детей о домашних
(животных, внешних признаках, чем питаются, как подают голос, где живут, кто детёныши, какую
пользу приносят человеку). Обучение словообразованию, отгадыванию загадок, умению детей
отвечать на вопросы полным предложением, составлению рассказа - описания по предложенной
схеме.
Совершенствование
грамматического
строя
речи
(образование
падежных
форм
существительных,
существительных
множественного
числа,
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами, согласование существительных с числительными, обогащение словарного запаса
глаголами).
Коррекционно-развивающие
задачи:
Развитие
диалогической
и
монологической
речи,
зрительного внимания и восприятия, долговременной памяти, речевого слуха и фонематического
восприятия, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные
задачи.
Формирование
интереса
к
живой
природе,
доброжелательности, навыков сотрудничества, ответственности, инициативности.
Оборудование: Демонстрационный материал
– аудиозапись голоса животных, предметные
картинки домашних животных, фрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья» и заставка к
телепередачи «В мире животных», презентация к занятию, интерактивный сенсорный стол, игры на
интерактивном
сенсорном
столе
«Соедини
картинки»
и
«Покормим
домашних
животных»,
карточка – подсказка к игре «Хлоп ладошка», карточки схемы для составления описательного
рассказа, загадок о домашних животных.
Раздаточный материал
: игра «Логика- Малыш», карточки к игре «Логико-Малыш» с заданием:
«Назовите детёнышей домашних животных», игрушки домашние животные по количеству детей.
Словарь:
Животные, бык, корова, теленок, коза, козел, козлёнок, баран, овечка, ягненок, конь,
лошадь, жеребенок, кошка, кот, котёнок, собака, пес, щенок, свинья, кабан, поросенок, грива, вымя,
копыта, рога, хвост, конюшня, коровник, свинарник, овчарня, телятник, будка, конура, сарай, загон,
мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать.
Ход занятия.
I.
Оргмомент.
Учитель-логопед:
Ребята, у нас гости сегодня. Поздороваемся с ними.
Дети:
Здравствуйте!
Учитель-логопед:
А ещё у нас в гостях, кто? Сейчас увидим.
(Видеофрагмент из мультфильма «Лунтик и его друзья» с наложенным текстом где Лунтик
рассказывает, как он был в деревне, видел кого-то, но не знает кого. Просит, чтобы ребята ему
рассказали, кто же это.)
II.
Основная часть.
Учитель-логопед:
Какой любознательный Лунтик. Поможем ему?
Дети:
Да!!!
Учитель-логопед:
Слушаем мелодию, которую он для вас записал.
(Звучит мелодия из передачи “В мире животных”)
Эту мелодию мы с вами уже слышали. Эта мелодия с телепередачи….
Дети:
“В мире животных”.
Учитель-логопед:
Вы догадываетесь, о ком Лунтик хочет узнать?
Дети:
Да. Лунтик хочет узнать о животных.
Учитель-логопед:
Каких животных вы знаете?
Дети:
Знаем диких и домашних животных.
Учитель-логопед:
О каких животных хочет узнать Лунтик, вам подскажут загадки.
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её – (Корова)
У неё большая грива,
Ушки и копытца
Покатает того игриво,
Кто не побоится.
У неё шёрстка гладка,
Кто же это?- (лошадка)
Так о каких животных вы отгадывали загадки?
Дети:
Отгадывали загадки о домашних животных.
Учитель-логопед:
Ребята,
Лунтик хочет узнать о домашних животных. Но ведь он может и не
запомнить всё, что мы расскажем о домашних животных.
А что вам помогает составлять и запоминать рассказы?
Дети:
Составлять и запоминать рассказы нам помогают карточки-схемы.
Учитель-логопед:
(Выставляются карточки схемы на ковролин).
О чем вы будете рассказывать?
Дети:
Назовём домашнее животное, как подаёт голос, назовём части тела, чем покрыто тело, где
живёт, чем питается, кто детёныши, расскажем о пользе, какую животное приносит людям.
Учитель-логопед:
Вот и сегодня эти карточки-схемы нам и Лунтику помогут. И так…
Лунтик предлагает послушать голоса животных, тех, которых он видел в деревне.
Будьте внимательными, потому что нужно назвать всех животных, не повторяя их.
Дети:
Слушают аудиозапись голоса домашних животных.
Учитель-логопед:
Запомнили?
Подойдите к загону и выберите домашнее животное, голос которого узнали. Назовите кто это?
Дети:
Это корова (это лошадь и т.д.).
Учитель-логопед:
Назовите голос кого вы узнали? Как подает голос, это животное (мычит, ржёт,
мяукает, блеет, хрюкает, лает). Отвечаем по цепочке. Готовы?!
Дети:
Я узнал голос коровы, она мычит (лошади, кошки и т.д.).
Учитель-логопед:
Ребята, пожалуйста, расскажите о частях тела животных и чем оно покрыто.
Дети:
Рассказывают о частях тела коровы (лошади, свиньи, кошки).
Учитель-логопед:
Вернём домашних животных в загон - пусть отдохнут.
Дети:
Ставят игрушки на место.
Учитель-логопед:
Подойдите
к
волшебному
(интерактивному)
столу,
рассмотрите
картинки,
расскажите кто где живёт?
Дети:
Лошади живут в конюшне, коровы живут в сарае, коровнике, телята в телятнике, собака в
будке, конуре, овцы в овчарне, свиньи в свинарнике, коты в доме, квартире.
Учитель-логопед:
Ребята, вы знаете чем питаются домашние животные, и кто как ест?
Расскажите и покормите животных.
Дети:
Да! (играют в игру «Покормим домашних животных» на интерактивном столе).
Собака
грызёт косточку, кошка лакает молоко, корова, коза, овца лошадь жуют траву, лошадь любит овёс,
свиньи едят варёные и сырые овощи.
Учитель-логопед:
Ребята, вы назвали домашних животных, рассказали, как они подают голос, об
их частях тела, чем оно покрыто, где живут животные, чем питаются. Вам нужно найти детёнышей
домашних животных. В этом поможет вам игра «Логико Малыш».
Подойдите к рабочим столам, сядьте правильно на стульчики. Чтобы выполнить это задание нам
нужны ловкие и дружные пальчики.
В этом нам помогает игра «Дружба».
Дружат в нашей группе –
основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на
каждое слово соединять пальцы друг с дружкой
Девочки
и мальчики.
– переплести пальцы обеих рук между собой(расслабление), в
конце слова разъединить
Мы сейчас подружим
–
основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на
каждое слово соединять пальцы друг с дружкой
Маленькие пальчики.
– переплести пальцы обеих рук между собой(расслабление), в
конце слова разъединить
1-2-3-4-5
– соединять подушечки пальцев правой и левой рук
разъединить пальцы рук.
Начинаем счёт опять.
–
основание ладоней соединить, пальцы сильно напряжены, на
каждое слово соединять пальцы друг с дружкой
1-2-3-4-5
– соединять подушечки пальцев правой и левой рук
Мы закончили считать.
разъединить пальцы рук.
Что вам нужно сделать?
Дети:
Нам нужно найти детёнышей домашних животных.
Учитель-логопед:
Выполните задание, проверьте себя. Тот, кто справится с заданием, посчитает и
назовёт сколько домашних животных на второй стороне карточки.
Дети:
(Дети выполняют задание, проверяют себя, называют количество домашних животных).
Учитель-логопед:
Подойдите
к
волшебному
столу,
посмотрите
картинки,
назовите
ласково
детёнышей домашних животных, и кто у них мама и папа.
Дети:
У телёночка- мама корова, папа бык; у жеребёночка- мама лошадь, папа конь, у поросёночка-
мама свинья, папа боров, у ягнёночка- мама овца, папа баран, у козлёночка- мама коза, папа козел,
у котеночка- мама кошка, папа кот, у щеночка- мама собака, папа пёс.
Учитель-логопед:
Вот последняя схема, о чём расскажите?
Дети:
О том какую пользу приносят людям домашние животные.
Учитель-логопед:
В этом вам поможет игра «Соедини картинки».
Подойдите к волшебному столу,
посмотрите на картинки. Соедините картинки, скажите о пользе домашнего животного.
Дети:
Корова даёт молоко, лошадь перевозит грузы на телеге, собака охраняет дом и т.д.
Учитель-логопед:
Ребята, а эта карточка что вам подсказывает?
Дети:
Эта наша любимая игра “Хлоп ладошка”.
Учитель-логопед:
Встанем парами и поиграем. (Движения по тексту)
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка
Хлоп другая!
Правой правую
Ладошку
Мы пошлёпаем
Немножко.
А потом
Ладошкой левой
Ты хлопки
Погромче делай.
А потом, потом, потом
Левой правую побьём.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам
Шлёп, шлёп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлёпай!
Можем хлопнуть
За спиной
Хлопаем
Перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест
Руки сложим!
Учитель-логопед:
И так по всем схемам мы рассказали о домашних животных. Ребята, а что ещё
мы умеем составлять с помощью карточек-схем?
Дети:
С помощью карточек-схем мы умеем составлять загадки.
Учитель-логопед:
Составим загадки
о
домашних
животных,
«стрелочка»
выберет
того,
кто
составит загадку о домашнем животном, не называя его, по схеме, а мы внимательно послушаем и
отгадаем. «Стрелочка крутись, крутись и на мне остановись».
Дети:
(Один ребёнок составляет рассказ-описание, не называя животного, остальные дети слушают
и угадывают о ком идёт речь (2-3 загадки).
III. Итог.
Учитель-логопед:
Вечером воспитателям составите рассказ, загадку о домашнем животном по
схеме. Такую же схему и видео нашего занятия мы отправим по компьютеру Лунтику, чтобы он
побольше узнал о домашних животных. Ребята, Лунтику мы помогли?
Дети:
Да, помогли.
Учитель-логопед:
Как вы оцениваете свою помощь, отметьте на светофорчике. Наше занятие
окончено, спасибо ребята. Попрощаемся с гостями. Всего доброго.