Напоминание

WEB-инструменты для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ


Автор: Федорова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №132
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: WEB-инструменты для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Раздел: полное образование





Назад




Позавидую тем предметникам, которые не выводят весь

класс на ОГЭ и ЕГЭ, или их предметы выбирают только часть

класса по выбору. Работаю в школе более 30 лет и с 2002 года

сдаю с детьми ЕГЭ. Помню растерянность первых лет, к чему

готовить и самое главное, как? В те времена можно было для

каких-то классов найти тематические тесты, но, как правило,

очень низкого качества. Я помню, как мы сами сочиняли тесты

по некоторым темам. Традиционная система экзаменов была

разрушена.

Приходилось

учиться

на

ходу,

ведь

с

тестовой

системой мы практически не встречались, а это особый вид

работы и подготовки. Пришлось разбираться с тем, что же

такое тест, и какие функции он выполняет?

В

СССР

условий

для

занятий

тестами

фактически

не

было. Я не помню ни одного теста, написанного за школьной

партой.

Тестирование в СССР и России периода пятидесятых -

семидесятых годов нашего столетия можно охарактеризовать

как

застой.

Над

общественным

устройством

жизни

довлел

субъективизм членов Политбюро ЦК КПСС. Субъективизм,

как

известно,

мировоззренческая

позиция,

игнорирующая

объективный

подход

к

действительности,

отрицающая

объективные

законы

природы

и

общества.

Он

всегда

препятствовал развитию общества, а вместе с тем, и тестовых

методов объективного контроля знаний.

В

СССР

много

писалось

о

вредности

и

буржуазности

тестов,

о

недопустимости

использования

последних

в

педагогической науке и практике. Субъективизму и связанным

с

ним

различным

нарушениям

противопоставляется

такая

система

организации

контроля,

которая

исключила

бы

отрицательные

проявления

в

принципе,

опиралась

бы

на

объективированные

методы.

Однако

в

рамках

авторитарной

2

педагогики контроль нередко становился средством не столько

побуждения,

сколько

принуждения

к

хорошей

учебе,

что

вызывало нередко негативную реакцию учащихся.

Анализ положения дел с тестовым контролем в СССР и в

других странах показывал: многие страны опережали нас по

масштабам

практической

работы,

по

финансированию

научных исследований, по числу публикаций, по подготовке

научных кадров, по уровню и качеству развития теории тестов,

по технической и программно-вычислительной оснащенности

тестового процесса. Наиболее развитые в тестовом отношении

страны

-

Нидерланды,

США,

Англия,

Япония,

Дания,

Франция,

Израиль,

Финляндия,

Канада,

Австралия,

Новая

Зеландия. Нет никакой случайности в том, что в этот список

попали

страны

с

высоким

уровнем

жизни

населения.

По

мнению В.С. Аванесова, здесь связь опосредована цепочкой:

применение

тестов

благотворно

влияет

на

каче ство

образования;

качество

образования

связано

с

качеством

управления;

качественное

управление

создает

предпосылки

для

повышения

качества

жизни

населения.

Такова

удивительная связь тестов с качеством жизни.

Хотя интерес к тестам в СССР заметно вырос, ситуация с

ними не только не улучшилась, а в некотором отношении даже

ухудшилась. Кажущаяся простота создания тестов в сочетании

с

конъюнктурными

интересами

породили

множество

некачественных

самоделок,

дискредитирующих

этот

перспективный метод научной организации самоконтроля и

объективного педагогического контроля знаний. Тестирование

становилось

своего

рода

модой,

особенно

в

престижных

школах, где тесты начинают применять вместо приемных и

выпускных экзаменов. Отчасти это происходило из-за того, что

3

наиболее распространенным и признанным в мире методом

объективной оценки знаний считался именно тест.

И

это

не

случайно.

Тесты

дают

возможность

заметно

улучшить

образовательный

процесс,

потому

что

обладают

рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний;

являясь обязательной частью многих педагогических новаций,

они снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить

индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и

итоговой

подготовке.

В

сочетании

с

персональными

компьютерами,

тесты

помогают

перейти

к

созданию

современных

систем

адаптивного

обучения

и

контроля

-

наиболее современных организации учебного процесса. Без

тестов

невозможен

переход

к

самой

прогрессивному

на

сегодня

обучению

учащихся

на

основе

так

называемой

системы полного усвоения знаний. Именно в такой системе

тесты и задания в тестовой форме буквально пронизывают всю

учебную деятельность преподавателей и учащихся. Обучение

начинается с входного тестирования, сопровождается текущим

контролем

с

помощью

заданий

в

тестовой

форме

и

заканчивается

объективным

тестированием

учебных

достижений.

Кроме

того,

тесты

позволяют

наладить

самоконтроль - самую полезную для обучения и гуманную

форму

контроля

знаний,

а

также

организовать

рейтинг

-

эффективное

средство

повышения

учебной

мотивации.

В

настоящее время в нашей стране появилось несколько центров,

в которых профессионально занимаются работой с тестовыми

технологиями.

Среди

наиболее

активных

следует

отметить

Центр

тестирования

Министерства

образования

Российской

Федерации,

занимающийся

тестированием

выпускников

общеобразовательных

учреждений,

Центр

тестирования

профессионального

образования,

Центр

психологического

и

профессионального тестирования МГУ и целый ряд других.

4

Тестирование

в

педагогике

выполняет

три

основные

взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и

воспитательную. (2 слайд)

I.

Диагностическая функция заключается

в

выявлении

уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и

самая очевидная функция тестирования. По объективности,

широте

и

скорости

диагностирования,

тестирование

превосходит все остальные формы педагогического контроля.

II.

Обучающая функция

т е с т и р о в а н и я

с о с т о и т

в

мотивировании к активизации работы по усвоению учебного

материала.

III.

Воспитательная функция проявляется в периодичности

и

неизбежности

тестового

контроля.

Это

дисциплинирует,

организует

и

направляет

деятельность

учащихся,

помогает

выявить

и

устранить

пробелы

в

знаниях,

формирует

стремление развить свои способности.

Преимущества и недостатки

По

сравнению

с

другими

формами

контроля

знаний

тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества

I.

Тестирование

является

более

качественным

и

объективным способом оценивания, его объективность

достигается

путем

стандартизации

процедуры

проведения, проверки показателей качества заданий и

тестов целиком.

II.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит

всех

учащихся

в

равные

условия,

как

в

процессе

контроля,

так

и

в

процессе

оценки,

практически

исключая

субъективизм

преподавателя.

Тестирование

позволяет снизить количество апелляций более чем в

5

три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для

всех учащихся вне зависимости от места проживания,

типа и вида образовательного учреждения, в котором

тестируются учащиеся.

III.

Тесты — это более объёмный инструмент, поскольку

тестирование может включать в себя задания по всем

темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося

по

всему

курсу,

исключив

элемент

случайности

при

вытаскивании

билета.

При

помощи

тестирования

можно

установить

уровень

знаний

учащегося

по

предмету в целом и по отдельным его разделам.

IV.

Тест — это более точный инструмент, так, например,

шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20

делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний

— только из пяти.

V.

Тестирование более эффективно с экономической точки

зрения.

Основные

затраты

при

те стировании

п р и х о д я т с я

н а

р а з р а б о т к у

к а ч е с т в е н н о г о

инструментария. (Слайд)

Недостатки

I.

Разработка

качественного

тестового

инструментария

длительный,

трудоемкий

и

дорогостоящий

процесс.

Стандартные

наборы

тестов

для

большинства

дисциплин имеют не очень высокое качество.

II.

Данные,

получаемые

преподавателем

в

результате

тестирования, хотя и включают в себя информацию о

пробелах

в

знаниях

по

конкретным

разделам,

не

позволяют судить о причинах этих пробелов.

III.

Тест

не

позволяет

проверять

и

оценивать

высокие,

продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством,

6

т о

е с т ь

в е р о я т н о с т н ы е ,

а б с т р а к т н ы е

и

методологические знания.

IV.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную

сторону.

Учащийся

при

тестировании,

в

отличие

от

устного

или

письменного

экзамена,

не

имеет

достаточно

времени

для

сколько-нибудь

глубокого

анализа темы.

V.

Обеспечение

объективности

и

справедливости

теста

требует

принятия

специальных

мер

по

обеспечению

конфиденциальности тестовых заданий. При повторном

применении

теста

желательно

внесение

в

задания

изменений.

VI.

В

тестировании

присутствует

элемент

случайности.

Например,

учащийся,

не

ответивший

на

простой

вопрос,

может

дать

правильный

ответ

на

более

сложный. Причиной этого может быть, как случайная

ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во

втором. (Слайд)

За 15 лет было преодолено много трудностей, но каждый

раз

сталкиваешься

с

новыми

и

новыми

проблемами.

Что

означает подготовить ученика к итоговым испытаниям? На

мой

взгляд

существует три составляющих для получения

удачных результатов на экзамене.

Во-первых, знание предмета.

В о - в т о р ы х , у м е н и е

п р а в и л ь н о

з а п о л н я т ь

экзаменационные бланки и знание прав и обязанностей

участников экзамена.

И

последнее: психологическая

готовность

учеников

показать свои знания на экзамене. (слайд)

7

Конечно,

сейчас

мы

хорошо

знаем

спецификацию

экзамена,

существует

огромное

количество

тестов

разных

авторов, но как оптимизировать свою работу и учеников так,

чтобы на выходе не было провалов и разочарований, избавив

их и себя от лишней работы? Представлю вам результаты

сдачи ЕГЭ и ОГЭ за последние несколько лет. (слайд).

Возникает

вопрос,

-

когда

начинать

готовить

к

итоговой

аттестации, нужно ли это вообще делать или это дело каждого

ребенка? Мнений много, считают и на самом высоком уровне,

что если учащийся знает предмет, то его готовить к экзамену

нет нужды, такой учащийся сдаст экзамен без затруднений.

Конечно,

встречаются

ученики,

которым

не

нужна

наша

помощь в подготовке к экзамену, но таких, к сожалению, не

много даже в профильных классах, почему - это другой вопрос.

В своей работе начинаю подготовку как можно раньше. На мой

взгляд, чем разнообразнее будут тестовые задания и чем их

будет

больше,

тем

лучше

результат.

Традиционно

мы

использовали

печатные

тесты,

которые

нужно

было

размножить,

лучше

все

варианты

разные

-

по

известным

причинам, потом потратить уйму времени, чтобы проверить,

выставить отметки в журнал и повторить процесс вновь и

вновь. К основным тетрадям добавляется еще пачка тетрадей,

которую

нужно

проверить,

посчитать

первичный

балл,

по

результатам прошлого года поставить отметку, вложить новый

тест и вновь запустить процесс. А если не один выпускной

класс,

то

сколько

времени

уходит?

Зададимся

вопросом,

а

сколько тестов должен решить ученик в классе, чтобы быть

уверенным

в

своих

результатах

на

экзамене?

Как

разнообразить эту работу? И что не маловажно высвободить

хоть какое-то время от бесконечной проверки? Современные

8

технологии

представляют

нам

такую

возможность.

Наши

ученики не мыслят свою жизнь без интернета. И я стала искать

веб-инструменты для подготовки к экзаменам. Сейчас уже не

представляю

своей

работы

без

образовательного

портала

Дмитрия Гущина. (слайд)

Этот портал не только для математиков, но и для всех

предметников которые сдают экзамены в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Чем замечателен этот портал? Здесь учитель может составить

варианты для проверки знаний учащихся из имеющегося банка

заданий или добавить свои задачи. Система запоминает работы

и

результаты

учащихся.

Проверка

заданий

первой

части

осуществляется компьютером, решение второй части учащиеся

могут

загрузить

в

систему,

а

учитель

сможет

оценить

и

прокомментировать

их.

Результаты

проверки

появятся

в

статистике учителя и в статистике учащихся автоматически.

Статистика показывает, где пробелы ученика, и для отработки

этого материала можно составить тест на отработку данной

проблемы.

Можно

составить

домашнюю

работу,

которую

ученик

сможет

проверить

по

ответам,

а

можно

задать

контрольную

работу,

у

которой

ответы

только

у

учителя.

Можно ограничить временной интервал, в течении которого

работа

будет

доступна

для

ученика,

чтобы

мотивировать

аккуратность

отправления

работ.

Можно

задать

критерии

своих оценок и так далее. Карантин или болезнь учителя могут

быть восполнены с помощью данного портала, там есть раздел

дистанционного обучения, который меня выручал много раз. В

этом

разделе

можно

размещать

необходимые

методические

материалы, давать задания и оценивать их. На этом портале

можно начинать работу в любом классе.

9

Регистрация и навигация на портале очень проста, тем

более все вопросы можно задать администраторам сайта и

получить ответ.

Раздел для дистанционного обучения

Учитель

может

создать

неограниченное

количество

курсов для тех или иных групп учащихся.

Учащиеся

могут

записаться

на

неограниченное

количество курсов к любому учителю.

Учитель

курса

формулирует

учащимся

задания,

в

том

числе используя возможность разместить на странице курса

свои собственные теоретические или практические материалы.

Учащиеся

выполняют

задания

и

сообщают

об

этом

учителю, в том числе прикрепляя к сообщению те или иные

материалы.

Учитель может оказывать учащимся консультации, давать

советы по освоению курса, следить за их успехами. (Слайд)

Курсы, на которые я записан:

Номер

Название курса

Описание

1408

п о д г о т о в к а

к

экзамену 7 класс

В 7 классе ученики готовятся к

экзамену по алгебре и геометрии,

в

помощь

им

и

их

родителям

экзаменационный

материал по

теории и практике.

3998

П о д г о т о в к а

к

промежуточной

аттестации в 8 классе

Выполнить

вариант

№7823981

несколько

раз,

каждый

раз

у

вас

появятся новые задания.

10

Подведем очевидные итоги:

I.

Повышаем уровень знаний учащихся.

II.

Снижаем

психологическую

напряженность

перед

экзаменом.

III.

Разгружаем ученика от излишней писанины.

IV.

Разгружаем учителя от ксерокопирования тестов.

V.

Количество генерируемых тестов бесконечно.

11

Литература

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр

тестирования, 2002.

Майоров

А.Н.

Теория

и

практика

создания

тестов

для

системы образования: Как выбирать, создавать и использовать

тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.

М о р е в

И . А .

Образовательные

информационные

технологии.

Часть

2.

Педагогические

измерения:

Учебное

пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

Нейман

Ю.М.,

Хл ебников

В.А.

Педагогическое

тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования

МО РФ, 2002.

Челышкова

М.Б.

Теория

и

практика

конструирования

педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.



В раздел образования