Автор: Федорова Ирина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №132
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: WEB-инструменты для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Раздел: полное образование
Позавидую тем предметникам, которые не выводят весь
класс на ОГЭ и ЕГЭ, или их предметы выбирают только часть
класса по выбору. Работаю в школе более 30 лет и с 2002 года
сдаю с детьми ЕГЭ. Помню растерянность первых лет, к чему
готовить и самое главное, как? В те времена можно было для
каких-то классов найти тематические тесты, но, как правило,
очень низкого качества. Я помню, как мы сами сочиняли тесты
по некоторым темам. Традиционная система экзаменов была
разрушена.
Приходилось
учиться
на
ходу,
ведь
с
тестовой
системой мы практически не встречались, а это особый вид
работы и подготовки. Пришлось разбираться с тем, что же
такое тест, и какие функции он выполняет?
В
СССР
условий
для
занятий
тестами
фактически
не
было. Я не помню ни одного теста, написанного за школьной
партой.
Тестирование в СССР и России периода пятидесятых -
семидесятых годов нашего столетия можно охарактеризовать
как
застой.
Над
общественным
устройством
жизни
довлел
субъективизм членов Политбюро ЦК КПСС. Субъективизм,
как
известно,
мировоззренческая
позиция,
игнорирующая
объективный
подход
к
действительности,
отрицающая
объективные
законы
природы
и
общества.
Он
всегда
препятствовал развитию общества, а вместе с тем, и тестовых
методов объективного контроля знаний.
В
СССР
много
писалось
о
вредности
и
буржуазности
тестов,
о
недопустимости
использования
последних
в
педагогической науке и практике. Субъективизму и связанным
с
ним
различным
нарушениям
противопоставляется
такая
система
организации
контроля,
которая
исключила
бы
отрицательные
проявления
в
принципе,
опиралась
бы
на
объективированные
методы.
Однако
в
рамках
авторитарной
2
педагогики контроль нередко становился средством не столько
побуждения,
сколько
принуждения
к
хорошей
учебе,
что
вызывало нередко негативную реакцию учащихся.
Анализ положения дел с тестовым контролем в СССР и в
других странах показывал: многие страны опережали нас по
масштабам
практической
работы,
по
финансированию
научных исследований, по числу публикаций, по подготовке
научных кадров, по уровню и качеству развития теории тестов,
по технической и программно-вычислительной оснащенности
тестового процесса. Наиболее развитые в тестовом отношении
страны
-
Нидерланды,
США,
Англия,
Япония,
Дания,
Франция,
Израиль,
Финляндия,
Канада,
Австралия,
Новая
Зеландия. Нет никакой случайности в том, что в этот список
попали
страны
с
высоким
уровнем
жизни
населения.
По
мнению В.С. Аванесова, здесь связь опосредована цепочкой:
применение
тестов
благотворно
влияет
на
каче ство
образования;
качество
образования
связано
с
качеством
управления;
качественное
управление
создает
предпосылки
для
повышения
качества
жизни
населения.
Такова
удивительная связь тестов с качеством жизни.
Хотя интерес к тестам в СССР заметно вырос, ситуация с
ними не только не улучшилась, а в некотором отношении даже
ухудшилась. Кажущаяся простота создания тестов в сочетании
с
конъюнктурными
интересами
породили
множество
некачественных
самоделок,
дискредитирующих
этот
перспективный метод научной организации самоконтроля и
объективного педагогического контроля знаний. Тестирование
становилось
своего
рода
модой,
особенно
в
престижных
школах, где тесты начинают применять вместо приемных и
выпускных экзаменов. Отчасти это происходило из-за того, что
3
наиболее распространенным и признанным в мире методом
объективной оценки знаний считался именно тест.
И
это
не
случайно.
Тесты
дают
возможность
заметно
улучшить
образовательный
процесс,
потому
что
обладают
рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний;
являясь обязательной частью многих педагогических новаций,
они снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить
индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и
итоговой
подготовке.
В
сочетании
с
персональными
компьютерами,
тесты
помогают
перейти
к
созданию
современных
систем
адаптивного
обучения
и
контроля
-
наиболее современных организации учебного процесса. Без
тестов
невозможен
переход
к
самой
прогрессивному
на
сегодня
обучению
учащихся
на
основе
так
называемой
системы полного усвоения знаний. Именно в такой системе
тесты и задания в тестовой форме буквально пронизывают всю
учебную деятельность преподавателей и учащихся. Обучение
начинается с входного тестирования, сопровождается текущим
контролем
с
помощью
заданий
в
тестовой
форме
и
заканчивается
объективным
тестированием
учебных
достижений.
Кроме
того,
тесты
позволяют
наладить
самоконтроль - самую полезную для обучения и гуманную
форму
контроля
знаний,
а
также
организовать
рейтинг
-
эффективное
средство
повышения
учебной
мотивации.
В
настоящее время в нашей стране появилось несколько центров,
в которых профессионально занимаются работой с тестовыми
технологиями.
Среди
наиболее
активных
следует
отметить
Центр
тестирования
Министерства
образования
Российской
Федерации,
занимающийся
тестированием
выпускников
общеобразовательных
учреждений,
Центр
тестирования
профессионального
образования,
Центр
психологического
и
профессионального тестирования МГУ и целый ряд других.
4
Тестирование
в
педагогике
выполняет
три
основные
взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и
воспитательную. (2 слайд)
I.
Диагностическая функция заключается
в
выявлении
уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и
самая очевидная функция тестирования. По объективности,
широте
и
скорости
диагностирования,
тестирование
превосходит все остальные формы педагогического контроля.
II.
Обучающая функция
т е с т и р о в а н и я
с о с т о и т
в
мотивировании к активизации работы по усвоению учебного
материала.
III.
Воспитательная функция проявляется в периодичности
и
неизбежности
тестового
контроля.
Это
дисциплинирует,
организует
и
направляет
деятельность
учащихся,
помогает
выявить
и
устранить
пробелы
в
знаниях,
формирует
стремление развить свои способности.
Преимущества и недостатки
По
сравнению
с
другими
формами
контроля
знаний
тестирование имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества
I.
Тестирование
является
более
качественным
и
объективным способом оценивания, его объективность
достигается
путем
стандартизации
процедуры
проведения, проверки показателей качества заданий и
тестов целиком.
II.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит
всех
учащихся
в
равные
условия,
как
в
процессе
контроля,
так
и
в
процессе
оценки,
практически
исключая
субъективизм
преподавателя.
Тестирование
позволяет снизить количество апелляций более чем в
5
три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для
всех учащихся вне зависимости от места проживания,
типа и вида образовательного учреждения, в котором
тестируются учащиеся.
III.
Тесты — это более объёмный инструмент, поскольку
тестирование может включать в себя задания по всем
темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося
по
всему
курсу,
исключив
элемент
случайности
при
вытаскивании
билета.
При
помощи
тестирования
можно
установить
уровень
знаний
учащегося
по
предмету в целом и по отдельным его разделам.
IV.
Тест — это более точный инструмент, так, например,
шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20
делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний
— только из пяти.
V.
Тестирование более эффективно с экономической точки
зрения.
Основные
затраты
при
те стировании
п р и х о д я т с я
н а
р а з р а б о т к у
к а ч е с т в е н н о г о
инструментария. (Слайд)
Недостатки
I.
Разработка
качественного
тестового
инструментария
длительный,
трудоемкий
и
дорогостоящий
процесс.
Стандартные
наборы
тестов
для
большинства
дисциплин имеют не очень высокое качество.
II.
Данные,
получаемые
преподавателем
в
результате
тестирования, хотя и включают в себя информацию о
пробелах
в
знаниях
по
конкретным
разделам,
не
позволяют судить о причинах этих пробелов.
III.
Тест
не
позволяет
проверять
и
оценивать
высокие,
продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством,
6
т о
е с т ь
в е р о я т н о с т н ы е ,
а б с т р а к т н ы е
и
методологические знания.
IV.
Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную
сторону.
Учащийся
при
тестировании,
в
отличие
от
устного
или
письменного
экзамена,
не
имеет
достаточно
времени
для
сколько-нибудь
глубокого
анализа темы.
V.
Обеспечение
объективности
и
справедливости
теста
требует
принятия
специальных
мер
по
обеспечению
конфиденциальности тестовых заданий. При повторном
применении
теста
желательно
внесение
в
задания
изменений.
VI.
В
тестировании
присутствует
элемент
случайности.
Например,
учащийся,
не
ответивший
на
простой
вопрос,
может
дать
правильный
ответ
на
более
сложный. Причиной этого может быть, как случайная
ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во
втором. (Слайд)
За 15 лет было преодолено много трудностей, но каждый
раз
сталкиваешься
с
новыми
и
новыми
проблемами.
Что
означает подготовить ученика к итоговым испытаниям? На
мой
взгляд
существует три составляющих для получения
удачных результатов на экзамене.
Во-первых, знание предмета.
В о - в т о р ы х , у м е н и е
п р а в и л ь н о
з а п о л н я т ь
экзаменационные бланки и знание прав и обязанностей
участников экзамена.
И
последнее: психологическая
готовность
учеников
показать свои знания на экзамене. (слайд)
7
Конечно,
сейчас
мы
хорошо
знаем
спецификацию
экзамена,
существует
огромное
количество
тестов
разных
авторов, но как оптимизировать свою работу и учеников так,
чтобы на выходе не было провалов и разочарований, избавив
их и себя от лишней работы? Представлю вам результаты
сдачи ЕГЭ и ОГЭ за последние несколько лет. (слайд).
Возникает
вопрос,
-
когда
начинать
готовить
к
итоговой
аттестации, нужно ли это вообще делать или это дело каждого
ребенка? Мнений много, считают и на самом высоком уровне,
что если учащийся знает предмет, то его готовить к экзамену
нет нужды, такой учащийся сдаст экзамен без затруднений.
Конечно,
встречаются
ученики,
которым
не
нужна
наша
помощь в подготовке к экзамену, но таких, к сожалению, не
много даже в профильных классах, почему - это другой вопрос.
В своей работе начинаю подготовку как можно раньше. На мой
взгляд, чем разнообразнее будут тестовые задания и чем их
будет
больше,
тем
лучше
результат.
Традиционно
мы
использовали
печатные
тесты,
которые
нужно
было
размножить,
лучше
все
варианты
разные
-
по
известным
причинам, потом потратить уйму времени, чтобы проверить,
выставить отметки в журнал и повторить процесс вновь и
вновь. К основным тетрадям добавляется еще пачка тетрадей,
которую
нужно
проверить,
посчитать
первичный
балл,
по
результатам прошлого года поставить отметку, вложить новый
тест и вновь запустить процесс. А если не один выпускной
класс,
то
сколько
времени
уходит?
Зададимся
вопросом,
а
сколько тестов должен решить ученик в классе, чтобы быть
уверенным
в
своих
результатах
на
экзамене?
Как
разнообразить эту работу? И что не маловажно высвободить
хоть какое-то время от бесконечной проверки? Современные
8
технологии
представляют
нам
такую
возможность.
Наши
ученики не мыслят свою жизнь без интернета. И я стала искать
веб-инструменты для подготовки к экзаменам. Сейчас уже не
представляю
своей
работы
без
образовательного
портала
Дмитрия Гущина. (слайд)
Этот портал не только для математиков, но и для всех
предметников которые сдают экзамены в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Чем замечателен этот портал? Здесь учитель может составить
варианты для проверки знаний учащихся из имеющегося банка
заданий или добавить свои задачи. Система запоминает работы
и
результаты
учащихся.
Проверка
заданий
первой
части
осуществляется компьютером, решение второй части учащиеся
могут
загрузить
в
систему,
а
учитель
сможет
оценить
и
прокомментировать
их.
Результаты
проверки
появятся
в
статистике учителя и в статистике учащихся автоматически.
Статистика показывает, где пробелы ученика, и для отработки
этого материала можно составить тест на отработку данной
проблемы.
Можно
составить
домашнюю
работу,
которую
ученик
сможет
проверить
по
ответам,
а
можно
задать
контрольную
работу,
у
которой
ответы
только
у
учителя.
Можно ограничить временной интервал, в течении которого
работа
будет
доступна
для
ученика,
чтобы
мотивировать
аккуратность
отправления
работ.
Можно
задать
критерии
своих оценок и так далее. Карантин или болезнь учителя могут
быть восполнены с помощью данного портала, там есть раздел
дистанционного обучения, который меня выручал много раз. В
этом
разделе
можно
размещать
необходимые
методические
материалы, давать задания и оценивать их. На этом портале
можно начинать работу в любом классе.
9
Регистрация и навигация на портале очень проста, тем
более все вопросы можно задать администраторам сайта и
получить ответ.
Раздел для дистанционного обучения
Учитель
может
создать
неограниченное
количество
курсов для тех или иных групп учащихся.
Учащиеся
могут
записаться
на
неограниченное
количество курсов к любому учителю.
Учитель
курса
формулирует
учащимся
задания,
в
том
числе используя возможность разместить на странице курса
свои собственные теоретические или практические материалы.
Учащиеся
выполняют
задания
и
сообщают
об
этом
учителю, в том числе прикрепляя к сообщению те или иные
материалы.
Учитель может оказывать учащимся консультации, давать
советы по освоению курса, следить за их успехами. (Слайд)
Курсы, на которые я записан:
Номер
Название курса
Описание
1408
п о д г о т о в к а
к
экзамену 7 класс
В 7 классе ученики готовятся к
экзамену по алгебре и геометрии,
в
помощь
им
и
их
родителям
экзаменационный
материал по
теории и практике.
3998
П о д г о т о в к а
к
промежуточной
аттестации в 8 классе
Выполнить
вариант
№7823981
несколько
раз,
каждый
раз
у
вас
появятся новые задания.
10
Подведем очевидные итоги:
I.
Повышаем уровень знаний учащихся.
II.
Снижаем
психологическую
напряженность
перед
экзаменом.
III.
Разгружаем ученика от излишней писанины.
IV.
Разгружаем учителя от ксерокопирования тестов.
V.
Количество генерируемых тестов бесконечно.
11
Литература
•
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр
тестирования, 2002.
•
Майоров
А.Н.
Теория
и
практика
создания
тестов
для
системы образования: Как выбирать, создавать и использовать
тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
•
М о р е в
И . А .
Образовательные
информационные
технологии.
Часть
2.
Педагогические
измерения:
Учебное
пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
•
Нейман
Ю.М.,
Хл ебников
В.А.
Педагогическое
тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования
МО РФ, 2002.
•
Челышкова
М.Б.
Теория
и
практика
конструирования
педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.