Автор: Калинкина Оксана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ФДМШ № 1"
Населённый пункт: г. Феодосия, АР Крым
Наименование материала: информационная карта открытого урока
Тема: "Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
ИНФОРМАЦИОНН АЯ КАРТА УРОКА.
1.ФИО преподавателя. Калинкина Оксана Владимировна
2ФИО учащегося ,класс Тропина Полина , 3 класс
3.Название образовательной программы. Дополнительное образование.
Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального
искусства. «Общее фортепиано»
4.Название учебного предмета. Общее фортепиано.
5.Дата проведения открытого урока. 13.12.2017г . 11:20
6.Тема урока. «Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего
фортепиано»
7.Актуальность темы и ее место в системе педагогической деятельности
преподавателя. Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего фортепиано
является необходимой составной частью воспитания юного музыканта. В процессе
освоения происходит формирование основных пианистических навыков.
8.Цель урока. Научить ребенка играть в ансамбле с педагогом, попутно решая
множество технических задач.
9.Задачи урока.
- Освоить на примере исполнения различных ансамблевых произведений основные
пианистические и технические приёмы.
10.Педагогические принципы.
-Уважение и внимание к ученикам , индивидуальная работа с ними в соответствии с
возрастными особенностями;
-умение максимально организовать учебный процесс в школе и дома; формирование
навыка самоконтроля.
-использование творческой музыкальной среды для развития ребенка
- систематическая работа с родителями, преподавателем по специальности и
совместная с ними помощь ученику
11.Используемые методы и методические приемы.
-музыкальный показ, наглядно демонстрирующий техническую и художественную
задачу ;
-творческий, эмоциональный подход, метод, направленный на развитие творческого
воображения ,обсуждение художественного образа.
-словесные пояснения, детальное обсуждение технических приемов .
-практическое применение -исполнение учеником, ансамблевая игра с педагогом
,создающая ощущение собственного исполнения.
12.Содержание и ход урока.
-ВВЕДЕНИЕ.
-ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.
-ВЫВОДЫ ,ИТОГИ ,ОЦЕНКА ,ЗАДАНИЕ НА ДОМ
1.ВВЕДЕНИЕ
Цель и специфика обучения детей в классе фортепиано, в т.ч. общего
- воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора,
формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса,
приобретение чисто профессиональных навыков музицирования (игры в ансамбле,
чтение с листа, подбор по слуху).
В классе фортепиано применяются различные формы работы, одна из них –
ансамблевое музицирование. Творческая атмосфера этих занятий предполагает
активное участие детей в учебном процессе.
Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует
ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки
зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного
исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как
внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость,
коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать
партнера, учит музыкальному мышлению.
Занятия в классе общего фортепиано имеют целый ряд особенностей: ограниченное
время занятий (всего 20 мин раз в неделю), отсутствие (как правило) фортепиано у
обучающегося, а вследствие этого недобросовестное отношение к предмету и
нежелание им заниматься; разный уровень музыкальной грамотности, специфика
инструмента по специальности. В сжатые сроки необходимо дать ребёнку большой
объём информации: организация игрового аппарата (пианистическая постановка
рук), обучение основным фортепианным штрихам, выучивание нот басового ключа
(в большинстве случаев), помощь в освоении фортепианной клавиатуры и
аппликатуры.
Для облегчения и ускорения этого процесса, а также придания ему привлекательной
формы, в своей работе я использую ансамблевую музыку, в частности, пьесы из
сборника А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», ансамбли из сборника
«1+1» Ю. Литовко и др..
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проигрывание с ученицей произведений из сб. А.Д. Артоболевской «Первая встреча
с музыкой»:
1)Вальс собачек. В этой пьесе я веду работу над постановкой рук, тренировка ауф
такта, ученица играет третьими пальцами, отрабатывая штрих non legato. Также
ведётся работа над трёхдольным размером, выделение 1-й сильной доли, 2-я и 3-я
играются тише и легче. Параллельно ставлю задачу выполнять crescendo и
diminuendo.
2)Живём мы на горах. Перед ученицей ставится задача «не садиться» на затакт, а
играть его с устремлением в 1-ю долю. Эта пьеса учит не бояться переносов рук, и
помогает быстрее осваивать клавиатуру.
3)Прыг-скок. В этой пьесе появляется сложный ритмический рисунок – пунктирный
ритм, также используются переносы рук. Подтекстовка к этой пьесе помогает
справиться со сложным ритмом.
4)Гамма-вальс, Т.Корганов. Ученице предлагается играть эту пьесу двумя руками
штрихом non legato третьими пальцами. Ребёнок сам контролирует правильность
звукоизвлечения и постановки рук. Параллельно идёт изучение нот второй и третьей
октав, работа над динамическими оттенками (crescendo при движении вверх,
diminuendo при движении вниз).
5)Земляника и лягушки, Н.Соколова. В этой пьесе ведётся работа над штрихом
staccato, музыкальным образом. В данном случае именно образ помогает ученице
освоить новый штрих.
6)Песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто». Ученица знакомится со штрихом
legato, играя связно по 2-3 звука. Ставлю задачу добиваться красивого певучего
звука. Также в этой пьесе соединяется два разных штриха (non legato и legato).
7)Чешская народная песня «Яничек» в обработке Ю.Литовко. В этой пьесе
используются элементы полифонии, подголосок в левой руке. Ведётся работа каждой
рукой отдельно. Также с пропеванием нотами верхнего и нижнего голоса (один
поём, другой – играем). Это произведение ученица играет уже всеми пальцами,
хорошо владея штрихами non legato и legato.
3. ИТОГИ
13.Соответствие возрастным особенностям ребенка .Ученице нравится играть в
ансамбле ,она это делает с удовольствием. Ее пьесы разнохарактерны и очень
образны . Их название и содержание вызывает у ребенка яркие художественные
ассоциации .Это позволяет сказать с уверенностью ,что произведения интересны
ученице и вполне соответствуют ее возрасту.
14.Предполагаемая результативность урока. Урок был полезен ученице, дал ей
эмоциональный толчок, что послужит стимулом для обучения с удовольствием и
увлечённостью. Это послужит хорошей основой для дальнейшего развития юного
музыканта.