Напоминание

"Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего фортепиано"


Автор: Калинкина Оксана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ФДМШ № 1"
Населённый пункт: г. Феодосия, АР Крым
Наименование материала: информационная карта открытого урока
Тема: "Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНФОРМАЦИОНН АЯ КАРТА УРОКА.

1.ФИО преподавателя. Калинкина Оксана Владимировна

2ФИО учащегося ,класс Тропина Полина , 3 класс

3.Название образовательной программы. Дополнительное образование.

Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального

искусства. «Общее фортепиано»

4.Название учебного предмета. Общее фортепиано.

5.Дата проведения открытого урока. 13.12.2017г . 11:20

6.Тема урока. «Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего

фортепиано»

7.Актуальность темы и ее место в системе педагогической деятельности

преподавателя. Развитие навыков ансамблевой игры на уроках общего фортепиано

является необходимой составной частью воспитания юного музыканта. В процессе

освоения происходит формирование основных пианистических навыков.

8.Цель урока. Научить ребенка играть в ансамбле с педагогом, попутно решая

множество технических задач.

9.Задачи урока.

- Освоить на примере исполнения различных ансамблевых произведений основные

пианистические и технические приёмы.

10.Педагогические принципы.

-Уважение и внимание к ученикам , индивидуальная работа с ними в соответствии с

возрастными особенностями;

-умение максимально организовать учебный процесс в школе и дома; формирование

навыка самоконтроля.

-использование творческой музыкальной среды для развития ребенка

- систематическая работа с родителями, преподавателем по специальности и

совместная с ними помощь ученику

11.Используемые методы и методические приемы.

-музыкальный показ, наглядно демонстрирующий техническую и художественную

задачу ;

-творческий, эмоциональный подход, метод, направленный на развитие творческого

воображения ,обсуждение художественного образа.

-словесные пояснения, детальное обсуждение технических приемов .

-практическое применение -исполнение учеником, ансамблевая игра с педагогом

,создающая ощущение собственного исполнения.

12.Содержание и ход урока.

-ВВЕДЕНИЕ.

-ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ.

-ВЫВОДЫ ,ИТОГИ ,ОЦЕНКА ,ЗАДАНИЕ НА ДОМ

1.ВВЕДЕНИЕ

Цель и специфика обучения детей в классе фортепиано, в т.ч. общего

- воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора,

формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса,

приобретение чисто профессиональных навыков музицирования (игры в ансамбле,

чтение с листа, подбор по слуху).

В классе фортепиано применяются различные формы работы, одна из них –

ансамблевое музицирование. Творческая атмосфера этих занятий предполагает

активное участие детей в учебном процессе.

Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует

ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки

зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного

исполнения. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как

внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость,

коллективизм. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать

партнера, учит музыкальному мышлению.

Занятия в классе общего фортепиано имеют целый ряд особенностей: ограниченное

время занятий (всего 20 мин раз в неделю), отсутствие (как правило) фортепиано у

обучающегося, а вследствие этого недобросовестное отношение к предмету и

нежелание им заниматься; разный уровень музыкальной грамотности, специфика

инструмента по специальности. В сжатые сроки необходимо дать ребёнку большой

объём информации: организация игрового аппарата (пианистическая постановка

рук), обучение основным фортепианным штрихам, выучивание нот басового ключа

(в большинстве случаев), помощь в освоении фортепианной клавиатуры и

аппликатуры.

Для облегчения и ускорения этого процесса, а также придания ему привлекательной

формы, в своей работе я использую ансамблевую музыку, в частности, пьесы из

сборника А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», ансамбли из сборника

«1+1» Ю. Литовко и др..

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проигрывание с ученицей произведений из сб. А.Д. Артоболевской «Первая встреча

с музыкой»:

1)Вальс собачек. В этой пьесе я веду работу над постановкой рук, тренировка ауф

такта, ученица играет третьими пальцами, отрабатывая штрих non legato. Также

ведётся работа над трёхдольным размером, выделение 1-й сильной доли, 2-я и 3-я

играются тише и легче. Параллельно ставлю задачу выполнять crescendo и

diminuendo.

2)Живём мы на горах. Перед ученицей ставится задача «не садиться» на затакт, а

играть его с устремлением в 1-ю долю. Эта пьеса учит не бояться переносов рук, и

помогает быстрее осваивать клавиатуру.

3)Прыг-скок. В этой пьесе появляется сложный ритмический рисунок – пунктирный

ритм, также используются переносы рук. Подтекстовка к этой пьесе помогает

справиться со сложным ритмом.

4)Гамма-вальс, Т.Корганов. Ученице предлагается играть эту пьесу двумя руками

штрихом non legato третьими пальцами. Ребёнок сам контролирует правильность

звукоизвлечения и постановки рук. Параллельно идёт изучение нот второй и третьей

октав, работа над динамическими оттенками (crescendo при движении вверх,

diminuendo при движении вниз).

5)Земляника и лягушки, Н.Соколова. В этой пьесе ведётся работа над штрихом

staccato, музыкальным образом. В данном случае именно образ помогает ученице

освоить новый штрих.

6)Песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто». Ученица знакомится со штрихом

legato, играя связно по 2-3 звука. Ставлю задачу добиваться красивого певучего

звука. Также в этой пьесе соединяется два разных штриха (non legato и legato).

7)Чешская народная песня «Яничек» в обработке Ю.Литовко. В этой пьесе

используются элементы полифонии, подголосок в левой руке. Ведётся работа каждой

рукой отдельно. Также с пропеванием нотами верхнего и нижнего голоса (один

поём, другой – играем). Это произведение ученица играет уже всеми пальцами,

хорошо владея штрихами non legato и legato.

3. ИТОГИ

13.Соответствие возрастным особенностям ребенка .Ученице нравится играть в

ансамбле ,она это делает с удовольствием. Ее пьесы разнохарактерны и очень

образны . Их название и содержание вызывает у ребенка яркие художественные

ассоциации .Это позволяет сказать с уверенностью ,что произведения интересны

ученице и вполне соответствуют ее возрасту.

14.Предполагаемая результативность урока. Урок был полезен ученице, дал ей

эмоциональный толчок, что послужит стимулом для обучения с удовольствием и

увлечённостью. Это послужит хорошей основой для дальнейшего развития юного

музыканта.



В раздел образования