Напоминание

Особые образовательные возможности учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения


Автор: Салазникова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 имени Ю.И. Батухтина
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особые образовательные возможности учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых

актуальных.

Это

связано,

в

первую

очередь,

с

тем,

что

число

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей-инвалидов

неуклонно

растет. Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа

детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения,

речи,

опорно-двигательного

аппарата,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой сферы, интеллекта

В ст.79,п.4 говорится, что обучение детей с ОВЗ может быть организовано как

совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.

У

большинства

обучающихся

с

ОВЗ

отмечается

недостаточный

уровень

познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск

и

использование

активных

форм,

методов

и

приёмов

обучения

является

одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-

развивающего процесса в работе учителя.

Русский язык и литература – сложные предметы. Поэтому уделяю особое

внимание здоровьесберегающим технологиям. Когда я начала общаться с

такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к

каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и

условиям общества.

Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный

урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч-ся

представить

без

сопоставления

художественных

произведений

с

другими

видами

искусства.

Этот

органический

синтез

помогает

учителю

будить

воображение

учеников,

стимулировать

их

творческую

активность.

Конкретно–наглядная

основа

урока

делает

его

ярким,

зрелищным

и

запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с

портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из

фильмов, прослушать аудиозаписи. Театрализованная игра на уроке, которая

вызовет у учащихся несомненный интерес. Можно сделать костюмы к таким

урокам.

Басни

Крылова

и

др.

На

таких

уроках

создается

атмосфера

раскованности, свободы мышления.

Итак,

при

работе

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

следует придерживаться следующих правил работы:

На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому

ребенку с учетом его психического и физического развития.

Используя

разнообразные

методы,

средства

и

организационные

формы

работы,

следует

создавать

специальные

условия

обучения

(применение

занимательных

средств,

наглядности,

чередование

умственной и практической деятельности, использование специальных

коррекционных

методик),

которые

максимально

активизируют

познавательную

деятельность,

развивают

логическое

мышление,

формируют

навыки

учебной

работы,

запоминание

учебного

материала, концентрации внимания.

Учитывая

особенности

психической

и

эмоциональной

сферы

детей,

учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом,

деликатно

оказывать

помощь

каждому

ученику,

отмечая

положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

Д л я

п р е д о т в р а щ е н и я

п е р е у т о м л я е м о с т и

и

п о в ы ш е н и я

работоспособности,

применять

разнообразные

методы,

приемы

и

средства обучения.

Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения

письменных

заданий

по

всем

предметам

и

контрольных

работ

по

русскому языку.

Новые

образовательные

технологии

способствуют

совершенствованию

практических

умений

и

навыков

учащихся,

позволяют

эффективно

организовать

самостоятельную

работу

и

дифференцировать

процесс

обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность

учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с

ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно

конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и

навыки

для

дальнейшей

жизни

и

успешной

социализации

в

обществе,

ориентироваться в современном информационном пространстве.



В раздел образования