Автор: Салазникова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23 имени Ю.И. Батухтина
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особые образовательные возможности учащихся с ОВЗ на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых
актуальных.
Это
связано,
в
первую
очередь,
с
тем,
что
число
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов
неуклонно
растет. Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа
детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения,
речи,
опорно-двигательного
аппарата,
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой сферы, интеллекта
В ст.79,п.4 говорится, что обучение детей с ОВЗ может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
У
большинства
обучающихся
с
ОВЗ
отмечается
недостаточный
уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и
использование
активных
форм,
методов
и
приёмов
обучения
является
одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-
развивающего процесса в работе учителя.
Русский язык и литература – сложные предметы. Поэтому уделяю особое
внимание здоровьесберегающим технологиям. Когда я начала общаться с
такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к
каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и
условиям общества.
Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный
урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч-ся
представить
без
сопоставления
художественных
произведений
с
другими
видами
искусства.
Этот
органический
синтез
помогает
учителю
будить
воображение
учеников,
стимулировать
их
творческую
активность.
Конкретно–наглядная
основа
урока
делает
его
ярким,
зрелищным
и
запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с
портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из
фильмов, прослушать аудиозаписи. Театрализованная игра на уроке, которая
вызовет у учащихся несомненный интерес. Можно сделать костюмы к таким
урокам.
Басни
Крылова
и
др.
На
таких
уроках
создается
атмосфера
раскованности, свободы мышления.
Итак,
при
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
следует придерживаться следующих правил работы:
На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому
ребенку с учетом его психического и физического развития.
Используя
разнообразные
методы,
средства
и
организационные
формы
работы,
следует
создавать
специальные
условия
обучения
(применение
занимательных
средств,
наглядности,
чередование
умственной и практической деятельности, использование специальных
коррекционных
методик),
которые
максимально
активизируют
познавательную
деятельность,
развивают
логическое
мышление,
формируют
навыки
учебной
работы,
запоминание
учебного
материала, концентрации внимания.
Учитывая
особенности
психической
и
эмоциональной
сферы
детей,
учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом,
деликатно
оказывать
помощь
каждому
ученику,
отмечая
положительное, тем самым развивая веру в свои силы.
Д л я
п р е д о т в р а щ е н и я
п е р е у т о м л я е м о с т и
и
п о в ы ш е н и я
работоспособности,
применять
разнообразные
методы,
приемы
и
средства обучения.
Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения
письменных
заданий
по
всем
предметам
и
контрольных
работ
по
русскому языку.
Новые
образовательные
технологии
способствуют
совершенствованию
практических
умений
и
навыков
учащихся,
позволяют
эффективно
организовать
самостоятельную
работу
и
дифференцировать
процесс
обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность
учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с
ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно
конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и
навыки
для
дальнейшей
жизни
и
успешной
социализации
в
обществе,
ориентироваться в современном информационном пространстве.