Урок русского языка "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание НЕ с глаголами"
Автор: Попова Ольга Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СШ № 43 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок русского языка "Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание НЕ с глаголами" Раздел: начальное образование
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 43 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
Россия, 400012, Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 84.
_______________________________________________________________________________________________________
Урок русского языка в 4-ом классе
Тема.
Роль глаголов в речи, в предложении.
Правописание НЕ с глаголами.
Учитель:Попова Ольга Ивановна
Урок русского языка в 4-ом классе с применением ИКТ и интерактивной доски.
№п\п
Этапы урока
Деятельность учителя
1.
Организационный
момент.
Этап подготовки к
восприятию нового
материала на уроке.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному
обобщению знаний.
Слайд 1. Русский язык. 4 класс.
Слайд 2. С каким настроением вы пришли на урок?
2.
Систематизация и
обобщение знаний
учащихся.
Цель : создание
условий для
совершенствования
знаний о глаголе как
части речи.
- Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи это стихотворение?
Слайд 3. Эпиграф.
« Глагол – самая огнедышущая, самая живая часть
речи» А.Югов.
- Как понимаете смысл этого выражения?
- Сформулируйте тему урока. Слайд 4.
3.
Планирование
деятельности.
Цель: формирование
умения
самостоятельно
планировать свою
деятельность на уроке.
Слайд 5.
- Составим план урока.
- Я предлагаю вам выполнить тест и ответить на первый
вопрос плана. (Тест «Что я знаю о глаголе»).
- Слайд 6. Проверка работы.
- Что вы ещё знаете о глаголе?
4.
Актуализация
опорных знаний.
Работа в группах.
Цель : формировать
умение работать в
группе.
- Есть предложение - поработать в группах и ответить на
второй вопрос плана. Вы готовы?
« Значение и происхождение слова «Глагол»
-с.53,упр.230.
- Какой словарь необходим, чтобы узнать о
происхождении слова глагол?
- А какой словарь поможет узнать о значении слова?
5.
Отчёт каждой группы.
Цель: самостоятельно
использовать и
воспроизводить
материал учебника,
словаря.
Работа в парах.
Цель : формировать
умение работать в
парах.
Рассказ о происхождении слова глагол.
- Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна
она тем, что обозначает действие, глагол выражает
бесчисленное множество действий.
- Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми
глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать,
видеть.
- О роли глаголов в речи.
-Задание для работы в парах. Слайд 7.
Вставьте подходящие глаголы:
Весна в лесу.
______________________ тёплая весна.
Воздух _____________________ молодым листом.
Солнце сильно ___________________. В оврагах ещё
_____________ снег.
С крыш _______________________ сосульки.
На вербах ______________________ почки.
На пригорках __________________________
подснежники.
(припекает, пахнет, расцветают, капают, наступила, лежит,
Цель : формировать
способность к
применению знаний
на практике.
раскрываются)
- Проверка задания с использованием интерактивной
доски.
- Какую роль играют глаголы в тексте?
- Роль глаголов в предложении. Слайд 8.
- Прочитайте текст.
Родничок весной.
В лесу все шумят. И родничок приветливо шумит.
Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и
улыбается. Белым подснежникам он поёт нежные и
добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему
в гости.
Жизнь так и кипит в нём.
- Какая часть речи помогла передать настроение в
рассказе?
- Выпишите предложение с однородными членами.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Определите роль глагола в предложении.
– Правописание НЕ с глаголами.
- Прочитайте памятку. Слайд 9.
- Что заметили?
- Что надо сделать?
Памятка “Помощь природе”
Разоряй гнезда, лови птенцов, нарушай маскировку
гнезда. Подкармливай птиц зимой, а весной делай
скворечники. Рви первоцветы , ломай ветки деревьев,
делай на коре надрезы. Засоряй мусором водоемы.
Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений. Шуми
в лесу. Пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек.
Разводи костры в лесу. Оставляй мусор после себя.
- Что знаете о правописании частицы НЕ с глаголами?
- Какой смысл придаёт частица НЕ глаголам?
- Запишите текст правильно.
-Проверим задание.
Памятка
“Помощь природе”
Не разоряй гнезда, не лови птенцов, не нарушай
маскировку гнезда. Подкармливай птиц зимой, а весной
делай скворечники. Не рви первоцветы , не ломай ветки
деревьев, не делай на коре надрезы.
Не засоряй мусором водоемы. Участвуй в посадке и
охране зелёных насаждений. Не шуми в лесу.
Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек.
Не разводи костры в лесу. Не оставляй мусор после себя.
6.
Рефлексия
деятельности.
Обобщение .
- Всё мы знаем об этой части речи?
- Что ещё можем узнать о глаголе?
- Оцените свою работу на уроке.
-Есть слова в русском языке, которые отвечают за
порядок. Порядок во всём: в мыслях ,в делах, в поступках.
Называются они глаголами. От первого лучика солнца до
приятного сновидения шаг за шагом ты идёшь по
ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь,
сострадаешь….. Дружи с глаголами, только они помогут
прожить интересно один день, познать мир и совершить
ни одно открытие.
7.
Домашнее задание.
Составить правила поведения, используя в тексте частицу
НЕ.