Напоминание

"Дедушка Мазай и зайцы" Н.А. Некрасов


Автор: Червова Оксана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Рудовская СОШ
Населённый пункт: с.Рудовка, Жигаловский район, Иркутская обл.
Наименование материала: Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Тема: "Дедушка Мазай и зайцы" Н.А. Некрасов
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока по литературному чтению

в 3 классе

«Дедушка Мазай и зайцы»

Н.А. Некрасов

Подготовила учитель начальных классов

Червова О.А.

2017

Урок литературного чтения

Тема: Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

УМК «Школа России» Класс: 3.

Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.

Цель: совершенствовать навык вдумчивого и выразительного чтения на основе

изучения отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задачи:

1. Обучающая: познакомить учащихся с новым произведением; учить детей

делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.

2. Развивающая:

развивать умение слушать художественное слово, способствовать развитию

устной речи, наблюдательности, обогащать словарь учащихся;

3. Воспитывающая:

создавать

условия

для

формирования

познавательного

интереса

к

чтению,

бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со

сверстниками.

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Используемые методы и приемы:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.

2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация иллюстраций.

Оборудование:

1. Аудиозапись. Чайковский П.И. «Времена года – апрель».

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, слайд-фильм Н.А.

Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.

3. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/сост. Л.Ф. Климанова, В.Г.

Горецкий, М.В. Голованова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.: ил.

4. Выставка книг, толковый словарь.

Ход урока

1.

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку

Настрой учащихся на работу

Фронтальный опрос домашнего задания

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы

изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.)

Какая здесь основная мысль? (Мороз – Воевода дозором обходит владенья

свои.) (Ребята объясняют эти строки)

Чему оно учит? (Зима так же прекрасна, как и любое время

Проверка домашнего задания :

-выучить стихотворение наизусть

-сочинить сказку о Морозе

Работа по теме урока

На прошлом уроке мы не только читали стихотворение Николая

Алексеевича Некрасова, но и начали знакомится с его биографией.

-Какие интересные факты из жизни поэта вам особенно запомнились?

Асейчас заслушаем доклад «Интересные факты из жизни Николая

Алексеевича Некрасова»

Ребята, а хотели ли вы бы прдолжить знакомство с творчеством Николая

Алексеевича Некрасова?

Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка

Мазай и зайцы».

Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о

чем текст?

Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года

происходят события?

2.

Подготовка к усвоению нового материала

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно

растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает

поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню,

поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это

называется половодьем.

б) работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину Исаака. Левитана «Весна.

Большая вода»

Учитель: Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай

Алексеевич Некрасов.

3. Словарная работа

4. Изучение нового материала

а) чтение стихотворения учителем

В учебнике дан отрывок из этого стихотворения.

б) проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам стихотворение? (Да)

Чем? (Что Дед Мазай спасал зайцев)

- Что больше всего вас тронуло, удивило и рассмешило?

Какой отрывок больше всего понравился? (Как Мазай прикрепил бревно к лодке)

Почему? (Потому что он спас так много зайцев)

О чем это стихотворение? (О русской деревне, о доброте простых людей, о

весеннем разливе реки)

В) работа по развитию речи

- Подберите близкие по смыслу слова к данным словам:

разболтался в сарае (разговорился),

копошится зайчиха (шевелится),

горемыка (тот с кем случилась беда- бедняжка).

5. Физкультминутка для глаз

6. Вторичное чтение и анализ (дети читают самостоятельно вполголоса

).

- От чьего лица ведется рассказ? (От лица автора)

-Скаких мыслей начинает Мазай свой рассказ? О чем он переживает?

-О каких личностных качествах это говорит?

-Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?

-Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев. Что он любит

этих зверьков?.Найдите в тексте.

-Какую находку было жаль бросать Мазаю?.Прочитайте отрывок

-Только ли ради потехи прокатил он деревней зайчишек?

- Как герой относиться к своим односельчанам? Объясните почему? (Они

смеялись над, тем как он провозил зайцев по деревне, он не обращал на них

внимания, просил и их ему не мешать)

- Огорчало ли это Мазая? (Мазай говорил, чтобы любовались, но не мешали ему)

- Какие слова автора об этом говорят?

(Было потехи у баб, ребятишек,

Как прокатил я деревней зайчишек:

"Глянь-ко: что делает старый Мазай!"

Ладно! любуйся, а нам не мешай!)

- Что дедушка Мазай сделал, когда он подплыл к берегу?

(К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и "с богом!" сказал...)

-

- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой

край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот

может спасти в сложной для них ситуации)

- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть

патриотом своей Родины)

- Как автор относиться к своему герою? Почему? (Автор его уважает, он ему

интересен, приятно с ним общаться)

- А как вы относитесь? (Он нам понравился, тем что он добрый,

сообразительный)

- Почему так озаглавлено? (По главному рассказу Дедушки Мазая)

- Придумайте другой заголовок. (Случай весной)

-Найдите в тексте строчки, которыми можно было бы подписать эти иллюстрации.

Работа в парах

Познакомимся с новым приемом синквейн-нерифмованное стихотворение

Инструкция

Рефлексия

-С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Почему?

-За что бы вы себя похвалили?

12. Подведение итогов урока

а) обобщающие вопросы учителя:

• Какое произведение мы читали сегодня на уроке? (Стихотворение «Дедушка

Мазай и зайцы»)

• Кто автор этого стихотворения? (Н.А.Некрасов)

• С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? (Дедушкой Мазаем)

•Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е.Евтушенко

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость,

зависть, лень и т.п.)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас

окружает.)

г) домашнее задание

.

. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”



В раздел образования