Напоминание

"Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге"


Автор: Бушуева Светлана Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 29 "ДС "Вишенка"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА ДОРОГЕ.
БУШУЕВА СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29 «Детский сад «Вишенка», г.Норильск. Аннотация: В статье представлен опыт работы с дошкольниками по воспитанию грамотного пешехода. Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. За 11 месяцев 2012 года на территории России произошло 187 098 ДТП с пострадавшими. Такие данные содержатся в статистике, обнародованной ГИБДД России В Норильске было зарегистрировано 199 ДТП, в которых погибли 16 и пострадали297 человек. С участием несовершеннолетних произошло 31 ДТП, 12 из них - по вине самих детей.[2.] Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как отмечает в своем учебном пособии Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведении дошкольников на улице»[3.] ребятам все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Иногда при переходе улицы дети вырываются из рук родителей и пытаются перебежать дорогу сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через перекресток. Часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности и нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Психологи уже давно установили, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей; поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил – задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми.
Вся работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города должна проходить в тесном взаимодействии с родителями, потому что именно семья, на наш взгляд, является образцом поведения ребенка в соблюдении правил дорожного движения. Проведя анкетирование среди родителей (авторы В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова), направленное на выявление отношения родителей к этой проблеме, мы получили следующие результаты: с правилами дорожного движения детей знакомят 50% опрошенных родителей; нарушают правила дорожного движения в присутствии детей – 40% «иногда, когда спешат», причем 40% детей на это никак не реагируют; из опрошенных, 70% родителей сами не всегда соблюдают правила дорожного движения; знания детям дают от случая к случаю – 60% взрослых. Беседы с детьми, наблюдения за играми, позволили нам сделать выводы о разрозненных, поверхностных знаниях правил дорожного движения. Воспитание дисциплинированного пешехода – является составной частью воспитания общей культуры человека. От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным, обучающим и воспитывающим процессом, требующим применение целого ряда психолого-педагогических методик. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы, которая должна осуществляться поэтапно, ступенчато: на первом этапе важно определить знания детей по данной проблеме, выявить уровень их возможностей; на втором этапе необходимо дать детям новые знания о правилах безопасного поведения на дороге через занятия, беседы, рассматривание плакатов, заучивание правил в стихах; на третьем этапе закрепить полученные знания с помощью чтения художественной литературы, игр- драматизаций, развлечений, наблюдений, экскурсий; на четвертом этапе формировать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице. Я хочу представить вашему вниманию наш опыт работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге в виде образовательного проекта «Путешествие в страну Безопасности», цель которого: сохранение жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Нами был разработан учебно - методический комплекс «Зеленый огонек», включающий методическое сопровождение и практический материал. Методическая часть проекта представлена программами «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.; «Успех»- Москва «Просвещение»; «Программа «Светофор» Данилова Т.И.; пособиями «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; «Правила дорожные знать каждому положено» Коган М.С.; рабочими тетрадями. Дидактический материал включает в себя плакаты, схемы, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, картотеку проблемных ситуаций, творческих задач, дидактические игры, видеофильмы, СD-диски, макет микрорайона, светофора и дорожных знаков, атрибуты к сюжетно- ролевым и подвижным играм. Практический материал содержит: перспективный план; конспекты занятий, экскурсий, праздников, викторин, развлечений, соревнований; анкеты, опросники, памятки, буклеты для родителей и детей; консультации, папки- передвижки, подборку художественной и методической литературы, стихотворений, подборку различных игр по дорожной тематике. Работа по проекту охватывает различные образовательные области: здоровье, физическая культура, социализация, безопасность, коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, игра. Разработанный нами комплекс позволяет интегрировано решить задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и коррекции речевого развития детей: обогащению и активизации словаря, формированию грамматических умений и навыков, фонематического восприятия и обучения грамоте, развития связной речи. Остановлюсь на некоторых видах деятельности. Центральное место проекта занимает совместная продуктивная деятельность- выпуск познавательного журнала «Светофорик», что позволяет нам решить задачи развития интеллектуальных и творческих способностей, усвоение речевых навыков, формирования потребности в соблюдении ПДД, готовности к целесообразным действиям в сложных ситуациях на улице; овладеть детям средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Номера журнала «Светофорик» раскрывают темы «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки», «Мы пассажиры», материал в которых расположен последовательно, соответственно уровням его усвоения: Репродуктивный - в данном блоке представлен познавательный материал из истории возникновения автомобиля, улиц, дорожных знаков и правил дорожного движения, способствующий проявлению воспитанниками заинтересованности в получении новых знаний и активности в образовательном процессе. Продуктивный – закрепляются у детей полученные знания в ребусах, кроссвордах, логических задачах, тестах; идет освоение различных форм символизации, происходит интериоризация действий моделирования. Творческий – даются задания и конкурсы, развивающие способность применять усвоенные знания в творческой деятельности и различных проблемных ситуациях, решать интеллектуальные и личностные задачи. В каждом номере журнала – обращение к читателю, направленное на создание
интереса к чтению: яркие иллюстрации, рисунки детей, ответы на творческие задания, придуманные сказки, загадки, изобретение, тема следующего номера. Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, позволяющие познать свойства предметов и действия с ними, освоить социальные нормы и смыслы человеческих отношений. В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (произвольная память, мышление и др.), изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок, а не те или иные требования взрослых или моральные нормы, это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. В своей работе мы использовали разные виды игр: дидактические; настольно-печатные; игры на развитие логического мышления; словесные игры; сюжетно-ролевые подвижные. Художественное творчество. Нами изготовлен авторский конструктор Галины Урадовской, использование которого позволяет сформировать у детей целостно – обобщенное представление об объекте по определенной схеме анализа Постепенно это умение становится средством самостоятельного познания новых для него предметов, что не маловажно при знакомстве с различными транспортными средствами. Динамичность конструктора позволяет выстраивать различные дорожные ситуации и решать их в разных вариантах. Художественная литература помогает о сознанию полученных представлений о правилах поведения на улице. Отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение, т.к. в процессе восприятия произведения он активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это помогает дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения на улице, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения. Взаимодействие с социумом и родителями. Вся работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города строится нами в тесном взаимодействии с родителями, потому что именно семья является образцом поведения ребенка в соблюдении правил дорожного движения. Совместно с родителями и детьми нами были проведены целевые прогулки: «Пешеход», «Переход», «Перекресток», экскурсия «Улицы города». Оформлена фотовыставка «Путешествие по Стране Безопасности».
Проведен физкультурный досуг с родителями «Красный, желтый, зеленый». Для родителей проведены консультации, выпущены памятки по обучению детей правилам дорожного движения. Через номера журналов у родителей есть возможность открыть для себя много интересного в мире транспорта, ощутить радость общения со своим ребенком, испытать чувства партнерства в сотрудничестве с ним, в преодолении трудностей в творческом поиске решения задач. Для воспитателей выпущено пособие «Зеленый огонек». Целью пособия является оказание помощи педагогам в решении одной из задач дошкольного образования: сохранение жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, кроссворды, тренинги, вопросы для бесед, занятия, физкультурный досуг. Подобран материал речевого сопровождения: считалки, загадки, стихи, пословицы, комплексы общеразвивающих упражнений, список используемой литературы. Нами разработаны критерии оценки знаний, умений, навыков по содержанию данного проекта. Ежегодно проводится диагностика, отражающая положительную динамику в развитии детей: к концу учебного года количество детей со средним уровнем знаний о ПДД увеличивается в среднем с 20% до 80%; заинтересованность родителей данной проблемой: с 40% до 100%. Работа по формированию ОБЖ позволила принять участие в городском конкурсе рисунков «Безопасная дорога»,быть отмеченными Благодарственным письмом (2012г.), Дипломом 3 степени в номинации «Плакат», ценными подарками(2010 г.), Дипломом 2 степени в номинации «Рисунок» и специальный диплом за эмоциональное решение проблемы (2012 г.) Работа в данном направлении позволила нам сформировать у воспитанников способность управлять своим поведением, научить планировать свои действия на основе первичных ценностных преставлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, создать дружный коллектив. Литература. 1. Источник : auto.mail 19.12.2012г. 2. Газета «Заполярная правда» 23.01 2013г. 3. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведении дошкольников на улице»/М.: Центр педагогического образования, 2007.- 5 с.


В раздел образования