ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ДОРОГЕ.
БУШУЕВА СВЕТЛАНА СТЕПАНОВНА
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29
«Детский сад «Вишенка», г.Норильск.
Аннотация:
В статье представлен опыт работы с дошкольниками по воспитанию грамотного пешехода.
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет
число
дорожно-транспортных
происшествий.
Ежегодно
на
дорогах
гибнут
десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы.
За 11 месяцев 2012 года на территории России произошло 187 098 ДТП с
пострадавшими.
Такие
данные
содержатся
в
статистике,
обнародованной
ГИБДД России
В Норильске было зарегистрировано 199 ДТП, в которых погибли 16 и
пострадали297 человек. С участием несовершеннолетних произошло 31 ДТП,
12 из них - по вине самих детей.[2.]
Учеными
достаточно
подробно
рассмотрены
причины
несчастных
случаев с дошкольниками. Как отмечает в своем учебном пособии Хромцова
Т.Г. «Воспитание безопасного поведении дошкольников на улице»[3.] ребятам
все интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно
появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от
проходящего транспорта – это большая опасность. Иногда при переходе улицы
дети вырываются из рук родителей и пытаются перебежать дорогу сами. А
бывает,
что
взрослые
вообще
не
держат
ребенка
за
руку,
и
тот
идет
самостоятельно через перекресток. Часто это происходит потому, что дети не
знают правил дорожной безопасности и нарушают их, не осознавая трагических
последствий своей беспечности.
Психологи уже давно установили, что предрасположенность ребенка к
несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями
психофизиологического развития, как:
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
потребность в движении преобладает над осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
переоценка своих возможностей;
поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого.
Донести полезные знания до юных граждан, выработать
потребность
в
соблюдении
Правил
дорожного
движения,
подготовить
к
целесообразным
действиям
в
сложных
ситуациях
на
дороге,
улице,
способствовать
активной
пропаганде
Правил
–
задача
всех
взрослых,
находящихся в непосредственном контакте с детьми.
Вся работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения на
улицах
города
должна
проходить
в
тесном
взаимодействии
с
родителями,
потому что именно семья, на наш взгляд, является образцом поведения ребенка
в соблюдении правил дорожного движения.
Проведя анкетирование среди родителей (авторы В.В. Шумилова, Е.Ф.
Таркова), направленное на выявление отношения родителей к этой проблеме,
мы получили следующие результаты:
с
правилами
дорожного
движения
детей
знакомят
50%
опрошенных
родителей; нарушают правила дорожного движения в присутствии детей – 40%
«иногда, когда спешат», причем 40% детей на это никак не реагируют; из
опрошенных, 70% родителей сами не всегда соблюдают правила дорожного
движения; знания детям дают от случая к случаю – 60% взрослых.
Беседы с детьми, наблюдения за играми, позволили нам сделать выводы о
разрозненных, поверхностных знаниях правил дорожного движения.
Воспитание дисциплинированного пешехода – является составной частью
воспитания
общей
культуры
человека. От воспитателя требуется не столько
обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование
у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов,
необходимых
для
правильной
ориентации
на
улице.
Превращение
их
в
устойчивые
привычки
и
стереотипы
являются
сложным,
длительным,
обучающим и воспитывающим процессом, требующим применение целого ряда
психолого-педагогических методик.
Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы,
которая должна осуществляться поэтапно, ступенчато:
на первом этапе важно определить знания детей по данной проблеме,
выявить уровень их возможностей;
на
втором
этапе
необходимо
дать
детям
новые
знания
о
правилах
безопасного
поведения
на
дороге
через
занятия,
беседы,
рассматривание
плакатов, заучивание правил в стихах;
на
третьем
этапе
закрепить
полученные
знания
с
помощью
чтения
художественной
литературы,
игр-
драматизаций,
развлечений,
наблюдений,
экскурсий;
на четвертом этапе формировать у детей чувство ответственности за свое
поведение на улице.
Я
хочу
представить
вашему
вниманию
наш
опыт
работы
по
формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге в виде
образовательного
проекта
«Путешествие
в
страну
Безопасности»,
цель
которого:
сохранение
жизни
и
здоровья
детей,
формирование
осознанного
поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Нами был разработан учебно - методический комплекс «Зеленый огонек»,
включающий
методическое
сопровождение
и
практический
материал.
Методическая часть проекта представлена программами «Основы безопасности
детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б.;
«Успех»-
Москва
«Просвещение»;
«Программа
«Светофор»
Данилова
Т.И.;
пособиями
«Основы
безопасности
жизнедеятельности
детей
дошкольного
возраста» Полынова В.К., Дмитриенко З.С.; «Правила дорожные знать каждому
положено» Коган М.С.; рабочими тетрадями.
Дидактический материал включает в себя плакаты, схемы, иллюстрации,
демонстрационный и раздаточный материал, картотеку проблемных ситуаций,
творческих
задач,
дидактические
игры,
видеофильмы,
СD-диски,
макет
микрорайона, светофора и дорожных знаков, атрибуты к сюжетно- ролевым и
подвижным играм.
Практический
материал
содержит:
перспективный
план;
конспекты
занятий, экскурсий, праздников, викторин, развлечений, соревнований; анкеты,
опросники, памятки, буклеты для родителей и детей; консультации, папки-
передвижки,
подборку
художественной
и
методической
литературы,
стихотворений, подборку различных игр по дорожной тематике.
Работа
по
проекту
охватывает
различные
образовательные
области:
здоровье,
физическая
культура,
социализация,
безопасность,
коммуникация,
чтение
художественной
литературы,
познание,
художественное
творчество,
игра.
Разработанный нами комплекс позволяет интегрировано решить задачи по
обеспечению
безопасности
жизнедеятельности
детей
и
коррекции
речевого
развития
детей:
обогащению
и
активизации
словаря,
формированию
грамматических умений и навыков, фонематического восприятия и обучения
грамоте, развития связной речи.
Остановлюсь на некоторых видах деятельности.
Центральное
место
проекта
занимает
совместная
продуктивная
деятельность- выпуск познавательного журнала «Светофорик», что позволяет
нам решить задачи развития интеллектуальных и творческих способностей,
усвоение речевых навыков, формирования потребности в соблюдении ПДД,
готовности
к
целесообразным
действиям
в
сложных
ситуациях
на
улице;
овладеть детям средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми
и сверстниками.
Номера журнала «Светофорик» раскрывают темы «Транспорт», «Улица»,
«Дорожные
знаки»,
«Мы
пассажиры»,
материал
в
которых
расположен
последовательно, соответственно уровням его усвоения:
Репродуктивный - в данном блоке представлен познавательный материал
из
истории
возникновения
автомобиля,
улиц,
дорожных
знаков
и
правил
дорожного
движения,
способствующий
проявлению
воспитанниками
заинтересованности в получении новых знаний и активности в образовательном
процессе.
Продуктивный – закрепляются у детей полученные знания в ребусах,
кроссвордах,
логических
задачах,
тестах;
идет
освоение
различных
форм
символизации, происходит интериоризация действий моделирования.
Творческий
–
даются
задания
и
конкурсы,
развивающие
способность
применять
усвоенные
знания
в
творческой
деятельности
и
различных
проблемных
ситуациях,
решать
интеллектуальные
и
личностные
задачи.
В
каждом номере журнала – обращение к читателю, направленное на создание
интереса к чтению: яркие иллюстрации, рисунки детей, ответы на творческие
задания, придуманные сказки, загадки, изобретение, тема следующего номера.
Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дает
ребенку
доступные
для
него
способы
моделирования
окружающей
жизни,
позволяющие
познать
свойства
предметов
и
действия
с
ними,
освоить
социальные нормы и смыслы человеческих отношений. В игре формируются и
развиваются
отдельные
психические
процессы
(произвольная
память,
мышление и др.), изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему
миру.
Образцом
служит
образ
другого
человека,
чье
поведение
копирует
ребенок, а не те или иные требования взрослых или моральные нормы,
это
школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Ни
в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения
в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и
смысла человеческой деятельности, как в игре.
В
своей
работе
мы
использовали
разные
виды
игр:
дидактические;
настольно-печатные; игры на развитие логического мышления; словесные игры;
сюжетно-ролевые подвижные.
Художественное творчество.
Нами
изготовлен
авторский
конструктор
Галины
Урадовской,
использование
которого
позволяет
сформировать
у
детей
целостно
–
обобщенное
представление
об
объекте
по
определенной
схеме
анализа
Постепенно это умение
становится средством самостоятельного познания
новых для него предметов, что не маловажно при знакомстве с различными
транспортными
средствами.
Динамичность
конструктора
позволяет
выстраивать различные дорожные ситуации и решать их в разных вариантах.
Художественная
литература
помогает
о сознанию
полученных
представлений о правилах поведения на улице. Отношение ребенка старшего
дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное, жизненное
значение,
т.к.
в
процессе
восприятия
произведения
он
активно
внутренне
содействует
героям
и
переживает
с
ними
все
происходящие
события.
Литература
заставляет
ребенка
задуматься
и
прочувствовать
то,
что
затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это помогает
дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного
поведения
на
улице,
проиллюстрировать
возможные
последствия
их
нарушения.
Взаимодействие с социумом и родителями.
Вся работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения на
улицах города строится нами в тесном взаимодействии с родителями, потому
что именно семья является образцом поведения ребенка в соблюдении правил
дорожного движения. Совместно с родителями и детьми нами были проведены
целевые прогулки: «Пешеход», «Переход», «Перекресток», экскурсия «Улицы
города».
Оформлена фотовыставка «Путешествие по Стране Безопасности».
Проведен
физкультурный
досуг
с
родителями
«Красный,
желтый,
зеленый».
Для родителей проведены консультации, выпущены памятки по обучению
детей правилам дорожного движения.
Через номера журналов у родителей есть возможность открыть для себя
много интересного в мире транспорта, ощутить радость общения со своим
ребенком, испытать чувства партнерства в сотрудничестве с ним, в преодолении
трудностей в творческом поиске решения задач.
Для воспитателей выпущено пособие «Зеленый огонек».
Целью пособия является оказание помощи педагогам в решении одной из
задач
дошкольного
образования:
сохранение
жизни
и
здоровья
детей,
формирование
осознанного
поведения
в
дорожно-транспортных
ситуациях.
Задания
предполагают
разные
формы
взаимодействия
детей
и
взрослых:
дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, кроссворды,
тренинги,
вопросы
для
бесед,
занятия,
физкультурный
досуг.
Подобран
материал
речевого
сопровождения:
считалки,
загадки,
стихи,
пословицы,
комплексы общеразвивающих упражнений, список используемой литературы.
Нами
разработаны
критерии
оценки
знаний,
умений,
навыков
по
содержанию данного проекта. Ежегодно проводится диагностика, отражающая
положительную динамику в развитии детей: к концу учебного года количество
детей со средним уровнем знаний о ПДД увеличивается в среднем с 20% до
80%; заинтересованность родителей данной проблемой: с 40% до 100%.
Работа по формированию ОБЖ позволила принять участие в городском
конкурсе рисунков «Безопасная дорога»,быть отмеченными Благодарственным
письмом
(2012г.),
Дипломом
3
степени
в
номинации
«Плакат»,
ценными
подарками(2010
г.),
Дипломом
2
степени
в
номинации
«Рисунок»
и
специальный диплом за эмоциональное решение проблемы (2012 г.)
Работа
в
данном
направлении
позволила
нам
сформировать
у
воспитанников способность управлять своим поведением, научить планировать
свои
действия
на
основе
первичных
ценностных
преставлений,
соблюдать
элементарные общепринятые нормы и
правила поведения, создать дружный
коллектив.
Литература.
1.
Источник
: auto.mail
19.12.2012г.
2.
Газета «Заполярная правда» 23.01 2013г.
3.
Хромцова
Т.Г.
«Воспитание
безопасного
поведении
дошкольников
на
улице»/М.: Центр педагогического образования, 2007.- 5 с.