Переход в среднюю школу или адаптация пятиклассников к новым условиям учебы
Автор: Горбунова Марина Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Лянторская СОШ № 3" Населённый пункт: город Лянтор, Сургутский район, Тюменская область, ХМАО-ЮГРА Наименование материала: родительское собрание Тема: Переход в среднюю школу или адаптация пятиклассников к новым условиям учебы Раздел: полное образование
Родительское собрание
Переход
в
среднюю
школу
г. Лянтор
2012год
Переход в среднюю школу или адаптация пятиклассников к
новым условиям учебы
Сейчас у ваших детей наступил очень важный период школьной жизни - переход из начальной
в среднюю школу. От поддержки, которую вы окажите своему ребенку, уважаемые родители,
зависит многое: насколько быстро приспособится он к новой обстановке и новым нагрузкам, т.е.
как быстро он адаптируется к новым социальным условиям среды. Адаптация- это привыкание,
приспособление человека к новой окружающей среде.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются, дети переходят от одного
основного учителя к системе классный руководитель–учителя-предметники, уроки, как правило,
проходят в разных кабинетах. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю
совпадает
с
концом
детства
-
достаточно
стабильным
периодом
развития,
что
создает
благоприятные условия для адаптации школьника к обучению в средних классах. Как показывает
практика, большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Они гордятся
тем, что “уже не маленькие”.
Переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным
стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с
определенной
гордостью
рассказывают
родителям,
младшим
братьям,
друзьям
о
“доброй”
математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает такой
переход
как
шанс
заново
начать
школьную
жизнь,
наладить
не
сложившиеся
или
не
устраивающие школьника отношения с педагогами.
С другой стороны, переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на
психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в
начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям
обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом
классе.
Резкие
изменение
условий
обучения,
разнообразие
и
качественное
усложнение
требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в
начальной школе на “самого маленького” в средней - все это является довольно серьезным
испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив,
“развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность,
повышаться
неорганизованность.
Они
могут
стать
забывчивыми,
иногда
нарушается
сон,
аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные
отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников. У большинства
детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели
после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и
даже
больше.
С
адаптационным
периодом
часто
связаны
и
заболевания
детей.
Подобные
заболевания носят психосоматический характер.
Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе?
очень много разных учителей;
•
непривычное расписание;
•
много новых кабинетов;
•
новые дети в классе;
•
новый классный руководитель;
•
возросший объем работы в классе и д/з;
•
рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
•
необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
•
несамостоятельность в работе с текстами;
•
низкий уровень развития речи;
•
слабое развитие навыков самостоятельной работы
Признаки успешной адаптации
•
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
•
ребенок легко справляется с программой;
•
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий,
готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить
задание самому;
•
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителями.
Признаки дезадаптации
•
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
•
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
•
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на
другие темы.
•
Нежелания выполнять домашние задания.
•
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
•
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
•
Беспокойный сон.
•
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
•
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Что же делать родителям?
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при
этом
достаточно
четкий
режим,
сделать
так,
чтобы
пятиклассник
постоянно
ощущал
поддержку и помощь со стороны родителей. При любой возможности пытайтесь избежать
больших
изменений
или
нарушений
в
домашней
атмосфере
в
период
адаптации.
Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать
проблемы в школе.
Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой
интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю
выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о
школе, о его одноклассниках, о педагогах.
Школьник
впервые
оказывается
в
ситуации
множественности
требований,
и
если
он
научиться учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим
трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому помогите
детям овладеть этим умением, объясните, с чем связаны эти различия, помогите подростку
справиться
с
возникающими
трудностями
(составить
расписание
с
указанием
на
требования, например, “история” - составить план ответа по учебнику”, “иностранный
язык” - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для
записи
устных
тем”
и
т.п.).
Необходимо,
чтобы
школьники
правильно
понимали
употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много
специальных “школьных” словарей и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими
пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в
основе непонимания школьного материала и, следовательно, “пробелов”, “трудностей” и
т.п.
Помогайте
ребенку
выполнять
домашние
задания,
но
не
делайте
их
сами.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам в подготовке домашних
заданий
(даже
если
в
начальной
школе
дети
делали
уроки
самостоятельно)
для
преодоления трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в
средней школе. Ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями
адаптационного периода, теми проблемами, о которых говорилось выше
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его
интересами и предметами, изучаемыми в школе. например, любовь ребенка к фильмам
можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление
узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. например, поручите ему рассчитать необходимо
количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы
покрасить определенную поверхность.
Хорошо
бы
больше
знакомиться
с
друзьями
вашего
ребенка,
приглашать
их
в
дом,
интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно
формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок?
Почему?
Конечно,
обязательно
надо
контролировать
ребенка,
особенно
в
первые
1-2
месяца
обучения в средней школе. Но в ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик"
и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в
учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее
на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в
чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Зацикленность на
учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с "двойками," в большинстве
случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной
жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его
школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства,
консультируйтесь
с
учителем
вашего
ребенка
не
реже,
чем
раз
в
месяц.
Помните, что основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение,