Автор: Марченкова Оксана Олеговна
Должность: магистр по специальности "специальное дефектологическое образование"
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Статья
Тема: "Коррекционно-развивающая работа логопеда с неговорящими детьми"
Раздел: среднее профессиональное
Коррекционно-развивающая работа логопеда с неговорящими
детьми
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми
детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Безречевые дети – это
условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных
причин лишены возможности речевого общения . Они имеют комплексное
органическое нарушение, что значительно затрудняет работу с ними
логопеда-дефектолога. Для того чтобы речь полноценно развивалась
необходимо : чтобы ребенок был соматически здоров, имел полноценное
речевое окружение, врожденная языковая способность, первично сохранный
интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность
функционирования центральной нервной системы и артикуляционного
аппарата.
К группе безречевых детей относятся: дети с моторной и сенсорной алалией,
с временной задержкой речевого и психического развития, ранним детским
аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным
параличом, нарушением слуха.
Тот уровень речи, который есть у этих детей, - вокализации, звукоподражания
и звукокомплексы , эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко
произносимые обиходные слова не может служить полноценному общению,
выступать регулятором поведения .У таких детей наблюдается отсутствие
мотивации к общению ,повышенная утомляемость, особенности
поведения ,гиперактивность , дефицит внимания ,недостаточность
сформированности функций памяти ,неусидчивость… . Все это мешает
полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим
миром.
Ошибочно считать, что этим детям будет достаточно логопедических занятий.
Им нужна комплексная помощь педагогов: логопед, дефектолог, психолог;
врачей :невролог, психиатр, психотерапевт, сурдолог; реабилитологов: лфк,
массаж, иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия…Большую роль
играет физиолечение…
Важная роль в педагогическо-коррекционном воздействии принадлежит
логопеду. Он поможет сформировать у ребенка не только азы общения, но и
развить психические функции, личность в целом, провести профилактику
вторичных отклонений.
На начальном этапе коррекционной работы с неговорящими детьми очень
важным является установить контакт с ребенком, создать и поддерживать
эмоционально-положительную обстановку на протяжении всего времени
нахождения на занятии. Для привлечения внимания и поддержания
интереса специалисты прибегают к игровой форме при коррекционном
воздействии.
Логопедические занятия с ребенком по развитию речи включают в себя
комплекс наиболее эффективных коррекционно-развивающих методов:
*развитие высших психических функций внимания, памяти, мышления;
*артикуляционная гимнастика: способствует укреплению мышцы
артикуляционного аппарата, помогает сформировать определённые уклады
органов артикуляции, необходимые для постановки конкретных звуков,с ее
помощью тренируется подвижность и переключаемость органов
артикуляционного аппарата. Она применяется при подготовке к постановке
звуков, но также может использоваться и для профилактики
артикуляционных расстройств;
*логопедический массаж- это разработка мышц лица и языка.
Он нужен для
активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса
мышц лица, для увеличения объема движения языка. Логопедический
массаж нужен прежде всего неговорящим детям, чтобы провоцировать их
на говорение. При таком массаже могут использоваться специальные
приспособления, называемые зондами, а также аппарат физиовоздействия
Денас;
*дыхательная гимнастика:
дыхательные упражнения помогают выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха. Регулярные занятия способствуют воспитанию
правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что
позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине
отрезков. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие
голоса.
*моторное развитие : способствует формированию у детей раннего возраста
разнообразных двигательных навыков. Включает в себя развитие крупной и
мелкой моторики. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше
развивается речь. При выполнении движений широко используются
звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей
моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и
сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий,
создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи,
обогащает словарь - движения становятся точными, координированными.
В
развитии мелкой(ручной) моторики используют
пальчиковые игры ,которые
оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые
области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук),
подготавливают ребёнка к рисованию, письму.
*сенсорное развитие
:
в работу включаются все сохранные анализаторы –
тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные.
На каждом
занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов
восприятия, так, задействовав как можно больше сенсорных стимулов для
восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в
которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название. На
занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер,
форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их
звучание, если же мы не имеем возможности применять в работе реальные
предметы, то для стимулирования зрительного восприятия используются
предметные картинки и игрушки, приближённые к реальности.
*логопедические распевки: очень важно при работе с безречевыми детьми
научить их сначала говорить звуки, потом звукосочетания-слоги ,а в
дальнейшем и простейшие слова. Очень хорошо этому способствуют
логопедические распевки. Они вызывают у детей интерес, создают
радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают
легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Основной принцип –
тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Сначала
отрабатывается произношение гласных звуков. Распевка должна
сопровождаться различными ритмичными движениями,например, щелками,
хлопками. Сидеть ребенок во время пропевания не должен, обязательно
должны быть движения.
Важную роль в коррекционном процессе играют родители.
Их основные
задачи — создание благоприятного эмоционального фона, формирование
навыков общения, закрепление полученных умений в течение всего времени
,проводимого в семье. Безречевой ребенок вовлекается в общение не только
на специально организованных занятиях логопеда, но и в других моментах
окружающей его действительности :на прогулке, в игре, при контакте с
окружающими. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а
ежечасно, что требует немало времени и сил. Полученные умения должны
использоваться для дальнейшего обучения, для формирования
коммуникативных навыков и последующей социализации.