Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Гладкая Дарья Александровна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: г. Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: высшее образование
Дегальцева Валентина Александровна – старший преподаватель,
Гладкая Дарья Александровна – студент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, задача большой
общественной
значимости,
поэтому
ее
серьезность
должны
осознавать
и
родители, и педагоги.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5
годам. Однако данный процесс происходит не самостоятельно, а под влиянием
речи
окружающих
ребенка
и
их
педагогического
воздействия.
Влияние
благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, и как результат начинает
испытывать
интерес
к
правильной,
чистой
речи.
Поэтому
важно,
чтобы
окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. и родители, и
воспитатели говорили правильно.
Т.Б. Филичева указывает на то, что родители, а иногда даже воспитатели,
подлаживаясь к языку ребенка, лепечут, сюсюкают с ним, разговаривают с
ребенком на таком языке («Вовочке бо-бо»; «давай наденем колготоськи» т.п.),
ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком.
Стоит отметить, что подобное общение не стимулирует ребенка к овладению
правильным звукопроизношением, а надолго закрепляет его недостатки.
Исходя
из
вышесказанного,
рекомендации
родителям
могут
быть
подобного плана:
обращаясь
к
ребенку,
следует
достаточно
громко,
отчетливо
и
не
торопясь произносить каждый звук в слове с соответствующей интонацией,
четко выделяя ударный слог;
любое
новое
слово
должно
быть
понятным
ребенку,
обращайте
внимание ребенка на тот предмет, действие или явление, о котором идет речь;
неправильно произнесенное ребенком слово нужно ласково и спокойно
повторить два-три раза, а добровольное правильное повторение слова ребенком,
следует поощрить;
чрезмерная
настойчивость
к
требованию
верного
произношения,
(которое ребенку еще не дается), вместо стремления говорить может вызвать у
него отвращение к речи.
По
мнению
Л.Г.
Парамоновой,
основной
причиной
нарушения
звукопроизношения
у
детей
дошкольного
возраста
становится
не
точность
движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим
этапом в профилактике нарушений звукопроизношения считается работа по
подготовке артикуляционного аппарата.
Проведение
артикуляционной
гимнастики
должно
быть
каждодневным,
чтобы двигательные навыки лучше закреплялись, становились более прочными,
совершенствовались и уточнялись основные движения органов артикуляции.
Длительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в
игровой форме и повторяется 6-8 раз. Комплекс упражнений:
«Лопаточка»:
рот
открыт,
широкий
расслабленный
язык
лежит
на
нижней губе. Язык в таком положении удерживать 5 секунд;
«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого
языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10
секунд;
«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в
таком положении удерживать 5 секунд;
«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться
сначала к носу, затем к подбородку.
«Сердитая
кошка»:
рот
открыт.
Кончик
языка
упирается
в
нижние
резцы,
боковые
края
прижаты
к
верхним
коренным
зубам.
Широкий
язык
«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно
и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.
«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем
от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не
шевелился (можно придерживать его рукой).
«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю
губу и убрать язык в глубь рта.
Как
отмечает
Т.В. Волосовец,
выполнение
обозначенного
комплекса
упражнений в течение 2-3 месяцев способствует не только укреплению мышц
языка, но и растяжению укороченной подъязычной уздечки, что приводит к
эффективному и быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.
Еще
одно
важное
направление,
которое
влияет
на
формирование
правильного звукопроизношения – формирование речевого дыхания. Родителям
и воспитателям следует уделять внимание развитию речевого дыхания у детей,
как базе для правильного развития звукопроизношения и всей речи в целом.
Полезным
считается
ежедневно
выполнять
с
детьми
(от
3
до
6
минут)
дыхательные упражнения и игры:
дуть на бумажные полоски, легкие шарики;
играть на детских музыкальных духовых инструментах;
дуть на привязанные к ниточке бумажные фигурки, ватные шарики;
пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;
сдувать
со
стола
ватные
или
бумажные
пушинки
в
определенном
направлении;
дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение данных дыхательных упражнений влияет на формирование
правильного речевого дыхания и способствует профилактике заболеваний ЛОР-
органов
(острый
и
хронический
ринит,
риносинусит,
искривление
носовой
перегородки,
полипы
носовой
полости
и
т.д.).
Часто
причиной
нарушений
звукопроизношения
становятся
именно
эти
заболевания.
Они
ухудшают
процесс правильного речевого дыхания, вызывают изменения в строении нёба,
языка, прикуса.
Своевременно
проводимая
работа
по
профилактике
нарушения
звукопроизношения, начиная с дошкольного возраста, значительно сокращает
количество детей, состояние речи которых в более старшем возрасте потребует
проведения коррекционных мероприятий.