Напоминание

"Рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"


Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Гладкая Дарья Александровна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: г. Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Рекомендации педагогам и родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
Раздел: высшее образование





Назад




Дегальцева Валентина Александровна – старший преподаватель,

Гладкая Дарья Александровна – студент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО

ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, задача большой

общественной

значимости,

поэтому

ее

серьезность

должны

осознавать

и

родители, и педагоги.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5

годам. Однако данный процесс происходит не самостоятельно, а под влиянием

речи

окружающих

ребенка

и

их

педагогического

воздействия.

Влияние

благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, и как результат начинает

испытывать

интерес

к

правильной,

чистой

речи.

Поэтому

важно,

чтобы

окружающая ребенка речевая среда была полноценной, т. е. и родители, и

воспитатели говорили правильно.

Т.Б. Филичева указывает на то, что родители, а иногда даже воспитатели,

подлаживаясь к языку ребенка, лепечут, сюсюкают с ним, разговаривают с

ребенком на таком языке («Вовочке бо-бо»; «давай наденем колготоськи» т.п.),

ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком.

Стоит отметить, что подобное общение не стимулирует ребенка к овладению

правильным звукопроизношением, а надолго закрепляет его недостатки.

Исходя

из

вышесказанного,

рекомендации

родителям

могут

быть

подобного плана:

обращаясь

к

ребенку,

следует

достаточно

громко,

отчетливо

и

не

торопясь произносить каждый звук в слове с соответствующей интонацией,

четко выделяя ударный слог;

любое

новое

слово

должно

быть

понятным

ребенку,

обращайте

внимание ребенка на тот предмет, действие или явление, о котором идет речь;

неправильно произнесенное ребенком слово нужно ласково и спокойно

повторить два-три раза, а добровольное правильное повторение слова ребенком,

следует поощрить;

чрезмерная

настойчивость

к

требованию

верного

произношения,

(которое ребенку еще не дается), вместо стремления говорить может вызвать у

него отвращение к речи.

По

мнению

Л.Г.

Парамоновой,

основной

причиной

нарушения

звукопроизношения

у

детей

дошкольного

возраста

становится

не

точность

движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим

этапом в профилактике нарушений звукопроизношения считается работа по

подготовке артикуляционного аппарата.

Проведение

артикуляционной

гимнастики

должно

быть

каждодневным,

чтобы двигательные навыки лучше закреплялись, становились более прочными,

совершенствовались и уточнялись основные движения органов артикуляции.

Длительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в

игровой форме и повторяется 6-8 раз. Комплекс упражнений:

«Лопаточка»:

рот

открыт,

широкий

расслабленный

язык

лежит

на

нижней губе. Язык в таком положении удерживать 5 секунд;

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого

языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10

секунд;

«Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в

таком положении удерживать 5 секунд;

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться

сначала к носу, затем к подбородку.

«Сердитая

кошка»:

рот

открыт.

Кончик

языка

упирается

в

нижние

резцы,

боковые

края

прижаты

к

верхним

коренным

зубам.

Широкий

язык

«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно

и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

«Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем

от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не

шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю

губу и убрать язык в глубь рта.

Как

отмечает

Т.В. Волосовец,

выполнение

обозначенного

комплекса

упражнений в течение 2-3 месяцев способствует не только укреплению мышц

языка, но и растяжению укороченной подъязычной уздечки, что приводит к

эффективному и быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.

Еще

одно

важное

направление,

которое

влияет

на

формирование

правильного звукопроизношения – формирование речевого дыхания. Родителям

и воспитателям следует уделять внимание развитию речевого дыхания у детей,

как базе для правильного развития звукопроизношения и всей речи в целом.

Полезным

считается

ежедневно

выполнять

с

детьми

(от

3

до

6

минут)

дыхательные упражнения и игры:

дуть на бумажные полоски, легкие шарики;

играть на детских музыкальных духовых инструментах;

дуть на привязанные к ниточке бумажные фигурки, ватные шарики;

пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики;

сдувать

со

стола

ватные

или

бумажные

пушинки

в

определенном

направлении;

дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение данных дыхательных упражнений влияет на формирование

правильного речевого дыхания и способствует профилактике заболеваний ЛОР-

органов

(острый

и

хронический

ринит,

риносинусит,

искривление

носовой

перегородки,

полипы

носовой

полости

и

т.д.).

Часто

причиной

нарушений

звукопроизношения

становятся

именно

эти

заболевания.

Они

ухудшают

процесс правильного речевого дыхания, вызывают изменения в строении нёба,

языка, прикуса.

Своевременно

проводимая

работа

по

профилактике

нарушения

звукопроизношения, начиная с дошкольного возраста, значительно сокращает

количество детей, состояние речи которых в более старшем возрасте потребует

проведения коррекционных мероприятий.



В раздел образования