Напоминание

"Особенности внимания у детей с нарушениями речи"


Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Алхазова Нина Михайловна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: города Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Особенности внимания у детей с нарушениями речи"
Раздел: высшее образование





Назад




Дегальцева Валентина Александровна - Старший

преподаватель

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический

университет»

Алхазова Нина Михайловна - Студент

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический

университет»

Особенности внимания у детей с нарушениями речи

Внимание

детей

с

нарушениями

речи

характеризуется

рядом

особенностей: неустойчивостью,

б ол е е низким

уровнем

произвольного

внимания,

сложностями в планировании своих действий. Дети с большим

трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных

способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный

характер.

Обнаруживаются

различия

в

проявлении

произвольного

внимания

в

зависимости от вида раздражителя: детям с речевой патологией в условиях

словесной инструкции намного труднее концентрироваться на выполнении

задания, чем в условиях зрительной. При словесной инструкции наблюдается

огромное количество ошибок,

которые связанны с нарушением грубых

дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

По

данным

Ю.Ф.

Гаркуши

стабильность

темпа

деятельности

дошкольников с алалией в процессе работы имеет тенденцию к снижению. У

детей-алаликов ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы

и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и

их распределение во времени качественно отличаются от нормы.

Все

виды контроля

за

деятельностью

часто

не

сформированы

или

значительно

нарушены,

причем

больше

всех

страдает

упреждающий,

который

связан

с

анализом

условий

задания,

и текущий

связанный

с

процессом

выполнения

задания,

виды

контроля. Последующий контроль

возможен только при условии дополнительной помощи педагога: требуется

повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.

Особенности произвольного внимания наиболее ярко проявляются

у

детей-алаликов

в характере отвлечений. Так, если дети с речевой нормой

смотрят

на

педагога,

пытаясь

определить

по

его

реакции,

правильность

выполнения

задания,

то

для

детей-алаликов

преимущественными

отвлечениями являются: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не

связанные

с

выполнением

задания».

Низкий

уровень произвольного

внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к значительному

нарушению или несформированности у них структуры деятельности.

В исследованиях Т.С. Овчинниковой, при выполнении «Корректурной

пробы»

дошкольники

с о стертой

дизартрией

значительно

отличались

от

нормально говорящих детей. В среднем дети-дизартрики просматривают за

одно и то же время в 1,3 раза меньше знаков по сравнению с детьми с

нормой.

При

этом

у

детей-дизартриков

более

выражен

коэффициент

вариативности, который

характеризует степень изменчивости количества

просмотренных знаков, чем у детей нормой по речи.

Характерной

особенностью

внимания

дизартриков

является

отвлекаемостъ,

проявляющаяся под

воздействием

сильных

и

ярких

раз-

дражителей,

импульсивности,

общей

неорганизованности,

неумении

проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень их

организации

и

саморегуляции,

тем

меньше

пропусков.

У

детей

с

преобладанием процесса торможения ошибок в процентном соотношении

будет меньше, чем у детей возбудимых.

Особенности внимания детей с дизартрией проявляются в характере

допущенных ошибок. Отмечено, что у детей-дизартриков пропуски знаков

преобладают

над

другими

видами

ошибок.

Также

они

имеют

низкую

концентрацию внимания. Многие дети с данной патологией речи не могут

проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» по всему листу, отыскивая

ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно,

фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания

и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений.

В.А. Калягин, проводя оценку внимания у детей с нарушениями речи с

помощью

корректурных

методик

Мюнстерберга,

таблицы

Шульте

Платонова,

кольца

Ландольта,

выявил,

что

у заикающихся

школьников

отмечается замедление выполнения заданий по сравнению с детьми без

патологии

речи.

У

заикающихся

детей

отмечается

также

снижение

всех

основных

свойств

внимания,

а

именно избирательности,

объема,

устойчивости и переключения. Выявилась тенденция к связи внимания с

наличием в предъявляемом материале речевых элементов (букв, слов) при

использовании

методик

с

различной

степенью

вербализации

материала.

Также прослеживается связь между тяжестью речевого дефекта и степенью

нарушения

внимания.

Было

установлено,

что

у

заикающихся

детей

в

большей степени страдает произвольное внимание.

Результаты

выполнения

корректурной

пробы

Бурдона младшими

школьниками с ОНР и речевой нормой свидетельствуют о более низких его

показателях

(объем,

концентрация,

продуктивность,

точность,

наличие

ошибок) в группе детей с общим недоразвитием речи, что свидетельствует о

более низкой общей психической работоспособности, меньшей устойчивости

внимания и большей утомляемости детей с ОНР по сравнению с нормой.

Таким образом, внимание детей речевыми нарушениями характеризуется

рядом

особенностей,

а

именно

неустойчивостью,

низким

уровнем

произвольности, и концентрации, недостаточностью распределения внимания.



В раздел образования