Авторы: Дегальцева Валентина Александровна, Алхазова Нина Михайловна
Должность: старший преподаватель, студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Армавирского государственного педагогического университета"
Населённый пункт: города Армавира
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Особенности внимания у детей с нарушениями речи"
Раздел: высшее образование
Дегальцева Валентина Александровна - Старший
преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический
университет»
Алхазова Нина Михайловна - Студент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический
университет»
Особенности внимания у детей с нарушениями речи
Внимание
детей
с
нарушениями
речи
характеризуется
рядом
особенностей: неустойчивостью,
б ол е е низким
уровнем
произвольного
внимания,
сложностями в планировании своих действий. Дети с большим
трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных
способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный
характер.
Обнаруживаются
различия
в
проявлении
произвольного
внимания
в
зависимости от вида раздражителя: детям с речевой патологией в условиях
словесной инструкции намного труднее концентрироваться на выполнении
задания, чем в условиях зрительной. При словесной инструкции наблюдается
огромное количество ошибок,
которые связанны с нарушением грубых
дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.
По
данным
Ю.Ф.
Гаркуши
стабильность
темпа
деятельности
дошкольников с алалией в процессе работы имеет тенденцию к снижению. У
детей-алаликов ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы
и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются. Характер ошибок и
их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Все
виды контроля
за
деятельностью
часто
не
сформированы
или
значительно
нарушены,
причем
больше
всех
страдает
упреждающий,
который
связан
с
анализом
условий
задания,
и текущий
связанный
с
процессом
выполнения
задания,
виды
контроля. Последующий контроль
возможен только при условии дополнительной помощи педагога: требуется
повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.
Особенности произвольного внимания наиболее ярко проявляются
у
детей-алаликов
в характере отвлечений. Так, если дети с речевой нормой
смотрят
на
педагога,
пытаясь
определить
по
его
реакции,
правильность
выполнения
задания,
то
для
детей-алаликов
преимущественными
отвлечениями являются: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не
связанные
с
выполнением
задания».
Низкий
уровень произвольного
внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи приводит к значительному
нарушению или несформированности у них структуры деятельности.
В исследованиях Т.С. Овчинниковой, при выполнении «Корректурной
пробы»
дошкольники
с о стертой
дизартрией
значительно
отличались
от
нормально говорящих детей. В среднем дети-дизартрики просматривают за
одно и то же время в 1,3 раза меньше знаков по сравнению с детьми с
нормой.
При
этом
у
детей-дизартриков
более
выражен
коэффициент
вариативности, который
характеризует степень изменчивости количества
просмотренных знаков, чем у детей нормой по речи.
Характерной
особенностью
внимания
дизартриков
является
отвлекаемостъ,
проявляющаяся под
воздействием
сильных
и
ярких
раз-
дражителей,
импульсивности,
общей
неорганизованности,
неумении
проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень их
организации
и
саморегуляции,
тем
меньше
пропусков.
У
детей
с
преобладанием процесса торможения ошибок в процентном соотношении
будет меньше, чем у детей возбудимых.
Особенности внимания детей с дизартрией проявляются в характере
допущенных ошибок. Отмечено, что у детей-дизартриков пропуски знаков
преобладают
над
другими
видами
ошибок.
Также
они
имеют
низкую
концентрацию внимания. Многие дети с данной патологией речи не могут
проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» по всему листу, отыскивая
ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно,
фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания
и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений.
В.А. Калягин, проводя оценку внимания у детей с нарушениями речи с
помощью
корректурных
методик
Мюнстерберга,
таблицы
Шульте
–
Платонова,
кольца
Ландольта,
выявил,
что
у заикающихся
школьников
отмечается замедление выполнения заданий по сравнению с детьми без
патологии
речи.
У
заикающихся
детей
отмечается
также
снижение
всех
основных
свойств
внимания,
а
именно избирательности,
объема,
устойчивости и переключения. Выявилась тенденция к связи внимания с
наличием в предъявляемом материале речевых элементов (букв, слов) при
использовании
методик
с
различной
степенью
вербализации
материала.
Также прослеживается связь между тяжестью речевого дефекта и степенью
нарушения
внимания.
Было
установлено,
что
у
заикающихся
детей
в
большей степени страдает произвольное внимание.
Результаты
выполнения
корректурной
пробы
Бурдона младшими
школьниками с ОНР и речевой нормой свидетельствуют о более низких его
показателях
(объем,
концентрация,
продуктивность,
точность,
наличие
ошибок) в группе детей с общим недоразвитием речи, что свидетельствует о
более низкой общей психической работоспособности, меньшей устойчивости
внимания и большей утомляемости детей с ОНР по сравнению с нормой.
Таким образом, внимание детей речевыми нарушениями характеризуется
рядом
особенностей,
а
именно
неустойчивостью,
низким
уровнем
произвольности, и концентрации, недостаточностью распределения внимания.