Автор: Наумкина Галина Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 65
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА"
Раздел: полное образование
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых
образовательных стандартов и успешное прохождение ГИА
(Слайд 1) Для своего выступления использую:
Консультации по подготовке к ЕГЭ по математике Ященко Ивана Валерьевича,
кандидата
физико-математических
наук,
ведущего
сотрудника
ФИПИ,
руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике.
Концепцию развития математического образования в России.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по математике.
(Слайд 2) ЕГЭ по математике – экзамен обязательный. Его нужно сдавать каждому
выпускнику 9 и 11 классов. Почему этот экзамен обязательный? Потому что, так же
как и русский язык, математика – это реально один из самых важных предметов. В
Концепции
развития
математического
образования
в
России
выделено
три
направления к требованиям результатам математического образования (Слайд 3):
1.
Математика для жизни.
2.
Математика для применения в профессии.
3.
Математика для творческого использования в профессии.
Экзамен
делится
на
два
уровня.
Каждый
выпускник
выбирает
свой
уровень:
базовый или профильный.
Базовый для подтверждения математической подготовки, необходимой в обычной
жизни и продолжения образования по профессиям, где математика не учитывается при
приеме.
Профильный для поступления на специальности, где математика учитывается при
приеме.
Можно выбрать один из двух экзаменов или оба. Сдав базовую математику и уже
будучи уверенным, что аттестат уже есть, на профильном экзамене ученики чувствуют
себя чуть более раскованными. Продолжительность экзамена базового уровня 3 ч,
профильного – 3 ч 55 мин.
(Слайд 4). В базовом уровне 3-х часов большинству не надо. Время спланировано,
чтобы не было необходимости спешить. ЕГЭ по математике не имеет ни одной задачи
с выбором ответа. Никаких «угадаек» давно не осталось. Математика не терпит суеты,
не терпит спешности, мгновенных ответов. Если спешить, то почти наверняка можно
ошибиться,
и
будет
очень
обидно
потерять
балл
на
очевидной
задаче.
Поэтому
времени в базовом уровне более чем достаточно и ни в коем случае не надо спешить.
Оценка не влияет на аттестат, но очень приятно получить хорошую отметку. Весь
экзамен базового уровня состоит из задач, которые нужны в жизни или в массовых
профессиях. (Слайд 5):
Сколько вы получите на руки после уплаты подоходного налога.
Какую сдачу вы получите в магазине при покупке овощей.
Рассчитать ремонт в квартире.
(Слайд
6).
Установить
соответствие
между
величинами
и
их
возможными
значениями.
(Слайд 7). Выбор тарифного плана.
Решить уравнение, например, логарифмическое.
Зачем
на
экзамене
для
жизни
нужно
логарифмическое
уравнение
или
другое
уравнение.
Задача
на
решение
уравнения
учит
четкости,
умению
действовать
по
правилу, избегать ошибок, проверять свое решение, а если ошибка произошла –
исправить ее. Это ровно, то умение, которое нужно каждому на своем рабочем месте.
Если мы хотим, чтобы у нас были квалифицированные рабочие, которые смогут
поднимать
нашу
промышленность,
то
им
надо
будет
очень
четко
действовать
в
соответствии с теми правилами, которые заданы указанным производством. И ровно
это и воспитывается математикой. Кто решает 19, 20 задачи базового уровня, тот
профильный напишет примерно баллов на 60.
(Слайд
8).
Профильный
экзамен
направлен
на
возможность
каждому,
кто
собирается поступать в ВУЗ, где математика является профильной, показать свою
готовность в первую очередь к дальнейшему обучению и работе по профессии. В ЕГЭ
профильном 12 задач с кратким ответом. Это своеобразная разминка. Хотя для многих
эта разминка позволяет набрать баллы, которые нужны для массового ВУЗа. Решив все
12
задач
и
первую
задачу
с
полным
решением
можно
поступить
в
массовый
технический ВУЗ. А если цели более серьезные, то нужно решать все задачи второй
части. Последняя задача имеет решение самое простое, самое короткое, но догадаться
до этого решения очень непросто, потому, что путь решения совершенно не ясен из
условия.
(Слайд 9). Советы по подготовке:
1. Определите свой уровень и цель сдачи экзамена. Исходя из этого выработать
индивидуальную стратегию подготовки.
2. Главная задача – сдать на тот балл, на который можете сдать.
3. Закреплять технику решения тех задач, которые получаются.
4. Правильно спланировать свое время на экзамене.
Неправильно ставить цель получить 100 баллов. Цель должна быть реалистична,
исходя из того, в какой ВУЗ есть желание поступить. Каждый ВУЗ на дне открытых
дверей или в приемной комиссии расскажет с какими баллами поступали в прошлом
году. Если разрыв между уровнем выпускника и его целью очень большой, может быть
лучше подумать и изменить цель, особенно, если остался год. Если совсем ученик не
умеет решать задачи по геометрии, за год геометрию выучить нельзя, но дотянуть до
какого-то уровня и прибавить баллы всегда можно, если не забывать решать задачи,
которые он умеет. Главная задача – сдать на тот балл, на который ученик может сдать.
Закреплять технику решения тех задач, которые получаются. Самое обидное, когда на
подготовке много времени уделяют, чтобы изучить чего-то новое. Вот совсем не
получались
логарифмы.
Занимался,
потом
в
конце
решил
логарифмическое
неравенство, на экзамене его сделал, но не потренировался и сделал несколько ошибок
в
1
части
на
простых
задачах,
не
прочитал
условие,
ошибся
в
арифметике,
не
перепроверил. И потерял те самые 3 балла, которые с трудом набрал, решив сложную
задачу. Поэтому в первую очередь как зарядку почти каждый день решать простые
задачи из 1 части и тогда шансы, что ученик в них допустит ошибку, будут маленькие.
И уже после этого спланировать время на остальные задачи. Очень важно правильно
спланировать свое время на экзамене. Очень важно
сделать те задачи, в которых
выпускник уверен, проверить их еще раз и только после этого заниматься теми
задачами, которые он не очень хорошо решает.
(Слайд 10). Типичные ошибки
1.
Неправильное прочтение условия задачи (когда дают ответ не на тот вопрос).
Это не случайная ошибка. Математика учит четко читать текст и четко давать ответы
ровно на тот вопрос, который задан. К сожалению, из-за неумения это делать люди
часто ошибаются в обычных жизненных ситуациях: едут не на тот вокзал, путают
рейсы самолетов, иногда теряя очень много денег.
2.
Ошибки в арифметике (особенно при работе с отрицательными числами).
Раскрывая скобки, где-то забыли минус. Часто в с/р или к/р забывают ставить минус в
ответе.
Просят
поставить
«5».
Ну,
подумаешь,
минус
забыл.
А
в
ЕГЭ
ответ
неправильный – 0 баллов.
3.
Отсутствие перепроверки решенных задач (или уравнений). Надо проверять
полученные ответы. В ЕГЭ по математике, если это жизненная задача - на обычный
здравый смысл. Например, за электроэнергию за месяц необходимо заплатить 250 тыс.
рублей. Это нереально. Таких квартир не бывает.
4.
Сколько надо решить пробников по математике, чтобы уверенно себя
чувствовать на экзамене? Совет: один – в начале года, второй - через пару месяцев и
третий
–
перед
экзаменом,
а
все
повторение
должно
быть
тематическим.
Прорешивание вариантов – самый неэффективный способ. Но в качестве зарядки -
целиком решать 1 часть или каждый день 15 минут решать простые задачи. Все задачи
с кратким ответом есть на сайте ФИПИ. Оттуда берутся задачи для части 1, иногда
немного изменяются числа, или меняются имена. Во 2 –ой части надо применить свои
знания в незнакомых задачах.
Практика показывает, что прорешивание открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет не
дает ожидаемого эффекта. Разобрав вариант в классе, учитель дает аналогичный
вариант для домашнего разбора. После удачного разбора в классе домашний вариант
не представляет большого труда, у обучающегося и учителя складывается ложное
впечатление, что подготовка идет эффективно и цель достигнута. Когда участник на
ЕГЭ получает свой вариант, он обнаруживает, что этот вариант он с учителем не
решал.
Привычка
повторять
разобранные
ранее
варианты
часто
идет
во
вред
обучению.
Правильным
подходом
является
систематическое
изучение
материала,
решение большого количества разнообразных задач по каждой теме – от простых к
сложным,
изучение
отдельных
методов
решения
задач.
Разумеется,
варианты
из
подготовительных сборников, открытые варианты прошедших экзаменов можно и
нужно использовать, но их решение не должно становиться главной целью; они дают
возможность иллюстрировать и отрабатывать методы, проверить степень готовности
учащихся, но не являются основным инструментом подготовки к экзамену. В любом
случае, при проведении диагностических работ следует подбирать задачи, прямые
аналоги которых в классе не разбирались. Только так учитель может составить верное
представление об уровне знаний и умений своих учеников.
Итоги ЕГЭ 2017 г. выявляют ключевые проблемы, определяющие недостаточное
число выпускников с уровнем подготовки, подходящим для успешного продолжения
образования в профильных вузах:
• несформированность базовой логической культуры;
• недостаточные геометрические знания, графическая культура;
• неумение проводить анализ условия, искать пути решения, применять известные
алгоритмы в измененной ситуации;
• неразвитость регулятивных умений: находить и исправлять собственные ошибки.
При подготовке учащихся к ЕГЭ – следую правилам.
1. Для каждого из обучающихся определяю задачи, которые ученик решает уверенно (1
тип), задачи, которые решаются хорошо, но часто бывают случайные ошибки (2 тип), и
задачи, которые решаются плохо или вовсе не поняты (3 тип).
2. Обращаю особое внимание на задачи 2-го типа: занимаясь ими, учащийся не только
эффективно готовится к задачам этого типа, но и, незаметно для себя, повышает
общую культуру, которая потребуется для решения прочих задач.
3. Задачи, трудные для обучающегося (3-й тип), добавляю в варианты понемногу, следя
за тем, чтобы они не стали преобладающими, иначе мотивация может снизиться
(ничего не получается), а понятные и привычные задачи забудутся.
Для успешного прохождения ГИА
Первое, с чего начинаю – это подготовительная работа по подготовки к ЕГЭ:
оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, показываю
видеоконсультацию по подготовке к ЕГЭ по математике на сайте ФИПИ.
Второе – тематическое повторение пройденного материала.
Третье – организация и проведение мониторингов различного вида, экспресс-тесты.
Четвертое – использование ресурсов Интернет: сайт ФИПИ, сайт Д. Гущина "Решу
ЕГЭ", сайт Александра Ларина, сайт uztest для тестирования в режиме он-лайн (стал
платным), дистанционная олимпиада на портале Продленка «Подготовка к ГИА»
Пятое – дифференцированная работа с классом: определяю три группы учащихся:
первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь
преодолеть порог успешности (5-6 заданий); вторая группа – учащиеся, которые
поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60
баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не
предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки; третья
группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100
балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы.
Шестое – консультации учителя: индивидуальные, групповые.
Седьмое – консультации, которые проводят ученики из числа желающих.
(Слайд 11)