Автор: Вяткина Лидия Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МАОУ "СОШ №140" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: программа краткосрочного курса Тема: "Музыкальная палитра" Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-воспитательного
процесса
и одной из форм организации свободного времени. Вся система внеурочной
деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и
здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность
предметов, отражать специфику целей и задач школы, служить созданию гибкой системы
для реализации индивидуальных творческих интересов личности. Внеурочная деятельность
решает еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы. В этой
сфере
знакомство
ученика
с
ценностями
культуры
происходит
с
учетом
его
личных
интересов.
Цель программы:
Создание условий для знакомства с музыкальной культурой разных стран и народов,
пробуждать и развивать интерес к этой музыке.
Задачи:
- Учить понимать особенности музыкального языка разных стран и народов.
- Развивать вокально-певческие навыки, музыкальный слух, память, мышление, умение
слушать и анализировать музыкальные произведения.
- Формировать музыкальный вкус учащихся.
- Воспитывать через музыку разных стран и народов дружелюбные отношения между
людьми независимо от их национальности.
- Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и
народов.
Программа рассчитана на 10 часов. Возраст детей 12-13 лет (6 - 7 класс). Занятия
проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Предполагается проведение занятий в группах по
10-15 человек, которые выбирают данный краткосрочный курс по желанию. Данный вид
краткосрочных курсов является средством формирования таких учебных действий,
которые не заложены в рамках основного учебного предмета «Музыка». В ходе занятий
дети будут знакомиться с музыкальной культурой разных стран, исполнять песни на
различных языках. Продуктом такой деятельности может быть концерт, в котором дети
смогут проявить себя как артисты.
На занятиях курса используются активные формы обучения, применяются такие виды
работ, как:
- хоровое и ансамблевое пение;
- пение с солистом;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- движение под музыку;
- элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
сценическим искусством, ритмикой.
Методическое обеспечение программы
- тематические презентации;
- тексты изучаемых песен + перевод;
- хрестоматии с песнями;
- диски с песнями;
- видеозаписи.
Для проведения данного курса также имеется ИКТ – база:
- инструмент (синтезатор);
- музыкальный центр;
- компьютер, проектор, экран.
Содержание краткосрочного курса
«Музыкальная палитра» 6 - 7 класс
Содержание курса состоит из 4 блоков.
1.
Музыка и песни Италии (2 часа)
Беседа о культуре Италии. Слушание и разучивание песен на итальянском языке.
Пение хором.
2.
Музыка и песни Англии (2 часа)
Беседа о культуре Англии. Разучивание песен на английском языке. Пение под
«минус». Пение хором, в ансамбле.
3.
Музыка и песни Испании (3 часа)
Знакомство с уникальными стилями, направлениями музыки Испании. Разучивание
песен, инсценировка песен. Пение с солистом.
4.
Музыка и песни Японии (3 часа)
Беседа об уникальной культуре Японии. Знакомство с Японским театром. Пение
песен на японском языке. Инсценировка песен.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
- средства музыкальной выразительности (мелодия, динамика, темп, лад, ритм, тембр);
- песенные жанры;
- понимать жанр песни, средства музыкальной выразительности в песне;
- понимать смысл песен;
Должны уметь:
- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности;
- петь по фразам;
- слушать паузы;
- петь хором;
- петь ансамблем (дуэт, трио);
- участвовать в музыкально – драматических постановках;
- выражать свои мысли через пластическое интонирование;
Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческого потенциала учащихся, повышение уровня духовности;
- уметь выражать в песне свои собственные впечатления;
- владеть правильно голосовым аппаратом;
- уметь применять теоретические знания на практике;
- правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, артикулировать при
исполнении песен;
- создавать прекрасное своим голосом.
Универсальные учебные действия. 6-7 класс.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Музыкальная палитра» являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную (групповую) деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- уметь доносить информацию в эмоционально – яркой форме в процессе общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются
следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- оказывать бескорыстную помощь своим одноклассникам, находить с ними общий язык и
общие интересы;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие в достижении поставленных целей.
Коммуникативными результатамиосвоения учащимися содержания курса являются
следующие умения:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- управление поведением партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
«Музыкальная палитра» являются следующие умения:
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- оценивать красоту пения, сравнивать её с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
сдержанность, рассудительность;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её
выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
Тематическое планирование
№ Тематический блок
Тема занятий
Вид
деятельности
1.
Музыка и песни Италии (2 часа)
Культура Италии.
Музыка Италии.
Слушание. Беседа.
Исполнение песен в
группе и хором.
2.
Музыка и песни Англии
(2 часа)
Легендарная
четвёрка.
Народные
английские песни.
Слушание. Беседа.
Исполнение песен в
ансамбле.
Инсценировка.
3.
Музыка и песни Испании (3 часа)
Культура Испании.
Испанские ритмы.
Музыка Испании.
Слушание. Беседа.
Пение хором, в
парах.
4.
Музыка и песни Японии (3 часа)
Культура Японии.
Театр Японии.
В чём смысл песен
Японии?
Слушание. Беседа.
Пение хором, с
солистом.
Инсценировка.
10 часов
Список используемой литературы
1.
Андреев М.Л. Культура Возрождения. «История мировой культуры. Наследие
Запада», Москва, 1998.
2.
Гаджиева Е.А. Страна Восходящего солнца. История и культура Японии.
Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006.
3.
Груздова И.В., Лютова Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке. Ростов н/Д : Феникс,
2010.
4.
Дрю Лоней «Эти странные испанцы». Издательство Эгмонт Россия, Лтд., 1999.
5. Тим Хилл The Beatles. Полная иллюстрированная история. Издательство
Магма, Москва, 2009.
6. Интернет - ресурсы.