Напоминание

"Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования"


Авторы: Кожухарь Александра Валерьевна, Алексеева Катерина Владимировна
Должность: студентки
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского" г. Ялта и Некрасовского педагогического колледжа №1
Населённый пункт: г. Ялта и Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования.

Инклюзивное

образование

процесс

совместного

воспитания

и

обучения

всех

детей,

независимо

от

своих

физических,

психических,

интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования

вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные

потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и

оказывается необходимая специальная поддержка.

Инклюзия - это гибкая система, которая учитывает потребности всех

детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола,

возраста,

принадлежности

к

той

или

иной

социальной

группе.

Система

обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Мы провели анкетирование студентов Некрасовского педагогического

колледжа с целью проверить, готовы ли студенты колледжа к реализации

инклюзивного

образования

в

своей

будущей

работе.

В

анкете

приняло

участие 34 человека в возрасте от 17 до 22 лет.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство

студентов

педагогического

колледжа

знают

о

том,

что

образование

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

может

быть

организованно

совместно

с

другими

обучающимися.

Это

прописано

в

Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в 3 статье,

где указаны основные принципы в сфере образования - обеспечение права

каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере

образования; гуманистический характер образования и инклюзия. А также в

11 статье этого же документа указано, что в целях обеспечения реализации

права

на

образование

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

устанавливаются

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

образования

указанных

лиц

или

специальные

требования

включаются в федеральные государственные образовательные стандарты.

Но, несмотря на знание закона, лишь малая часть студентов знакома с

отечественным

опытом

организации

инклюзивного

образования,

а

с

зарубежным опытом вовсе не ознакомлены.

Большая часть студентов уверена, что в зарубежных странах внедряется

инклюзивное образование, чуть меньше студентов считает, что инклюзивное

образование

активно

внедряется

в

России.

Мы

можем

предположить

по

результатам предыдущего вывода, что на данные вопросы студенты ответили

субъективно, не зная, что есть на самом деле.

В зарубежных странах и вправду очень распространен опыт инклюзии,

но

и

в

нашей

стране

есть

такие

примеры.

Первые

инклюзивные

образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 –

1990 годов. В Москве в 1991 году. Начиная с 2006 года и в Санкт-Петербурге

реализуется программа инклюзивного образования.

Так же мы задали студентам вопрос - что, по их мнению, необходимо

для

эффективной

реализации

инклюзивного

подхода

в

российском

образовании,

и

составили

общий

рейтинг,

исходя

из

ответов

всех

опрашиваемых студентов:

1.

наличие

в

школе

узких

специалистов

для

работы

с

детьми

с

ОВЗ

(дефектолог, логопед, тьютор и др.)

2.

современное

материально-техническое

и

программно-методическое

обеспечение образовательного учреждения.

3.

наличие закона, обязывающего осуществлять инклюзивное образование.

4.

совершенствование системы повышения квалификации для подготовки

педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ.

По

мнению

студентов,

наибольшую

трудность

при

совместном

обучении представляют дети с нарушениями общения и поведения, а также

дети с нарушением интеллекта. Для работы с такими детьми, по мнению

студентов

колледжа,

педагог

должен

знать: особенности

детей

с

ОВЗ

и

приемы, методы работы с ними.

По

результатам

анкетирования,

очень

небольшая

часть

студентов

считают, что они на данный момент готовы к работе с детьми с ОВЗ, с точки

зрения

недостаточной

профессиональной

квалификации,

большинство

затруднилось ответить на данный вопрос или же ответили, что не готовы к

данному

виду

работы,

также

объясняя

это

тем,

что

недостаточно

подготовлены профессионально. И, по мнению большинства опрошенных

студентов,

образование

детей

с

ОВЗ

лучше

о суще ствлять

в

специализированных

классах

общеобразовательных

школ

и

в

специализированных образовательных организациях. Можно предположить,

что

студенты

просто

опасаются

брать

на

себя

такую

огромную

ответственность, как обучение детей с ОВЗ.

Также в анкете был вопрос о положительном влиянии инклюзивного

образования не только на развитие и социализацию детей с ОВЗ, но и на

развитие

толерантности

и

эмпатии

(сопереживания)

их

сверстников

с

обычными

образовательными

потребностями.

Большинство

студентов

не

смогли ответить на этот вопрос, так как, скорее всего им трудно представить

плюсы

и

минусы

инклюзивного

образования.

Ведь

даже

когда

мы

опрашивали

одногруппников,

многие

задавали

вопрос

-

что

означает

инклюзивное образование. То есть, многие студенты даже не знакомы с этим

понятием.

Тем не менее, на вопрос: «Если бы Вам предложили работать в классах,

где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками?», большинство бы

согласилось, хотя, конечно, почти половина согласилась бы на условиях

достаточной доплаты.

И это несмотря на то, что большинство студентов

считают

себя

не

готовыми

к

данному

виду

работы.

Значит,

они

готовы

учиться, повышать свою квалификацию и уверены, что смогут добиться в

этом успеха. Категорически отказались бы работать в «смешанных» классах

лишь 30% опрошенных.

В одном из вопросов студенты должны были поставить себя на место

родителей, в классе которых учится ребёнок с ОВЗ и большинство студентов

отнеслись к данному предложению положительно.

По этим данным мы можем сделать общий вывод о том, что студенты

считают

себя

на

данном

этапе

обучения

не

готовыми

к

реализации

инклюзивного образования. Но при соблюдении условия совершенствования

системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к

работе с детьми с ОВЗ, готовы учиться и пробовать свои силы в этой сфере

образования.

Инклюзию соотносят с учениками с ограниченными возможностями

здоровья,

инвалидностью,

или

с

теми,

у

которых

есть,

так

называемые,

особые образовательные потребности. Во всех странах мира и в любых

социальных

группах

общества

имеются

люди

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

те,

кого

в

нашей

стране

принято

называть

инвалидами.

Их

число

в

мире

значительно

и

продолжает

расти.

Очень

хорошо,

что

последнее

время

всё

чаще

поднимается

вопрос

об

инклюзивном образовании. Это попытка придать уверенность в своих силах

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Ещё

Л.С.

Выготский

писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы

органично

увязать

специальное

обучение

с

обучением

детей,

имеющих

нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа

отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника –

слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг коллектива,

создаёт

такой

мир,

в

котором

всё

фиксирует

его

внимание

на

своём

недостатке,

а

не

вводит

его

в

настоящую

жизнь.

Дети

с

особыми

образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении

и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов

при обучении в школе».

Инклюзия

предполагает

включение

абсолютно

всех

участников

образовательного процесса. Это достаточно сложно, так организовать работу,

чтобы все без исключения участвовали в деятельности, особенно сложно это

сделать начинающим учителям.

По нашему мнению, необходимо ввести курс лекций для студентов

средних

и

высших

педагогических

заведений

на

тему

инклюзивного

образования, в которых бы рассказывалось о методах работы не только с

детьми с ОВЗ, но и тех методах, которые используются непосредственно в

системе

инклюзивного

образования,

в

смешанных

классах.

Ведь

наши

старшие коллеги, нынешние педагоги, уже сейчас проходят курсы повышения

квалификации по теме инклюзивного образования. И нам тоже необходимо

идти в ногу со временем.

Литература:

1.

Статья «Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы» Автор: Комлева

Г.М.,

2.

Концепция образования детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга

(Приложение 2 – глоссарий)

3.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-

ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года

4.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003



В раздел образования