Авторы: Кожухарь Александра Валерьевна, Алексеева Катерина Владимировна
Должность: студентки
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО "Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского" г. Ялта и Некрасовского педагогического колледжа №1
Населённый пункт: г. Ялта и Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования"
Раздел: начальное образование
Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования.
Инклюзивное
образование
–
процесс
совместного
воспитания
и
обучения
всех
детей,
независимо
от
своих
физических,
психических,
интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования
вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные
потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и
оказывается необходимая специальная поддержка.
Инклюзия - это гибкая система, которая учитывает потребности всех
детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола,
возраста,
принадлежности
к
той
или
иной
социальной
группе.
Система
обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Мы провели анкетирование студентов Некрасовского педагогического
колледжа с целью проверить, готовы ли студенты колледжа к реализации
инклюзивного
образования
в
своей
будущей
работе.
В
анкете
приняло
участие 34 человека в возрасте от 17 до 22 лет.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство
студентов
педагогического
колледжа
знают
о
том,
что
образование
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
может
быть
организованно
совместно
с
другими
обучающимися.
Это
прописано
в
Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в 3 статье,
где указаны основные принципы в сфере образования - обеспечение права
каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере
образования; гуманистический характер образования и инклюзия. А также в
11 статье этого же документа указано, что в целях обеспечения реализации
права
на
образование
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
устанавливаются
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
образования
указанных
лиц
или
специальные
требования
включаются в федеральные государственные образовательные стандарты.
Но, несмотря на знание закона, лишь малая часть студентов знакома с
отечественным
опытом
организации
инклюзивного
образования,
а
с
зарубежным опытом вовсе не ознакомлены.
Большая часть студентов уверена, что в зарубежных странах внедряется
инклюзивное образование, чуть меньше студентов считает, что инклюзивное
образование
активно
внедряется
в
России.
Мы
можем
предположить
по
результатам предыдущего вывода, что на данные вопросы студенты ответили
субъективно, не зная, что есть на самом деле.
В зарубежных странах и вправду очень распространен опыт инклюзии,
но
и
в
нашей
стране
есть
такие
примеры.
Первые
инклюзивные
образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 –
1990 годов. В Москве в 1991 году. Начиная с 2006 года и в Санкт-Петербурге
реализуется программа инклюзивного образования.
Так же мы задали студентам вопрос - что, по их мнению, необходимо
для
эффективной
реализации
инклюзивного
подхода
в
российском
образовании,
и
составили
общий
рейтинг,
исходя
из
ответов
всех
опрашиваемых студентов:
1.
наличие
в
школе
узких
специалистов
для
работы
с
детьми
с
ОВЗ
(дефектолог, логопед, тьютор и др.)
2.
современное
материально-техническое
и
программно-методическое
обеспечение образовательного учреждения.
3.
наличие закона, обязывающего осуществлять инклюзивное образование.
4.
совершенствование системы повышения квалификации для подготовки
педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ.
По
мнению
студентов,
наибольшую
трудность
при
совместном
обучении представляют дети с нарушениями общения и поведения, а также
дети с нарушением интеллекта. Для работы с такими детьми, по мнению
студентов
колледжа,
педагог
должен
знать: особенности
детей
с
ОВЗ
и
приемы, методы работы с ними.
По
результатам
анкетирования,
очень
небольшая
часть
студентов
считают, что они на данный момент готовы к работе с детьми с ОВЗ, с точки
зрения
недостаточной
профессиональной
квалификации,
большинство
затруднилось ответить на данный вопрос или же ответили, что не готовы к
данному
виду
работы,
также
объясняя
это
тем,
что
недостаточно
подготовлены профессионально. И, по мнению большинства опрошенных
студентов,
образование
детей
с
ОВЗ
лучше
о суще ствлять
в
специализированных
классах
общеобразовательных
школ
и
в
специализированных образовательных организациях. Можно предположить,
что
студенты
просто
опасаются
брать
на
себя
такую
огромную
ответственность, как обучение детей с ОВЗ.
Также в анкете был вопрос о положительном влиянии инклюзивного
образования не только на развитие и социализацию детей с ОВЗ, но и на
развитие
толерантности
и
эмпатии
(сопереживания)
их
сверстников
с
обычными
образовательными
потребностями.
Большинство
студентов
не
смогли ответить на этот вопрос, так как, скорее всего им трудно представить
плюсы
и
минусы
инклюзивного
образования.
Ведь
даже
когда
мы
опрашивали
одногруппников,
многие
задавали
вопрос
-
что
означает
инклюзивное образование. То есть, многие студенты даже не знакомы с этим
понятием.
Тем не менее, на вопрос: «Если бы Вам предложили работать в классах,
где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками?», большинство бы
согласилось, хотя, конечно, почти половина согласилась бы на условиях
достаточной доплаты.
И это несмотря на то, что большинство студентов
считают
себя
не
готовыми
к
данному
виду
работы.
Значит,
они
готовы
учиться, повышать свою квалификацию и уверены, что смогут добиться в
этом успеха. Категорически отказались бы работать в «смешанных» классах
лишь 30% опрошенных.
В одном из вопросов студенты должны были поставить себя на место
родителей, в классе которых учится ребёнок с ОВЗ и большинство студентов
отнеслись к данному предложению положительно.
По этим данным мы можем сделать общий вывод о том, что студенты
считают
себя
на
данном
этапе
обучения
не
готовыми
к
реализации
инклюзивного образования. Но при соблюдении условия совершенствования
системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к
работе с детьми с ОВЗ, готовы учиться и пробовать свои силы в этой сфере
образования.
Инклюзию соотносят с учениками с ограниченными возможностями
здоровья,
инвалидностью,
или
с
теми,
у
которых
есть,
так
называемые,
особые образовательные потребности. Во всех странах мира и в любых
социальных
группах
общества
имеются
люди
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
те,
кого
в
нашей
стране
принято
называть
инвалидами.
Их
число
в
мире
значительно
и
продолжает
расти.
Очень
хорошо,
что
последнее
время
всё
чаще
поднимается
вопрос
об
инклюзивном образовании. Это попытка придать уверенность в своих силах
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Ещё
Л.С.
Выготский
писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы
органично
увязать
специальное
обучение
с
обучением
детей,
имеющих
нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа
отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника –
слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг коллектива,
создаёт
такой
мир,
в
котором
всё
фиксирует
его
внимание
на
своём
недостатке,
а
не
вводит
его
в
настоящую
жизнь.
Дети
с
особыми
образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении
и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов
при обучении в школе».
Инклюзия
предполагает
включение
абсолютно
всех
участников
образовательного процесса. Это достаточно сложно, так организовать работу,
чтобы все без исключения участвовали в деятельности, особенно сложно это
сделать начинающим учителям.
По нашему мнению, необходимо ввести курс лекций для студентов
средних
и
высших
педагогических
заведений
на
тему
инклюзивного
образования, в которых бы рассказывалось о методах работы не только с
детьми с ОВЗ, но и тех методах, которые используются непосредственно в
системе
инклюзивного
образования,
в
смешанных
классах.
Ведь
наши
старшие коллеги, нынешние педагоги, уже сейчас проходят курсы повышения
квалификации по теме инклюзивного образования. И нам тоже необходимо
идти в ногу со временем.
Литература:
1.
Статья «Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы» Автор: Комлева
Г.М.,
2.
Концепция образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга
(Приложение 2 – глоссарий)
3.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-
ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года
4.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003