Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: город Усолье -Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: План- конспект открытого урока
Тема: "Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе"
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект открытого урока преподавателя Ивановой Е.Ю. по теме
«Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе»
с учащейся 2 класса Казаковой Алёной (фортепиано)
25.10.2016 г.
Цель: формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ
средств музыкальной выразительности.
Задачи:
обучающие – сформировать навык певучей кантиленной игры, научить
анализировать значение средств музыкальной выразительности;
развивающие
–
развитие
познавательной
деятельности,
креативного
мышления;
воспитательные
–
развитие
творческой
самостоятельности
и
мышления.
Используемые методы и приёмы:
словесное объяснение;
наглядно-демонстрационный;
практический;
эмоционально-познавательный.
Реализуемые педагогические технологии:
художественные;
развивающего обучения.
Оборудование:
музыкальный инструмент (фортепиано);
нотный материал;
подставка на стул.
План урока:
I.
Введение.
«…пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная
основа музыки» (К.Н. Игумнов)
Как известно, слово «кантилена» (итал. cantilena, от лат. сantilena – пение)
– это напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. Владение
кантиленой, искусство «пения на фортепиано» - одна из важнейших сторон
техники пианиста. Ведь звуковая выразительность, качество звука (прежде
всего это певучесть) является важнейшим исполнительским средством для
воплощения музыкально-художественного замысла.
О «пении на рояле» говорили и писали выдающиеся пианисты: Г.Г.
Нейгауз, К.Н. Игумнов, А. Корто. По единодушному мнению выдающихся
пианистов
и
педагогов
хорошему,
выразительному
исполнению
нужно
учиться у певцов.
Воспитание
и
совершенствование
умения
исполнять
музыкальные
произведения кантиленного характера является одной из основных задач
преподавателя класса фортепиано. Работа над звукоизвлечением с первых
уроков должна занимать центральное место в процессе обучения игре на
фортепиано.
II.
Организационный момент: сообщение темы урока и постановка
учебной задачи.
III.Основной этап: работа над произведениями.
III.1.
Работа над пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы».
«Детский альбом» - превосходный методический материал для работы с
детьми. Небольшие пьесы написаны в ясной, доступной детям форме, в
основном простой двух и трёхчастной. Фактура пьес рсссчитана на детские
руки; она основывается на позиционной и аккордовой технике. Различные
типы
пианистического
изложения,
мелодическая
щедрость
композитора
позволяют совершенствовать звучание, фразировку, полифонический слух.
Прослушивание пьесы в исполнении учащейся. Поговорить о характере
данной пьесы (эмоциональная и в то же время строгая и сдержанная). Какие
музыкальные средства выразительности использует композитор (спокойный
темп moderato, тональность соль минор, вздохи нисходящих секунд).
В начале музыка спокойная, задумчивая, мелодия повторяется дважды. В
средней части музыка звучит громче, с волнением. В этой части меняется
тональность, здесь происходит кульминация, которая держится до самого
конца.
Работа над мелодией:
проучивание
основной
фактурной
идеи
–
«три
плана».
Планы
разделяются
и
динамически
(верхний
голос),
и
ритмически
(разделённые паузами мелодические звуки соберутся чуть позже);
определение
кульминационных
точек,
достижение
интонационной
выразительности;
работа над фразировкой, динамическим развитием.
Основные
недостатки
в
исполнении
кантилены
связаны
с
недослушиванием звука и недостаточным ощущением движения мелодии.
Дослушивать
звук
–
это
значит
слушать
предыдущие
звуки,
а
слушать
движение музыки – это думать и слушать «вперёд».
Умение слушать звук в сочетании с ощущением движения позволяет
добиться певучего легато, цельности музыкальной фразировки.
Работа
над
достижением
нужного
баланса
звучания
мелодии
и
аккомпанемента:
совместная игра с педагогом (правую руку исполняет ученик, левую –
педагог и наоборот) с целью реально услышать соотношение звучания;
выразительное
исполнение
голосом
мелодии
под
аккомпанемент
педагога;
исполнение пьесы с учётом проделанной работы;
обобщение задач, стоящих перед учеником.
III.2.
Работа над пьесой Штейбельта «Адажио».
Прослушивание пьесы в исполнении учащейся. Определить характер,
форму произведения. Обратить внимание ученицы на выразительный смысл
интонаций,
необходимо
пропеть
каждую
интонацию,
вдохнуть
в
них
переживания и представления и постараться найти выразительные средства
для передачи образа.
Работа
над
звукоизвлечением,
над
логическим
и
мелодическим
завершением фразы. Большое внимание уделить исполнению слабой доли в
конце фразы.
IV.
Итог урока.
анализ достижения поставленных целей;
повторение и закрепление полученных знаний;
поощрение ученика;
запись домашнего задания, выставление оценки за урок.