Напоминание

"Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе"


Автор: Иванова Елена Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: город Усолье -Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: План- конспект открытого урока
Тема: "Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект открытого урока преподавателя Ивановой Е.Ю. по теме

«Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе»

с учащейся 2 класса Казаковой Алёной (фортепиано)

25.10.2016 г.

Цель: формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ

средств музыкальной выразительности.

Задачи:

обучающие – сформировать навык певучей кантиленной игры, научить

анализировать значение средств музыкальной выразительности;

развивающие

развитие

познавательной

деятельности,

креативного

мышления;

воспитательные

развитие

творческой

самостоятельности

и

мышления.

Используемые методы и приёмы:

словесное объяснение;

наглядно-демонстрационный;

практический;

эмоционально-познавательный.

Реализуемые педагогические технологии:

художественные;

развивающего обучения.

Оборудование:

музыкальный инструмент (фортепиано);

нотный материал;

подставка на стул.

План урока:

I.

Введение.

«…пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная

основа музыки» (К.Н. Игумнов)

Как известно, слово «кантилена» (итал. cantilena, от лат. сantilena – пение)

– это напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. Владение

кантиленой, искусство «пения на фортепиано» - одна из важнейших сторон

техники пианиста. Ведь звуковая выразительность, качество звука (прежде

всего это певучесть) является важнейшим исполнительским средством для

воплощения музыкально-художественного замысла.

О «пении на рояле» говорили и писали выдающиеся пианисты: Г.Г.

Нейгауз, К.Н. Игумнов, А. Корто. По единодушному мнению выдающихся

пианистов

и

педагогов

хорошему,

выразительному

исполнению

нужно

учиться у певцов.

Воспитание

и

совершенствование

умения

исполнять

музыкальные

произведения кантиленного характера является одной из основных задач

преподавателя класса фортепиано. Работа над звукоизвлечением с первых

уроков должна занимать центральное место в процессе обучения игре на

фортепиано.

II.

Организационный момент: сообщение темы урока и постановка

учебной задачи.

III.Основной этап: работа над произведениями.

III.1.

Работа над пьесой П.И. Чайковского «Болезнь куклы».

«Детский альбом» - превосходный методический материал для работы с

детьми. Небольшие пьесы написаны в ясной, доступной детям форме, в

основном простой двух и трёхчастной. Фактура пьес рсссчитана на детские

руки; она основывается на позиционной и аккордовой технике. Различные

типы

пианистического

изложения,

мелодическая

щедрость

композитора

позволяют совершенствовать звучание, фразировку, полифонический слух.

Прослушивание пьесы в исполнении учащейся. Поговорить о характере

данной пьесы (эмоциональная и в то же время строгая и сдержанная). Какие

музыкальные средства выразительности использует композитор (спокойный

темп moderato, тональность соль минор, вздохи нисходящих секунд).

В начале музыка спокойная, задумчивая, мелодия повторяется дважды. В

средней части музыка звучит громче, с волнением. В этой части меняется

тональность, здесь происходит кульминация, которая держится до самого

конца.

Работа над мелодией:

проучивание

основной

фактурной

идеи

«три

плана».

Планы

разделяются

и

динамически

(верхний

голос),

и

ритмически

(разделённые паузами мелодические звуки соберутся чуть позже);

определение

кульминационных

точек,

достижение

интонационной

выразительности;

работа над фразировкой, динамическим развитием.

Основные

недостатки

в

исполнении

кантилены

связаны

с

недослушиванием звука и недостаточным ощущением движения мелодии.

Дослушивать

звук

это

значит

слушать

предыдущие

звуки,

а

слушать

движение музыки – это думать и слушать «вперёд».

Умение слушать звук в сочетании с ощущением движения позволяет

добиться певучего легато, цельности музыкальной фразировки.

Работа

над

достижением

нужного

баланса

звучания

мелодии

и

аккомпанемента:

совместная игра с педагогом (правую руку исполняет ученик, левую –

педагог и наоборот) с целью реально услышать соотношение звучания;

выразительное

исполнение

голосом

мелодии

под

аккомпанемент

педагога;

исполнение пьесы с учётом проделанной работы;

обобщение задач, стоящих перед учеником.

III.2.

Работа над пьесой Штейбельта «Адажио».

Прослушивание пьесы в исполнении учащейся. Определить характер,

форму произведения. Обратить внимание ученицы на выразительный смысл

интонаций,

необходимо

пропеть

каждую

интонацию,

вдохнуть

в

них

переживания и представления и постараться найти выразительные средства

для передачи образа.

Работа

над

звукоизвлечением,

над

логическим

и

мелодическим

завершением фразы. Большое внимание уделить исполнению слабой доли в

конце фразы.

IV.

Итог урока.

анализ достижения поставленных целей;

повторение и закрепление полученных знаний;

поощрение ученика;

запись домашнего задания, выставление оценки за урок.



В раздел образования