Напоминание

"Организация проектной деятельности на уроках информатики"


Автор: Киреева Разина Хасановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ " БТПТиС имени М.Г.Ганиева" Кунашакский филиал
Населённый пункт: с.Кунашак, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках информатики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация проектной деятельности на уроках

информатики

Киреева Разина Хасановна

учитель информатики

Бакальский техникум профессиональных

технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева

Кунашакский филиал

В

основе

организации

проектной

деятельности

учащихся

лежит

метод

учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий,

способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный

на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный

подход,

групповые,

рефлексивные,

презентации,

исследовательские,

поисковые и прочие методы.

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то

интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя

свои

возможности;

это

деятельность,

позволяющая

проявить

себя,

попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать

публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение

интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и

задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения

проблемы

носит

практический

характер,

имеет

важное

прикладное

значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания. Это средство, которое позволяет

вырабатывать

и

развивать

следующие

компетентности

обучающегося:

анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей

проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности;

самоанализ и рефлексия.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.

Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашем техникуме,

можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже

с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками

исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения

поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми

качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать

интерес

к

длительной

работе,

способны

не

терять

из

поля

зрения

и н т е р е с у ю щ у ю

и х

з н а ч и м у ю

ц е л ь .

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-

воспитательного процесса, надо учитывать следующее:

Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную

классно-урочную

систему

организации

учебно-воспитательного

процесса, не может и не должно подменять собой содержательное

предметное обучение.

Проектное

обучение

должно

быть

построено

на

принципах

сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной

системе.

К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть

сформированы

элементы

проектной

деятельности

как

отдельные

умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе

над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти

на

всех

этапах

самостоятельно

или

с

небольшой

консультативной

помощью.

Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и

задачи освоения программного материала.

Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.

Оптимальное количество 1–2.

Цель – обучение студентов на уроках информатики методу проектов, как

способу учебной деятельности – может быть достигнута в полной мере при

изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.

Например, для студентов 1 курса проекты могут быть небольшие (мини-

проект на один урок).

Для студентов 2-3

классов проекты более длительные, рассчитанные на

расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках

самостоятельной работы дома или в техникуме:

Приёмы организации проектной деятельности в старших группах остаются

прежними.

Но,

по

сравнению

с

базовым

курсом,

для

преподавателя

и

учащихся появляются дополнительные возможности использования метода

проектов. А именно:

большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном

компьютере;

изучение

предметов

становится

более

целенаправленным,

нередко

приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее

обучение с информатикой;

Этапы проектирования и деятельность учителя и ученика на каждом из

этапов представлена в таблице:

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТ

Ь УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Организационно

-

подготовительный

Определение

темы.

Целеполагани

е

Формирование

группы

Осознают

цель,

обсуждают

задание

Объясняет

т е м у,

базовые

данные,

ц е л ь

р а б о т ы .

Формирует группы.

Выдает и объясняет

задание.

Планирование

Распределяют

роли

в

группе.

Формируют план

деятельности.

П о м о г а е т

в

определении

плана

деятельности.

Поисково-

исследовательский

Теоретическая

подготовка

Р а б о т а ю т

с

информацией,

обсуждают

альтернативы.

Консультирует,

организует

возможность

выполнения

исследовательской

части.

Исследование

Выполняют

исследования

и

р а б о т а ю т

п о

заданиям

Наблюдает,

консультирует

(по

просьбе учащихся)

Итоговый

Анализ

результатов

и

оформление

проекта

У ч а с т в у ю т

в

анализе

проекта,

оформляют

проект

Организует

конференцию,

инструктирует

рецензентов

Защита

проекта

Защищают

проект

Руководит

проведением

конференции

О ц е н к а

и

коррекция

З н а ко м я т с я

с

оценкой,

подводят итог

У ч а с т в у е т

в

коллективном

анализе,

аргументирует

оценку.

В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.

Однако, роль преподавателя , несомненно, велика на первом и последнем

этапах разработки проекта. От того, как преподаватель исполнит свою роль

на

первом

этапе

при

формулировании

и

обосновании

актуальности

выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести

работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по

самостоятельной работе учащихся.

На

последнем

этапе

(формулирование

выводов

и

оценка

полученных

результатов) роль педагога велика, поскольку ученикам не под силу сделать

обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к

следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям,

которые поможет сделать преподаватель с его богатым житейским опытом,

научным кругозором, аналитическим мышлением.

Самое сложное для педагога в ходе проектирования, это роль независимого

консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если преподаватель

видит,

что

учащиеся

выполняют

что-то

неверно.

Но

важно

в

ходе

консультаций

только

отвечать

на

возникающие

у

студентов

вопросы.

Возможно использование методики проведения семинара-консультации для

коллективного

и

обобщенного

рассмотрения

проблемы,

возникающей

у

значительного количества студентов.

У

студентов

при

выполнении

проекта

возникают

свои

специфические

сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических

целей метода проектов.

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Оценивание

степени

сформированности

умений

и

навыков

проектной

и

исследовательской деятельности важно для преподавателя, работающего над

формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Можно оценивать:

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы

над проектом;

степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения

отведённой роли;

количество

новой

информации

использованной

для

выполнения

проекта;

степень осмысления использованной информации;

уровень сложности и степень владения использованными методиками;

оригинальность идеи, способа решения проблемы;

осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или

исследования;

уровень организации и проведения презентации;

творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

социальное и прикладное значение полученных результатов.

В частности, преподавателю информатики предлагается следующий метод

фиксации

и

оценивания

учебных

достижений

при

разработке

и

защите

проекта-презентации:

I.

При

оценивании

технологии

создания

проекта-презентации

учитывается:

р а б о т а

с

т е к с т о м :

оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах,

грамотность, рациональное использование текстовых полей;

р а б о т а

с

ф о н о м :

присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных

видов фонов на других слайдах;

р а б о т а

с

а н и м а ц и е й :

обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости

анимации;

с и с т е м а

н а в и г а ц и и

п о

с л а й д а м :

наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок

переходов между слайдами;

работа с эффектами смены слайдов

общее дизайнерское решение презентации.

II. При оценивании технологии подачи материала учитывается:

формулировка и оформление слайдов доклада;

репетиция и приобретение уверенности в презентации;

абсолютное владение данной темой;

максимальное привлечение внимания аудитории;

получение отзывов у аудитории.

III. Общая оценка проекта в баллах:

Практическая

значимость

проекта

(от

1

до

3

баллов) означает,

может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других

классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем

больше баллов.

Оформление

проекта

(от

1

до

5

баллов)

удобен

ли

интерфейс

проекта

для

пользователя,

есть

ли

инструкции

к

использованию

проекта;

Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление

авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены

цели,

область

применения,

этапы

выполнения

проекта;

соблюден

регламент выступления: не более 5-7 минут.

О б щ а я

о це нка

в

б а лла х:

с у м м а

б а л л о в

д о

8

о ц е н к а

удовлетворительно”,

8

1 1

б а л л о в

о ц е н к а

хорошо”,

12 – 13 баллов – оценка “отлично”.

Введение

в

учебный

процесс

проектно-исследовательской

деятельности

позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия

для

смены

видов

деятельности.

Появляется

возможность

решать

новые

дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса

обучения.

Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением

современных

педагогических

технологий,

в

том

числе

проектно-

исследовательских,

является

мощным

инструментом

повышения

познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной

познавательной деятельности.

Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу

только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре

осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников

проекта в его осуществлении.

Список литературы:

1.

Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power

Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2012.- №9.

2.

Гузеев В.В.

Метод

проектов

как

частный

случай

интегративной

технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 2013.-№6.

3.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-

коммуникационных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2015.



В раздел образования