Автор: Киреева Разина Хасановна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБПОУ " БТПТиС имени М.Г.Ганиева" Кунашакский филиал
Населённый пункт: с.Кунашак, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на уроках информатики"
Раздел: среднее профессиональное
Организация проектной деятельности на уроках
информатики
Киреева Разина Хасановна
учитель информатики
Бакальский техникум профессиональных
технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева
Кунашакский филиал
В
основе
организации
проектной
деятельности
учащихся
лежит
метод
учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий,
способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный
на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный
подход,
групповые,
рефлексивные,
презентации,
исследовательские,
поисковые и прочие методы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои
возможности;
это
деятельность,
позволяющая
проявить
себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и
задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения
проблемы
—
носит
практический
характер,
имеет
важное
прикладное
значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое
средство развития, обучения и воспитания. Это средство, которое позволяет
вырабатывать
и
развивать
следующие
компетентности
обучающегося:
анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей
проблемы, постановка задач; целеполагания и планирования деятельности;
самоанализ и рефлексия.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.
Рассматривая опыт работы по проектной деятельности в нашем техникуме,
можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже
с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками
исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения
поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми
качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать
интерес
к
длительной
работе,
способны
не
терять
из
поля
зрения
и н т е р е с у ю щ у ю
и х
з н а ч и м у ю
ц е л ь .
Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-
воспитательного процесса, надо учитывать следующее:
Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную
классно-урочную
систему
организации
учебно-воспитательного
процесса, не может и не должно подменять собой содержательное
предметное обучение.
Проектное
обучение
должно
быть
построено
на
принципах
сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной
системе.
К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть
сформированы
элементы
проектной
деятельности
как
отдельные
умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе
над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти
на
всех
этапах
самостоятельно
или
с
небольшой
консультативной
помощью.
Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и
задачи освоения программного материала.
Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.
Оптимальное количество 1–2.
Цель – обучение студентов на уроках информатики методу проектов, как
способу учебной деятельности – может быть достигнута в полной мере при
изучении программы создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Например, для студентов 1 курса проекты могут быть небольшие (мини-
проект на один урок).
Для студентов 2-3
классов проекты более длительные, рассчитанные на
расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках
самостоятельной работы дома или в техникуме:
Приёмы организации проектной деятельности в старших группах остаются
прежними.
Но,
по
сравнению
с
базовым
курсом,
для
преподавателя
и
учащихся появляются дополнительные возможности использования метода
проектов. А именно:
большинство учащихся уже имеют навыки работы на персональном
компьютере;
изучение
предметов
становится
более
целенаправленным,
нередко
приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;
формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее
обучение с информатикой;
Этапы проектирования и деятельность учителя и ученика на каждом из
этапов представлена в таблице:
ЭТАПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТ
Ь УЧАЩИХСЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Организационно
-
подготовительный
Определение
темы.
Целеполагани
е
Формирование
группы
Осознают
цель,
обсуждают
задание
Объясняет
т е м у,
базовые
данные,
ц е л ь
р а б о т ы .
Формирует группы.
Выдает и объясняет
задание.
Планирование
Распределяют
роли
в
группе.
Формируют план
деятельности.
П о м о г а е т
в
определении
плана
деятельности.
Поисково-
исследовательский
Теоретическая
подготовка
Р а б о т а ю т
с
информацией,
обсуждают
альтернативы.
Консультирует,
организует
возможность
выполнения
исследовательской
части.
Исследование
Выполняют
исследования
и
р а б о т а ю т
п о
заданиям
Наблюдает,
консультирует
(по
просьбе учащихся)
Итоговый
Анализ
результатов
и
оформление
проекта
У ч а с т в у ю т
в
анализе
проекта,
оформляют
проект
Организует
конференцию,
инструктирует
рецензентов
Защита
проекта
Защищают
проект
Руководит
проведением
конференции
О ц е н к а
и
коррекция
З н а ко м я т с я
с
оценкой,
подводят итог
У ч а с т в у е т
в
коллективном
анализе,
аргументирует
оценку.
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.
Однако, роль преподавателя , несомненно, велика на первом и последнем
этапах разработки проекта. От того, как преподаватель исполнит свою роль
на
первом
этапе
при
формулировании
и
обосновании
актуальности
выбранной темы, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести
работу над проектом лишь к формулированию и выполнению задания по
самостоятельной работе учащихся.
На
последнем
этапе
(формулирование
выводов
и
оценка
полученных
результатов) роль педагога велика, поскольку ученикам не под силу сделать
обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к
следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям,
которые поможет сделать преподаватель с его богатым житейским опытом,
научным кругозором, аналитическим мышлением.
Самое сложное для педагога в ходе проектирования, это роль независимого
консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если преподаватель
видит,
что
учащиеся
выполняют
что-то
неверно.
Но
важно
в
ходе
консультаций
только
отвечать
на
возникающие
у
студентов
вопросы.
Возможно использование методики проведения семинара-консультации для
коллективного
и
обобщенного
рассмотрения
проблемы,
возникающей
у
значительного количества студентов.
У
студентов
при
выполнении
проекта
возникают
свои
специфические
сложности и их преодоление, и является одной из ведущих педагогических
целей метода проектов.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание
степени
сформированности
умений
и
навыков
проектной
и
исследовательской деятельности важно для преподавателя, работающего над
формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы
над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения
отведённой роли;
количество
новой
информации
использованной
для
выполнения
проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или
исследования;
уровень организации и проведения презентации;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
В частности, преподавателю информатики предлагается следующий метод
фиксации
и
оценивания
учебных
достижений
при
разработке
и
защите
проекта-презентации:
I.
При
оценивании
технологии
создания
проекта-презентации
учитывается:
р а б о т а
с
т е к с т о м :
оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах,
грамотность, рациональное использование текстовых полей;
р а б о т а
с
ф о н о м :
присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных
видов фонов на других слайдах;
р а б о т а
с
а н и м а ц и е й :
обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости
анимации;
с и с т е м а
н а в и г а ц и и
п о
с л а й д а м :
наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок
переходов между слайдами;
работа с эффектами смены слайдов
общее дизайнерское решение презентации.
II. При оценивании технологии подачи материала учитывается:
формулировка и оформление слайдов доклада;
репетиция и приобретение уверенности в презентации;
абсолютное владение данной темой;
максимальное привлечение внимания аудитории;
получение отзывов у аудитории.
III. Общая оценка проекта в баллах:
Практическая
значимость
проекта
(от
1
до
3
баллов) означает,
может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других
классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем
больше баллов.
Оформление
проекта
(от
1
до
5
баллов)
– удобен
ли
интерфейс
проекта
для
пользователя,
есть
ли
инструкции
к
использованию
проекта;
Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – оценивается выступление
авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены
цели,
область
применения,
этапы
выполнения
проекта;
соблюден
регламент выступления: не более 5-7 минут.
О б щ а я
о це нка
в
б а лла х:
с у м м а
б а л л о в
д о
8
–
о ц е н к а
“удовлетворительно”,
8
–
1 1
б а л л о в
–
о ц е н к а
“хорошо”,
12 – 13 баллов – оценка “отлично”.
Введение
в
учебный
процесс
проектно-исследовательской
деятельности
позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия
для
смены
видов
деятельности.
Появляется
возможность
решать
новые
дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса
обучения.
Проведение уроков информатики в нетрадиционной форме с применением
современных
педагогических
технологий,
в
том
числе
проектно-
исследовательских,
является
мощным
инструментом
повышения
познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной
познавательной деятельности.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу
только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре
осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников
проекта в его осуществлении.
Список литературы:
1.
Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power
Point/ Н. О. Гафурова // Информатика и образование. - 2012.- №9.
2.
Гузеев В.В.
Метод
проектов
как
частный
случай
интегративной
технологии обучения/В. В. Гузеев// Директор школы.- 2013.-№6.
3.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств.- М.: НИИ школьных технологий, 2015.