Напоминание

Проект "хочу знать все сам" Интеграция детей и молодых людей с инвалидностью в общественную и социальную жизнь общества


Автор: Степанова Марина Юрьевна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУДОД "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г.Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: социальный проект
Тема: Проект "хочу знать все сам" Интеграция детей и молодых людей с инвалидностью в общественную и социальную жизнь общества
Раздел: дополнительное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦВР»

Проект

«ХОЧУ УЗНАТЬ ВСЕ САМ»

Интеграция детей и молодых людей с инвалидностью в

общественную и социальную жизнь общества



Автор проекта

Степанова Марина Юрьевна -

Педагог-организатор детского клуба «Парус»

Г.Кольчугино Владимирской области

2013 год


1

1 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ
В последнее время особо остро стоит вопрос о необходимости социализации личности, Одним из важнейших направлений социальной деятельности является организация образовательной и воспитательной работы с детьми с особенностями развития. Ребенок-инвалид, искусственно оторванный от общественной жизни, имеет нарушения в сфере отношений, в том числе с самим собой; отклонения в познавательной сфере; патологическое развитие характера. Исходя из вышесказанного мы в 1999 года, которая должна решать проблемы социальной адаптации ребенка-инвалида.
« ШКОЛА ЖИЗНИ»
взяла на себя задачу преодоления формализма в организации работы с детьми-инвалидами. Для организации воспитательно-образовательной и профилактической работы была создана комплексная программа. Ее главной задачей стала интеграция детей с особенностями развития в среду здоровых ровесников и через них в общество. Социальная значимость такого интегративного объединения заключается в том, что под руководством педагогов формируется коллектив детей и взрослых, где может раствориться недуг и укрепиться нравственное здоровье, взаимовыручка и поддержка..


Организация образовательного процесса:
Программа рассчитана на детей с особенностями развития; основной состав- это дети-инвалиды, необучающиеся в школе , т.е дети глубоко умственно- отсталые ,а так же дети с ограниченными умственными и физическими возможностями. Обучающиеся на дому дети принимаются в исключительных случаях. Возраст детей от 6 до 22 лет. Количество детей в группе до 8 человек. Занятия проводятся с понедельника по пятницу. Для приема ребенка в объединение родители предоставляют медицинскую справку о том, что ребенок может находиться в коллективе. Форма организации педагогической деятельности: - групповая работа - экскурсии - беседы, посещения выставок. Время занятия 30 минут. Учебный план включает в себя следующие предметы: - знакомство с окружающим миром; - навыки самообслуживания; 2
- развитие речи; - физкультурные занятия; - лепка, ИЗо, аппликация; - развивающие игры; - театрализованная деятельность. - ручной труд; - компьютерная грамотность - социализация


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий наложили определенный отпечаток на развитие личности современного как здорового ребенка, так и ребенка или молодого человека с особенностями в развитии. Одним из средств, способствующих обучению и развитию подрастающего поколения, является компьютер.
Цель проекта:
Главной целью данного проекта является организация компьютерного класса в детском клубе «Парус», на базе которого работает «Школа жизни» для детей с особенностями развития . Проект предназначен для социальной реабилитация молодых инвалидов посредством дополнительного образования; Проект «Хочу узнать всё сам» рассчитан на детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями и направлен на развитие творческих способностей молодых инвалидов, их профориентацию, в дальнейшем В этой связи особенно актуальным видится не только обучение инвалидов азам владения персональным компьютером, что пригодится им в жизни, но и их дальнейшее обучение, трудоустройство, работа на дому. А также немаловажно их общение с людьми с подобными заболеваниями посредствам компьютера. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие самые различные игры, современный компьютер, вместе с тем является для ребенка, особенно инвалида, тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так не хватает в его очень узкой социальной сфере.
Задачи проекта:
3
- приобрести офисное оборудование; - научить обучающегося ребенка самостоятельно работать на персональном компьютере ,уверенно пользоваться клавиатурой, мышью, устройствами памяти, а также полезными программами; - научить самостоятельно осваивать и использовать наиболее необходимые компьютерные инструменты для решения задач, возникающих в жизни: для набора текста, для рисования, для выполнения расчетов. - развить творческие способности молодых инвалидов. - ориентировать молодых инвалидов на трудовую деятельность. - создать комфортные психологические условия взаимодействия молодых инвалидов между собой, молодых инвалидов и педагогов, родителей и педагогов.
3. Механизм реализации проекта:
Проект «Хочу узнать все сам» будет реализован в помещении детского клуба «Парус» по адресу - город Кольчугино, улица Шмелева, дом 7. В рамках проекта: - для 1 группы из 8 человек необходимо 4 компьютера или ноутбука. Мы имеем в наличии 2 компьютера б/у, причем устаревшие. Следовательно, нам необходимы два ноутбука. Сканер и принтер нам нужны для копирования с методической литературы и раздачи заданий для обучающихся. - мы создаем целевые группы по типу инклюзивного обучения, где учитывается особенности заболевания учащихся. Учебные планы составляются согласно возможностям обучающегося, которые выявляются после собеседования. Когда мы планируем занятие, нам надо учитывать все особенности своих учеников, а ученик в свою очередь должен соответствовать сложности учебной программы. И достичь этого соответствия можно разными способами и в разной степени. Во время работы с обучающимися планируется участие двух педагогов Центра внешкольной работы. В течение всего учебного периода планируется организация досуга молодых инвалидов - экскурсии с посещением компьютерных центров; -проведение культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия должны способствовать реабилитации молодых людей посредствам культуры. 4
Молодым инвалидам и их родителям во время реализации проекта будет оказана консультативная, педагогическая, психологическая, а также юридическая помощь. Это возможно за счет того, что детский клуб «Энтузиаст» сотрудничает с областной Гильдией молодых юристов, а также с Ассоциацией родителей детей инвалидов «Свет» г. Владимира. 1 .Каждый молодой инвалид, поступающий на курсы «Компьютерной грамотности» проходит собеседование педагогом, который определяет зону ближайшего воздействия в обучении, 2. Составляется план работы с молодыми инвалидами с учетом рекомендаций собеседования. Малочисленность групп дает возможность педагогу уделять больше внимания индивидуальной работе с каждым обучающимся, 3. Достижение конечного положительного результата работы возможно в ходе варьирования форм и методов работы педагога. Занятия проходят с активным использованием раздаточного материала: карточки, иллюстративный материал, шаблоны для изготовления реквизита. Для всего этого необходим сканер. Использование магнитной доски потребуется для демонстрации иллюстративного материала, проведения досуговых мероприятий. 4 .Выход за рамки ограниченного воспитательного пространства (экскурсии, круглые столы). Молодые инвалиды в возрасте от 14 до 35 лет в основном обучаются или обучались на дому. И вследствие этого они ограничены в общении и им как никому необходимо дополнительное образование
4. Поэтапный план реализации проекта
: В осуществлении проекта предусмотрены следующие этапы: Первый этап – организационный Второй этап – начальный обучающий. Третий этап – «Предпрофессиональный»
1этап
Включает в себя приобретение офисного оборудования и программного обеспечения; составление учебного плана курсов; составление Программы обучения и расписания занятий; набор групп обучающихся. 5

2 этап

.
На втором этапе предполагается обучение по темам: 1.Что такое компьютер. 2.Из чего состоит компьютер. 3.Как правильно обращаться с компьютером. 4.Работа с окнами. 5.Файлы и папки. Работа с ними. 6.Работа с текстовым редактором. Создание и оформление текстовых документов. 7.Электронные таблицы. .
3 этап
На этом этапе ребята по плану узнают: а) что такое компьютерная верстка, б) познакомятся с компьютерной графикой и дизайном. На курсах учитывается ответственное, грамотное отношение к порученному делу обучающихся Критерии оценки обучающихся: - ориентироваться в изученных программных средствах, - найти правильное решение в поставленной задаче, - найти правильное решение в поставленной задаче, - использовать полученные навыки не практике. - логически мыслить.
5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Начало проекта 15 января 2013 года Окончание проекта 28 декабря 2013 года Продолжительность проекта 12 месяцев.
6. РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИГНУТЫЕ К НАСТОЯЩЕМУ ВРЕМЕНИ.
Проект «по социальной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья представляет совместную деятельность Центра внешкольной работы при Управлении образования администрации Кольчугинского района и отдела по делам молодежной политики и спорту администрации Кольчугинского района, Епархиальным отделом по работе с 6
молодежью, а также со средствами массовой информации по вопросам профориентации молодежи, с гильдией молодых юристов г. Владимира, которые будут приглашены для бесплатных юридических консультаций молодых инвалидов, их родителей. Для организации компьютерного класса у нас отремонтирован и частично оборудован хороший светлый класс. Приобретена мебель: столы, стулья, шкафы. Благодаря спонсорской помощи мы приобрели школьную доску, два компьютера Б\У. Для начала занятий мы составили образовательную программу «Компьютоша» , которая рассчитана на детей с физическими и умственными отклонениями в развитии, создали 2 группы детей для занятий. .
7. КОЛЛЕКТИВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Степанова Марина Юрьевна – Автор проекта, педагог дополнительного образования 2. Логинова Наталья Александровна – педагог по информационным технологиям 3. Бормотова Людмила Ильинична – педагог дополнительного образования «Школы жизни» .
8.Результативность проекта
. Одной из проблем является отсутствие понимания инвалидности в обществе. Данный проект рассчитан на оказание помощи молодым инвалидам в получении дополнительного образования, профориентации и развития творческих способностей с помощью использования интернета, прослушивания музыки, работа с ИЗО-программами PAINT, обучение дизайн-программам. В результате реализации проекта молодые инвалиды получат предпрофессиональные навыки по работе с ПК. Это позволит им реализовать себя в дальнейшей жизни, откроет возможность получения работы. В итоге многие, казалось бы, обреченные на одиночество и бездействие, молодые люди могут изменить свою судьбу, стать сильнее и богаче душой, раскрыть свои способности за счет компьютерных навыков, получив которые молодые люди смогут расширить свои жизненные рамки. А также за счет развития творческих способностей, в результате которого они станут богаче душой. А в результате они станут увереннее в себе, в свои силы. В процессе реализации данного проекта молодые инвалиды станут не сторонними наблюдателями, а самыми активными участниками организации образовательного процесса. 7
Они обретут друзей, обретут смысл жизни – и смогут ощущать свою личную значимость, свое личное участие в мироустройстве.
9. Социальная значимость проекта.
Социальная значимость данного проекта заключается в том, что полученное профориентированное образование даст возможность молодым людям с ограниченными возможностями частично или полностью обеспечить свое существование, реализовать себя как личность и почувствовать себя полноправными членами общества. А также после окончания занятий этих групп в рамках социального проекта «Бригантина» мы можем продолжать работу со следующими группами этого контингента ребят. И на будущее возможна совместная работа здоровых ребят с ребятами с особенностями развития. Проект имеет социальное значение в сфере поддержки и социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан. Для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья обучение по этой программе- новый этап в жизни, выход из создавшейся тупиковой жизненной ситуации. Молодые люди со второй группой инвалидности в подавляющем большинстве не работают. Имея выход в Интернет, инвалиды получают большие возможности, могут получить дистанционное образование, найти работу, возможно трудоустройство в различных небольших компаниях, предприятиях. Проект призван стать ещё одним путём для психологической, физической и социальной адаптации молодых инвалидов. Главный итог социального проекта в том, что молодые люди с ограниченными возможностями и их родители поверили в то, что их судьба не безразлична обществу, в котором они живут.
10. Бюджет проекта.
№/№ Наименование расходов Стоимос ть Кол- во Имею щееся Запраш иваема я сумма Источники финансиро вания 1. Компьютеры 2 2 - - 2 Ноутбук 20000 2 - 40000 проект 8
3 Принтер 4000 1 - 4000 4 Сканер 5000 1 - 5000 6 Расходные материалы: Бумага для принтера Заправка картриджа - 160 500 3 3 Спонсор- ская помощь 7 Литература по теме курсов Ц В Р , Интернет 8 Непредвиденные расходы 1500 Спонсор- ская помощь ИТОГО 49000
Примечание к бюджету проекта.
№ 2, 3, 4 планируются из источника финансирования проекта. 9
10
Задачи проекта: 11


В раздел образования