Напоминание

Проектная деятельность в современной начальной школе


Автор: Носова Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Судская школа № 1"
Населённый пункт: п. Суда Череповецкого района
Наименование материала: Проектная деятельность в современной начальной школе
Тема: Проектная деятельность в современной начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность

В современной школе

Носова Елена Алексеевна

Череповец, Череповецкий Гуманитарный Университет

Поиску

более

эффективных

технологий,

содействующих

развитию

творческих

способностей

обучающихся,

формированию

навыков

самообразования

способствует

проектная деятельность

Метод

проектов

возник

в

20-е

годы

ХХ

столетия

в

США

на

основе

идей,

разработанных американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.

Килпатриком.

Они

предлагали

строить

обучение

на

активной

основе

через

целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.

В начале ХХ века методом проектов заинтересовались педагоги России, но идеи

проектного

метода

внедрялись

в

школу

недостаточно

продуманно,

в

результате

чего

постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году он был осужден, и в дальнейшем попыток

возродить этот метод не предпринималось.

Основное

в

методе

проектов

нацеленность

на

актуализацию

имеющихся

и

формирование новых знаний, умений и навыков, личностно и общественно значимый

результат, атмосфера делового сотрудничества педагога и обучающихся. Обучающийся

становится полноправным субъектом взаимодействия с педагогом. Основной функцией

педагога

становится

консультирование,

позволяющее

школьнику

успешно

выполнить

работу по реализации проекта.

Метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность обучающихся

индивидуальную

или

групповую,

предполагает

решение

какой-либо

проблемы,

предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств

обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки,

техники,

искусства.

Выполненные

проекты

должны

иметь

завершенную

форму,

заканчиваться конкретным результатом.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых

обучающиеся самостоятельно и охотно из разных источников приобретают недостающие

знания,

учатся

пользоваться

приобретенными

знаниями

для

решения

познавательных

задач,

приобретают

коммуникативные

умения,

развивают

у

себя

навыки

исследовательской

работы

(выявление

проблем,

сбор

информации,

выбор

форм

наблюдения,

проведение

эксперимента,

анализ,

построение

гипотезы,

обобщение),

развивают системное мышление.

Использование

метода

проектов

должно

соответствовать

определенным

требованиям:

1. Наличие значимой проблемы, требующей своего решения.

2. Практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность участников проекта.

4.

Структурирование

содержательной

части

проекта

с

указанием

поэтапных

результатов.

5.

Предложение

путей

решения

проблемы,

оформление

конечных

результатов,

анализ полученных данных, подведение итогов.

В результате изучения темы обучающийся готовит доклад или реферат, возможны и

другие

формы

подведения

итогов

исследования:

презентация,

различные

виды

публикаций: информационный бюллетень, буклет, рекламный плакат, альбом и т.д.

В педагогической практике используются различные типы проектов в зависимости

от содержания, структуры, методов исследования, поставленных задач:

- практико-ориентированные,

- естественнонаучные,

- экологические,

- культурологические,

- исследовательские,

- творческие,

- информационные.

В

течение

ряда

лет

выработалась

определенная

последовательность

основных

этапов работы над проектом.

1.

Выбор

темы

проекта,

формулировка

проблемы,

цели

и

задач

работы

над

проектом.

2. Исследование проблемы.

3. Генерирование идей.

4. Отбор идей.

5. Разработка технического решения.

6. Планирование.

7. Реализация.

8. Испытание.

9.Оформление проекта.

10.Оценка проекта обучающимся.

11.Оценка проекта педагогом.

12.Защита проекта.

Учеными

и

практиками

большое

значение

придается

работе

над

проектом

нескольких человек, другими словами, – команды. Объясняется это тем, что содержанием

работы является социальное проектирование, а общественные проблемы в одиночку не

решаются. Методика работы команд состоит из нескольких стадий, главными из которых

являются:

1. Подготовка к работе над проектом.

2. Выбор проблемы.

3. Сбор информации.

4. Разработка собственного варианта решения проблемы.

5. Реализация плана действий команд.

6. Подготовка к защите проекта.

7. Презентация проекта.

8. Рефлексия (анализ).

Требования к использованию метода проектов:

1.Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике

деятельности,

имеющей

личностный

смысл

для

обучающегося,

что

повышает

его

мотивацию в учении.

2.

Комплексный

подход

к

разработке

учебных

проектов

способствует

сбалансированному

развитию

основных

функций

обучающегося,

освоению

им

необходимых типов деятельности.

3.

Глубокое,

осознанное

освоение

базовых

знаний

обеспечивается

за

счет

универсального их использования в разных ситуациях.

4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого

потенциала обучающихся.

Авторы определяют правила и принципы успешности проектной деятельности,

проводимой коллективно:

- в команде нет лидеров. Все члены команды равны;

- команды не соревнуются;

- все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от

того, что они вместе выполняют проектное задание;

- каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;

- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие

проектное задание.

Проектный

метод

обучения

в

сочетании

с

традиционными

методами

является

действенным

средством

повышения

эффективности

самостоятельной

работы

обучающихся. Использование проектного метода позволяет развить у них познавательные

навыки, способность к самообразованию, к анализу и обобщению информации умение

ориентироваться

в

современном

информационном

пространстве,

целеустремленность,

настойчивость

в

достижении

цели.

Участие

обучающихся

в

реализации

группового

проекта

способствует

выработке

умения

работать

в

коллективе,

брать

на

себя

ответственность

за

выбранное

решение,

анализировать

результаты

деятельности,

подчинять

свой

темперамент,

характер

интересам

общего

дела.

Участие

в

проекте

позволяет

приобрести

уникальный

опыт,

который

невозможно

получить

при

других

формах обучения.



В раздел образования