Напоминание

Влияние восприятия классической музыки на эмоциональное состояние младших школьников


Автор: Фёдорова Ольга Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СШ№61"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Проект-исследование
Тема: Влияние восприятия классической музыки на эмоциональное состояние младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Проект-исследование:

«

Влияние восприятия классической музыки

на эмоциональное состояние младших

школьников

»

«

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

Темна, как ночь и как Эреб, черна

Его приязнь. Не верь такому.»

У. Шекспир

1

«Цель музыки – возбудить

душевное волнение никакое другое

искусство не пробуждает столь

возвышенным образом

благородные чувства в сердце

человека».

П.И. Чайковский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №61

«Благодаря музыке в человеке

пробуждается представление

о возвышенном, величественном.

прекрасном не только в

окружающем мире, но и в самом

себе.»

В.А. Сухомлинский

Цель проекта:

Выявить особенности влияния

классической музыки на

эмоциональное состояние младших школьников(4кл.).

Задачи проекта.

1.

Изучить теоретический материал по данной теме.

2.

Провести тестирование учащихся 4-х классов средней

общеобразовательной

школы № 61

3.

Предложить рекомендации на развитие позитивного эмоционального

состояния учащихся средствами музыкального искусства.

4.

Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству,

художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств.

5.

Развитие музыкальной памяти, слуха, осознанного эмоционального

восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого

и настоящего.

6.

Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной

деятельности.

2

Предмет исследования.

Влияние музыки на эмоциональное состояние младших школьников.

(равнодушие,интерес,удовольствие).

Гипотеза

Если духовно развивать человека средствами классического музыкального

искусства, то это благотворно повлияет на его эмоциональное состояние .

Методы исследования.

1.

Изучение и анализ литературы по теме проекта .

2.

Наблюдение.

3.

Экспертный опрос.

4.

Тестирование.

5.

Метод математической статистики.

База исследования.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 61 г.Ульяновск.

Учащиеся начальной школы – 4-ые классы.

Практическая значимость.

Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды

эмоционального оздоровления учащихся средствами классической музыки.

Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны

учителям начальных классов, а так же и учителям среднего звена, родителям

и тем, кто заботится о своем здоровье, о приобретении положительных

эмоций и любит музыку.

3

Актуальность проекта.

Со временем музыка становится для ребёнка эстетической ценностью,

которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Музыка рассматривается как средство способствующее преодолению

неадекватных форм поведения.

Музыкальное воспитание направленно на предупреждение возникновения у

ребёнка неадекватных форм поведения.

Музыка способствует более успешному эмоционально-личностному

развитию обучающихся и улучшает их социальную адаптацию.

Музыка способна научить восхищаться добротой человеческой души и

красотой природы.

Музыка приносила и приносит нам радость человеческого общения,

наслаждения и здоровья.

Особенности проекта:

1.

Позволяет в условиях школы через внеурочную деятельность

расширить возможности образовательной области «Влияние

восприятия классической музыки на развитие положительных эмоций

младших школьников.»

2.

« Вокальное искусство».

3.

Проект ориентирован на развитие эмоционально-творческого

потенциала и музыкальных способностей школьников в течение

учебного года соразмерно личной индивидуальности.

Текст проекта состоит:

1.

Планирование.

2.

Заключение.

3.

Список литературы.

4.

Приложение.

Предназначение музыки – дарить людям счастье.

С. М. Хентова.

Календарно – тематическое планирование.

4

Перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их

реализацию (первый год обучения).

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Слушание и

пение

музыкальных

произведений.

5

5

10

2.

Формирование

музыкальной

культуры и

художественного

вкуса.

5

5

10

3.

Расширение

музыкального

кругозора и

формирование

музыкальной

культуры.

7

8

15

Итого: 17 18 35

Календарно-тематический план

I полугодие (16 часов)

Дата

Дата

фактическа

я

Содержание

Примечание

(кол-во

5

часов)

I четверть

1

Вводное занятие: история

происхождения слушания и

пения как вида музыкальной

деятельности – беседа.

1

2

Диагностика. Прослушивание .,

1

3

Строение голосового аппарата.

Охрана голоса и слухового

аппарата ребёнка.

1

4

Упражнения на дыхание по

методике А.Н. Стрельниковой,

Емельянова Е.

1

5

Речевые игры и упражнения

1

6

Вокальные упражнения «В мире

музыкальных звуков»

1

7

Слушание анализ, синтез

музыкальных произведений.

1

8

Слушание произведений

русских композиторов-

1

6

классиков.

II четверть

1

Звукообразование. Дикция и

артикуляция.

1

2

Народная песня.

1

3

Вокальные упражнения.

1

4

Упражнения на дыхание по

методике А.Н. Стрельниковой

1

5

Сольное пение.

1

6

Обобщение музыкальных

произведений, впечатления от

музыки .

1

7-8

Выступления, концерты.

Предварительное тестирование.

2

II полугодие (19 часов)

№ Дата

Дата

факт.

Содержание

Примечание

III четверть

1

Сольное пение

1

7

2

Сольное пение

1

3

Вокальные упражнения

1

4

Произведения композиторов-классиков.

(русских)Слушаем.Анализируем.

1

5

Произведения композиторов-

классиков(русских). Слушаем.

Анализируем.

1

6

Произведения композиторов-классиков.

Слушаем.Анализируем. Разучиваем.

1

7

Сольное пение

1

8

Вокально-певческая установка.

1

9-

10

Вокально-певческая установка.

Анализ качества пения собственного

исполнения

1

1

IV четверть

1

Сольное пение песен

1

2

Слушание произведение композиторов

классиков.(зарубежных)Анализируем.

1

3

«Слушание музыкальных произведений.

(зарубежных).Анализируем.

1

4

Эмоциональное состояние при слушании

классических произведений.

1

8

5

Сольное пение.Развитие положительных

эмоций при разучивании.

1

6

«Путь к успеху»-репетиция к концерту.

Анализ эмоциональных состояний.

1

7

Выступление-концерт.Приобретение

положительных эмоций.

1

8

Итоговое тестирование:4а,4б,4-э кл..

1

9

Обобщение. Озвучивание результатов

тестирования.Выводы.Приобретение

положительных эмоций.

1

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся слушать и анализировать музыкальные произведения;

- получат возможность развивать вокальные, слуховые и исполнительские

способности;

-формирование основ музыкальной культуры;

-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам

музыкально-творческой деятельности;

9

-умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным

произведениям;

-познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы

, для получения необходимой информации, анализируют и делают выводы,

строят рассуждения;

-коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;

-регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают свои

цели и задачи ,выбирают средства реализации этих целей ,применяют их на

практике.

Заключение.

Изучив и проанализировав результаты по теме проекта, нами были сделаны

следующие выводы:

1.

музыка способна порождать особую энергетику множественного

воздействия;

2.

музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе и

эмоционально-оздоравливающей;

3.

терапевтические возможности музыкального искусства известны с

древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время.

4.

Функциональное состояние (равнодушие) у учащихся 4-х классов по

ходу исследования исчезло полностью.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека

средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на

эмоциональное состояние, на его здоровье, была подтверждена в ходе

практической исследовательской деятельности. Полученные результаты

тестирования учащихся 4-х классов подтвердили наши предположения.

Поскольку положительные эмоции школьника хорошо влияют на

оздоровление организма, то знания о том, как этого достигать, необходимы.

Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания классической

10

музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию

средств музыкального искусства для эмоционального оздоровления

организма, а так же репертуар произведений для сеансов музыкальной

терапии. (см приложения 4,5)

Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: СЛУШАЙТЕ И

ИСПОЛНЯЙТЕ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ НА ЗДОРОВЬЕ! Она напомнит о

любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой

человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны

богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

11

За дивную красоту музыки,

за огромную радость,

которую она способна принести людям,

я хочу поднять свой голос.

Д. Б. Кабалевский.

О СИЛЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

О

воспитательной

функции

музыки

высказывался

Аристотель:

«музыка

способна

оказывать

благоприятное

воздействие

на

эмоциональную

и

этическую сторону души, она должна быть включена в число предметов

воспитании молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого

возраста»

Теоретик музыки эпохи Возрождения Джозеффо Чарлино писал в своем

трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает

ярость,

заставляет

проводить

добродетельно

время

и

обладает

силой

порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она

употребляется в должных ладах и в меру» .(Петрушин ,2000. С. 5-6) .

Занятия музыкой положительно влияют на эмоциональное состояние

души,на богатство речи, её выразительность, тонкость и точность передачи

настроений.

12

Общение

с

музыкой

благотворительно

сказывается

на

творческом

потенциале

личности,

является

непременным

условием

для

развития

хорошего художественного вкуса. Мы можем смело утверждать: «СКАЖИ,

КАКУЮ МУЗЫКУ ТЫ ЛЮБИШЬ, И Я СКАЗУ ТЕБЕ, КТО ТЫ»

К культуре какой бы страны мы ни обратились, везде можно найти

сведения

о

применении

музыки

для

нормализации

душевного

эмоционального состояния людей. В Китае, Индии, Египте, Древней Греции

врачи

и

жрицы,

философы

и

музыканты

использовали

музыку

для

врачевания.

Роль эмоций в жизни человека.

-Одна и та же

эмоция может совершенно по- разному переживаться людьми

в каждой отдельно взятой ситуации.

-В первую очередь влияют на восприятие окружающего мира,а именно в

положительном

или

отрицательном

русле

будет

складываться

жизнь

человека.

-Зависит память, мышление, воображение.

-Влияют

на

учёбу,

труд,

игру.

Если

индивидуум

чувствует

отвращение

к

какому-либо объекту или к какой-либо деятельности, то он любым способом

попытается избежать его.

-Особые

состояния

сознания,

возникающие

благодаря

интересу,

радости,

удовольствию

положительно

влияют

на

интуитивное

и

невербальные

познания человеком окружающей действительности.

-Многообразие видов эмоций направлено на познание человеком бытия и

осуществления своей деятельности.

13

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

МЕТОДИКА «Эмоция»

(экспресс – вариант методики РИУ)

Цель

применения:

оперативная

оценка

функционального

состояния

(равнодушие,интерес,удовольствие)

Функциональное

состояние

1

2

3

4

5

Р(равнодушие)

И(интерес)

У(удовольствие)

Значения цифр: 1 – очень плохо, 2 – плохо, 3 – удовлетворительно, 4 –

хорошо, 5 – отлично.

Инструкция

Сначала

оцените

равнодушие(Р)

и

поставьте

цифру

в

соответствующей

ячейке.

Аналогично оцените степень интерес(И), удовольствие(У).

Оценка результатов

Интегральный коэффициент высчитывается по формуле:

РИУ = (Р+И+У) : 3

Использовать

экспресс

диагностику

РИУ

можно

начиная

с

младшего

школьного возраста (9 – 10 лет) при соответствующей подготовке детей и

объяснении им основных понятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

14

РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

4 – А класс (25чел)

Функциональное

состояние в баллах

До прослушивания

музыки

После прослушивания

музыки

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5

»

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5

»

Р(_равнодушие)

9

И(интерес)

12

10

У(удовольствие)

4

15

РИУ

3

5.3

8,3

4Бкл. (23

Функциональное

состояние в баллах

До прослушивания

музыки

После прослушивания

Музыки

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5

»

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5

»

Рравнодушие)

12

И (интерес)

7

15

У (удовольствие)

4

8

РИУ

4

3,6

5

2,6

4 – Э класс(27чел)

15

Функциональное

состояние в баллах

До прослушивания

музыки

После прослушивания

музыки

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5

»

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5

»

Р (равнодушие)

8

И(интерес)

12

9

У(удовольствие)

7

8

10

РИУ

5

4

2,6

6,3

ОБЩИЙ

результат

До прослушивания

музыки

После прослушивания

музыки

«1

»

«2

»

«3

»

«4»

«5

»

«1

»

«2

»

«3

»

«4

»

«5»

Р (равнодушие)

12

12,

9

И (интерес)

У(удовольствие)

7,6

15,

9

РИУ

4

4,3

2,5

5,3

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА.

Если у вас пассивное, равнодушное, депрессивное состояние или, наоборот,

вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите

принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью

музыки.

Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из

депрессивного состояния:

1.

Мелодии задумчивые по настроению.

2.

Мелодии менее радостные.

3.

Мелодии плавные.

4. Мелодии умеренного темпа.

Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше

настроение незаметно изменится в лучшую сторону (проверено на

собственном опыте).

Рекомендации психотерапевтов:

1.

Музыкальная программа не должна состоять более чем из 4 – 5

произведений общей длительностью 15 – 20 минут. Лучше, если это

будут не песни, а если песни, то лирического содержания.

2.

Во время прослушивания желательно находиться в одиночестве, в

изолированном от посторонних звуков помещении с приглушённом

светом.

3.

Лучше сидеть на диване или в кресле в удобном положении, с

закрытыми глазами, полностью расслабившись.

4.

Перед прослушиванием скажите себе (и поверьте в это): «Сейчас я

послушаю одну, две, три мелодии и моя меланхолия исчезнет! Моё

эмоциональное состояние улучшится»

17

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

РЕПЕРТУАР ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СЕАНСОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.

Желаемое действие

Рекомендуемое музыкальное произведение

Снятие

нервного

напряжения.

П. И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла

«Времена года»; «Сентиментальный вальс».

Ж. Бизе. «Пастораль»; «Старинная песенка».

К. Сен – Санс. «Лебедь» из «Карнавала животных».

К. В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвредика».

Д. Шостакович. «Романс» из к/ф «Овод».

К. Дебюсси. «Лунный свет».

Снятие

депрессивного

состояния.

Л. В. Бетховен «Лунная соната».

Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария».

В. А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле».

Ж. Бизе. Хабанера из оперы «Кармен».

Дж. Верди. Марш из оперы «Аида».

Снятие головной боли

и мигрени

М. Огинский. Полонез.

Ф. Мендельсон. «Весенняя песня».

А. Дворжак. «Юморески».

Повышение

общего тонуса,

интереса к музыке

П. И. Чайковский. Вальс из Серенады для струнного

оркестра.

В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»;

Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен». Песня

Тореодора.

Расслабление,

Н. А. Римский – Корсаков. Песня индийского гостя

18

успокоение,

удовольствие.

(без слов) из оперы «Садко».

Э. Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт».

Улучшение

пищеварения

П. И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета

«Спящая красавица».

Мелодичная музыка В. А. Моцарта.

Фортепианные концерты Ф. Листа.

Стимулирование

творческого

мышления

Фортепианная музыка С.Прокофьева,

С.Рахманинова,

А. Скрябина, Ф. Шопена, Ф. Шуберта.

Симфоническая и фортепианная музыка

композиторов – классиков.

Музыка И. С. Баха, Л. В. Бетховена.

Литература:

1)

Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Креативный ребенок: диагностика и

развитие творческих способностей.-Ростов-на-Дону ,2010 год

2)

Е.А. Лобанова. Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки

(Образование в современной школе) 2005 г. №9

3)

В.И. Петрушин. Слушай, пой, играй.- М.Владос, 2010 год.

4)

Большая советская энциклопедия.

5)

Б.Д. Райгородский. Что может музыка (музыка в школе №2) 2011 год.

Исследование провела:

учитель музыки первой

квалификационной категории

Фёдорова Ольга Николаевна .

19



В раздел образования