Напоминание

Разработка урока музыки 2 класс "В гостях у сказки"


Автор: Вдовенко Анна Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: Мирнинский район, п. Айхал
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока музыки 2 класс "В гостях у сказки"
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка урока музыки для 2 класса

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Цель.

Показать изобразительные возможности музыки в музыкальных произведениях на

сказочные сюжеты.

Задачи:

1

. О

бучающие: показать, как музыка может рассказать сказку, давая при этом

музыкальную характеристику герою, какие музыкальные средства использует для этого

композитор. На музыкальных примерах показать изобразительные возможности музыки.

Прививать любовь к музыке великих русских композиторов М.И.Глинки, Н.А.Римского-

Корсакова. Показать связь музыки с литературой.

2. Развивающие: развивать навыки активного слушания, активизировать музыкальное

внимание, учить, вслушиваясь в музыку, зрительно представлять ее; раскрывать

индивидуальные творческие способности, развивать умение выражать свои чувства с

помощью мимики и жестов.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и литературные

произведения, прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, добиваться более глубокого

осмысления его литературных произведений посредством изобразительных и

выразительных возможностей музыки; пробуждать в детях стремление к добру и

справедливости.

Ход урока

1.

Организационный момент

Музыкальное приветствие: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем наших

гостей тоже по музыкальному! «Всем гостям мы скажем дружно «Здравствуйте»! (Дети

повторяют за учителем). Сядьте правильно, красиво, отвечайте старательно, покажите,

какие вы музыкальные, как много знаете.

2.

Основная часть

Ребята, урок у нас сегодня будет необычный и очень увлекательный, потому что к нам

на урок сегодня придет Сказка! (На фоне музыки «В гостях у сказки» учитель (или ученик)

читает строки Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…»). Много чудес в стране, где живут

сказки. Как здорово было бы попасть в эту волшебную страну! Правда? Но как же нам

попасть в страну сказок? Это можно сделать в воображении! А поможет нам в этом …

Музыка! Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка

может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя,

выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем

рассказывается

в

сказке.

Приготовились?

Тогда

в

путь!

Ребята,

а

какой

волшебный

предмет в русских народных сказках помогает героям найти верный путь, показывает

дорогу? Волшебный клубочек. Вот он, у меня в руках. «Волшебный клубок – ниток моток,

укажи нам путь-дорогу, в сказку приведи». (Учитель совершает какие-нибудь манипуляции

с клубком – подкидывает, оборачивается кругом – открывается доска (стенд), на котором

размещены иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».) Ребята, в какую

сказку привел нас волшебный клубок? А сейчас мы с вами послушаем музыку, которая

будет

изображать

первое

чудо.

Эту

музыку

написал

великий

русский

композитор

Н.А.Римский-Корсаков. (Слушание фрагмента из симфонической сказки «Три чуда»

Римского-Корсакова).

Ребята,

а

какой

изобразил

белочку

композитор?

Какая

была

музыка? Какой инструмент выбрал композитор для белочки? Почему? Давайте и мы все

вместе сыграем мелодию, которую пела белочка « Во саду ли, в огороде» (учитель играет

на фортепиано).

Ребята, композитор Римский-Корсаков сочинил музыку, в которой нет слов, и все же

ему удалось создать музыкальный образ маленькой и забавной белочки,

показать ее

веселый

и игривый характер. Такая музыка называется изобразительной. Сейчас мы с

вами выполним одно веселое, но полезное упражнение. Я буду играть музыку, а вы

постараетесь определить, какого животного она изображает и показать это животное, его

характер и повадки. (Музыка изображает лебедя, медведя, кошку, зайца и т.д.)

Молодцы! Вы отлично справились! А теперь продолжим наше путешествие. Где наш

волшебный

клубок?

Учитель

произносит

волшебные

слова.

Открывается

стенд

с

иллюстрациями к сказке Пушкина «Руслан и Людмила». Так, а теперь в какую сказку нас

привел клубочек? Давайте вспомним, о чем рассказывается в этой сказке? (Ребята вместе

с

учителем

вспоминают

содержание

сказки,

описывают

героев

Руслана,

Людмилу,

Черномора). Ребята, эта сказка так понравилась русскому композитору М. Глинке, что он

сочинил

большую

волшебную

оперу

музыкальный

спектакль,

в

котором

герои

не

разговаривают, а поют. И только у одного героя в этой опере не было вокальной партии,

как вы думаете у кого? У злого карлика-чародея Черномора! Интересно, какую музыку

сочинил

композитор,

чтобы

изобразить

это

коварное

и

злое

существо?

(Слушание

фрагмента

«Марш

Черномора»

из

оперы

«Руслан

и

Людмила»).

Ребята,

что

вы

представили, когда слушали музыку? Каким изображен Черномор? Как звучит музыка?

(горделиво,

твердо, сердито, важно, грозно, резко…). Ребята, как вы думаете, удалось

композитору Глинке передать в этом марше характер злодея Черномора? Да.

Как я вам уже говорила, композитор лишил этого героя голоса. А как же актер,

который играл Черномора в опере, выражал свои чувства без слов? Мимикой, жестами.

3.

Заключительная часть

Ребята, наше путешествие по сказочной стране подошло к концу. В каких сказках мы

побывали? Кто написал эти сказки?

А кто сочинил к этим сказкам музыку? Музыка

раскрасила эти сказки новыми яркими красками, глубже раскрыла характеры сказочных

героев, помогла нам представить себе сказочных героев в воображении. Вы научились

слышать

в

музыке

изобразительные

интонации

и

по

музыке

определять,

кого

она

изображает, попробовали себя в качестве актеров. А знаете, почему сказки любят все, и

дети, и взрослые? Потому что в сказках всегда счастливый конец, потому что добро в

сказках всегда побеждает зло! Ребята, а чтобы в нашей жизни было меньше ссор, чтобы

люди не ругались, чтобы в мире было много-много счастья, люди должны быть добры и

внимательны друг к другу.



В раздел образования