"Актуальные направления воспитательной работы классного руководителя в начальной школе по системе ФГОС (второго поколения)"
Автор: Почекаева Ирина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" Населённый пункт: город Курск Наименование материала: статья Тема: "Актуальные направления воспитательной работы классного руководителя в начальной школе по системе ФГОС (второго поколения)" Раздел: начальное образование
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
Классный руководитель – это человек творческий. Как всякий исследователь, он
создаёт
свою
творческую
лабораторию,
которая
помогает
ему
сделать
воспитательную
работу
с
обучающимися
увлекательной
и
захватывающей.
Деятельность классного руководителя начинается с общения с учениками и их
родителями.
В
период
младшего
школьного
возраста
идёт
формирование
социального престижа ребёнка и классный руководитель должен об этом знать. В
этом
возрасте
ребятам
необходимо
публичное
признание
их
достижений
в
присутствии сверстников и знакомых взрослых. Большое значение для них имеют
ситуации,
связанные
с
проектной
деятельностью
на
учебных
и
внеклассных
мероприятиях. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание
познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворяться в разумной,
приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог. Для
этого
классный
руководитель
должен
разработать
для
себя
направления
воспитательной работы.
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Я
ЛИЧНОСТЬ
ИНТЕЛЕКТ
ОБЩЕНИЕ
ДОСУГ
ГРАЖДАНИН
СЕМЬЯ
ЗДОРОВЬЕ
НРАВСТВЕННОСТЬ
Если внимательно рассмотреть схему, то можно увидеть что для себя я определила
семь классических направлений:
1.
Здоровье – цель работы педагога использование педагогических технологий
и
методических
приёмов
для
демонстрации
ученикам
значимости
психического
и
физического
здоровья
человека.
Воспитания
понимания
важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи этого направления:
Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
Знакомить детей с опытом и традициями предыдущих поколений по
сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности:
Сотрудничество с различными медицинскими организациями.
Проведение
классных
мероприятий
формирующих
правильное
отношение к занятиям спортом
Формирование
собственной
Я
-
позиции
к
проблеме
сохранения
и
защиты собственного здоровья.
Формы работы: проектная и исследовательская деятельность по разным
спортивным направлениям, предметные викторины, утренники, весёлые старты,
беседы, диспуты, для родителей тематические консультации и т.д.
2.
Интеллект – цель педагога в этом направлении является оказание помощи
ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно
проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом
действовать целесообразно.
Задачи этого направления:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его
ближайшего развития.
Создать
условия
для
продвижения
учеников
в
интеллектуальном
развитии.
Формировать
интеллектуальную
культуру
обучающихся,
развивать
их
кругозор и любознательность.
Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности:
Педагогический анализ результативности учебной деятельности
Организация
и
проведение
внеклассных
мероприятий,
позитивно
влияющих на интеллектуальное развитие.
Сотрудничество
с
психологом,
логопедом
школы
и
внешкольными
учреждениями по развитию интеллектуальных способностей.
Формы
работы: проектная
и
исследовательская
деятельность
по
образовательной программе, классные конкурсы по развитию внимания, памяти,
мышления,
читательских
умений
младших
школьников,
интеллектуальные
турниры, тренинги, спецкурсы, марафоны между параллелями и внутри класса.
3.
Общение – целью педагога в этом направлении является передача ученикам
знаний, умений и навыков социального общения людей (как негативного, так
и позитивного), опыта поколений.
Задачи этого направления:
Знакомить
учеников
с
традициями
и
обычаями
общения
различных
поколений.
Формировать культуру общения.
Создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех
учеников класса.
Учить приёмам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности:
Изучение способности к общению каждого ученика
Изучение исторического опыта общения людей и значения для следующих
поколений.
Организация
просвещения
и
консультирования
родителей
по
проблеме
общения
Обучение конструированию и моделированию в сфере общения.
Формы
работы: социометрия, интерактивные игры, тематические классные
часы,
тренинги
общения
детей
и
родителей,
самопрезентации
и
самопредставление, праздники, конкурсы, ролевые игры.
4.
Нравственность – цель педагога в этом направлении является обучение
понимания
смысла
человеческого
существования,
ценности
своего
существования и ценности существования других людей.
Задачи этого направления:
Формировать нравственную культуру миропонимания.
Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и
будущего, и своей роли в нём.
Основные моменты деятельности:
Развитие
желания
поступать
сообразно
полученным
нравственным
знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Знакомство
с
нравственными
позициями
людей
прошлого
и
их
нравственным подвигом во имя человечества.
Формирования
умения
отстаивать
свою
нравственную
позицию
в
ситуации выбора.
Формы работы: тематические классные часы, спецкурсы, дискуссии,
поисковая
работа,
создание
музея,
уход
за
памятниками,
шефская
работа,
читательские
конференции
по
нравственной
тематике,
театральные
и
кинопремьеры, поездки, походы, изучение нравственного наследия своего народа и
страны.
5.
Досуг – целью педагога в этом направлении является создание условий и
проявления
обучающимися
класса
инициативы
и
самостоятельности,
ответственности,
искренности
и
открытости
в
реальных
жизненных
ситуациях, развития интереса к внеклассной деятельности.
Задачи этого направления:
Создание условий для ведения равного проявления учениками своих
индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
Использование
активных
и
нестандартных
форм
внеклассной
деятельности
обучающихся,
отвечающих
их
интересам
и
возможностям.
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения,
радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Использование
досуговой
деятельности
как
средства
развития
эстетических умений и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности:
Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации
и проведении досуга.
Просвещение и консультации в выборах кружков, секций.
Предоставление права выбора.
Стимулирование
инициативы
и
активности
учеников
в
жизни
класса и школы.
Предоставление
родителям
класса
необходимой
информации
об
участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация их
достижений.
Формы работы: празднование именин, памятных дат календаря,
посещение
театров,
выставок,
фестивалей;
устраивать
литературные
балы,
конкурсы талантов, дискотеки, и т. д.
6.
Гражданин – целью педагога в этом направлении является формирование
соответствующих
знаний
о
праве,
правовых
нормах
как
регуляторах
поведения
человека
в
обществе
и
отношений
между
личностью
и
государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения
и ответственности за него.
Задачи этого направления:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами
морального саморазвития.
Формирование
правовой
культуры,
свободного
и
ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
Формирование
гуманистического
мировоззрения,
способного
к
осознанию
своих
прав
и
прав
других
людей,
способности
к
саморазвитию.
Основные моменты деятельности:
Знакомство
с
законами
и
правовыми
нормами
государства
и
формирование
ответственного
отношения
к
законам
и
правовым
нормам.
Сотрудничество
с
правовыми
организациями
в
целях
правового
просвещения ребят.
Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных
на формирование УУД (универсальных учебных действий) правового
поведения.
Формирование
умений
руководствоваться
мотивами
долга,
совести,
чести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы
работы: тематические
классные
часы,
спецкурсы,
конкурсы,
викторины
по
этой
тематике,
встречи
с
представителями
правовых
структур,
органов
правопорядка,
посещение
воинских
частей,
читательские конференции по праву.
7.
Семья – целью классного руководителя по данному направлению является
максимальное
сближение
интересов
родителей
и
педагогов
по
формированию развития личности.
Задачи этого направления:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через
систему
родительских
собраний,
тематических
и
индивидуальных
консультаций, бесед.
Создание
условий
для
благоприятного
взаимодействия
всех
участников
учебно-воспитательного
процесса
–
педагогов,
детей
и
родителей.
Обучение
родителей
умению
быть
родителем,
владеть
приёмами
воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности:
Изучение семей, ситуации развития ребёнка в семье, нравственных
ценностей
и
традиций
семей,
влияющих
на
нравственное
и
личностное развитие ребёнка.
Сотрудничество с психологической службой школы и общественными
правовыми
организациями
в
целях
сохранения
психического
и
физического здоровья и благополучия ребёнка.
Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы
работы: тематические
классные
часы,
проектная
и
исследовательская деятельность, праздники, походы выходного дня, родительские
тренинги, дни открытых дверей.
Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или
лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют
теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит
от классного руководителя и его знаний психологии младшего школьного возраста.
Сегодня,
как
и
раньше,
взят
курс
на
гуманизацию
и
демократизацию
школы,
который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами –
новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию
воспитания. Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к
трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:
Принцип открытости
Принцип привлекательности будущего дела
Принцип деятельности
Принцип свободы участия
Принцип обратной связи
Принцип сотворчества
Принцип успешности
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей жизни. Насыщенная
учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших
школьников в группах продлённого дня во внеурочное время – всё это требует
разрядки.
Для
этого
необходима
интересная
и
необычная
внеклассная
работа,
которая будет способствовать развитию личности.
автор статьи:
учитель начальных классов
Почекаева Ирина Александровна
МБОУ «СОШ № 1» г. Курска