Автор: Левенко Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ " Юговская средняя школа"
Населённый пункт: пос.Юг, Пермский район, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные механизмы достижения результатов образовательной программы учреждения"
Раздел: полное образование
Направление: «Инновационные механизмы достижения результатов
образовательной программы учреждения»
Левенко Светлана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Юговская средняя школа»
Дорогу осилит идущий
Мои результаты ОГЭ по русскому языку, средний балл (второе место среди
школ Пермского района как в 2016 году, так и в 2017 году):
Уровень
2015-2016 у. год
2016-2017 у.год
школа
29.7
31.5
район
27.2
29.9
край
27.8
30.4
Итоговая
аттестация
–
первая
по-настоящему
серьезная
проверка
эффективности
учебной
деятельности
ученика
под
руководством
учителя.
Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от
того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом
знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от
традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме,
основной задачей
которого является обеспечение подготовки выпускников
к следующей ступени
образования.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели
и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому
моя позиция – учитель-
помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и
тактики
в
системе
подготовки
к
ОГЭ,
подходы
к
организации
процесса
взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Из
своего
опыта
я
могу
выделить
с л ед у ющи е направления
работы
предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
развитие мотивации и целеполагания;
формирование умения решать задания разного уровня;
развитие самоконтроля;
формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку
даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно
высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой про-
цедурой ОГЭ;
1
МАОУ «Юговская средняя школа»
правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения
и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и воз-
можностями;
организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основ-
ной школе обучения предмету;
работать в тесном контакте с родителями.
Начиная с пятого класса, я постепенно, шаг за шагом готовлю ребят к
ОГЭ,
этому
нелегкому
испытанию,
давая
нужный
теоретический
материал,
проводя разные виды тестирования, обучая анализировать текст, писать сжатое
изложение, сочинение-рассуждение и, что очень важно, формировать чувство
ответственности за свое будущее.
Первым
заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого
изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в
5 классе. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка
навыков
сокращения.
По
возможности
использую
звуковые
файлы
текстов,
чтобы дети привыкали к тому, что текст читает не учитель. С пятого класса
работаем с орфографическими словарями, чтоб такая работа вошла в привычку.
Второе задание - работа с тестом. Эту работу практикую тоже с 5 класса.
Например, тесты ОГЭ содержат в обязательном порядке задание, посвящённое
разделу «Орфография» (безударные гласные в корне слова ), уже изученному в 5
классе. Значит, эти задания можно отработать и в последующие годы лишь
повторять уже знакомый материал. А как радуются мои пятиклассники, когда я
им говорю, что они выполнили задание для выпускников школы. Со временем
количество таких заданий, с которыми может справиться ученик среднего звена,
становится все больше. Уже с пятого класса ведем
с ребятами специальные
тетради
для
подготовки
к
экзаменам,
в
которые
мы
записываем
основной
теоретический
материал,
трудные
случаи.
С
каждым
годом
материал
накапливается и впоследствии является важным подспорьем при подготовке как
к промежуточной аттестации, так и к ОГЭ и далее к ЕГЭ. Уже с пятого класса
выполняем
тестовые
задания
на
специальных
бланках.
Такая
работа
дает
возможность предотвратить впоследствии все ошибки, связанные с оформлением
бланков, снимает психологическую нагрузку, даёт уверенность в своих силах.
Следующий
этап
- работ а
с
текстом,
создание
собственного
высказывания
на
заданную
тему, что является востребованным не только на
экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного
аргументированного
рассуждения
является
показателем
общей
культуры
человека. Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых
сложных
заданий. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а
результаты
работы
были
бы
очевидными
для
моих
учеников
и
для
меня,
выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения тоже с 5
класса.
Поэтому оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к
итоговой аттестации является работа с текстом. Такая работа с использованием
элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского
языка.
При
этом
желательно
брать
тексты
небольшие,
но
яркие,
образные,
2
МАОУ «Юговская средняя школа»
запоминающиеся.
С 5-7 класс мои ученики на промежуточной аттестации сдают экзамен по
русскому языку, состоящий из теста и небольшого сочинения-рассуждения. В
восьмом классе на промежуточной аттестации сдают экзамен, приближенный к
ОГЭ.
И вот наступает
тот период, когда мои ученики уже овладели
грузом
теоретической
информации
в
области
русского
языка
и
необходимо
систематизировать материал. Это
9 класс. Именно
в 9 классе и начинается
самый серьезный период подготовки к ОГЭ. Для решения этих задач я создала
систему
работы,
предусматривающую
организацию
повторения
и
систематизации учебного материала. Работа проводится по следующим этапам:
I
этап
–
осознание
мной
и
учениками
цели,
задач
и
ориентировка
деятельности. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?
ориентировка в предметном содержании занятий;
ориентировка в конкретных условиях обучения;
ориентировка
в
методологическом
арсенале
способов
и
средств
обучения
.
На самом первом занятии ставлю перед учениками общую учебную задачу
– систематизация, обобщение полученных за годы обучения знаний, углубленное
изучение предмета. Своим ученикам я всегда говорю, что сдача ОГЭ – это
трудная работа, но вполне по силам каждому, нужно только приложить все
усилия, сосредоточиться, собрать в систему все изученное. И впоследствии на
протяжении
всей
работы
каждый
шаг
проходит
посредством
постановки
учебных задач: задачи для всего класса, для группы учащихся, индивидуальные,
постановка задач самими учащимися для себя.
В своей работе по подготовке учащихся к ОГЭ я использую следующие
принципы построения занятий:
мотивационный принцип;
компетентностный подход;
индивидуальный подход к каждому ученику;
самостоятельность и саморазвитие учащихся;
принцип осуществления контроля и самоконтроля.
Сама
работа
начинается
с
диагностирующей
работы,
позволяющей
отследить знания учеников и представить картину в целом.
Затем провожу
анализ работ в целом и по каждому ученику в отдельности. Далее, опираясь на
результаты работы, приступаю ко II этапу работы – планированию. Составляю
тематическое
планирование
уроков
и
факультативных
занятий
с
учетом
выполнения программы и особенностей данного класса. Каждый учащийся для
себя анализирует свои результаты и ставит конкретные задачи, направленные на
устранение пробелов в знаниях, углубление знаний.
Следующий, III этап – реализация на практике намеченного плана:
повторение
теории
(здесь
использую
педтехнологию
модульного
обучения);
тренинги;
3
МАОУ «Юговская средняя школа»
сдача зачетов по основным темам;
работа с КИМами.
Повторение теории мы совмещаем с этапом тренинга – это, на мой взгляд,
наиболее продуктивный способ подготовки. Курс включает все разделы русского
языка. Повторение идет блоками, сам блок делится на подтемы, каждая подтема
закрепляется
проверочным
тестом.
Помогают
в
работе
тетради
по
теории,
которые
вели
с
5-го
класса.
В
9
классе
продолжаем
работать
в
них:
прописываем
алгоритм
решения
каждого
задания.
Ученики,
на
мой
взгляд,
прежде всего должны понять задание, уметь выделить главное. Вот пример
задания ОГЭ: «Из предложений 9-15 выпишите слово, в котором правописание
суффикса
определяется
правилом:
в
полных
страдательных
причастиях
прошедшего
времени
пишется
НН».
Дети
проговаривают,
что
найти
надо
СЛОВО, а не слова, ПРИЧАСТИЕ, и это причастие КРАТКОЕ, и в нем НН.
Такая работа приучает внимательно читать задание, что очень важно при сдаче
экзамена.
Советую
детям
представить,
что
на
экзамене
я
сижу
рядом,
и
мысленно проговаривать задание, объясняя мне ход действия.
При подготовке к изложению и сочинению в рамках предпрофильного
обучения провожу элективный курс «Работа с текстом» (9 класс); элективный
курс «Обучение написанию сочинения-рассуждения» (8 класс). Иногда совме-
щаю занятия факультатива с уроками русского языка для комплексного написа-
ния
изложения
и
сочинения-рассуждения,
так
как
текст
изложения
и
сочинение(15.3) связаны друг с другом.
Работе
по созданию
сочинения-рассуждения
уделяю
самое
серьезное
внимание, используя время не только на уроках русского языка и консультациях,
но и на уроках литературы, когда это целесообразно (например, даю задание
написать сочинение – рассуждение по небольшому произведению или отрывку
из текста). Для анализа беру небольшие произведения современных авторов: Л.
Улицкой,
Б.
Екимова
и
других
авторов.
Обязательно
даю
критерии
оценки
работы с подробными комментариями, а также практикую такой вид работы:
раздаю готовые сочинения и прошу учеников побывать в роли экспертов и самим
выставить
баллы
по
критериям
(такую
же
работу
предлагаю
на
примере
изложения). Это помогает детям видеть чужие ошибки и избегать свои. Советую,
чтобы на экзамене проделали то же самое, посмотрели на свою работу глазами
эксперта. Вместе с ребятами составляем «Энциклопедию аргументов». Также
при подготовке использую различные медиа - притчи, презентации. Мой кабинет
оборудован АРМ учителя, поэтому много уроков провожу с использованием
ИКТ.
Опыт
работы
в
школе
показал,
что
невозможно
плодотворно
изучать
русский язык и литературу без вовлечения учащихся в творческий процесс
освоения предмета. Целенаправленная работа по подготовке учащихся к участию
в конкурсах, олимпиадах, на мой взгляд, является частью подготовки к ОГЭ.
IV этап – оценка и самооценка работы. Большое значение при подготовке
к
ОГЭ
имеет
серьезная
организация
контрольно-оценочной
деятельности
учащихся. Для себя веду ведомость сданных учащимися зачетов. Отслеживаю
4
МАОУ «Юговская средняя школа»
результативность каждого практического упражнения, каждого текста. Делаю
сравнительный
анализ
с
предыдущими
работами,
слежу
за
ростом
каждого
ученика, а также записываю темы, в которых заметны пробелы в знаниях, и меры
по их ликвидации. Кроме того, отмечаю типичные для всего класса ошибки и
индивидуальные. Каждый ученик ведет лист индивидуальных достижений по
русскому языку. Мы так его и называем «Листок достижений». Ребята наглядно
видят свои результаты, отмечают свои успехи и достижения, намечают задачи,
которые необходимо решить в ближайшее время.
Всю свою работу, начиная с первого урока, строю на положительных
эмоциях, считаю это очень важным. Создаю ситуацию успеха, показываю, что
ребята готовы к экзамену, то есть психологически настраиваю на успех. Но в то
же время напоминаю, что экзамен – это труд и борьба за каждый балл.
Считаю
очень важным контакт с родителями учеников, готовящихся к
сдаче
ОГЭ.
Обязательно
прихожу
на
родительские
собрания
в
9
классе.
Родители знакомятся со структурой ОГЭ, получают подробную информацию о
дополнительной
литературе,
помогающей
в
подготовке
к
экзамену,
о
видах
контроля,
предусматриваемого
учителем.
Знакомлю
родителей
с
«Листами
достижений» их детей. Родители получают информацию о том, как помочь
своему ребёнку в ликвидации пробелов.
Подводя
итоги,
могу
говорить
о
правильности
выбранных
целевых
ориентиров и способов их реализации. Все выпускники подтвердили свои знания
по предмету. Ожидаемый и реальный результат совпали. Конечно,
не всегда
бывает легко, работы много, но если правильно определить цель и задачи, идти
вместе с детьми шаг за шагом вперед, не «натаскивать», а просто учить детей и
учиться
самому,
то
добьешься
результатов
непременно.
Я
считаю,
что
соотношение между затратами времени, силами и полученными результатами
оптимально. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по
русскому языку, но и воспитание
личности, уважительно относящейся к
родному
языку, владеющей
письменной
и
устной
речью,
личности
компетентной.
Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к моему предмету, в
творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении
самостоятельно
мыслить,
в
коммуникативной
активности,
стабильности
результатов обучения. Наблюдается позитивная динамика
результативности
сдачи обучающимися ОГЭ:
Вид работы
Максимальное
количе ство
баллов
2016 год
2017 год
Сжатое изложение
7
4.7
5.9
Тест
13
10.5
10.7
Сочинение-рассуждение
9
8.0
8.05
Грамотность
10
6.5
6.9
Вся работа в целом
39
29.7
31.5
Оценка
5
4.05
4.3
Мною
представлена
только
часть
той
работы,
которая
ведется
по
подготовке и успешной сдаче ОГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой
методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы
5
МАОУ «Юговская средняя школа»
самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром
говорят: «Дорогу осилит идущий!»
6
МАОУ «Юговская средняя школа»