Напоминание

"Инновационные механизмы достижения результатов образовательной программы учреждения"


Автор: Левенко Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ " Юговская средняя школа"
Населённый пункт: пос.Юг, Пермский район, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные механизмы достижения результатов образовательной программы учреждения"
Раздел: полное образование





Назад




Направление: «Инновационные механизмы достижения результатов

образовательной программы учреждения»

Левенко Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Юговская средняя школа»

Дорогу осилит идущий

Мои результаты ОГЭ по русскому языку, средний балл (второе место среди

школ Пермского района как в 2016 году, так и в 2017 году):

Уровень

2015-2016 у. год

2016-2017 у.год

школа

29.7

31.5

район

27.2

29.9

край

27.8

30.4

Итоговая

аттестация

первая

по-настоящему

серьезная

проверка

эффективности

учебной

деятельности

ученика

под

руководством

учителя.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от

того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом

знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от

традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме,

основной задачей

которого является обеспечение подготовки выпускников

к следующей ступени

образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели

и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому

моя позиция – учитель-

помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и

тактики

в

системе

подготовки

к

ОГЭ,

подходы

к

организации

процесса

взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Из

своего

опыта

я

могу

выделить

с л ед у ющи е направления

работы

предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

развитие мотивации и целеполагания;

формирование умения решать задания разного уровня;

развитие самоконтроля;

формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

вести постоянную психологическую работу с учащимися, поскольку

даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно

высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой про-

цедурой ОГЭ;

1

МАОУ «Юговская средняя школа»

правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения

и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и воз-

можностями;

организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основ-

ной школе обучения предмету;

работать в тесном контакте с родителями.

Начиная с пятого класса, я постепенно, шаг за шагом готовлю ребят к

ОГЭ,

этому

нелегкому

испытанию,

давая

нужный

теоретический

материал,

проводя разные виды тестирования, обучая анализировать текст, писать сжатое

изложение, сочинение-рассуждение и, что очень важно, формировать чувство

ответственности за свое будущее.

Первым

заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого

изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в

5 классе. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка

навыков

сокращения.

По

возможности

использую

звуковые

файлы

текстов,

чтобы дети привыкали к тому, что текст читает не учитель. С пятого класса

работаем с орфографическими словарями, чтоб такая работа вошла в привычку.

Второе задание - работа с тестом. Эту работу практикую тоже с 5 класса.

Например, тесты ОГЭ содержат в обязательном порядке задание, посвящённое

разделу «Орфография» (безударные гласные в корне слова ), уже изученному в 5

классе. Значит, эти задания можно отработать и в последующие годы лишь

повторять уже знакомый материал. А как радуются мои пятиклассники, когда я

им говорю, что они выполнили задание для выпускников школы. Со временем

количество таких заданий, с которыми может справиться ученик среднего звена,

становится все больше. Уже с пятого класса ведем

с ребятами специальные

тетради

для

подготовки

к

экзаменам,

в

которые

мы

записываем

основной

теоретический

материал,

трудные

случаи.

С

каждым

годом

материал

накапливается и впоследствии является важным подспорьем при подготовке как

к промежуточной аттестации, так и к ОГЭ и далее к ЕГЭ. Уже с пятого класса

выполняем

тестовые

задания

на

специальных

бланках.

Такая

работа

дает

возможность предотвратить впоследствии все ошибки, связанные с оформлением

бланков, снимает психологическую нагрузку, даёт уверенность в своих силах.

Следующий

этап

- работ а

с

текстом,

создание

собственного

высказывания

на

заданную

тему, что является востребованным не только на

экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного

аргументированного

рассуждения

является

показателем

общей

культуры

человека. Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых

сложных

заданий. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а

результаты

работы

были

бы

очевидными

для

моих

учеников

и

для

меня,

выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения тоже с 5

класса.

Поэтому оптимальной формой работы при подготовке обучающихся к

итоговой аттестации является работа с текстом. Такая работа с использованием

элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского

языка.

При

этом

желательно

брать

тексты

небольшие,

но

яркие,

образные,

2

МАОУ «Юговская средняя школа»

запоминающиеся.

С 5-7 класс мои ученики на промежуточной аттестации сдают экзамен по

русскому языку, состоящий из теста и небольшого сочинения-рассуждения. В

восьмом классе на промежуточной аттестации сдают экзамен, приближенный к

ОГЭ.

И вот наступает

тот период, когда мои ученики уже овладели

грузом

теоретической

информации

в

области

русского

языка

и

необходимо

систематизировать материал. Это

9 класс. Именно

в 9 классе и начинается

самый серьезный период подготовки к ОГЭ. Для решения этих задач я создала

систему

работы,

предусматривающую

организацию

повторения

и

систематизации учебного материала. Работа проводится по следующим этапам:

I

этап

осознание

мной

и

учениками

цели,

задач

и

ориентировка

деятельности. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?

ориентировка в предметном содержании занятий;

ориентировка в конкретных условиях обучения;

ориентировка

в

методологическом

арсенале

способов

и

средств

обучения

.

На самом первом занятии ставлю перед учениками общую учебную задачу

– систематизация, обобщение полученных за годы обучения знаний, углубленное

изучение предмета. Своим ученикам я всегда говорю, что сдача ОГЭ – это

трудная работа, но вполне по силам каждому, нужно только приложить все

усилия, сосредоточиться, собрать в систему все изученное. И впоследствии на

протяжении

всей

работы

каждый

шаг

проходит

посредством

постановки

учебных задач: задачи для всего класса, для группы учащихся, индивидуальные,

постановка задач самими учащимися для себя.

В своей работе по подготовке учащихся к ОГЭ я использую следующие

принципы построения занятий:

мотивационный принцип;

компетентностный подход;

индивидуальный подход к каждому ученику;

самостоятельность и саморазвитие учащихся;

принцип осуществления контроля и самоконтроля.

Сама

работа

начинается

с

диагностирующей

работы,

позволяющей

отследить знания учеников и представить картину в целом.

Затем провожу

анализ работ в целом и по каждому ученику в отдельности. Далее, опираясь на

результаты работы, приступаю ко II этапу работы – планированию. Составляю

тематическое

планирование

уроков

и

факультативных

занятий

с

учетом

выполнения программы и особенностей данного класса. Каждый учащийся для

себя анализирует свои результаты и ставит конкретные задачи, направленные на

устранение пробелов в знаниях, углубление знаний.

Следующий, III этап – реализация на практике намеченного плана:

повторение

теории

(здесь

использую

педтехнологию

модульного

обучения);

тренинги;

3

МАОУ «Юговская средняя школа»

сдача зачетов по основным темам;

работа с КИМами.

Повторение теории мы совмещаем с этапом тренинга – это, на мой взгляд,

наиболее продуктивный способ подготовки. Курс включает все разделы русского

языка. Повторение идет блоками, сам блок делится на подтемы, каждая подтема

закрепляется

проверочным

тестом.

Помогают

в

работе

тетради

по

теории,

которые

вели

с

5-го

класса.

В

9

классе

продолжаем

работать

в

них:

прописываем

алгоритм

решения

каждого

задания.

Ученики,

на

мой

взгляд,

прежде всего должны понять задание, уметь выделить главное. Вот пример

задания ОГЭ: «Из предложений 9-15 выпишите слово, в котором правописание

суффикса

определяется

правилом:

в

полных

страдательных

причастиях

прошедшего

времени

пишется

НН».

Дети

проговаривают,

что

найти

надо

СЛОВО, а не слова, ПРИЧАСТИЕ, и это причастие КРАТКОЕ, и в нем НН.

Такая работа приучает внимательно читать задание, что очень важно при сдаче

экзамена.

Советую

детям

представить,

что

на

экзамене

я

сижу

рядом,

и

мысленно проговаривать задание, объясняя мне ход действия.

При подготовке к изложению и сочинению в рамках предпрофильного

обучения провожу элективный курс «Работа с текстом» (9 класс); элективный

курс «Обучение написанию сочинения-рассуждения» (8 класс). Иногда совме-

щаю занятия факультатива с уроками русского языка для комплексного написа-

ния

изложения

и

сочинения-рассуждения,

так

как

текст

изложения

и

сочинение(15.3) связаны друг с другом.

Работе

по созданию

сочинения-рассуждения

уделяю

самое

серьезное

внимание, используя время не только на уроках русского языка и консультациях,

но и на уроках литературы, когда это целесообразно (например, даю задание

написать сочинение – рассуждение по небольшому произведению или отрывку

из текста). Для анализа беру небольшие произведения современных авторов: Л.

Улицкой,

Б.

Екимова

и

других

авторов.

Обязательно

даю

критерии

оценки

работы с подробными комментариями, а также практикую такой вид работы:

раздаю готовые сочинения и прошу учеников побывать в роли экспертов и самим

выставить

баллы

по

критериям

(такую

же

работу

предлагаю

на

примере

изложения). Это помогает детям видеть чужие ошибки и избегать свои. Советую,

чтобы на экзамене проделали то же самое, посмотрели на свою работу глазами

эксперта. Вместе с ребятами составляем «Энциклопедию аргументов». Также

при подготовке использую различные медиа - притчи, презентации. Мой кабинет

оборудован АРМ учителя, поэтому много уроков провожу с использованием

ИКТ.

Опыт

работы

в

школе

показал,

что

невозможно

плодотворно

изучать

русский язык и литературу без вовлечения учащихся в творческий процесс

освоения предмета. Целенаправленная работа по подготовке учащихся к участию

в конкурсах, олимпиадах, на мой взгляд, является частью подготовки к ОГЭ.

IV этап – оценка и самооценка работы. Большое значение при подготовке

к

ОГЭ

имеет

серьезная

организация

контрольно-оценочной

деятельности

учащихся. Для себя веду ведомость сданных учащимися зачетов. Отслеживаю

4

МАОУ «Юговская средняя школа»

результативность каждого практического упражнения, каждого текста. Делаю

сравнительный

анализ

с

предыдущими

работами,

слежу

за

ростом

каждого

ученика, а также записываю темы, в которых заметны пробелы в знаниях, и меры

по их ликвидации. Кроме того, отмечаю типичные для всего класса ошибки и

индивидуальные. Каждый ученик ведет лист индивидуальных достижений по

русскому языку. Мы так его и называем «Листок достижений». Ребята наглядно

видят свои результаты, отмечают свои успехи и достижения, намечают задачи,

которые необходимо решить в ближайшее время.

Всю свою работу, начиная с первого урока, строю на положительных

эмоциях, считаю это очень важным. Создаю ситуацию успеха, показываю, что

ребята готовы к экзамену, то есть психологически настраиваю на успех. Но в то

же время напоминаю, что экзамен – это труд и борьба за каждый балл.

Считаю

очень важным контакт с родителями учеников, готовящихся к

сдаче

ОГЭ.

Обязательно

прихожу

на

родительские

собрания

в

9

классе.

Родители знакомятся со структурой ОГЭ, получают подробную информацию о

дополнительной

литературе,

помогающей

в

подготовке

к

экзамену,

о

видах

контроля,

предусматриваемого

учителем.

Знакомлю

родителей

с

«Листами

достижений» их детей. Родители получают информацию о том, как помочь

своему ребёнку в ликвидации пробелов.

Подводя

итоги,

могу

говорить

о

правильности

выбранных

целевых

ориентиров и способов их реализации. Все выпускники подтвердили свои знания

по предмету. Ожидаемый и реальный результат совпали. Конечно,

не всегда

бывает легко, работы много, но если правильно определить цель и задачи, идти

вместе с детьми шаг за шагом вперед, не «натаскивать», а просто учить детей и

учиться

самому,

то

добьешься

результатов

непременно.

Я

считаю,

что

соотношение между затратами времени, силами и полученными результатами

оптимально. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по

русскому языку, но и воспитание

личности, уважительно относящейся к

родному

языку, владеющей

письменной

и

устной

речью,

личности

компетентной.

Результат своей деятельности я вижу в росте интереса к моему предмету, в

творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении

самостоятельно

мыслить,

в

коммуникативной

активности,

стабильности

результатов обучения. Наблюдается позитивная динамика

результативности

сдачи обучающимися ОГЭ:

Вид работы

Максимальное

количе ство

баллов

2016 год

2017 год

Сжатое изложение

7

4.7

5.9

Тест

13

10.5

10.7

Сочинение-рассуждение

9

8.0

8.05

Грамотность

10

6.5

6.9

Вся работа в целом

39

29.7

31.5

Оценка

5

4.05

4.3

Мною

представлена

только

часть

той

работы,

которая

ведется

по

подготовке и успешной сдаче ОГЭ. Но самое главное, на мой взгляд, в любой

методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы

5

МАОУ «Юговская средняя школа»

самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром

говорят: «Дорогу осилит идущий!»

6

МАОУ «Юговская средняя школа»



В раздел образования