Напоминание

"Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ"


Автор: Кирсанова Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 6
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ.

Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ, к

сожалению, занимают слишком мало места в

процессе обучения. Есть существующие программы,

которые ученик должен пройти в обязательном

порядке. Работая над ними зачастую не остается

времени ни на что другое. При этом надо помнить,

что не все обучающиеся в музыкальной школе

продолжат профессионально заниматься музыкой.

Большинство детей хотят научиться играть «для

себя». Задача педагога не просто качественно пройти

заданный репертуар, но и научить ребенка

подбирать, транспонировать, импровизировать и

даже сочинять.

Слово импровизация есть в разных языках и во всех

его перевод означает неожиданный, внезапный,

созданный в момент исполнения. Существуют

несколько видов импровизации применительно к

разным направлениям искусства: театральная,

музыкальная, танцевальная и литературная. Все они

корнями уходят в народное творчество.

Вот и мы начинаем творить. Желательно чтобы все

этапы были сделаны не педагогом, а при его участии.

Давать ребенку с каждым уроком все больше

творческой самостоятельности. Уже при первом

знакомстве с инструментом определяем где живут на

фортепиано разные зверюшки настоящие и

сказочные. Слушаем их голоса тоненькие и звонкие,

басовитые и густые, трепетные и злые...Определяем

кому они принадлежат, какие у них характеры,

наделяем их чувствами (грустные, веселые).

Подбираем для них слова соответствующие образу.

По мере знакомства с нотной грамотой сочиняем

небольшие музыкальные сказки про разных героев,

размещая их по всей клавиатуре. Дети это делают с

большим удовольствием. При этом идет процесс

закрепления пройденного материала. Даются

задания на самостоятельное сочинение мелодий для

разных персонажей. Когда уровень знаний ученика

позволяет это записать в нотной тетради –

записываем. Затем добавляем к мелодии

аккомпанемент. Изначально добавляем в левую руку

бас (1,4,5 ступени). Дома предлагается попробовать и

поэкспериментировать с разными ступенями. Иногда

получаются не просто неожиданные варианты, а

очень оригинальные. Затем осваиваем

транспонирование мелодии с басовой линией в

разных тональностях (гаммы от белых клавиш). После

усвоения ступеней лада добавляем аккорды. В этом

нам помогает замечательный предмет

«сольфеджио». А мы в своих поисках изображения

образов, на пробах и ошибках, закрепляем знания

полученные на этом предмете. Пробуем все

знакомые трезвучия и септаккорды. Бывает

используем незнакомые аккорды и знакомимся с

ними раньше, чем узнали о них на теории.

Импровизация на стихи.

Некоторые взрослые говорят, что не умеют сочинять

стихи. Это неправда. Есть те, кто не пробовал этого

делать.

Берем любое небольшое стихотворение, а лучше

вместе с ребенком определяем тематику и сочиняем.

Подбор стихов или слов помогает в образном

восприятии изучаемого произведения. Например

посмотрели в окно и получилось:

Сегодня день чудесный.

В душе от чувств аж тесно.

В небе ярко-голубом

В таком красивом и большом

Искрятся не снежинки,

А точечки-искринки.

Их солнце освещает

И все вокруг сияет.

Об этом песню сочиняем.

Музыку к ней подбираем.

Потом споем все и сыграем.

Определяемся с размером. Прохлопаем или

простучим получившиеся стихи. Подберем

подходящий, самый интересный из нескольких

вариантов, ритм. Здесь хочется напомнить о паузах –

они украшают и делают интереснее любое

сочинение. Плюс дают возможность не перегружать

его. Можно поимпровизировать эту же мелодию в

четыре руки. Учитель и ученик. Один играет мелодию,

усложнив ее и разделив на две руки, другой –

аккомпанемент. Всегда приветствуйте любые

эксперименты с мелодией и ее сопровождением. Чем

больше вариаций, тем более интересная музыка

будет.

Невозможно дать четкие инструкции что и как делать.

Все люди разные: у кого-то отличная память, кто-то

готов придумать невероятные истории, а кто-то очень

застенчив. Одни быстро усваивает «на лету», другие

медленнее. Главное помнить: каждый из

обучающихся уникален и любые способности можно

развить. Мы умеем и должны развивать креативные

способности наших детей через творчество, умение

импровизировать, чувствовать. За теми, кто сейчас

учится и растет будущее нашей страны и планеты!



В раздел образования