Автор: Кирсанова Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 6
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ.
Уроки импровизации на фортепиано в ДШИ, к
сожалению, занимают слишком мало места в
процессе обучения. Есть существующие программы,
которые ученик должен пройти в обязательном
порядке. Работая над ними зачастую не остается
времени ни на что другое. При этом надо помнить,
что не все обучающиеся в музыкальной школе
продолжат профессионально заниматься музыкой.
Большинство детей хотят научиться играть «для
себя». Задача педагога не просто качественно пройти
заданный репертуар, но и научить ребенка
подбирать, транспонировать, импровизировать и
даже сочинять.
Слово импровизация есть в разных языках и во всех
его перевод означает неожиданный, внезапный,
созданный в момент исполнения. Существуют
несколько видов импровизации применительно к
разным направлениям искусства: театральная,
музыкальная, танцевальная и литературная. Все они
корнями уходят в народное творчество.
Вот и мы начинаем творить. Желательно чтобы все
этапы были сделаны не педагогом, а при его участии.
Давать ребенку с каждым уроком все больше
творческой самостоятельности. Уже при первом
знакомстве с инструментом определяем где живут на
фортепиано разные зверюшки настоящие и
сказочные. Слушаем их голоса тоненькие и звонкие,
басовитые и густые, трепетные и злые...Определяем
кому они принадлежат, какие у них характеры,
наделяем их чувствами (грустные, веселые).
Подбираем для них слова соответствующие образу.
По мере знакомства с нотной грамотой сочиняем
небольшие музыкальные сказки про разных героев,
размещая их по всей клавиатуре. Дети это делают с
большим удовольствием. При этом идет процесс
закрепления пройденного материала. Даются
задания на самостоятельное сочинение мелодий для
разных персонажей. Когда уровень знаний ученика
позволяет это записать в нотной тетради –
записываем. Затем добавляем к мелодии
аккомпанемент. Изначально добавляем в левую руку
бас (1,4,5 ступени). Дома предлагается попробовать и
поэкспериментировать с разными ступенями. Иногда
получаются не просто неожиданные варианты, а
очень оригинальные. Затем осваиваем
транспонирование мелодии с басовой линией в
разных тональностях (гаммы от белых клавиш). После
усвоения ступеней лада добавляем аккорды. В этом
нам помогает замечательный предмет
«сольфеджио». А мы в своих поисках изображения
образов, на пробах и ошибках, закрепляем знания
полученные на этом предмете. Пробуем все
знакомые трезвучия и септаккорды. Бывает
используем незнакомые аккорды и знакомимся с
ними раньше, чем узнали о них на теории.
Импровизация на стихи.
Некоторые взрослые говорят, что не умеют сочинять
стихи. Это неправда. Есть те, кто не пробовал этого
делать.
Берем любое небольшое стихотворение, а лучше
вместе с ребенком определяем тематику и сочиняем.
Подбор стихов или слов помогает в образном
восприятии изучаемого произведения. Например
посмотрели в окно и получилось:
Сегодня день чудесный.
В душе от чувств аж тесно.
В небе ярко-голубом
В таком красивом и большом
Искрятся не снежинки,
А точечки-искринки.
Их солнце освещает
И все вокруг сияет.
Об этом песню сочиняем.
Музыку к ней подбираем.
Потом споем все и сыграем.
Определяемся с размером. Прохлопаем или
простучим получившиеся стихи. Подберем
подходящий, самый интересный из нескольких
вариантов, ритм. Здесь хочется напомнить о паузах –
они украшают и делают интереснее любое
сочинение. Плюс дают возможность не перегружать
его. Можно поимпровизировать эту же мелодию в
четыре руки. Учитель и ученик. Один играет мелодию,
усложнив ее и разделив на две руки, другой –
аккомпанемент. Всегда приветствуйте любые
эксперименты с мелодией и ее сопровождением. Чем
больше вариаций, тем более интересная музыка
будет.
Невозможно дать четкие инструкции что и как делать.
Все люди разные: у кого-то отличная память, кто-то
готов придумать невероятные истории, а кто-то очень
застенчив. Одни быстро усваивает «на лету», другие
медленнее. Главное помнить: каждый из
обучающихся уникален и любые способности можно
развить. Мы умеем и должны развивать креативные
способности наших детей через творчество, умение
импровизировать, чувствовать. За теми, кто сейчас
учится и растет будущее нашей страны и планеты!