Напоминание

Спровождение студентов техникума, имеющих отклонения в поведении


Автор: Суханова Юлия Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГБ ПОУ Дивногорский техникум лесных технологий
Населённый пункт: Г. Дивногорск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Спровождение студентов техникума, имеющих отклонения в поведении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Программа

сопровождения

студентов

техникума,

имеющих

отклонения в поведении.

В современной России молодое поколение находится в значительно

сложной

социальной

среде,

так

как

разрушены

прежние

стереотипы

поведения,

ценностные

ориентации.

В

связи

с

этим

молодежь

не

имеет

определенных жизненных навыков, которые позволяли бы сохранять свою

индивидуальность

и

сформировать

свой

здоровый

жизненный

стиль.

Особенно это сказывается на студентах, которые находятся под воздействием

возрастающих

стрессовых

ситуаций,

они

не

готовы

к

их

преодолению,

поэтому страдают от их последствий. Молодые люди находят способы уйти

от

тягостных

переживаний.

Чаще

всего

они

находят

спасение

в

приеме

алкоголя, наркотиков и других формах девиантного поведения. В связи с этим

в России на первом месте стоит наркотизация студенческой молодежи, также

злоупотребление алкоголем и табакокурение. Не менее важной проблемой

среди студенчества является проблема правонарушений.

Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение его качества

жизни является в настоящее время самой важной проблемой современного

общества. Образовательные учреждения имеют огромные ресурсы, чтобы

внести

огромный

вклад

в

решение

данной

проблемы.

Они

могут

способствовать

пропаганде

здорового

образа

жизни,

профилактике

наркомании, алкоголизма и других форм девиантного поведения студентов.

Данная

программа

направлена

на

первичную

профилактику

наркомании, алкоголизма, табакокурения и преступности среди студенческой

молодежи,

на

развитие

и

укрепление

состояния

здоровья,

на

решение

психологических

проблем

студентов,

а

также

на

формирование

среды,

которая

обеспечит

негативное

отношение

к

употреблению

наркотиков

и

алкоголя, на работу, способствующую самореализации студентов.

Цели программы:

1.

Создание

в

техникуме

условий,

которые

не

провоцируют

отклоняющегося поведения.

2.

Формирование

мотивации

здорового

образа

жизни

среди

студентов.

3.

Формирование

механизма

работы

программы

по

снижению

уровня девиантного поведения.

4.

Создание

условий

для

достижения

сотрудничества

между

участниками учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

1.

Организация

профилактических

мероприятий,

связанных

с

употреблением алкоголя, наркотиков, курения и преступности;

2.

Создание

условий

для

личностного

и

профессионального

развития студентов;

3.

Способствовать формированию собственной системе ценностей у

студентов;

4.

Привлечение специалистов по профилактической работе;

5.

Привлечение

активных

студентов

для

помощи

в

реализации

программы;

6.

Развивать

систему

организованного

досуга

для

студентов,

склонных к девиантному поведению.

Основные направления работы:

1.

Разработка

наиболее

эффективных

методов,

способствующих

формированию норм и ценностей в студенческой среде.

2.

Разработка

системы

социально-психологической

диагностики

студентов-первокурсников, психологического климата в студенческой группе.

3.

Обучение

проведению

профилактической

работы

кураторов

групп, воспитателей студенческих общежитий, студентов-волонтеров.

4.

Проведение профилактической работы.

5.

Контроль

за

эффективным

выполнением

профилактической

работы.

Профилактическая работа со студентами в техникумах направлена на

обеспечение их информацией, консультирование и проведение мероприятий,

связанных

с

тематикой

выявленной

проблемы,

также

профилактическая

работа включает в себя развитие творческого потенциала. Это способствует

система

внеучебной

работы

со

студентами.

В

течение

года

программой

предусмотрено

проведение

культурно-массовых,

спортивных,

научных

мероприятий,

где

ведется

система

поощрения

не

только

участников

мероприятия, но организаторов, что способствует мотивации студентов.

В рамках программы предусмотрено тесное сотрудничество техникума

с работой государственных организаций, осуществляющих работу в сфере

молодежной

политики,

в

профилактической

работе

по

девиантному

поведении в молодежной среде.

Профилактическая работа проводится в течение учебного года.

Ожидаемые результаты:

1.

Н а р а б о т к а

о п ы т а

п о

о р г а н и з а ц и и

и

п р о в е д е н и ю

профилактической

работы

со

студентами,

имеющими

склонность

к

девиантному поведению.

2.

Сформированность собственной системы ценностей у студентов.

3.

Создание команд волонтеров для проведения профилактической

работы.

4.

Улучшение

информационного

обеспечения

деятельности

техникума по вопросам девиантного поведения.

5.

Сформированность здорового образа жизни у студентов.

6.

Увеличение

числа

студентов,

вовлеченных

в

систематическую

работу техникума, направленную на профилактику девиантного поведения.

7.

Уменьшение

количества

студентов,

склонных

к

девиантному

поведению.

Приложение 1

Тест Фагестрема для оценки степени никотиновой зависимости

Вопрос

Ответ

Балл

ы

1. Как скоро, после того как Вы проснулись,

Вы выкуриваете 1 сигарету?

- В течение

первых 5 мин.;

3

- В течение 6 -

30 мин.;

2

- 30 - 60 мин.;

1

- Более чем 60

мин.

0

2. Сложно ли для Вас воздержаться от

курения в местах, где курение запрещено?

- Да;

1

- Нет

0

3. От какой сигареты Вы не можете легко

отказаться?

- Первая утром; 1

- Все

остальные

0

4. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?

- 10 или

меньше;

0

- 11 - 12;

1

- 21 - 30;

2

- 31 и более

3

5. Вы курите более часто в первые часы

утром, после того как проснетесь, чем в

течение последующего дня?

- Да;

1

- Нет

0

6. Курите ли Вы, если сильно больны и

вынуждены находиться в кровати целый

день?

- Да;

1

- Нет

0

Степень никотиновой зависимости определяется по сумме баллов:

0 - 2 - очень слабая зависимость;

3 - 4 - слабая зависимость;

5 - средняя зависимость;

6 - 7 - высокая зависимость;

8 - 10 - очень высокая зависимость.

Приложение 2

Тест на алкоголизм Университета штата Мичиган (MAST)

Шкалы: вероятность наличия алкоголизма.

Назначение теста: Диагностика вероятности наличия алкоголизма.

Инструкция к тесту: Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

Варианты ответов:

Да

Нет

Тест

1.

Вы считаете, что выпиваете не больше других (то есть не больше

чем основная масса людей)?

2.

Случалось ли с Вами такое что, проснувшись утром после того,

как выпивали, Вы не могли вспомнить часть прошедшего вечера?

3.

Выражают ли беспокойство или недовольство по поводу Вашего

пьянства супруг(а), родители или другие близкие родственники?

4.

Можете

ли

Вы

без

большого

усилия

над

собой

прекратить

потребление алкоголя после того, как выпили 1-2 рюмки?

5.

Вы испытывали когда-нибудь чувство вины из-за пьянства?

6.

Ваши друзья или родственники считают, что Вы пьете не больше

других?

7.

Вы

всегда

можете

прекратить

употребление

алкогольных

напитков, когда захотите?

8.

Вы

когда-нибудь

посещали

собрание

общества

Анонимных

Алкоголиков?

9.

Ввязывались ли Вы в драку в состоянии алкогольного опьянения?

10.

Возникали ли у Вас проблемы с супругом(ой), родителями или

другими близкими родственниками из-за Вашего пьянства?

11.

Ваш(а)

супруг(а),

родители

или

другие

близкие

родственники

обращались к кому-нибудь с просьбой помочь решить проблему Вашего

пьянства?

12.

Вы когда-нибудь теряли друзей или подруг из-за пьянства?

13.

Возникали

ли

у

Вас

неприятности

на

работе

из-за

Вашего

пьянства?

14.

Теряли ли Вы когда-нибудь работу из-за пьянства?

15.

Случалось

ли,

чтобы

Вы

пренебрегли

своими

служебными

и

семейными обязанностями или не ходили на работу два и более дней подряд

из-за того, что находились в состоянии алкогольного опьянения?

16.

Часто ли вы употребляете алкоголь до полудня?

17.

Вам когда-нибудь говорили, что у Вас больная печень (цирроз)?

18.

Случалось

ли

так,

что

после

пьянства

Вы

видели

предметы,

которых

не

было,

слышали

голоса,

которые

не

существовали

в

действительности?

19.

Вы обращались к кому-нибудь с просьбой помочь Вам решить

проблему пьянства?

20.

Вы когда-нибудь лежали в больнице из-за пьянства?

21.

Вы

когда-нибудь

были

пациентом

психиатрического

/

наркологического отделения из-за злоупотребления алкоголем?

22.

В ы

об раща лись

когд а-нибуд ь

в

психиат рич е ско е

/

наркологическое отделение (диспансер), к какому-нибудь врачу, социальному

работнику,

психологу,

священнику

за

помощь

в

решении

эмоциональной

проблемы, частью которой было пьянство?

23.

Вас

когда-нибудь

задерживали

за

управление

автомобилем

в

нетрезвом состоянии?

24.

Вас

когда-нибудь

задерживала

милиция

за

по ступки,

совершенные в нетрезвом состоянии?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Баллы начисляются по следующей схеме:

1.

ответ «Да» на вопросы 5, 9, 16: 1 балл;

2.

ответ «Да» на вопросы 2, 3, 10-15, 17, 18, 21-24: 2 балла;

3.

ответ «Да» на вопросы 8, 19, 20: 5 баллов;

4.

ответ «Нет» на вопросы 1, 4, 6, 7: 2 балла.

Подсчитывается

общая

сумма

баллов.

Максимальное

количество

баллов – 54.

Интерпретация результатов теста

0-4 балла – алкоголизм отсутствует.

5-7 баллов – подозрение на алкоголизм.

более 7 баллов – вероятно наличие алкоголизма.

Приложение 3

Мероприятия программы профилактики девиантного поведения

студентов техникума

Мероприятие

Срок

проведения

Ответственные

1

А н а л и з

о п ы т а

р а б о т ы

п о

п р о ф и л а кт и к и

д е в и а н т н о г о

поведения студентов.

В течение года

Заместитель

по

ВР

2

Приобретение

и

р а з р а б от ка

м е т од и ч е с к и х

м а т е р и а л о в ,

специальной

литературы

по

п р о б л е м а м

д е в и а н т н о г о

поведения.

В течение года

Заместитель

по

ВР

3

Участие сотрудников техникума в

тематиче ских

и

обучающих

с е м и н а р а х ,

ко н ф е р е н ц и я х ,

о р г а н и з о в а н н ы х

д р у г и м и

организациями.

Согласно

расписанию

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

4

Организация

и

п р о в е д е н и е

семинара

«Причины

и

виды

д е в и а н т н о г о

п о в е д е н и я

в

с т уд е н ч е с к о й

с р е д е »

д л я

кураторов

групп,

волонтеров

и

с о т р у д н и к о в

т е х н и к у м а ,

Сентябрь

Заместитель

по

ВР

участвующих

в

программе

по

п р о ф и л а кт и ке

д е в и а н т н о г о

поведения.

5

П р о в е д е н и е

л е к ц и й

в

с т уд е н ч е с к и х

г р у п п а х

п о

проблеме девиантного поведения.

В

т е ч е н и е

учебного года

Заместитель

по

ВР

6

О р г а н и з а ц и я

п е р в и ч н о й

д и а г н о с т и к и

д е в и а н т н о г о

поведения

студентов

первого

курса.

Октябрь

Заместитель

по

ВР, психолог

7

Выявление

студентов

«группы

риска»

и

установки

контроля

за

ними.

В течение года

Заместитель

по

ВР

8

Оформление уголков о здоровом

образе

жизни,

контроль

за

их

состоянием.

В течение года

Заместитель

ВР,

кураторы групп

9

О ф о р м л е н и е

н а г л я д н ы х

агитационных стендов.

В течение года

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

10

Изготовление

и

распространение

среди студентов и преподавателей

брошюр

на

социально-значимую

тематику, пропаганду ЗОЖ.

В течение года

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

11

Р а з р а б о т к а

с ц е н а р и е в

тематических мероприятий.

В течение года

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

12

Создание

документ ации

п о

к о н т р о л ю

з а

д е в и а н т н ы м

поведение студентов.

В течение года

Заместитель

по

ВР.

13

Организация

консультаций

для

студентов, находящихся в трудных

жизненных ситуациях.

В течение года

Заместитель

по

ВР

14

Организация

и

п р о в е д е н и е

Октябрь

Заместитель

по

мероприятия «День Здоровья».

ВР

15

У ч а с т и е

с т у д е н т о в

и

преподавателей

техникума

в

краевой акции «Кросс Нации».

Октябрь

Заместитель

по

ВР,

преподаватель по

физической

культуре

16

П р о в е д е н и е

м е р о п р и я т и я

посвященному

Международному

дню отказа от курения совместно

с

молодежным

центром

«Я

не

курю, в этом моя сила!»

Третий четверг

ноября

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

17

Проведение

социологического

исследования

по

выявлению

с и т у а ц и и

в

т е х н и к у м е

п о

проблеме девиантного поведения.

Ноябрь, апрель

Заместитель

по

ВР

18

О р г а н и з а ц и я

п р о с м о т р а

с т уд е н т а м и

т е м а т и ч е с к и х

видеофильмов.

В течение года

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

19

Участие в молодежных городских

и краевых форумах.

Согласно

расписанию

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

20

О р г а н и з а ц и я

в с т р е ч

правоохранительных

органов

со

студентами.

Декабрь, май

Заместитель

по

ВР

21

З а д е й с т в о в а н и е

с т уд е н т о в

« г р у п п ы

р и с к а »

в

р а б о т е

м о л о д е ж н о г о

ц е н т р а

и

молодежной библиотеки.

В течение года

Заместитель

по

ВР

22

Проведение

акции,

посвященной

Всемирному

дню

борьбы

со

СПИДом.

Декабрь

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

23

Организация

конкурса

плакатов

среди

групп

студентов

«Мы

Декабрь

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

против наркотиков и алкоголя».

групп

24

Проведение анкетирования среди

с т у д е н т о в

п о

в о п р о с а м

алкогольной,

наркотической

и

табачной зависимости.

В течение года

Заместитель

по

ВР

25

Проведение

индивидуальной

работы со студентами состоящими

на

учете

в

правоохранительных

органах.

В течение года

Заместитель

по

ВР

26

Участие

студентов

в

городских

мероприятиях,

п р о в од и м ы х

отделом культуры.

В течение года

Заместитель

по

ВР

27

Организация

и

п р о в е д е н и е

с п о р т и в н о г о

м е р о п р и я т и я

«Недетские олимпийские игры».

Февраль

Заместитель

по

ВР,

преподаватель

физической

культуры

28

Участие

в

городских

и

краевых

спортивных соревнованиях.

Согласно

расписанию

соревнований

Заместитель

по

ВР,

преподаватель

физической

культуры

29

Разработка системы мониторинга

правонарушений,

совершенных

студентами техникума.

В течение года

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

30

О р г а н и з а ц и я

п о в т о р н о й

д и а г н о с т и к и

д е в и а н т н о г о

поведения

студентов

первого

курса.

Май

Заместитель

по

ВР

31

Туристический

слет

студентов

города.

Май

Заместитель

по

В Р,

к у р а т о р ы

групп

32

Итоговое

собрание

участников

Июнь

Заместитель

по

программы

по

профилактики

п о д в е д е н и я

д е в и а н т н о г о

поведения

студентов,

подведение

итогов

В Р,

к у р а т о р ы

групп



В раздел образования