Автор: Карданова Марианна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№9" С/П 44
Населённый пункт: КБР. г.Нальчик
Наименование материала: Конспект занятия по экологии
Тема: "Фея природы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологии в
подготовительной группе « Рябинка»
Цель:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к
природе.
Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их
эрудицию.
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и
откликаться на красивое в природном окружении.
Материал:
Демонстрационный материал: “Деревья”, “Дикие животные”, “Насекомые”, «
Птицы».
карты-схемы,
обручи,
карточки (жёлтого, зелёного, белого, красного цветов),
кассета с записью,
шапочки Цветика – Семицветика (одна шапочка – бледно покрашенная, другая
шапочка – яркая).
Методические приёмы:
Сюрпризный момент,
аудио запись,
показ,
анализ.
Дети заходят в группу и становятся полукругом. (На столах лежат карточки
зелёного, жёлтого, белого, красного цвета.)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
“Это кто же к нам стучится,
Просится к нам в дом?
Посмотрим?”
Влетает почтовая птичка:
“Я пол света облетела
В садик к вам я залетела!
Сообщение из леса,
Это очень интересно!”
Отдаёт конверт воспитателю.
Воспитатель:
“Давайте посмотрим. Интересно. Здесь письмо, а что написано сейчас узнаем. ”
“Здравствуйте, дорогие дети подготовительной группы «Рябинка». Я очень хочу
поближе познакомиться с вами. До нашей встречи осталось мало времени. До
скорой встречи, Фея Природы”.
Воспитатель: “Ребята, значит, к нам гостья спешит”.
Заходит Фея Природы:
“Здравствуйте дети. Я Фея Природы.
"Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля -
Дом наш родимый, ребята!"
-Ребята, скажите, в какой стране мы живем? ( Мы живем в России)
- А наша Республика как называется? (Кабардино – Балкария)
-А как называется город, в котором мы живем? (город Нальчик)
-Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа нашего края красива и
разнообразна, Наш край - это природная кладовая.
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды М.
Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими
сокровищами жизни».
-Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин? (рассуждения
детей)
-Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на
нашей земле. Их очень много и они все разные,
Пришла я, познакомиться с вами и пригласить к себе в гости. В моём природном
государстве есть клуб любителей природы. Хотите там побывать?
Встали. Приготовились.
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Вот мы и в моём государстве, в клубе любителей природы. Есть у меня
волшебный цветок Цветик-Семицветик. Он исполняет любое желание. Сейчас я
вам его покажу. Что-то тут не так. Ребята. Снег растаял и смыл краски, лепестки
все стали бледными и волшебство исчезло.
Фея Природы:
Что же делать, дети? Надо помочь Цветику-Семицветику. Давай посмотрим,
может с ними можно что-то сделать. Ребята, а на лепестках что-то есть. Да это же
задания. Прочитаем.
1.Красный лепесток. “Назови художника”.
Фея Природы:
“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если
стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный,
о лете – красный, об осени – жёлтый”.
“Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога..” (Зима)
“У второго – синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава…” (Весна)
“На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака…” (Лето)
“А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!” (Осень)
Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?
2.Оранжевый лепесток. Игра “Кем (чем) был, кем (чем) стал”.
Фея Природы:
“Каждому столику я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить
цепочку. Чем был и чем стал.”
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Молодцы справились с заданием. Посмотрим, что же на жёлтом лепестке.
3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра “Что я знаю о деревьях?”.
Фея Природы:
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
*Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
4.Зелёный лепесток. « Экологические задачи ».
Фея Природы:
1. Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесенная природе. Маша
перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 6
веточек. А на другом дереве 7. Сколько всего веточек вылечила Маша?
2. В одном доме живет, папа, мама и трое детей. Если каждый ребенок сорвет на
лугу по 4 цветка, сколько будет сорвано цветков? А если каждый ребенок сорвет
по 10 цветков? Как вы считаете, это много или мало будет сорвано 7 так вот и
подумайте, прежде, чем делать это!
Физ. минутка.
Солнце спит и небо спит
Даже ветер не шумит,
Рано утром солнце встало.
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок
Небо тучей заволок.
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталась за тучи.
Ни один не виден лучик.
Посмотрим, какое задание на голубом лепестке.
5. Голубой лепесток.
Фея Природы:
А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками ласточки в траве. Маленькие яички ему очень
понравились. Он их хотел взять домой. А ласточка кружилась над ними и кричала.
Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились:
“Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие
букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала
воспитатель?
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два
мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к
себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка
сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
– Что обозначают эти знаки?
Не шуметь в лесу.
Не топтать грибы.
Не наступать на муравейники.
Не трогать птенцов.
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо,
вы говорите « да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Что же на синем лепестке?
6.Синий лепесток. Блиц-вопросы.
Фея Природы:
“Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (лось).
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв
крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы
дышать)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
- Сколько лап у паука? (8)
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло). Вы всё знаете, молодцы.
А теперь фиолетовый лепесток.
7.Фиолетовый лепесток. “Необычные круги”.
Фея Природы:
Возьмите карточки.
“У вас карточки с насекомыми, животными, деревья, птицы. Вам нужно найти
свой круг и встать рядом с ним.
Назовите свой круг”
(За это время Цветик-Семицветик становится более ярким).
Фея Природы:
Ребята, посмотрите каким ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы
помогли ему. Вы настоящие друзья и знатоки природы. А сейчас нам пора
возвращаться в детский сад.
Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе лесной ,
Отправимся к себе домой.
И в заключение нашего занятия, послушайте стихотворение М.Романовой:
"Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!