Автор: Васенина Лидия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Кракольская школа"
Населённый пункт: п. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Групповая работа на уроках математики как средство формирования УУД"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Кракольская СОШ»
Кингисеппского района Ленинградской области
Групповая работа на уроках математики как средство формирования УУД
Васенина Л. А.
« Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Содержание
1.Введение.
2.
Актуальность темы
3.
Преимущества и недостатки групповой работы.
4.
. Правила организации групповой работы.
5.
Способы группового взаимодействия учащихся.
6.
. Заключение.
7.
Список использованной литературы
I Введение
Современные изменения, происходящие в нашем обществе, повлекли за собой
изменение целей современного образования, изменение всех составляющих
методической системы учителя. Современных детей необходимо учить иначе, отойти от
традиционных методов и приемов. Ведь нам известно, что результатом обучения и
воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению
современными средствами информации и способность их применять для
самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идет о развитии у детей начальных
классов общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных,
организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной
школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире
знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче
мышление ребёнка. Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями
и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ,
развивающих технологий, методов.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий)
определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС),
который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые
компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре
общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является
коммуникативная компетентность.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности.
Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением
эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с
другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного
взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть
систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи
определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной
активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого
взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
II Актуальность темы
Учебная деятельность в школе всегда носит коллективный характер, именно поэтому
ребенок должен овладеть определёнными навыками общения со сверстниками, умением
работать вместе. Навыки бесконфликтного поведения ребёнок может получить только в
ходе активного общения.
Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе. Но есть и
такие, которые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко,
неуютно, на перемене играют в стороне. В формировании отношений между детьми
ребёнок должен чувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ему
необходима их оценка, их отношение. Положительные эмоции, которые испытывает
ребёнок при общении со сверстниками, во многом формирует его поведение, облегчает
его адаптацию к школе.
На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с
дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму
организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Именно во
время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:
информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах
высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это
говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать УУД. Групповая
форма обучения даёт большой эффект не только в обучении (познавательные УУД), но и в
воспитании учащихся (личностные УУД). Учащиеся, объединившиеся в одну группу,
привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности
общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее
подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны
(коммуникативные УУД).
Именно в сообществе появляется столкновение границ собственного знания и незнания,
можно обратиться с запросом. Для первоклассника групповая работа самая актуальная.
Срабатывает принцип «Мы вместе», и он чувствует себя умелым и знающим, готов к
любой деятельности, в т.ч. и к учебной.
По мнению Г.А.Цукерман , групповая работа – условие содержательной работы в
предмете, а не просто форма «сидеть в группе». Под руководством учителя происходит
порождение знаний детьми совместно друг с другом. Именно в такой деятельности
развивается «определяющая рефлексия» (Г.Цукерман) – индивидуальная способность
ребенка, которая позволяет устанавливать границы знания и незнания, что умеет, а что
нет. Без оглядки на взрослого, в результате общения «ребенок – ребенок» происходит
формирование определяющей рефлексии, т.е. без внешнего стимула, поощрения,
наказания со стороны взрослого.
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех
школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый
ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные
варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного
диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать
индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие
детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
III. Преимущества и недостатки групповой работы.
Начинаю вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и
заметила, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это
способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких
качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках
не разрешается- двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за
помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку
зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения,
пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей
сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность,
дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и
постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.
Преимуществами группового обучения являются:
1.
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать,
умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели,
умение выслушивать точку зрения другого и т.д.).
2.
Улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения.
3.
Научить можно каждого, кто ходит на уроки, причем соблюдается
дифференцированный подход.
4.
Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в
группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
5.
Воспитывается взаимоуважение.
6.
Меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные
отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе.
7.
Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования.
8.
Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную
ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.
9.
Реализуется принцип деятельности.
10.
Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.
11.
Учащиеся усваивают больший объем материала.
12.
Обеспечивается единство воспитания и обучения.
13. Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность,
ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
14.
Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
Недостатки группового обучения:
•
Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по
силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад
определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
•
Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно
скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема
«весового» наполнения оценки, ее дифференцированности.
•
В практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения
учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа;
•
Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном
учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые
ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных,
оригинальных заданиях, задачах.
•
Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой
работы.
IV. Правила организации групповой работы.
Организацию групповой работы начинаю с первого школьного дня. Ритуалы, этикет
совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на
внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим
вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за
партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом,
доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и
опробуются на каждом уроке.
В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и
индивидуальной форм работы. В моём классе, как и во всех остальных, сидят сильные, слабые и
средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно ( по
уровню трудности, по объёму учебного материала).
После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, строится работа в парах
по типу « учитель- ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться,
умение общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, как вести общение с
собеседником, как попросить о помощи и т.д.
Первое, чему необходимо научить первоклассников- это проверять друг друга. Проверять можно
ответ, ход решения, правильность и красоту письма, выполнение домашнего задания и т.д.
Следующий этап: научить тренироваться в парах ( таблица сложения, устный счёт,
взаимодиктанты , выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Использую работу в парах и при проведении устного счёта.
Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания
между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
Для решения проблем связанных со сплочением группы на всех этапах можно использовать игры,
элементы психологического тренинга.
1. «Восковая палочка» – групповая сплочённость, индивидуальная агрессивность, тревожность,
напряжённость.
2. «Чувство по рукам»
3. «Жмурки» – групповое сплочение, тактильные контакты.
4. «Коллективная сказка» – детские конфликты, ожидания.
5 . «Крепость» – агрессия (кто с кем захочет быть в команде).
6. «Модифицированное зеркало» – упражнения для обратной связи.
7. «Путанка» - групповое единство.
8.«Снежный ком»
9.«5 важных вещей»
10. «Клубочек»
11.«Мяч по кругу»
12. «Бинго»
13. «Молекула – хаос».( Приложение 1)
Кроме вышеперечисленных игр существует множество других, которые, хотя и не входят в
число употребляемых в групповом процессе, но могут с успехом использоваться. Во-первых, это
любые настольные игры; во-вторых, игры с подручными предметами, бокс в перчатках. Бокс очень
хорошая игра, когда в группе есть два соперничающих ребёнка. Эта игра даёт возможность
выяснить взаимоотношения в спортивной, корректной форме. Кроме того, можно использовать
любые соревновательные игры на победителя.
В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся
одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий
разными группами. В ходе работы поощряем совместное обсуждение хода работы, обращение за
советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени
возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны
учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь,
чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении
своему однокласснику.
Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы
парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к
доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы,
был в пределах досягаемости всех участников.
Деление учащихся на группы.
Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы
группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так
же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занимались подбором и апробацией
различных вариантов формирования групп школьников. Результат этой работы представлен ниже.
1.Группа по желанию
2.«Случайная» группа
3.Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).
4.Формирование группы лидером:
5.Группа, сформированная учителем
- в соответствии с поставленными целями.
Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с
целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для
того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для
самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу,
чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».
-по теме работы
-по уровню сложности задания.
Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому
критерию. Самому слабому ученику нужен не только «сильный», сколько терпеливый и
доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников
объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении
можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит
надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не
объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами
работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи:
помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не
стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети
должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь
строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не
общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их
общения).
Основные противопоказания
-Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной
беспомощности.
-Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя
принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не
отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого
дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и
со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
-Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни
малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках
(но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то
помочь или получить чью-то помощь).
-Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины
урока во 2 классе — это может привести к повышению утомляемости.
-Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться
мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с
возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что
младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю
-Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным
наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право
найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив
учителю до звонка).
Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений,
убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого
урока. Мы устанавливаем для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки
работы используем выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые
дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила.
Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между
членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого
нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их
самостоятельно.
Примерные правила могут быть следующими:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый
человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените
считалочку или жребий
Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,
- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);
- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);
- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);
- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).
.
результаты применения групповой формы работы –
V. Способы группового взаимодействия учащихся.
Организовать взаимодействие учащихся в группах можно самыми разными способами Учителю
важно знать об особенностях различных способов группового взаимодействия, чтобы эффективно
использовать их для достижения конкретной цели. Опыт показывает, что отработанные формы
существенно упрощают организацию работы в группах.
В своей работе часто использую такие способы обучения в группе,
-«Мозговой штурм» — каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить
задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».
При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:
а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит,
остальные слушают.
б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что
члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
Во время мозгового штурма не обсуждаем, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все
предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже,
после мозгового штурма.
-Работа в парах.
-Игра «Продолжи»
-Охота за сокровищами.
-Снежный ком.
-Мозаичная группа или Пазлы.
-Прием «Зигзаг». (Метод пилы).
-Карусель.
( Приложение 2)
При построении учебного сотрудничества необходимо учесть, что такой формы общения в
детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же
тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному
до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на
товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи — без
проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать
более сложные формы совместной работы учащихся.
Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми
у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия
(например, речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»…).
Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный
стиль.
По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3
ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную
ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия. Типичные ошибки
взаимодействия стоит обыграть, даже если их еще не было в классе. По крайней мере, две-три
сценки «неверного» общения учителю стоит показать классу (можно это сделать на куклах или с
кем-то из взрослых). Во-первых, это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет, я!» (с
возможным переходом к взаимным оскорблениям). Посмеявшись над такой сценкой, класс
начинает формировать общественное мнение: «Так общаться смешно и глупо» — и легко выводит
конструктивное правило: «Свое мнение надо не навязывать, а доказывать». Стоит разыграть и
высмеять отношения ученика, который во всем уверен, не интересуется ничьим мнением и все
делает так, как хочет, и его соседа, который сам ничего делать не желает и рад, когда за него
действуют другие. Выход из таких отношений подскажут сами дети: «Обязательно спрашивай у
товарища его мнение».
При оценке работы группы подчеркиваем не столько ученические, сколько человеческие
добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно
лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок
VI. Заключение.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества.
Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению
цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем
жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей
обоснованным и своевременным.