Автор: Халилова Эльза Равилевна
Должность: магистр по специальности "специальное (дефектологическое) образование
Учебное заведение: Курганский Государственный Университет
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Дети с нарушениями слуха.
Раздел: высшее образование
Дети с нарушениями слуха.
Слух
—
отражение
действительности
в
форме
звуковых
явлений,
способность
человека
(живого
организма)
воспринимать
и
различать
звуки. Дети с нарушением слуха – особенная группа общества, так как они не
могут полноценно общаться с внешней средой. Нарушение слуха в детском
возрасте – единственное в своем роде физическое отклонение, которое ведет
к понижению интеллектуальных и умственных возможностей малыша.
Для детей такое нарушение весьма опасно, поскольку глухота может
вызвать слабость развития речи. Это связано с тем, что плохослышащие дети
не
воспринимают
в
полной
мере,
как
собственную
речь,
так
и
речь
посторонних людей, именно поэтому им трудно научиться разговаривать.
Ведущие
специалисты
мира
считают,
что
патологии
первой
сигнальной
системы
(слух
и
зрение)
существенно
влияют
не
только
на
развитие
речи,
но
и
затормаживает
анатомическое,
физиологическое
и
психологическое развитие ребенка.
Потому
как
тугоухость
не
представляет
собой
явное
отклонение,
выявить ее возможно только при помощи современных разработок, широко
применяющихся за рубежом, одна из них получила название универсальный
неонатальный скрининг.
Без
такой
разработки,
распознать,
как
плохо
слышит
малыш,
представляется
возможным
лишь
тогда,
когда
он
достигнет 2-3
летнего
возраста.
Первый год жизни для ребенка является самым важным для языкового
и речевого развития. Если в этот период провести необходимую коррекцию
слуха при помощи слухового аппарата, то появятся шансы, что у ребенка речь
разовьется нормально. Благодаря своевременному корректированию, у детей
с нарушением слуха есть возможность развиваться нормально.
Глухота
вне
зависимости
от
уровня
лишает
у
ребенка
важный
источник информации и ограничивает его интеллектуальное развитие. Такое
нарушение имеет воздействие на развитие аппарата речи и на формирование
мышления
и
памяти.
Так
как
нет
биологической
обусловленности
особенностей поведения детей с нарушением слуха, то при обеспечении
специальных условий в наибольшей степени их можно подкорректировать.
В данной ситуации главную роль в знакомстве с окружающим миром у
детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные,
осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.
У
детей
с
нарушением
слуха
замедляется
процесс
усвоения
информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что
не
может
не
отразиться
на
формировании
его
личности.
Трудность
в
налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми
могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей
детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при
своевременном
оказании
коррекционной
помощи,
любые
отклонения
в
развитии личности могут быть преодолены.
Меры, направленные на реабилитацию ребенка с нарушением слуха,
следует
начинать
применять,
как
только
ребенку
исполнится
2-3
года.
Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных
детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием
слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта. Раннее выявление
у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий
является
залогом
его
успешного
восстановления.
В
домашних
условиях
реабилитация
детей
с
нарушением
слуха
происходит
посредством
естественного
речевого
общения
с
родителями
и
людьми,
имеющими
нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса
требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения,
так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка
должны быть хорошо видны ребенку.
Слабослышащие
и
полностью
глухие
дети
отстают
от
своих
сверстников
на
несколько
лет,
поэтому
обучение
таких
детей
должно
осуществляться
в
специально
организованных
образовательно-
воспитательных учреждениях.
В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие ребенку
преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления
личности,
заново
воссоздать
наиболее
важные
психические
свойства.
Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у
них речь, понятийное мышление и словесную речь.
Нарушение
слуха
у
детей
является
наиболее
распространенным
дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать
внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или
вообще
не
реагирует
на
слуховые
раздражители,
а
ближе
к
году
не
произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.
Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет
своевременно
его
откорректировать
при
помощи
слухового
аппарат,
что
увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального
образа жизни.
В
современном
мире
детская
глухота
–
это
не
приговор.
Такая
патология не помешает малышу стать полноценным членом социума, если
ему будет оказано достаточное внимание родителей и медиков. Будущее
таких детей в руках любящих родителей.