Напоминание

Игры и упражнения, направленные на предупреждение оптической дисграфии


Автор: Ушакова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №7 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Памятка-буклет для родителей
Тема: Игры и упражнения, направленные на предупреждение оптической дисграфии
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Памятка для родителей

«Игры и упражнения,

направленные на предупреждение

оптической дисграфии»

(для детей 5-7 лет)

Дисграфия

специфическое

нарушение

процесса письма. (Лалаева Р. И., 1989)

Существует

несколько

видов

дисграфий,

о д н и м

и з

ко т о р ы х

я в л я е т с я оптическая

дисграфия.

Для

данного

вида

дисграфии

характерны

ошибки

в

виде

замен

графически

сходных

букв,

зеркального

написания

букв,

пропусков

элементов

букв

и

их

неправильного

расположения.

Для

профилактики,

а

также

коррекции

диспраксической

дисграфии,

в

домашних

условиях

с

ребенком

следует

проводить

следующие игры и упражнения:

Упр. «Где находится?»

Подберите картинки по одной из лексических

тем («Овощи», «Посуда» и т.п.). Задайте

ребенку примерно следующие вопросы:

- Что находится между яблоком и

апельсином?

- Что находится справа от груши и под

гранатом?

- Что находится над персиком и под арбузом?

- Что находится слева от арбуза и над

яблоком?

Затем попросите ребенка загадать вам

подобные загадки или спросите: «Где

находится яблоко?». Пусть ребенок ответит на

этот

вопрос,

используя

предлоги

и

слова

НАД,

ПОД,

СЛЕВА

ОТ,

СПРАВА

ОТ,

МЕЖДУ.

Встать

напротив

ребёнка

и

попросить

его

показать

сначала

его

правую

руку,

а

затем

вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д. После

этого

дать

ребёнку

игрушку

и

попросить

показать правую и левую руку у Петрушки.

Это

задание

является

самым

сложным,

и

нередко

оно

становится

доступным

лишь

детям младшего школьного возраста. И тем не

менее

нужно

постепенно

д о б и вать с я

правильного его выполнения.

Успеш но е

в ы полнение

в ы ш е о п и с а н н ы х

упражнений даст ребёнку возможность избежать

«зеркальности»

в

изображении

букв

и

цифр.

Однако для окончательного достижения этой цели

необходимо ещё и чисто практически приучать

его правильно ориентироваться на листе бумаги –

начинать

писать

буквы

или

цифры

с левого

верхнего угла и заполнять строчку в направлении

слева направо. Кроме того, элементы знакомых

ребёнку

печатных

букв

обязательно

должны

писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый

элемент

к

любой

конкретной

букве

должен

приписываться только справа (например, букву Ю

нельзя начинать писать с овала).

Запомнить 4–5 картинок, затем отобрать их из

8–12. То же, только буквы или цифры.

Разложить картинки по просьбе в заданной

последовательности

(3–5–7).

То

же:

буквы,

цифры, геометрические фигуры.

Игра

“Чего

не

стало?”

(по

картинкам

или

предметам)

Игра “Что изменилось?”

Игра “Что добавилось?

дорисовывание незаконченных рисунков:

письмо букв и слов по шаблонам;

во спроизведение

фигур

и

с оч е т а н и й

нескольких фигур по памяти;

обводка пальцем контура выпуклых рельефов

букв,

дермолексия

(взрослый

«рисует»

на

ладони ребенка букву, а тот должен опознать

ее);

«Группировка стилизованных букв». Ребенку

предлагают сгруппировать одинаковые буквы

(«Обведи все буквы Л синим цветом, буквы А

– красным» и.т.п.)

Реконструирование

букв,

например

Р

«превратить» в В, Ж – в К, добавляя и убирая

элементы,

изменяя

их

положение

в

пространстве (Н – И – П ).

Упр. «Какая буква лишняя?»

Я Я Ь Я Я Я

Т Т Т Г Т Т

Ш Ш Ш Щ

Упр. «Какие буквы написаны неправильно?»

Выделить контурные изображения,

наложенные друг на друга.

Упр. «Назови недописанные буквы»,

«Допиши буквы»

Упр. «Какие буквы видишь?».

Найти, назвать, записать увиденные буквы.

Игра «Помоги ежику».

- Помоги ежику добраться до яблока: проведи

дорожку из правильных букв З от ежика к

яблоку.

Уп р .

« К а к о е

с л о в о

с п р я т а л о с ь ? »

НВРСКУЦКОШКАЧЫШЙИ

ПОВЦЫМЧАЙКАГВФЕХТ

Упр. «Буквы перепутались»

Ребенку

нуж но

со ст ав ит ь

слово

и з

предложенных букв. Можно давать ребенку

слова,

объединенные

лексической

темой.

Например,

«Профессии»:

РПАВО

(повар),

ЯВШЕ (швея), ЛОКИПТН (плотник) …

Игра «Слова». Составить из одного слова как

можно больше новых слов. ЧАСТУШКИ –

час, ушки, шутка, сушка, туча …

Упр. «Прочитай слово»

(дом; ворона)

Упр. «Отгадай слово».

- Отгадай слова, допиши буквы.

Чтение слов из слогов при одном постоянном

и одном сменяющемся слоге:

Иг ма

Ик на

Го РА я

Ко ки

Но да

Игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка

перепутал местами слоги. Помоги ему

составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО

(«вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.

Ребенку

последовательно

демонстрируются

поодиночке карточки со слогами, из которых

он мысленно должен составить слово. При

этом каждая следующая карточка закрывает

п р е д ы д у щ у ю .

Н ач и н а т ь

с л е д у е т

с

двусложных

слов

типа

КА-ША,

ВА-ТА,

постепенно их удлиняя.



В раздел образования