Автор: Ушакова Татьяна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №7 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: Памятка-буклет для родителей
Тема: Игры и упражнения, направленные на предупреждение оптической дисграфии
Раздел: дошкольное образование
Памятка для родителей
«Игры и упражнения,
направленные на предупреждение
оптической дисграфии»
(для детей 5-7 лет)
Дисграфия
–
специфическое
нарушение
процесса письма. (Лалаева Р. И., 1989)
Существует
несколько
видов
дисграфий,
о д н и м
и з
ко т о р ы х
я в л я е т с я оптическая
дисграфия.
Для
данного
вида
дисграфии
характерны
ошибки
в
виде
замен
графически
сходных
букв,
зеркального
написания
букв,
пропусков
элементов
букв
и
их
неправильного
расположения.
Для
профилактики,
а
также
коррекции
диспраксической
дисграфии,
в
домашних
условиях
с
ребенком
следует
проводить
следующие игры и упражнения:
Упр. «Где находится?»
Подберите картинки по одной из лексических
тем («Овощи», «Посуда» и т.п.). Задайте
ребенку примерно следующие вопросы:
- Что находится между яблоком и
апельсином?
- Что находится справа от груши и под
гранатом?
- Что находится над персиком и под арбузом?
- Что находится слева от арбуза и над
яблоком?
Затем попросите ребенка загадать вам
подобные загадки или спросите: «Где
находится яблоко?». Пусть ребенок ответит на
этот
вопрос,
используя
предлоги
и
слова
НАД,
ПОД,
СЛЕВА
ОТ,
СПРАВА
ОТ,
МЕЖДУ.
Встать
напротив
ребёнка
и
попросить
его
показать
сначала
его
правую
руку,
а
затем
вашу, его левый глаз, а затем ваш и т.д. После
этого
дать
ребёнку
игрушку
и
попросить
показать правую и левую руку у Петрушки.
Это
задание
является
самым
сложным,
и
нередко
оно
становится
доступным
лишь
детям младшего школьного возраста. И тем не
менее
нужно
постепенно
д о б и вать с я
правильного его выполнения.
Успеш но е
в ы полнение
в ы ш е о п и с а н н ы х
упражнений даст ребёнку возможность избежать
«зеркальности»
в
изображении
букв
и
цифр.
Однако для окончательного достижения этой цели
необходимо ещё и чисто практически приучать
его правильно ориентироваться на листе бумаги –
начинать
писать
буквы
или
цифры
с левого
верхнего угла и заполнять строчку в направлении
слева направо. Кроме того, элементы знакомых
ребёнку
печатных
букв
обязательно
должны
писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый
элемент
к
любой
конкретной
букве
должен
приписываться только справа (например, букву Ю
нельзя начинать писать с овала).
Запомнить 4–5 картинок, затем отобрать их из
8–12. То же, только буквы или цифры.
Разложить картинки по просьбе в заданной
последовательности
(3–5–7).
То
же:
буквы,
цифры, геометрические фигуры.
Игра
“Чего
не
стало?”
(по
картинкам
или
предметам)
Игра “Что изменилось?”
Игра “Что добавилось?
дорисовывание незаконченных рисунков:
письмо букв и слов по шаблонам;
во спроизведение
фигур
и
с оч е т а н и й
нескольких фигур по памяти;
обводка пальцем контура выпуклых рельефов
букв,
дермолексия
(взрослый
«рисует»
на
ладони ребенка букву, а тот должен опознать
ее);
«Группировка стилизованных букв». Ребенку
предлагают сгруппировать одинаковые буквы
(«Обведи все буквы Л синим цветом, буквы А
– красным» и.т.п.)
Реконструирование
букв,
например
Р
«превратить» в В, Ж – в К, добавляя и убирая
элементы,
изменяя
их
положение
в
пространстве (Н – И – П ).
Упр. «Какая буква лишняя?»
Я Я Ь Я Я Я
Т Т Т Г Т Т
Ш Ш Ш Щ
Упр. «Какие буквы написаны неправильно?»
Выделить контурные изображения,
наложенные друг на друга.
Упр. «Назови недописанные буквы»,
«Допиши буквы»
Упр. «Какие буквы видишь?».
Найти, назвать, записать увиденные буквы.
Игра «Помоги ежику».
- Помоги ежику добраться до яблока: проведи
дорожку из правильных букв З от ежика к
яблоку.
Уп р .
« К а к о е
с л о в о
с п р я т а л о с ь ? »
НВРСКУЦКОШКАЧЫШЙИ
ПОВЦЫМЧАЙКАГВФЕХТ
Упр. «Буквы перепутались»
Ребенку
нуж но
со ст ав ит ь
слово
и з
предложенных букв. Можно давать ребенку
слова,
объединенные
лексической
темой.
Например,
«Профессии»:
РПАВО
(повар),
ЯВШЕ (швея), ЛОКИПТН (плотник) …
Игра «Слова». Составить из одного слова как
можно больше новых слов. ЧАСТУШКИ –
час, ушки, шутка, сушка, туча …
Упр. «Прочитай слово»
(дом; ворона)
Упр. «Отгадай слово».
- Отгадай слова, допиши буквы.
Чтение слов из слогов при одном постоянном
и одном сменяющемся слоге:
Иг ма
Ик на
Го РА я
Ко ки
Но да
Игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка
перепутал местами слоги. Помоги ему
составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО
(«вода»), ЛО, МО, КО («молоко») и т. п.
Ребенку
последовательно
демонстрируются
поодиночке карточки со слогами, из которых
он мысленно должен составить слово. При
этом каждая следующая карточка закрывает
п р е д ы д у щ у ю .
Н ач и н а т ь
с л е д у е т
с
двусложных
слов
типа
КА-ША,
ВА-ТА,
постепенно их удлиняя.