Автор: Мыскова Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ РК "ССШИ №1" Населённый пункт: г.Симферополь Наименование материала: воспитательная программа Тема: "Мы - Крымчане, Мы - Россияне!" Раздел: среднее образование
по патриотическому воспитанию детей с нарушением зрения
«Мы – крымчане, мы – Россияне»
Воспитатель ГБОУ РК «ССШИ №1» Мыскова М.А.
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1 Направленность воспитательной программы
1.2 Законодательно-нормативное обеспечение программы
1.3 Новизна и актуальность программы.
1.4 Цели и задачи программы
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
1.6 Сроки реализации воспитательной программы
1.7 Ожидаемые результаты
1.8 Педагогические принципы программы
2. Содержание воспитательной программы
2.1. Я патриот и гражданин
2.2. Крым.Россия.Навсегда.
2.3.Связь поколений
2.4.Мой край родной
Литература
Приложения. Фотоматериал
Пояснительная записка.
1.Направленность воспитательной программы
Современное
общественное
развитие
России
остро
поставило
задачу
духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в
сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и
гражданского
воспитания
молодёжи
всё
чаще
определяется
как
одна
из
приоритетных
в
современной
молодёжной
политике.
Нам,
педагогам,
исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит
две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к
образованию.
Успешная
самореализация
личности
в
период
ее
обучения
и
после его окончания, ее социализация на рынке труда являются важнейшими
задачами
школы.
Усиление
воспитательной
функции
образования
рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в
области образования.
Цель патриотического и гражданского воспитания состоит во всемерном
содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в
социальных преобразованиях, происходящих в стране.
Патриотизм
– любовь к
Родине,
готовность к
ее
защите
, участие
в
укреплении экономической и оборонной мощи, самостоятельности государства.
На
личном
уровне
патриотизм
выступает
как
важнейшая,
устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных
идеалах, нормах поведения.
Патриотизм
– чувство глубокое, древнее, что делает характер данного
понятия внеисторическим, его объем – интернациональным.
Патриотическое воспитание
– это интеграция личности ученика в мир
ценностей
своей
Родины,
духовные
и
материальные
связи
с
Отчизной,
привязанность к родному краю.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая
благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под
патриотическим
воспитанием
понимается
постепенное
формирование
у
учащихся
любви
к
своей
Родине,
постоянная
готовность
к
её
защите.
Патриотизм
– одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У
школьников обязано вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой
народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Современному
обществу
нужны
патриоты,
интеллектуально
и
духовно
развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и
прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование ради спасения
других людей (отцов, матерей, братьев, сестёр, жён и детей) свято почитать
атрибуты государственной власти. Познавая историю своей Родины, переживая
чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев.
Воспитание
в
школьниках
любви
к
Родине,
к
человечеству,
уважение
к
родителям,
к
важнейшим
человеческим
нормам
является
важным
этапом
формирования патриотизма и гражданственности. Быть патриотом – это значит
ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает
ещё
в
детстве,
когда
закладываются
основы
ценностного
отношения
к
окружающему
миру.
Но
подобно
любому
другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно
и
переживается
индивидуально.
Он
напрямую
связан
с
духовностью
человека,
его
глубиной.
Особое
значение
в
патриотическом
воспитании
имеет
изучение
подростками
отечественной
истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического прошлого
народа,
формируется
ценностное
отношение
к
отечественной
культуре
и
истории, обуславливающее их гражданскую позицию. Как отметил президент
В.В. Путин в обращении к Федеральному Собранию РФ, в сердце, в сознании
людей
Крым
всегда
был
и
остается
неотъемлемой
частью
России.
«Эта
убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой,
передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и
обстоятельства. Крым – это и уникальный сплав культур и традиций разных
народов. И этим он так похож на большую Россию, где в течение веков не исчез,
не
растворился
ни
один
этнос.
Русские
и
украинцы,
крымские
татары
и
представители других народов жили и трудились рядом на крымской земле,
сохраняя
свою
самобытность,
традиции,
язык
и
веру», –
отметил
глава
государства
[4].
В
его
многочисленных
памятниках
культуры
и
истории
отражены исторические события, культура и религия разных исторических
эпох. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и
торговали
разные
народы,
строились
и
разрушались
города,
происходили
знаменательные исторические события. В конце X века в древнем Херсонесе
принял
крещение
русский
князь
Владимир.
На
протяжении
длительного
времени на Крым нападала Османская империя.В 1954 году Крым был передан
в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, таким
образом, была нарушена Конституция РСФСР. С распадом СССР в 1991 году
Крым окончательно перешел в состав Украины. 21 марта 2014 года Крым
наконец
стал
частью
России.
Как
отметил
председатель
Комитета
Государственной
Думы
по
информационной
политике,
информационным
технологиям
и
связи
А.В.
Митрофанов,
воссоединение
Крыма
с
Россией
явилось
восстановлением
исторической
справедливости,
так
как
Крым
для
миллионов людей – это часть их жизни. В 2014 году в классе была проведена
диагностика, которая показала, что 50% воспитанников связывают патриотизм
с любовью к Родине, 20% - к семье и близким, 10% - к своему народу, 20%
-считают патриотизмом возрождение традиций культуры. Данные отображает
диаграмма:
В
связи с
этим
в
Программу включены разделы:
1. Я патриот и гражданин
2. Крым. Россия. Навсегда.
Любовь к Родине 50 %
Любовь к семье и близким 20
%
Любовь к своему народу 10
%
Возрождение традиций 20%
3. Связь поколений
4. Мой край родной
Для детей с ОВЗ патриотическое воспитание имеет особую роль, ведь эти
дети в связи с диагнозами изначально не смогут служить Родине в армии, флоте
и в полиции, но быть патриотами своего Отечества, любить свою Родину и быть
активными гражданами великой России они не только могут, но и обязаны. И
задача воспитателя сформировать мировоззрение ребенка – инвалида, ребенка с
ОВЗ как патриота и гражданина России, научить его любить свою малую
родину Крым, гордится тем, что мы - россияне и отдавать все свои силы на
процветание нашей страны.
Таким
образом,
воспитание
патриотизма
достаточно
многогранная
и
сложная задача, требующая ответственного к ней отношения. Школа выступает
одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в
жизни современного человека, дающим необходимый базис для дальнейшего
развития личности. Патриотическое воспитание в современной школе – фактор
консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и
экономического
возрождения
страны,
ее
государственной
целостности
и
безопасности.
2. Законодательно-нормативное обеспечение программы
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от
28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
3. Программа
воспитания
и
социализации
воспитанников
ГБОУ
РК
«ССШИ№1»
4. Концепция
патриотического
и
духовно-нравственного
воспитания
населения в Республике Крым. Указ от 18.12 2014 № 522-У.
3.Новизна и актуальность программы .
Поиск путей развития нашей страны показал, что в России в начале XXI
в.
в
качестве
одной
из
главных
национальных
идей
является
идея
о
патриотическом
воспитании
школьников.
Крупнейшие
политики,
писатели,
ученые
обращались
к
вопросу
о
необходимости
формирования
у
подрастающего
поколения
патриотических
взглядов
и
ценностей.
Это
объясняется
тем,
что
процесс
исторического
развития
России
проходил
в
условиях
борьбы
за
свою
самобытность
и
отстаивания
национальных
интересов.
Сегодня
в
нашей
стране
происходит
попытка
сформировать
новую
общественную
модель,
в
основу
которой
будут
заложены
ценности
патриотизма.
Не
случайно
в
последнее
время
стали
появляться
новые,
современные определения термина патриотизма, которые отражают явления, не
зависящие
от
времени,
страны,
социально-экономической
и
политической
ситуации. Приведем некоторые его определения:
– чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в
готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;
– одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой
начинается его гибель;
– способность восстановить страну как мировую державу;
– олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе,
достижениям,
проблемам,
притягательным
и
неотделимым
в
силу
своей
неповторимости
и
незаменимости,
составляющие
духовно-нравственную
основу личности, формирующие её гражданскую позицию и потребность в
достойном,
самоотверженном,
вплоть
до
самопожертвования,
служении
Отечеству.
Данная программа патриотического воспитания основана на концепции
федеральных
государственных
стандартов
второго
поколения
и
ставит
следующие задачи:
– социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение
к
ценностям
демократического,
правового
государства,
формирования
гражданского общества;
– воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к
судьбе своей Родины;
- осознание принадлежности юных крымчан к России.
В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет
осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств
и
их
глубокое
эмоциональное
переживание.
Именно
на
этой
основе
у
школьников
крепнет
чувство
любви
к
Родине,
вырабатываются
взгляды,
убеждения и установки поведения. Усилия воспитателя направлены, прежде
всего,
на
обогащение
учащихся
знаниями,
относящимися
к
осмыслению
различных сторон патриотизма и гражданственности.
Программа разработана в соответствии с государственной программой
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на периоды 2010
– 2015 гг и на 2016-2020 годы. В Программе отражены основные цели, задачи,
мероприятии
по
развитию
системы
патриотического
воспитания,
а
также
средства
и
механизмы,
обеспечивающие
их
практическую
реализацию.
Программа имеет групповой статус и ориентирована на учащихся 7-9 классов.
4.Цели и задачи Программы:
Цель:
1.Познакомить учащихся с историческим прошлым России и своей малой
Родины - Крыма, с историей,
памятниками истории, культуры, традициями.
Показать неразрывную связь Крыма с Россией в разные исторические периоды.
2.Формировать у обучающихся высокое патриотическое сознание, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
3.Развивать
уважение к своей стране, к ее национальным традициям,
истории и богатой культуре.
Задачи:
1.Создание
условий
для формирования духовно-богатого, социально-
активного гражданина;
2.Утверждение
в
сознании
и
чувствах
школьников
патриотических
ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому
прошлому России.
3.Воспитание и развитие национальных начал, уважения и
интереса ко
всем нациям;
4.Развитие краеведческой работы
5.Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
12 - 15 лет.
6
. Сроки реализации воспитательной программы
Сроки
реализации
программы
2014 – 2017 год
7.Ожидаемые результаты :
В результате осуществления Программы ожидается:
1.Повышение эффективности патриотической работы;
2. Повышение качества мероприятий по организации и проведению
патриотической работы с детьми и подростками;
3. Формирование гражданской грамотности учащихся;
4. Внедрение новых форм и методов работы по этому направлению;
5. Привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям
патриотической направленности;
6. Разработка исследовательно-поисковых работ учащихся по краеведению.
8. Педагогические принципы программы
Доступность.
Принцип
доступности
предполагает
соотнесение
содержания,
характера
и
объема
учебного
материала
с
уровнем
развития, подготовленности детей.
Непрерывность.
На
нынешнем
этапе
образование
призвано
сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к
постоянному
пополнению
своего
интеллектуального
багажа
и
совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее
научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает
анализ
взаимодействия
различных
направлений
патриотического
воспитания.
Этот
принцип
реализуется
в
процессе
взаимосвязанного
формирования
представлений
ребенка
о
патриотических
чувствах
в
разных
видах
деятельности
и
действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность.
Патриотическое
воспитание
школьников
среднего звена продолжается в старшей школе.
Культуросообразность.
Этот
принцип
выстраивает
содержание
программы как последовательное усвоение и выработке на этой
основе ценностных ориентаций.
2.Содержание воспитательной программы
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и
прав другого человека ;
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
3. Формировать у воспитанников систему знаний, уважения и интереса к
государству.
« Символы России: герб, флаг, гимн»: формирование патриотического
сознания; « День Конституции»: воспитание уважения к российскому
законодательству; Встречи с интересными людьми: расширение кругозора
.
Запланированные мероприятия
1.
Воспитательные часы по символике РФ, Дне ГО.
2.
Выпуск информационных листов о символике РФ
3.
Участие в викторинах, квестах, круглых столах, посвященных
символике РФ.
4.
Встреча с представителями МЧС.
2.2.Крым.Россия.Навсегда.
Цель:
Осознание воспитанниками своей принадлежности к своей родине –
России.
Задачи:
1.
Формирование у воспитанников осознания себя как гражданина
России.
2.
Формирование у воспитанников чувства любви к своей большой
Родине России.
3.
Способствовать формированию у воспитанников чувства сопри-
частности к истории и ответственности за будущее страны.
«Крым – Россия»: встречи с участниками «Крымской весны» и самообороны
Крыма, просмотр художественных и документальных фильмов
с последующим
обсуждением по истории Крыма и России
Запланированные мероприятия
1.
Воспитательные часы о истории Крыма
2.
Мероприятия, посвящённые Дню народного единства
3.
Встреча с участниками самообороны в рамках проекта «Крымская
весна»
4.
Просмотр документальных фильмов с последующим обсуждением
5.
Проектная деятельность воспитанников
2.3.Связь поколений
Цель:
Осознание воспитанниками ценности к судьбе героев Отечества, его
прошлому, настоящему, будущему .
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего
поколения;
3. Способствовать формированию у воспитанников чувства
сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
« Памятные даты истории»: познакомить с памятными датами истории;
Встречи с воинами -интернационалистами: познакомить с воинами –
интернационалистами, проживающих в нашей Республике, провести беседу-
рассказ вдов о своих мужьях, погибших на войне. «Давайте люди никогда об
этом не забудем!»: формирование патриотических чувств, « Поле русской
славы. Бородинское поле»: познакомить с Бородинской панорамой, « Идут по
войне девчата», « На войне детей не бывает», Великая Отечественная война
1812 года»: воспитывать любовь к Родине, ответственность, сопричастность.
Запланированные мероприятия
1.
Воспитательные часы о героях Отечества, воинах-интернационалистах,
знаменательных датах истории
2.
Выпуск информационных листов к знаменательным датам истории
3
Посещение музея Боевой славы
4.
Встреча с офицерами запаса на День Героев Отечества (капитан 2 ранга
Мысков А.А.)
5.
Встреча с воинами-интернационалистами (подполковник
Золотухин Е.А.)
6.
Посещение боевого десантного корабля «Цезарь Куников» совместно с
офицерами запаса Мысковым А.А. и Золотухиным Е.А.
7.
Возложение цветов к Вечному огню, мемориалу воинам-
интернационалистам
8.
Посещение Музея черноморского флота (г. Севастополь)
9.
Создание проекта «Необыкновенная судьба обыкновенного человека»
(по итогам встречи с офицером запаса Золотухиным Е.А.)
2.4.Мой край родной
Цель:
Воспитывать любовь к родному краю, к своей Республике.
Задачи:
1. Изучать историю своей Родины;
2. Воспитывать позицию « Я – гражданин Республики Крым»;
3. Формировать любовь к Республике Крым.
« Кто я? Я из рода…»: вызвать интерес к своему происхождению, желание
познакомиться с родом своих близких. « Моя улица. Мой город»: познакомить с
достопримечательностями нашего города. Познакомить с родами своих
родных, рассказать историю о своём роде познание этнической самобытности
народов Крыма
Запланированные мероприятия
1.
Воспитательные часы о истории города, улиц, достопримечательностях
Крыма
2.
Посещение Крымского академического русского драматического театра
3.
Посещение цирка им. Тезикова
4.
Участие в чайной церемонии чайного клуба
5.
Посещение Крымского этнографического музея
6.
Экскурсия в древний город Неаполь Скифский
7.
Посещение музея редкой книги КФУ
8.
Экскурсия в Музей Шоколада
9.
Посещение пещеры «Эмине-Баир-Хосар» (совместно с родителями)
10.
Экскурсия в город-герой Севастополь совместно с родителями
11.
Экскурсия в город Бахчисарай, посещение Ханского дворца
Ожидаемые результаты
В
процессе
реализации
программы
по
патриотическому
воспитанию
обучающихся
“Мы-
крымчане,
мы
-
Россияне”
у
выпускников
к
моменту
окончания 10
класса
школы
(среднее
звено)
должны быть сформированы
следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность
нести
личную
ответственность
за
судьбу
своей
семьи,
города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Литература.
1.
Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике.
Педагогика.1998, №8 С.56-62
2.
Барышникова Е.Н., Петрова Т.И.Воспитательная работа: Новый смысл.
Новая цель. Новое содержание. Современные подходы к методологии и
технологии воспитания Спб.,1997.С.68-75
3.
Вершинин В.Е.Педагог меняющейся школы. Открытая школа.2000, №1
С.16-18
4.
Г а з м а н
О . С . О т в е т с т в е н н о с т ь
ш к о л ы
з а
в о с п и т а н и е
детей.Педагогика.1997, №4. С.45-52
5.
Капустин Н.П.Педагогические технологии адаптивной школы. М.,1999.
6.
Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств. Педагогика.1998, №
8.С.56-62
7.
Краткий
справочник
по
педагогическим
технологиям
Под
редакцией
Н.Е.Щурковой.М.,1997
8.
Орлова Т.В.Перспективное планирование развития школы.М.2000
9.
Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания
школьников. Классный руководитель.2000, №6.С.!9-43
10. Интернет-ресурсы.