Напоминание

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. Литературная викторина "В сказочной стране Ш. Перро".


Автор: Пожидаева Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №75
Населённый пункт: г.Краснодар,станица Елизаветинская,ул.имени Ленина,280
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки. Литературная викторина "В сказочной стране Ш. Перро".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

:

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки.

Литературная викторина «В сказочной стране Ш. Перро».

Цели: познакомить детей с творчеством Ш. Перро; закрепить понятие о

народных и литературных сказках; учить различать положительных и

отрицательных героев сказки, работать с сюжетом сказки, выделять

особенности сказки; развивать умение анализировать произведение, определять

главную мысль , переводить зрительную информацию в словесную , память,

внимание, воображение; воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к

ближнему; совершенствовать связную речь, навыки беглого и выразительного

чтения; обогащать словарный запас обучающихся; читать и ориентироваться в

тексте.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к мероприятию; карточки с

заданиями для групп; диск с песней

Ход урока

I.

Организационный момент

.

1.Какой раздел мы изучаем

?(Литературная сказка) В каких сказках встречается

персонаж кот? Кто написал сказку «Кот в сапогах» ?(Шарль Перро)

2.Прочитайте тему урока. Определит его задачи. Слайды 1,2

3. Звучит песня Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.

4. Вступительное слово .

Сегодня наш урок посвящается творчеству замечательного детского сказочника Ш.

Перро. Нас ожидает путешествие в Сказочную Страну и встреча со многими

героями этого автора.

II Работа по теме урока.

1.Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, поговорим об авторе книг,

представленных на выставке.

1

Как бы мне хотелось

Жить в уютном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме.

Где старушки-стены

Сплетничают ночью

Обо всем, что в сказках

Видели воочию.

Где огонь в камине

Создает уют,

И на книжной полке

Чудеса живут.

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой - Шарль Перро

2

2. Из биографии . Слайд 3

- Перед вами портрет великого сказочника Шарля Перро. Слайд 4

Давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро

братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым

почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро

стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал

учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя

делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…

Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что

запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И

запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и

снова с удовольствием читают эти сказки. Шарль Перро придумал

необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и

добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные

девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира.

Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не

любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется

душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни,

любить труд, добро, мужество, справедливость.

3.-

Более трехсот лет назад в 1697 году во Франции вышла замечательная книга

«Сказки моей матушки Гусыни, или История и сказки былых времен с поучениями».

Автор этой книги Шарль Перро, которому в то время было уже 69 лет. Слайд 5

4.Назови сказку. Слайды 6 - 12

-В России сказки Ш.Перро впервые были переведены в 1768 году. А.С.Пушкин

воспользовался сюжетом и создал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»,

В.А.Жуковский написал сказки в стихах по мотивам историй «Спящая красавица» и

«Кот в сапогах». Русские композиторы Чайковский и Прокофьев создали балеты

«Спящая красавица» и «Золушка».Слайд 13, 14

5.-Шарль Перро умер в Париже 13 мая 1703 года, в возрасте 75 лет. После себя он

оставил бессмертные сказки, многие из которых стали классическими

произведениями мировой литературы. Слайд 15

III. Продолжение работы по теме

1.Беседа Слайд 16

1)Рассмотрите иллюстрации к сказкам с.22 – 23. Соотнесите с текстом. Назовите

главных героев .

3

2) В каждой сказке определите основной смысл, ту мудрость которую хотел передать

вам автор.

2. Викторина по сказкам Ш. Перо

Работа в группах.

Класс разделим на 6 групп и каждая получит задание.

1.Конкурс «Разминка»

Слайд 17 Путешествие по сказкам

(У каждой группы на столе задание.)

Слайды 18 - 20

Сказка “Красная Шапочка”

Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)

Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)

Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)

Слайды 21 - 23

Сказка “Золушка”

Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)

За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)

На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)

Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)

Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)

Слайды 24 - 26

Сказка “Кот в сапогах”

Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)

Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина?

(кролика)

Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2)

Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду)

4

Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)

Слайды 27 - 29

Сказка “Спящая красавица”

Что предсказала старая фея принцессе? (смерть от веретена)

Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой?

(фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы)

Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка Пуфф)

Почему замок казался неприступным? (вокруг вырос густой лес)

Какой указ издал король для своих подданных?(запретить под страхом смертной

казни прясть и хранить в доме веретена и прялки)

Слайды 30 - 32

Сказка “Мальчик-с-пальчик”

Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (случился

страшный голод, их нечем было кормить)

Сколько детей было у дровосека? (7)

Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они нашли дорогу по камешкам,

которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик)

При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз?

(при помощи крошек хлеба)

На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (дом Людоеда)

Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги скороходы, мешок с золотом)

2. Конкурс «Перевёртыши»

-Отгадай, что за сказки спрятались за перевертышами

.

Слайд 33

«Черный берет» («Красная шапочка»)

«Собачка в кроссовках» («Кот в сапогах»)

«Пьер без чёлочки» («Рике с хохолком»)

«Красные усы» («Синяя борода»)

«Девочка-великанша» («Мальчик-с-пальчик»)

3. Конкурс лидеров групп «Сказочная математика»

Слайды 34- 35

- Каждому капитану надо ответить на вопросы.

5

1.Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (6)

2.Сколько человек (превращенных из животных) сопровождало карету Золушки?

(7)

3. Сколько дней продолжался бал в сказке «Золушка» (2)

4.Сколько дочерей было у Людоеда из сказки «Мальчик-с-пальчик» (7)

5. В каком домике с края жила бабушка Красной Шапочки? (1)

6.Сколько дней волк из сказки «Красная Шапочка» ничего не ел? (3)

7.Сколько волшебниц было приглашено в крёстные принцессе? (7)

8. Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (2)

4. Конкурс «Как? Какой? Где?»

- Задания на скорость, команда поднимает флажок.

Слайды 36 - 37

1.Как юная фея узнала о том, что принцесса заснула?

(ей сообщил карлик-скороход, у которого были семимильные сапоги)

2.Какой масти были лошади, запряжённые в карету Золушки?

(серой, ведь они были превращены из мышей)

3.Какой указ издал король после того, как принцесса заснула?

(никто не смеет приближаться к заколдованному замку)

4.Куда побежала Золушка после первого бала? (поблагодарить фею)

5.Где жил Кот до того, как стал наследством? (на мельнице)

6.Каким даром должен был наградить Рике с хохолком свою будущую жену? (умом)

7.За какой порок наказана жена Синей Бороды? (любопытство)

8.В сказке «Ослиная шкура» у короля был любимый осёл. А чем был так необычен

и удивителен этот осёл при жизни? (вместо навоза он давал золотые монеты)

6

5. Конкурс «Угадай по описанию»

Слайды 40 -42

-Команда угадывает персонаж сказки по описанию.

1.Ты - любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты.

Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти?

(дровосеки)

2.Ты - младший сын в семье, очень смышленый и разумный. Ты не один раз спасал

жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля. (гонцом)

3.

Вы почтенный и знатный человек, здравомыслящий, однако во второй раз

женились крайне неудачно. Какая особенность внешности вашей родной дочери

поможет ей найти свое счастье (точнее, принцу найти ее)? (очень маленькая ножка)

4.

Вы - фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придется

поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (тыкву - в карету, мышей -в

коней, ящериц - в лакеев, крысу - в кучера)

5. Вы - знаменитый вельможа. На мышей охотитесь только изредка - для

собственного удовольствия. Какую самую необычную мышь вам довелось

поймать? (превращенного в мышь людоеда)

IV.Закрепление .Реши кроссворд.

Слайды 43 - 44

1.Девочка, у которой были хрустальные туфельки

2.Какой драгоценный камень падал с губ доброй девушки в сказке «Подарки феи»?

3.Какое имя выдумал для своего хозяина Кот в сапогах?

4.Что досталось в наследство среднему брату в сказке «Кот в сапогах»?

5.Сколько всего фей пришли на день рождения к принцессе в сказке «Спящая

красавица»?

6.Что потребовал для себя Кот от своего хозяина?

7.Кем была тетка принцессы по прозвищу «Ослиная шкура»?

8.Кем был отец Мальчика с пальчик?

9. Кем была добрая фея для Золушки?

10.Кем был хозяин домика, куда привел

Мальчик с пальчик своих братьев и сестер?

З

О Л У

Ш К А

А Л М А

З

К А Р

А Б

А С

О С Ё

Л

В О С Е

М Ь

7

С

А П О Г

И

Ф Е

Я

Д Р

О В О С Е

К

К

Р

Ё

С Т

Н А Я

Л Ю Д О Е

Д

V. Заключительное слово ведущего

Наш урок подошел к концу, но не заканчиваются сказки Ш.Перро, которые учат

уважать честных, трудолюбивых и бескорыстных людей; учат дорожить и ценить

настоящую дружбу, взаимовыручку и любовь.

VI. Рефлексия

_ сегодня на уроке я узнал…

- после этого урока мне захотелось….

- сегодня я сумел…

VII.Домашнее задание: стр. 22 – 24 прочитать одну из сказок Ш. Перро

8



В раздел образования