Автор: Фролова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №39"
Населённый пункт: город Воткинск Удмуртская Республика
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эх, валенки"
Тема: "Проведение непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №39 города
Города Воткинска Удмуртской Республики
Непосредственно – образовательная деятельность
Образовательная область
«
Познавательное развитие
» (
социальный мир)
для детей подготовительной группы
«
Эх, валенки!
»
Подготовил: Фролова Н.М.
воспитатель
март 2017
Цель:
формировать
элементарные
представления
о
народном
промысле
нашего края - изготовлении валенок. Развивать познавательный интерес к
новому,
логическое
мышление,
создавать
условия
для
формирования
способности
самостоятельно
находить
ответы
на
проблемные
вопросы.
Способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного
ремесла.
Познакомить
с
процессом
изготовления
валенок,
стимулировать
речь детей.
Виды
деятельности:
познавательно-исследовательская,
игровая,
коммуникативная, двигательная.
Оборудование и материалы: ИКТ, поднос, валенок, кожаный сапог, нордик,
3 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой, кусок сбитой шерсти,
клубок пряжи, 2 контейнера с обозначениями, шерстяные вещи, образец
войлока, валенки для игры (3 пары), войлочные изделия - стелька, рукавица
для бани, шапка для бани, схема и картинки для схемы, кусочки войлока и
кожи, пипетки, ножницы, баночки с водой, смайлики из бумаги.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружится.
(каждый ребенок называет ласково свое имя)
В:
Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какое время года прошло?
(зима).
Раздается телефонный звонок.
-Здравствуйте ребята. Я мама мальчика Паши. Следующей зимой мой сын
пойдет в детский сад, помогите мне. Скажите, какую обувь на зиму купить
моему сыну? Может, вы мне посоветуете?
В: Ребята, как вы думаете, мы можем что-нибудь посоветовать маме мальчика
Паши?
Вспомните,
в
какой
обуви
вы
ходили
зимой? (валенки,
сапоги,
нордики). А что же лучше валенки или кожаные сапоги? Где мы можем найти
ответ на этот вопрос? (в книгах, в газетах, в интернете, спросить у мамы).
2. Основная часть.
В:
Ребята,
как-то
в
одной
энциклопедии
я
нашла
простой,
но
очень
интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его
провести?
Детям предлагается подойти к столу, где на подносе стоят валенок,
кожаный сапог, нордики, рядом – 3 маленькие пустые банки, чайник с
теплой водой.
В: Нальем в 3 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в кожаный
сапог, другую в нордики, а третью в валенок и вынесем на улицу. А потом
проверим,
где
вода
останется
такой
же
теплой.
И
увидим,
какая
обувь
сохранит
тепло
наших
ног.
А
потом
вы
мне
напомните
о
нашем
эксперименте.
Помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон или улицу.
Дети садятся на стулья.
В: Я услышала, что кто-то из вас зимой носил валенки. Ребята, а как вы
думаете, из чего делают валенки? (из шерсти) СЛАЙД 1. А откуда берется
шерсть? (шерсть нам дают овцы) СЛАЙД 2. Шерсть срезают с овец два раза
в год – весной и осенью и перерабатывают СЛАЙД 3. После обработки из
шерсти прядут пряжу СЛАЙД 4. А из пряжи что можно сделать? СЛАЙД 5
(вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки).
Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок
пряжи.
В: Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (мягкая, лёгкая, пушистая,
теплая…..)
В: В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает,
откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду убирает
до следующего года 7 СЛАЙД 6. Предлагаю вам разложить вещи в два
контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других
материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь
сами - на контейнерах приклеены картинки-символы.
ИГРА «РАЗЛОЖИ ВЕЩИ»
В: Вместе проверим, что вы сложили в
контейнер для шерстяных вещей.
Носки из шерсти - значит это…..шерстяные носки. Варежки из шерсти….?
(хоровые ответы чередуются с индивидуальными).
Отдельным детям поручается проверить второй контейнер, нет ли там
шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик,
чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт
вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался?
Молодцы.
Дети присаживаются на стульчики
В: Ребята, мы с вами сказали, что валенки делают из шерсти и знаем откуда
берут шерсть. А почему же их тогда называют валенки? От какого слова
произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва-лен-ки».
Дети высказывают свои предположения
В: Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А
что значит «валять» вы сейчас узнаете.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ О ФАБРИКЕ ВАЛЕНОК
Рассказ воспитателя по ходу видео презентации
1 слайд. Раньше валенки делали в банях, а сейчас их делают на фабриках. В
нашей стране есть несколько таких фабрик. А самая знаменитая фабрика,
которая выпускает самое большое количество валенок, находится в нашем
Татарстане в поселке Кукмор.
2 слайд. Это склад, где хранится шерсть. Отсюда
шерсть отправляют на
мойку и сушат.
3 слайд. Потом шерсть разрывают на мелкие клочки.
4
слайд.
В
чесальном
цехе
шерсть
расчёсывается
и
она
становится
пушистым, мягким, цельным куском.
5 слайд. Потом шерсть наматывается на чесальный станок, чтобы набрать
нужную толщину.
6 слайд. Далее вручную создают основу будущего валенка.
7 слайд. Эта заготовка обрабатывается паром и прессуется на специальных
станках. Шерсть становится плотной.
8 слайд. После этого заготовки отправляют в валяльный цех, где в большом
деревянном
барабане
с
помощью
высокой
температуры,
воды
они
уменьшаются
в
размере.
Весь
процесс
изготовления
валенок
–
чесание,
обработка
паром,
водой,
прессом
и
называется
валяние.
Такая
сбитая,
прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок-это войлок
(воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать)
9
слайд.
Затем
мужчины
насаживают
валенки
на
колодки,
обстукивают,
отправляют на сушку.
10 слайд. После сушки валенки попадают в руки дизайнеров, их вышивают,
украшают.
11 слайд. Вот такие красивые валенки поступают на прилавок магазинов.
В: Вот, ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы
получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки.
А
как
раньше
носили
валенки,
нам
расскажет
Полина.
Они
с
мамой
приготовили интересный рассказ, который нашли в интернете. (Валенки –
известная русская обувь. Валенки в России появились очень давно и являлись
отличной обувью для гуляний. В них встречали масленицу, водили хороводы,
плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не
выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали
молодым. Если они протирались, то их подшивали).
В: И правда, ребята, раньше, когда не было станков, валенки валяли вручную.
И мы с вами обязательно это попробуем сделать в следующий раз. А сейчас я
предлагаю вам вспомнить знакомую нам игру и поиграть.
ФИЗМИНУТКА
Дети в кругу под музыку передают пары валенок, когда музыка
остановится. дети, у кого в руках валенок ищут его пару и меняются
местами и игра продолжается
Раз валенок, два валенок.
Один аленький,
Другой маленький.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пару мы искать!
В: А теперь зажмурьтесь и попробуйте представить или вспомнить, что же
ещё можно сделать из войлока кроме валенок?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
На стене в разных местах расположены войлочные изделия.
В: Открывайте глаза. Найдите глазками правый верхний угол стены. Что там
видите? (стельку). Из чего она сделана? (из войлока). Где мы можем ещё
увидеть стельку? (в обуви). Стелька – это деталь обуви, которая находится под
стопой.
В: Зажмуриваемся, открываем глазки и находим центр стены. Что увидели?
(рукавицу).
Из
какого
материала
она
сделана? (из войлока). Для чего эта
рукавица? (для бани и сауны). Она прекрасно защищает от ожогов.
В: Отыщите глазками левый нижний угол. Скажите, что там? (шапка). Какую
геометрическую фигуру она напоминает? (треугольник). Где и для чего мы
используем такую необычную шапку? (в бане, для защиты головы). Шапка
для бани — способ защиты от теплового удара.
В: Все эти вещи как и валенки сделаны из войлока. Посмотрите у нас на
столах также лежат кусочки валенка или по-другому – войлока и кусочки
кожи. Как выдумаете, для чего это? (посмотреть, опыт провести,…)
Дети садятся за столы
В: Мы создадим схему – на одной половине мы будем отмечать свойства
кожи, а на другой половине свойства войлока и попробуем понять какую
обувь выбрать для зимы.
В: Что можно сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа гладкая
и холодная, войлок теплый). На схеме мы сделаем обозначение – для кожи мы
приклеим снежинку, обозначив, что она холодная, а для войлока – солнышко,
потому что он теплый.
В: Если нам нужен маленький кусок войлока и кожи, что вы сделаете?
(попробуем
порвать,
разрезать
ножницами).
Предлагаю
вам
разрезать
кусочек кожи и кусочек войлока пополам. Получилось? Что труднее (легче)
режется? Почему? (кожа тонкая, войлок толстый). Ярослав, предлагаю тебе
это свойство обозначить на схеме.
В: А что случится, если вы наденете валенки из войлока и сапоги из кожи в
сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)
Дети капают воду пипеткой на войлок.
В: Что произошло? (войлок впитал воду, а на коже остались капли). Значит
валенок……(ответы детей: впитывает воду, промокает). Ульяна,
предлагаю
тебе это свойство обозначить на схеме.
В:
В
сырую
погоду
желательно
валенки
не
надевать,
но
а
если
так
получилось
то
чем
мы
можем
воспользоваться?
(галошами).
Ульяна,
обозначь и это на схеме.
В: Предлагаю посмотреть на получившуюся схему,
и сделать выводы.
Какие? (кожаные сапоги холодные, могут быстро порваться, а валенки
теплые и толстые, даже если есть опасность их промочить, то мы всегда
можем их защитить галошами).
Давайте вспомним про наш первый эксперимент. Что мы там делали?
Дети вспоминают про эксперимент.
В: Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку
из
кожаного
сапога
и
баночку
из
валенка.
Что
вы
можете
сказать? (в
кожаном
сапоге
баночка
с
водой
остыла,
а
в
валенке
баночка
с
водой
осталась теплая). О чем это говорит? (валенки сохраняют тепло).
В: Я думаю, мы нашли ответ на вопрос какую обувь выбрать для зимы? Мне
кажется, мы с вами убедили маму мальчика Паши приобрести на холодную
зиму валенки. Валенки - это лучшая зимняя обувь.
Дети присаживаются на стульчики.
Видео мамы – СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ.
3.
Заключительная часть.
В: Ребята, скажите мне, что же вы теперь знаете? Что запомнили? Что
смогли?
В: Если вам было интересно, я предлагаю вам выбрать веселое солнышко,
ну а если не было интересно, то грустное. Покажите мне солнышки,
которые вы выбрали. Я вижу, что вам всем было интересно и я этому рада.
Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки.
Думаю, им тоже будет интересно узнать об этом.