Напоминание

"Проведение непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Фролова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №39"
Населённый пункт: город Воткинск Удмуртская Республика
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эх, валенки"
Тема: "Проведение непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №39 города

Города Воткинска Удмуртской Республики

Непосредственно – образовательная деятельность

Образовательная область

«

Познавательное развитие

» (

социальный мир)

для детей подготовительной группы

«

Эх, валенки!

»

Подготовил: Фролова Н.М.

воспитатель

март 2017

Цель:

формировать

элементарные

представления

о

народном

промысле

нашего края - изготовлении валенок. Развивать познавательный интерес к

новому,

логическое

мышление,

создавать

условия

для

формирования

способности

самостоятельно

находить

ответы

на

проблемные

вопросы.

Способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного

ремесла.

Познакомить

с

процессом

изготовления

валенок,

стимулировать

речь детей.

Виды

деятельности:

познавательно-исследовательская,

игровая,

коммуникативная, двигательная.

Оборудование и материалы: ИКТ, поднос, валенок, кожаный сапог, нордик,

3 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой, кусок сбитой шерсти,

клубок пряжи, 2 контейнера с обозначениями, шерстяные вещи, образец

войлока, валенки для игры (3 пары), войлочные изделия - стелька, рукавица

для бани, шапка для бани, схема и картинки для схемы, кусочки войлока и

кожи, пипетки, ножницы, баночки с водой, смайлики из бумаги.

Ход занятия.

1.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружится.

(каждый ребенок называет ласково свое имя)

В:

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какое время года прошло?

(зима).

Раздается телефонный звонок.

-Здравствуйте ребята. Я мама мальчика Паши. Следующей зимой мой сын

пойдет в детский сад, помогите мне. Скажите, какую обувь на зиму купить

моему сыну? Может, вы мне посоветуете?

В: Ребята, как вы думаете, мы можем что-нибудь посоветовать маме мальчика

Паши?

Вспомните,

в

какой

обуви

вы

ходили

зимой? (валенки,

сапоги,

нордики). А что же лучше валенки или кожаные сапоги? Где мы можем найти

ответ на этот вопрос? (в книгах, в газетах, в интернете, спросить у мамы).

2. Основная часть.

В:

Ребята,

как-то

в

одной

энциклопедии

я

нашла

простой,

но

очень

интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его

провести?

Детям предлагается подойти к столу, где на подносе стоят валенок,

кожаный сапог, нордики, рядом – 3 маленькие пустые банки, чайник с

теплой водой.

В: Нальем в 3 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в кожаный

сапог, другую в нордики, а третью в валенок и вынесем на улицу. А потом

проверим,

где

вода

останется

такой

же

теплой.

И

увидим,

какая

обувь

сохранит

тепло

наших

ног.

А

потом

вы

мне

напомните

о

нашем

эксперименте.

Помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон или улицу.

Дети садятся на стулья.

В: Я услышала, что кто-то из вас зимой носил валенки. Ребята, а как вы

думаете, из чего делают валенки? (из шерсти) СЛАЙД 1. А откуда берется

шерсть? (шерсть нам дают овцы) СЛАЙД 2. Шерсть срезают с овец два раза

в год – весной и осенью и перерабатывают СЛАЙД 3. После обработки из

шерсти прядут пряжу СЛАЙД 4. А из пряжи что можно сделать? СЛАЙД 5

(вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки).

Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок

пряжи.

В: Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (мягкая, лёгкая, пушистая,

теплая…..)

В: В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает,

откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду убирает

до следующего года 7 СЛАЙД 6. Предлагаю вам разложить вещи в два

контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других

материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь

сами - на контейнерах приклеены картинки-символы.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ВЕЩИ»

В: Вместе проверим, что вы сложили в

контейнер для шерстяных вещей.

Носки из шерсти - значит это…..шерстяные носки. Варежки из шерсти….?

(хоровые ответы чередуются с индивидуальными).

Отдельным детям поручается проверить второй контейнер, нет ли там

шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик,

чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт

вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался?

Молодцы.

Дети присаживаются на стульчики

В: Ребята, мы с вами сказали, что валенки делают из шерсти и знаем откуда

берут шерсть. А почему же их тогда называют валенки? От какого слова

произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва-лен-ки».

Дети высказывают свои предположения

В: Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А

что значит «валять» вы сейчас узнаете.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ О ФАБРИКЕ ВАЛЕНОК

Рассказ воспитателя по ходу видео презентации

1 слайд. Раньше валенки делали в банях, а сейчас их делают на фабриках. В

нашей стране есть несколько таких фабрик. А самая знаменитая фабрика,

которая выпускает самое большое количество валенок, находится в нашем

Татарстане в поселке Кукмор.

2 слайд. Это склад, где хранится шерсть. Отсюда

шерсть отправляют на

мойку и сушат.

3 слайд. Потом шерсть разрывают на мелкие клочки.

4

слайд.

В

чесальном

цехе

шерсть

расчёсывается

и

она

становится

пушистым, мягким, цельным куском.

5 слайд. Потом шерсть наматывается на чесальный станок, чтобы набрать

нужную толщину.

6 слайд. Далее вручную создают основу будущего валенка.

7 слайд. Эта заготовка обрабатывается паром и прессуется на специальных

станках. Шерсть становится плотной.

8 слайд. После этого заготовки отправляют в валяльный цех, где в большом

деревянном

барабане

с

помощью

высокой

температуры,

воды

они

уменьшаются

в

размере.

Весь

процесс

изготовления

валенок

чесание,

обработка

паром,

водой,

прессом

и

называется

валяние.

Такая

сбитая,

прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок-это войлок

(воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать)

9

слайд.

Затем

мужчины

насаживают

валенки

на

колодки,

обстукивают,

отправляют на сушку.

10 слайд. После сушки валенки попадают в руки дизайнеров, их вышивают,

украшают.

11 слайд. Вот такие красивые валенки поступают на прилавок магазинов.

В: Вот, ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы

получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки.

А

как

раньше

носили

валенки,

нам

расскажет

Полина.

Они

с

мамой

приготовили интересный рассказ, который нашли в интернете. (Валенки –

известная русская обувь. Валенки в России появились очень давно и являлись

отличной обувью для гуляний. В них встречали масленицу, водили хороводы,

плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не

выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали

молодым. Если они протирались, то их подшивали).

В: И правда, ребята, раньше, когда не было станков, валенки валяли вручную.

И мы с вами обязательно это попробуем сделать в следующий раз. А сейчас я

предлагаю вам вспомнить знакомую нам игру и поиграть.

ФИЗМИНУТКА

Дети в кругу под музыку передают пары валенок, когда музыка

остановится. дети, у кого в руках валенок ищут его пару и меняются

местами и игра продолжается

Раз валенок, два валенок.

Один аленький,

Другой маленький.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пару мы искать!

В: А теперь зажмурьтесь и попробуйте представить или вспомнить, что же

ещё можно сделать из войлока кроме валенок?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

На стене в разных местах расположены войлочные изделия.

В: Открывайте глаза. Найдите глазками правый верхний угол стены. Что там

видите? (стельку). Из чего она сделана? (из войлока). Где мы можем ещё

увидеть стельку? (в обуви). Стелька – это деталь обуви, которая находится под

стопой.

В: Зажмуриваемся, открываем глазки и находим центр стены. Что увидели?

(рукавицу).

Из

какого

материала

она

сделана? (из войлока). Для чего эта

рукавица? (для бани и сауны). Она прекрасно защищает от ожогов.

В: Отыщите глазками левый нижний угол. Скажите, что там? (шапка). Какую

геометрическую фигуру она напоминает? (треугольник). Где и для чего мы

используем такую необычную шапку? (в бане, для защиты головы). Шапка

для бани — способ защиты от теплового удара.

В: Все эти вещи как и валенки сделаны из войлока. Посмотрите у нас на

столах также лежат кусочки валенка или по-другому – войлока и кусочки

кожи. Как выдумаете, для чего это? (посмотреть, опыт провести,…)

Дети садятся за столы

В: Мы создадим схему – на одной половине мы будем отмечать свойства

кожи, а на другой половине свойства войлока и попробуем понять какую

обувь выбрать для зимы.

В: Что можно сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа гладкая

и холодная, войлок теплый). На схеме мы сделаем обозначение – для кожи мы

приклеим снежинку, обозначив, что она холодная, а для войлока – солнышко,

потому что он теплый.

В: Если нам нужен маленький кусок войлока и кожи, что вы сделаете?

(попробуем

порвать,

разрезать

ножницами).

Предлагаю

вам

разрезать

кусочек кожи и кусочек войлока пополам. Получилось? Что труднее (легче)

режется? Почему? (кожа тонкая, войлок толстый). Ярослав, предлагаю тебе

это свойство обозначить на схеме.

В: А что случится, если вы наденете валенки из войлока и сапоги из кожи в

сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)

Дети капают воду пипеткой на войлок.

В: Что произошло? (войлок впитал воду, а на коже остались капли). Значит

валенок……(ответы детей: впитывает воду, промокает). Ульяна,

предлагаю

тебе это свойство обозначить на схеме.

В:

В

сырую

погоду

желательно

валенки

не

надевать,

но

а

если

так

получилось

то

чем

мы

можем

воспользоваться?

(галошами).

Ульяна,

обозначь и это на схеме.

В: Предлагаю посмотреть на получившуюся схему,

и сделать выводы.

Какие? (кожаные сапоги холодные, могут быстро порваться, а валенки

теплые и толстые, даже если есть опасность их промочить, то мы всегда

можем их защитить галошами).

Давайте вспомним про наш первый эксперимент. Что мы там делали?

Дети вспоминают про эксперимент.

В: Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку

из

кожаного

сапога

и

баночку

из

валенка.

Что

вы

можете

сказать? (в

кожаном

сапоге

баночка

с

водой

остыла,

а

в

валенке

баночка

с

водой

осталась теплая). О чем это говорит? (валенки сохраняют тепло).

В: Я думаю, мы нашли ответ на вопрос какую обувь выбрать для зимы? Мне

кажется, мы с вами убедили маму мальчика Паши приобрести на холодную

зиму валенки. Валенки - это лучшая зимняя обувь.

Дети присаживаются на стульчики.

Видео мамы – СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ.

3.

Заключительная часть.

В: Ребята, скажите мне, что же вы теперь знаете? Что запомнили? Что

смогли?

В: Если вам было интересно, я предлагаю вам выбрать веселое солнышко,

ну а если не было интересно, то грустное. Покажите мне солнышки,

которые вы выбрали. Я вижу, что вам всем было интересно и я этому рада.

Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки.

Думаю, им тоже будет интересно узнать об этом.



В раздел образования