Автор: Шахмурадова Сальхат Абакаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 7 "УЛЫБКА"
Населённый пункт: Республика Дагестан, г.Хасавюрт
Наименование материала: Проект для подготовительной к школе группе
Тема: "Формирование основ пожарной безопасности в подготовительной к школе группы"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Детский сад №7 «Улыбка»
ТВОРЧЕСКАЯ
РАБОТА
«
ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ
ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К
ШКОЛЕ
ГРУППЫ
»
ИЗ
ОПЫТА
РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
Ша х м ур а до во й
С а л ь ха т
А б а ка р о в н ы
г.Хасавюрт,
2017г.
Я
н е боюсь
ещё
и
ещё
раз
повторять:
забота
о
здоровье
-
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
одухотворенная
жизнь,
мировоззрение,
умственное
развитие,
прочность
знаний, вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский.
Актуальность темы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях
- одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об
увеличении
техногенных,
природогенных
и
социогенных
опасностей
для
человеческой
жизни,
показывают
прямую
зависимость
стабильности
целых
государств
и
выживаемости
народов
от
подготовленности
подрастающих
поколений
к
распознаванию
и
предотвращению
опасностей,
от
системы
общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной
личности.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход
из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у
него
системы
знаний
об
основах
безопасности
жизнедеятельности
человека
и
общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе
формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько
неожиданных
опасностей
подстерегает
человека
на
жизненном
пути.
Наша
беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к
трагедии.
А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от
опасности,
если
будет
владеть
элементарными
знаниями
основ
безопасности
жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение
детей
обеспечению
безопасности
их
жизнедеятельности
является
актуальной
педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только
педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры,
которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основы
знаний
по
безопасности
жизнедеятельности
закладываются
уже
в
дошкольном
возрасте.
Одной
из
основных
задач
в
работе
с
дошкольниками
является
обучение
правилам
пожарной
безопасности
и
привитие
навыков
правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся
естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в
дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка
чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения
знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной
ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает
статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий,
связанных
с
поведением
ребенка
во
время
пожара,
показывает,
что
малышей
отличает
пассивно-оборонительная
реакция:
от
страха
ребенок
прячется
в
укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.
Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило,
малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по
привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня
и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Это и
стало
основной
причиной
моего
выбора
данной
темы
«Формирование
основ
пожарной безопасности у детей подготовительной группы».Колоссальная роль в
процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам,
взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто
принимая всё на веру. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра,
то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара
должно проходить в игровой форме.Понимая огромное значение основ безопасного
поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать
методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его
на
основе
желания
ребёнка
познавать
окружающий
мир,
используя
его
любознательность,
наглядно-образное
мышление
и
непосредственность
восприятия.При
работе
над
данной
проблемой,
приоритетной
задачей
считаю
культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Идея моего
опыта - собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною и другими
педагогами по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это станет хорошим
подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения
и приобщению их к здоровому образу жизни не только для педагогов, но и для
родителей. Данный материал является результатом работы по формированию у
детей 6-7 лет навыков пожарной безопасности.
Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать
у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной
безопасности,
вооружить
знаниями,
умениями
и
навыками,
необходимыми
для
действия в экстремальных ситуациях через решение следующих задач:
сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров;
объяснять,
чем
опасен
открытый
огонь;
подвести
к
пониманию
вероятных
последствий детских шалостей;
познакомить
с
историей
появления
электробытовых
приборов
(утюг,
пылесос, стиральная машина и т.д.), учить безопасному обращению с ними;
формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках
и
свойствах
легковоспламеняющихся
предметов;
формировать
правильное
отношение к огнеопасным предметам;
познакомить с правилами поведения во время пожара; выучить важную
информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать
номер
МЧС,
пожарной
службы;
формировать
навыки
общения
с
дежурным
пожарной части в экстремальной ситуации;
продолжать
знакомить
детей
с
профессией
пожарного
и
техникой,
помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных;
расширять представление детей об охране жизни людей;
формировать
навыки
самостоятельности,
воспитывать
ответственное
поведение;
развивать
познавательную
активность,
любознательность,
творческие
способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;
активизировать словарь по данной теме.
Условия в ДОУ по формированию
основ безопасности у дошкольников
Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и
получают
увечья
дети.
Десятки
детей
в
основном
дошкольного
и
младшего
школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов
пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60%
пострадавших от пожара - дети, 40% из них - дошкольники.
Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам
пожарной
безопасности,
а
во
-
вторых,
в
ДОУ
ещё
недостаточно
внимания
уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.
В систему работы по данной проблеме я включаю:
- создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе мною
оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где
имеются
дидактические
игры,
изготовленные
вместе
с
детьми,
атрибуты
для
сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические
папки, плакаты, игрушки, макеты, подборка художественной литературы на тему
«Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с
правилами пожаробезопасного поведения.
Вместе с детьми создан альбом детских рисунков по теме: «Что мы знаем о
пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Пожарная техника разных лет», альбом с
фотографиями о работе пожарных, совместная деятельность педагога и детей -
НОД,
наблюдения,
целевые
прогулки,
беседы,
совместные
сюжетные
и
дидактические игры.
Ознакомление с пожарным щитом детского сада
ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА
«
ГОРИТ
–
НЕ
ГОРИТ
»
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОТУШИ ПОЖАР!»
-
работу с родителями - создание наглядного материала (папки - передвижки,
буклеты,
памятки),
консультации,
организация
досугов
и
развлечений,
изготовление пособий, участие в конкурсах поделок, родительские собрания в
форме круглого стола;
- взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;
-
подбор дидактического материала для формирования у детей здорового
чувства опасности.
Этапы работы:
-
формирование
у
детей
интереса
к
проблемам
собственной
безопасности.
Для этого мною создавалась предметная среда, включая яркие игрушки,
атрибуты
к
сюжетным
играм
«Мы
-
пожарные»,
«МЧС»,
а
также
дидактические и настольно - печатные игры «Пожароопасные предметы»,
«Добрый и злой огонь», «Чем можно потушить огонь?», «Собери пожарный
щит».
Ежемесячно
работа
по
формированию
правил
пожарной
безопасности
включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной
деятельности через театрализованную и изобразительную деятельность.
Как показала практика, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они
поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы
дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно
действовать при возникновении пожара.
Проведение
занятий
сопровождала
показом
открыток,
картинок,
плакатов,
рассказов о «добрых» и «злых» делах огня.
Постоянно напоминала детям, что неумелое обращение со спичками может
привести к пожару, показывала макет спичечной коробки со спичками.
Объясняя их устройство и назначение, занятие строила так, чтобы убедить
детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый
интерес, обязательно приводила примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.
-
формирование основ безопасности, положительное отношение
к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».
Следует
помнить,
что
запретами
невозможно
избежать
несчастных
случаев.
Нужно
стремиться,
не
запрещать,
а
помочь
детям
в
их
«исследованиях»,
дать
им
исчерпывающие
знания.
Для
этого
не
только
проводила
специально
организованные
занятия,
но
и
знакомила
детей
с
трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие
высоких
температур,
открытого
огня,
если
не
применять
меры
предосторожности.
На занятиях детей знакомила с правилами эксплуатации электроприборов
и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» обсуждали вопросы:
«Почему
телевизор
можно
смотреть
с
взрослыми?
Почему
без
взрослых
нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т.д.
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические
приборы;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
-
формирование правил пожарной безопасности:
-
расширять
знания
детей
о
борьбе
с
огнём;
воспитывать
ответственное
отношение к своей безопасности.
В
подготовительной
группе
знакомила
детей
с
причинами
возникновения
пожара,
правилами
поведения
в
этом
случае,
способами
тушения,
трудом
пожарных.
На занятиях детям объясняла, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные
местах
(так
как
это
характерно
для
детей
дошкольного
возраста),
а
нужно
немедленно постараться выйти из помещения, позвать на помощь взрослых; как
погасить
маленький
огонь
песком,
водой
или
ковриком;
как
вывести
из
задымленного помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной
части, правильно называть адрес и своё имя.
Знание этого номера закрепляла в ходе игры «Вызови спасателей», когда дети,
пользуясь игрушечным телефоном, учились вызывать пожарную команду.
Одновременно
с
изучением
правил
при
возникновении
пожара
расширяла
знания
детей
о
том,
как
бороться
с
огнем.
Для
этого
использовала
плакаты
«Правила поведения при пожаре», «Не играй с огнем!», «Пожарный щит», детей
знакомила с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.
Для
углубления
знаний
о
правилах
пожарной
безопасности,
пользования
предметами домашнего обихода проводила дидактические игры «Можно - нельзя»,
«Что включается в розетку», «Горит - не горит», «Разрешается - запрещается», а
также знакомила с произведениями художественной литературы по данной теме,
иллюстрациями, рассказывающими о борьбе людей с огнем.
На данном этапе использовала беседы «Эта спичка - невеличка», «Кто работает
с огнем?», «Пожарные - смелые, отважные, умелые», «Огонь в жизни человека»,
«Правила поведения при пожаре», «Детям об огне», логические задачи «Что делать,
если?..».
Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все
виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через
такую
продуктивную
деятельность,
как
рисование
(«Кем
ты
хочешь
быть?»,
«Пожар
в
лесу»,
рисование
по
произведению
С.
Я.
Маршака
«Рассказ
о
неизвестном
герое»),
лепку,
аппликацию
(Аппликация
плаката
«Не
забудьте
отключить!»,
«Пожарная
часть»,
изготовление
макета
пожарного
щита),
реализовывала в играх, закрепляла знания и умения на прогулке, ведь все, чему
учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на
практике за пределами дошкольного учреждения.
Обращала внимание на то, что как в организованной, так и в свободной
деятельности
развитие
умений
и
навыков
должно
быть
направлено
на
формирование
грамотного
поведения
в
условиях
возникновения
опасностей
природного
и
социально
-
бытового
характера.
Противопожарная
пропаганда
должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой»
информации.
При планировании работы по данной проблеме использовала формы и методы,
имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях,
закрепление
полученных
знаний
во
время
бесед,
художественнопродуктивной
деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.
МЕТОДИКА РАБОТЫ.
В своей работе использовала разнообразные эффективные формы работы с
детьми по данной теме:
-
комплексные занятия;
-
беседы;
-
ознакомление с художественной литературой;
-
беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
-
развлечения, досуги;
-
игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
-
наблюдения;
-
эксперименты и опыты;
-
игровые тренинги;
-
моделирование заданных ситуаций.
Учитывая то, что игра является основным видом деятельности дошкольников,
использовала разнообразную игровую деятельность.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так
и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические
игры.
Дидактическая
игра
-
явление
многоплановое
и
сложное.
Это
и
метод
обучения,
и
самостоятельная
деятельность
дошкольников,
и
средство
всестороннего
развития
личности.
Она
входит
в
целостный
педагогический
процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Многие
дидактические
игры
ставят
перед
детьми
задачу
рационально
самостоятельно
использовать
имеющиеся
знания
при
решении
мыслительных
задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира,
сравнивать,
группировать,
классифицировать
предметы
по
определенным
признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Основным средством ознакомления детей с правилами пожарной безопасности
считаю дидактические игры: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Можно -
нельзя»,
«Добрый
и
злой
огонь»,
«Если
случится
беда?»,
«Что
нужно
для
пожарного щита?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», и др.
Сюжетно-ролевые
игры
-
это
наиболее
любимый
вид
деятельности
дошкольников.
Для
проведения
сюжетно-ролевых
игр
изготавливала
игрушки-
модели: газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Как
мальчики, так и девочки с большим удовольствием играли в «Пожарных», «МЧС»,
придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном
доме»,
«Пожар
в
джунглях»,
«Спасение
попавших
в
пожар»,
«Пожарные
на
учениях»,
«Помоги
Незнайке»
и
т.д.
Накопленные
ими
знания
по
пожарной
безопасности помогли ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и
интересной.
Игры дают возможность:
познакомить
детей
с
источниками
опасности
в
быту,
уточнить
и
систематизировать учить различать потенциально опасные предметы;
-
сформировать
представления
о
мерах
предосторожности
и
возможных
последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной
безопасности, ненавязчиво прививаю детям осторожность при обращении с огнем
(«Можно - нельзя», «Разрешается - запрещается»), заучивание телефонного номера
«101» (д/и «Диалоги по телефону», «Вызов службы спасения») с объяснением
опасности занимать его без надобности, объясняю ребенку действия на случай
пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных
мероприятиях немаловажное место занимают познавательные мотивы. Большое
внимание уделяла чтению художественной литературы на данную тематику, т.к. на
практике
убедилась,
что литература заставляет
ребенка
задуматься
и
почувствовать
то,
что
затруднительно
и
невозможно
для
него
в
повседневной
жизни.
С детьми провели экскурсию в пожарную часть
Использовала
в
работе
следующие литературные произведения: «Кошкин
дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Е. Пермяк «Как Огонь
Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.
Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; Б. Житков
«Пожар», «Пожар в море», «Дым»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка», «Сережа»;
М.
Кривич
«Где
работает
огонь»;
Г.
Остер
«Вредные
советы»;
И.
Демьянов
«Коробок - черный бок», О. Вациетис «Сказка про пожар» и другие.
-
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного
поведения
считаю ситуативно-имитационное
моделирование.
Ребята
учились
находить пути выхода при создании таких ситуаций, как «Что будет, если зажечь
спички...», «Если не потушить костер...», «Если я не позову на помощь.», «»Если
нет
воды.»,
«Если
возникает
пожар.».
Общение
детей
в
игровых
ситуациях,
«проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными
бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
-
У
детей
-
дошкольников
6-7
лет
мотивационная
сфера
претерпевает
существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются
также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом
детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается
процесс
самоутверждения.
На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив
соревновательный
-
выиграть,
победить,
быть
лучше
других.
Старших
дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь
соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей
этого возраста. Они хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь,
спасают людей, являются добрыми и смелыми героями.
В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень эффективен.
Мною
составлен
и
проведен
проект
«Чтобы
не
случилось
беды.
Пожарная
безопасность».
Использование метода проекта способствовало тому, что:
во-первых,
технология
метода
проектов
позволяет
строить
отношения
«ребенок-взрослый» на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В
проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою
«самостоятельность», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою
точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая
свою цель, установки с другими;
во-вторых,
в
процессе
проектирования
ребенок
выступает
не
только
как
заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сблизили
детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в
группе;
в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои
потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет
познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
В
процессе
работы
также
широко
использовала
информационно-
коммуникативные технологии. Применение компьютерной техники позволило мне
разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой,
насыщенной,
использовать
разные
способы
подачи
нового
материала.
Использование
мультимедийных
презентаций
даёт
возможность
наглядно
продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью
разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Человеку друг огонь - только
ты его не тронь!», «Кто работает с огнем», «Пожарный вчера, сегодня, завтра!»,
«Чтобы не было беды», «Правила пожарной безопасности».
Реализуя
принципы
системности
и
последовательности
обучения
детей
основам
безопасности,
работаю
в
тесном
контакте
со
всеми
участниками
педагогического
процесса -
воспитателями,
музыкальным
руководителем,
используя в работе следующие формы:
-
совместное планирование;
-
индивидуальные консультации;
-
консультации для педагогов ДОУ;
-
семинары-практикумы;
открытые
просмотры;
развлечения,
праздники,
основ пожарной безопасности, подобран цикл занятий, игр, развлечений и досугов,
художественного слова, загадок и.т.д.
-
Результаты
диагностики
на
начало
учебного
года
в
подготовительной к школе группы
Низкий уровень – 10%
Средний уровень – 40%
Высокий уровень – 50%
Углубленная
работа
по
развитию
сведений
о
пожарной
безопасности
дошкольника 6 – 7 лет с использованием
различных видов интегрированных
занятий в конце учебного года позволила получить следующие результаты:
Низкий уровень – 25%
Средний уровень – 60%
Высокий уровень – 80%
Результаты диагностики
низкий
средний
высокий
0
10
20
30
40
50
60
70
80
начало проекта
конец проекта
Результат
У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Дети готовы
самостоятельно
решать
задачи
безопасного
и
разумного
поведения
в
непредвиденных ситуациях, сформировались устойчивые навыки самосохранения
и навыки осознанного безопасного поведения. Уровень профессионального
мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным.
В ДОУ для
организации
деятельности
по
пожарной
охране
и
безопасности
детей
созданы
необходимые условия. В группе организован уголок по пожарной безопасности
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате
активной
совместной
деятельности
всех
участников
проекта
у
детей
сформировались
навыки
осознанного
безопасного
поведения,
созданные
в
ДОУ
условия
способствовали усвоению и закреплению
знаний детей
о правилах пожарной
безопасности.
Работа с родителями
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по
вопросу
воспитания
основ
безопасности
жизнедеятельности привлекаю
родителей к активному участию в педагогическом процессе через:
-
совместные рисунки, поделки для выставки;
-
совместные рисунки для альбомов;
-
помощь в изготовлении атрибутов для игр;
-
совместные развлечения и досуги;
-
родительские собрания (групповые и общесадовские);
-
индивидуальные консультации по запросам родителей;
-
оформление стендов и родительских уголков;
-
анкетирование;
-
выставки детских работ совместно с родителями ;
-
цикл консультаций и информационных бюллетеней «Огонь - опасность»,
«Правила пожарной безопасности», «Советы родителям», «Азбука безопасности
для
родителей»,
памятки
«Правила
поведения
детей
при
пожаре»,
«Основы
пожарной безопасности», буклеты «Как вести себя при пожаре» и др.
В
основные
направления
работы
по
взаимодействию
с
родителями
включаю:
-
информирование
о
фактах
неумелого
обращения
с
огнем,
ставших
причиной несчастных случаев;
-
о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными
предметами;
-
формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей
умения
обращаться
с
различными
бытовыми
приборами,
навыков
поведения при возникновении пожара.
Использую разнообразные формы работы с семьей:
-
беседы о пожарной безопасности;
-
размещение
в
уголке
для
родителей
статей
материалов
пожарной
безопасности в домашних и природных условиях;
-
оформление
папок-передвижек
по
профилактике
пожарной
безопасности;
-
открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;
-
анкетирование.
Результативность работы
.
Проанализировав проведённую работу, я пришла к такому выводу, что
планомерная
и
систематическая
деятельность
взрослых,
направленная
на
формирование
основ
пожарной
безопасности
детей
является
важным
условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей
среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться
всегда, постоянно, а не время от времени. В результате я установила, что
формирование
основ
пожарной
безопасности
у
детей
подготовительной
группы,
возможно
при
выполнении
следующих
условий:
определение
принципов
построения
системы
по
формированию
основ
безопасной
жизнедеятельности;
разработке системы воспитания и обучения для детей по формированию
основ пожарной безопасности;
определение условий организации образовательной среды в ДОО для
работы по формированию основ пожарной безопасности;
использование различных форм и методов работы;
в тесном взаимодействии детского сада и семьи.
Опыт
работы
позволяет
мне
сделать
выводы
о
том,
что
система
планирования по основам пожарной безопасности детей способствует:
формированию чувства безопасности у детей;
осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
формированию у детей сознательного и ответственного отношения к
личной безопасности и безопасности окружающих;
развитию самостоятельности и ответственности.
В ходе работы я отметила, что у детей повысился уровень знаний по
данной теме. Дети стали более внимательны, осторожны.
Родители изменили свое отношение к формированию основных навыков
безопасности, стали больше задумываться о здоровом и безопасном образе
жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском
саду, но и дома.
Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных
ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и
умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в
конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан
России.
Литература.
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста: методическое пособие в помощь воспитателям и
психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003
2.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия,
планирование,
рекомендации.
О.
В.
Чермашенцева.
-
Издательство
«
Учитель»,2008.
3. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
4. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников –
Айрис – пресс, 2006.
Содержание:
Введение
Актуальность темы
Условия ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников
Работа с родителями
Результативность работы
Использованная литература