Напоминание

"Формирование основ пожарной безопасности в подготовительной к школе группы"


Автор: Шахмурадова Сальхат Абакаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 7 "УЛЫБКА"
Населённый пункт: Республика Дагестан, г.Хасавюрт
Наименование материала: Проект для подготовительной к школе группе
Тема: "Формирование основ пожарной безопасности в подготовительной к школе группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Детский сад №7 «Улыбка»

ТВОРЧЕСКАЯ

РАБОТА

«

ФОРМИРОВАНИЕ

ОСНОВ

ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

К

ШКОЛЕ

ГРУППЫ

»

ИЗ

ОПЫТА

РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

Ша х м ур а до во й

С а л ь ха т

А б а ка р о в н ы

г.Хасавюрт,

2017г.

Я

н е боюсь

ещё

и

ещё

раз

повторять:

забота

о

здоровье

-

это

важнейший

труд

воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

одухотворенная

жизнь,

мировоззрение,

умственное

развитие,

прочность

знаний, вера в свои силы.

В.А.Сухомлинский.

Актуальность темы

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях

- одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об

увеличении

техногенных,

природогенных

и

социогенных

опасностей

для

человеческой

жизни,

показывают

прямую

зависимость

стабильности

целых

государств

и

выживаемости

народов

от

подготовленности

подрастающих

поколений

к

распознаванию

и

предотвращению

опасностей,

от

системы

общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной

личности.

Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход

из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у

него

системы

знаний

об

основах

безопасности

жизнедеятельности

человека

и

общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе

формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько

неожиданных

опасностей

подстерегает

человека

на

жизненном

пути.

Наша

беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к

трагедии.

А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от

опасности,

если

будет

владеть

элементарными

знаниями

основ

безопасности

жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение

детей

обеспечению

безопасности

их

жизнедеятельности

является

актуальной

педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только

педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры,

которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Основы

знаний

по

безопасности

жизнедеятельности

закладываются

уже

в

дошкольном

возрасте.

Одной

из

основных

задач

в

работе

с

дошкольниками

является

обучение

правилам

пожарной

безопасности

и

привитие

навыков

правильных действий в случае пожара.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся

естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в

дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка

чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения

знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной

ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает

статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий,

связанных

с

поведением

ребенка

во

время

пожара,

показывает,

что

малышей

отличает

пассивно-оборонительная

реакция:

от

страха

ребенок

прячется

в

укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило,

малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по

привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня

и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Это и

стало

основной

причиной

моего

выбора

данной

темы

«Формирование

основ

пожарной безопасности у детей подготовительной группы».Колоссальная роль в

процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам,

взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто

принимая всё на веру. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра,

то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара

должно проходить в игровой форме.Понимая огромное значение основ безопасного

поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать

методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его

на

основе

желания

ребёнка

познавать

окружающий

мир,

используя

его

любознательность,

наглядно-образное

мышление

и

непосредственность

восприятия.При

работе

над

данной

проблемой,

приоритетной

задачей

считаю

культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Идея моего

опыта - собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною и другими

педагогами по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это станет хорошим

подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения

и приобщению их к здоровому образу жизни не только для педагогов, но и для

родителей. Данный материал является результатом работы по формированию у

детей 6-7 лет навыков пожарной безопасности.

Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать

у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной

безопасности,

вооружить

знаниями,

умениями

и

навыками,

необходимыми

для

действия в экстремальных ситуациях через решение следующих задач:

сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров;

объяснять,

чем

опасен

открытый

огонь;

подвести

к

пониманию

вероятных

последствий детских шалостей;

познакомить

с

историей

появления

электробытовых

приборов

(утюг,

пылесос, стиральная машина и т.д.), учить безопасному обращению с ними;

формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках

и

свойствах

легковоспламеняющихся

предметов;

формировать

правильное

отношение к огнеопасным предметам;

познакомить с правилами поведения во время пожара; выучить важную

информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать

номер

МЧС,

пожарной

службы;

формировать

навыки

общения

с

дежурным

пожарной части в экстремальной ситуации;

продолжать

знакомить

детей

с

профессией

пожарного

и

техникой,

помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных;

расширять представление детей об охране жизни людей;

формировать

навыки

самостоятельности,

воспитывать

ответственное

поведение;

развивать

познавательную

активность,

любознательность,

творческие

способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;

активизировать словарь по данной теме.

Условия в ДОУ по формированию

основ безопасности у дошкольников

Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и

получают

увечья

дети.

Десятки

детей

в

основном

дошкольного

и

младшего

школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов

пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60%

пострадавших от пожара - дети, 40% из них - дошкольники.

Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам

пожарной

безопасности,

а

во

-

вторых,

в

ДОУ

ещё

недостаточно

внимания

уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

В систему работы по данной проблеме я включаю:

- создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе мною

оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где

имеются

дидактические

игры,

изготовленные

вместе

с

детьми,

атрибуты

для

сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические

папки, плакаты, игрушки, макеты, подборка художественной литературы на тему

«Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с

правилами пожаробезопасного поведения.

Вместе с детьми создан альбом детских рисунков по теме: «Что мы знаем о

пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Пожарная техника разных лет», альбом с

фотографиями о работе пожарных, совместная деятельность педагога и детей -

НОД,

наблюдения,

целевые

прогулки,

беседы,

совместные

сюжетные

и

дидактические игры.

Ознакомление с пожарным щитом детского сада

ДИДАКТИЧЕСКАЯ

ИГРА

«

ГОРИТ

НЕ

ГОРИТ

»

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОТУШИ ПОЖАР!»

-

работу с родителями - создание наглядного материала (папки - передвижки,

буклеты,

памятки),

консультации,

организация

досугов

и

развлечений,

изготовление пособий, участие в конкурсах поделок, родительские собрания в

форме круглого стола;

- взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

-

подбор дидактического материала для формирования у детей здорового

чувства опасности.

Этапы работы:

-

формирование

у

детей

интереса

к

проблемам

собственной

безопасности.

Для этого мною создавалась предметная среда, включая яркие игрушки,

атрибуты

к

сюжетным

играм

«Мы

-

пожарные»,

«МЧС»,

а

также

дидактические и настольно - печатные игры «Пожароопасные предметы»,

«Добрый и злой огонь», «Чем можно потушить огонь?», «Собери пожарный

щит».

Ежемесячно

работа

по

формированию

правил

пожарной

безопасности

включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной

деятельности через театрализованную и изобразительную деятельность.

Как показала практика, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они

поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы

дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно

действовать при возникновении пожара.

Проведение

занятий

сопровождала

показом

открыток,

картинок,

плакатов,

рассказов о «добрых» и «злых» делах огня.

Постоянно напоминала детям, что неумелое обращение со спичками может

привести к пожару, показывала макет спичечной коробки со спичками.

Объясняя их устройство и назначение, занятие строила так, чтобы убедить

детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый

интерес, обязательно приводила примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.

-

формирование основ безопасности, положительное отношение

к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Следует

помнить,

что

запретами

невозможно

избежать

несчастных

случаев.

Нужно

стремиться,

не

запрещать,

а

помочь

детям

в

их

«исследованиях»,

дать

им

исчерпывающие

знания.

Для

этого

не

только

проводила

специально

организованные

занятия,

но

и

знакомила

детей

с

трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие

высоких

температур,

открытого

огня,

если

не

применять

меры

предосторожности.

На занятиях детей знакомила с правилами эксплуатации электроприборов

и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» обсуждали вопросы:

«Почему

телевизор

можно

смотреть

с

взрослыми?

Почему

без

взрослых

нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т.д.

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические

приборы;

- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

-

формирование правил пожарной безопасности:

-

расширять

знания

детей

о

борьбе

с

огнём;

воспитывать

ответственное

отношение к своей безопасности.

В

подготовительной

группе

знакомила

детей

с

причинами

возникновения

пожара,

правилами

поведения

в

этом

случае,

способами

тушения,

трудом

пожарных.

На занятиях детям объясняла, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные

местах

(так

как

это

характерно

для

детей

дошкольного

возраста),

а

нужно

немедленно постараться выйти из помещения, позвать на помощь взрослых; как

погасить

маленький

огонь

песком,

водой

или

ковриком;

как

вывести

из

задымленного помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной

части, правильно называть адрес и своё имя.

Знание этого номера закрепляла в ходе игры «Вызови спасателей», когда дети,

пользуясь игрушечным телефоном, учились вызывать пожарную команду.

Одновременно

с

изучением

правил

при

возникновении

пожара

расширяла

знания

детей

о

том,

как

бороться

с

огнем.

Для

этого

использовала

плакаты

«Правила поведения при пожаре», «Не играй с огнем!», «Пожарный щит», детей

знакомила с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для

углубления

знаний

о

правилах

пожарной

безопасности,

пользования

предметами домашнего обихода проводила дидактические игры «Можно - нельзя»,

«Что включается в розетку», «Горит - не горит», «Разрешается - запрещается», а

также знакомила с произведениями художественной литературы по данной теме,

иллюстрациями, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапе использовала беседы «Эта спичка - невеличка», «Кто работает

с огнем?», «Пожарные - смелые, отважные, умелые», «Огонь в жизни человека»,

«Правила поведения при пожаре», «Детям об огне», логические задачи «Что делать,

если?..».

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все

виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через

такую

продуктивную

деятельность,

как

рисование

(«Кем

ты

хочешь

быть?»,

«Пожар

в

лесу»,

рисование

по

произведению

С.

Я.

Маршака

«Рассказ

о

неизвестном

герое»),

лепку,

аппликацию

(Аппликация

плаката

«Не

забудьте

отключить!»,

«Пожарная

часть»,

изготовление

макета

пожарного

щита),

реализовывала в играх, закрепляла знания и умения на прогулке, ведь все, чему

учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на

практике за пределами дошкольного учреждения.

Обращала внимание на то, что как в организованной, так и в свободной

деятельности

развитие

умений

и

навыков

должно

быть

направлено

на

формирование

грамотного

поведения

в

условиях

возникновения

опасностей

природного

и

социально

-

бытового

характера.

Противопожарная

пропаганда

должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой»

информации.

При планировании работы по данной проблеме использовала формы и методы,

имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях,

закрепление

полученных

знаний

во

время

бесед,

художественнопродуктивной

деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.

МЕТОДИКА РАБОТЫ.

В своей работе использовала разнообразные эффективные формы работы с

детьми по данной теме:

-

комплексные занятия;

-

беседы;

-

ознакомление с художественной литературой;

-

беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

-

развлечения, досуги;

-

игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

-

наблюдения;

-

эксперименты и опыты;

-

игровые тренинги;

-

моделирование заданных ситуаций.

Учитывая то, что игра является основным видом деятельности дошкольников,

использовала разнообразную игровую деятельность.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так

и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические

игры.

Дидактическая

игра

-

явление

многоплановое

и

сложное.

Это

и

метод

обучения,

и

самостоятельная

деятельность

дошкольников,

и

средство

всестороннего

развития

личности.

Она

входит

в

целостный

педагогический

процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие

дидактические

игры

ставят

перед

детьми

задачу

рационально

самостоятельно

использовать

имеющиеся

знания

при

решении

мыслительных

задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира,

сравнивать,

группировать,

классифицировать

предметы

по

определенным

признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Основным средством ознакомления детей с правилами пожарной безопасности

считаю дидактические игры: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Можно -

нельзя»,

«Добрый

и

злой

огонь»,

«Если

случится

беда?»,

«Что

нужно

для

пожарного щита?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», и др.

Сюжетно-ролевые

игры

-

это

наиболее

любимый

вид

деятельности

дошкольников.

Для

проведения

сюжетно-ролевых

игр

изготавливала

игрушки-

модели: газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Как

мальчики, так и девочки с большим удовольствием играли в «Пожарных», «МЧС»,

придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном

доме»,

«Пожар

в

джунглях»,

«Спасение

попавших

в

пожар»,

«Пожарные

на

учениях»,

«Помоги

Незнайке»

и

т.д.

Накопленные

ими

знания

по

пожарной

безопасности помогли ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и

интересной.

Игры дают возможность:

познакомить

детей

с

источниками

опасности

в

быту,

уточнить

и

систематизировать учить различать потенциально опасные предметы;

-

сформировать

представления

о

мерах

предосторожности

и

возможных

последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной

безопасности, ненавязчиво прививаю детям осторожность при обращении с огнем

(«Можно - нельзя», «Разрешается - запрещается»), заучивание телефонного номера

«101» (д/и «Диалоги по телефону», «Вызов службы спасения») с объяснением

опасности занимать его без надобности, объясняю ребенку действия на случай

пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных

мероприятиях немаловажное место занимают познавательные мотивы. Большое

внимание уделяла чтению художественной литературы на данную тематику, т.к. на

практике

убедилась,

что литература заставляет

ребенка

задуматься

и

почувствовать

то,

что

затруднительно

и

невозможно

для

него

в

повседневной

жизни.

С детьми провели экскурсию в пожарную часть

Использовала

в

работе

следующие литературные произведения: «Кошкин

дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак; Е. Пермяк «Как Огонь

Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.

Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; Б. Житков

«Пожар», «Пожар в море», «Дым»; Е. Хоринская «Спичка-невеличка», «Сережа»;

М.

Кривич

«Где

работает

огонь»;

Г.

Остер

«Вредные

советы»;

И.

Демьянов

«Коробок - черный бок», О. Вациетис «Сказка про пожар» и другие.

-

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного

поведения

считаю ситуативно-имитационное

моделирование.

Ребята

учились

находить пути выхода при создании таких ситуаций, как «Что будет, если зажечь

спички...», «Если не потушить костер...», «Если я не позову на помощь.», «»Если

нет

воды.»,

«Если

возникает

пожар.».

Общение

детей

в

игровых

ситуациях,

«проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными

бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

-

У

детей

-

дошкольников

6-7

лет

мотивационная

сфера

претерпевает

существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются

также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом

детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается

процесс

самоутверждения.

На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив

соревновательный

-

выиграть,

победить,

быть

лучше

других.

Старших

дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь

соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей

этого возраста. Они хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь,

спасают людей, являются добрыми и смелыми героями.

В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень эффективен.

Мною

составлен

и

проведен

проект

«Чтобы

не

случилось

беды.

Пожарная

безопасность».

Использование метода проекта способствовало тому, что:

во-первых,

технология

метода

проектов

позволяет

строить

отношения

«ребенок-взрослый» на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В

проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою

«самостоятельность», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою

точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая

свою цель, установки с другими;

во-вторых,

в

процессе

проектирования

ребенок

выступает

не

только

как

заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сблизили

детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в

группе;

в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои

потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет

познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

В

процессе

работы

также

широко

использовала

информационно-

коммуникативные технологии. Применение компьютерной техники позволило мне

разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой,

насыщенной,

использовать

разные

способы

подачи

нового

материала.

Использование

мультимедийных

презентаций

даёт

возможность

наглядно

продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью

разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Человеку друг огонь - только

ты его не тронь!», «Кто работает с огнем», «Пожарный вчера, сегодня, завтра!»,

«Чтобы не было беды», «Правила пожарной безопасности».

Реализуя

принципы

системности

и

последовательности

обучения

детей

основам

безопасности,

работаю

в

тесном

контакте

со

всеми

участниками

педагогического

процесса -

воспитателями,

музыкальным

руководителем,

используя в работе следующие формы:

-

совместное планирование;

-

индивидуальные консультации;

-

консультации для педагогов ДОУ;

-

семинары-практикумы;

открытые

просмотры;

развлечения,

праздники,

основ пожарной безопасности, подобран цикл занятий, игр, развлечений и досугов,

художественного слова, загадок и.т.д.

-

Результаты

диагностики

на

начало

учебного

года

в

подготовительной к школе группы

Низкий уровень – 10%

Средний уровень – 40%

Высокий уровень – 50%

Углубленная

работа

по

развитию

сведений

о

пожарной

безопасности

дошкольника 6 – 7 лет с использованием

различных видов интегрированных

занятий в конце учебного года позволила получить следующие результаты:

Низкий уровень – 25%

Средний уровень – 60%

Высокий уровень – 80%

Результаты диагностики

низкий

средний

высокий

0

10

20

30

40

50

60

70

80

начало проекта

конец проекта

Результат

У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Дети готовы

самостоятельно

решать

задачи

безопасного

и

разумного

поведения

в

непредвиденных ситуациях, сформировались устойчивые навыки самосохранения

и навыки осознанного безопасного поведения. Уровень профессионального

мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным.

В ДОУ для

организации

деятельности

по

пожарной

охране

и

безопасности

детей

созданы

необходимые условия. В группе организован уголок по пожарной безопасности

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате

активной

совместной

деятельности

всех

участников

проекта

у

детей

сформировались

навыки

осознанного

безопасного

поведения,

созданные

в

ДОУ

условия

способствовали усвоению и закреплению

знаний детей

о правилах пожарной

безопасности.

Работа с родителями

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по

вопросу

воспитания

основ

безопасности

жизнедеятельности привлекаю

родителей к активному участию в педагогическом процессе через:

-

совместные рисунки, поделки для выставки;

-

совместные рисунки для альбомов;

-

помощь в изготовлении атрибутов для игр;

-

совместные развлечения и досуги;

-

родительские собрания (групповые и общесадовские);

-

индивидуальные консультации по запросам родителей;

-

оформление стендов и родительских уголков;

-

анкетирование;

-

выставки детских работ совместно с родителями ;

-

цикл консультаций и информационных бюллетеней «Огонь - опасность»,

«Правила пожарной безопасности», «Советы родителям», «Азбука безопасности

для

родителей»,

памятки

«Правила

поведения

детей

при

пожаре»,

«Основы

пожарной безопасности», буклеты «Как вести себя при пожаре» и др.

В

основные

направления

работы

по

взаимодействию

с

родителями

включаю:

-

информирование

о

фактах

неумелого

обращения

с

огнем,

ставших

причиной несчастных случаев;

-

о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными

предметами;

-

формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей

умения

обращаться

с

различными

бытовыми

приборами,

навыков

поведения при возникновении пожара.

Использую разнообразные формы работы с семьей:

-

беседы о пожарной безопасности;

-

размещение

в

уголке

для

родителей

статей

материалов

пожарной

безопасности в домашних и природных условиях;

-

оформление

папок-передвижек

по

профилактике

пожарной

безопасности;

-

открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

-

анкетирование.

Результативность работы

.

Проанализировав проведённую работу, я пришла к такому выводу, что

планомерная

и

систематическая

деятельность

взрослых,

направленная

на

формирование

основ

пожарной

безопасности

детей

является

важным

условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей

среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться

всегда, постоянно, а не время от времени. В результате я установила, что

формирование

основ

пожарной

безопасности

у

детей

подготовительной

группы,

возможно

при

выполнении

следующих

условий:

определение

принципов

построения

системы

по

формированию

основ

безопасной

жизнедеятельности;

разработке системы воспитания и обучения для детей по формированию

основ пожарной безопасности;

определение условий организации образовательной среды в ДОО для

работы по формированию основ пожарной безопасности;

использование различных форм и методов работы;

в тесном взаимодействии детского сада и семьи.

Опыт

работы

позволяет

мне

сделать

выводы

о

том,

что

система

планирования по основам пожарной безопасности детей способствует:

формированию чувства безопасности у детей;

осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;

формированию у детей сознательного и ответственного отношения к

личной безопасности и безопасности окружающих;

развитию самостоятельности и ответственности.

В ходе работы я отметила, что у детей повысился уровень знаний по

данной теме. Дети стали более внимательны, осторожны.

Родители изменили свое отношение к формированию основных навыков

безопасности, стали больше задумываться о здоровом и безопасном образе

жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском

саду, но и дома.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных

ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и

умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в

конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан

России.

Литература.

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего

дошкольного возраста: методическое пособие в помощь воспитателям и

психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003

2.Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия,

планирование,

рекомендации.

О.

В.

Чермашенцева.

-

Издательство

«

Учитель»,2008.

3. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

4. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников –

Айрис – пресс, 2006.

Содержание:

Введение

Актуальность темы

Условия ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников

Работа с родителями

Результативность работы

Использованная литература



В раздел образования