Напоминание

"Родной (башкирский) язык"


Автор: Кутлузаманова Иркя Фатиховна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №44
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Родной (башкирский) язык"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 44

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

«Принято»

«Утверждаю»

На заседании ШМО учителей

педагогическим советом Директор МБОУ Школа №44

____________ МБОУ Школа №44

городского округа г. Уфа РБ

Протокол № __ от __ августа 2017г.

Протокол № 1 Приказ №____ от _______20__г

Руководитель ШМО

______________ от 30.08 2017г.

_____________А.Р. Батыршин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Родной (башкирский) язык

(составлена на основе авторской программы по «Родному (башкирскому) языку и литературы» для 1-4 классов

общеобразовательных организаций с русским языком обучения.Нафикова З.Г. Уфа:Китап, 2017 в соответствии с федеральным

государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ

от 17.12. 2010г., №1897)

Срок реализации программы – 5 лет

Составитель: учитель башкирского языка и литературы КутлузамановаИркяФатиховна

Уфа

2017 год

1

I. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государстваРоссии;

овладение знаниями о культуре башкирского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям

народов России;

усвоение

основных

морально-нравственных

норм

башкирского

народа,умение соотносить

их

с

морально-

нравственными нормами русского народа и народов России;

уважительное отношение к иному мнению,

истории и культуре всех

народов;

уважительное

отношение к

семейным

ценностям,

проявление

доброжелательности,

понимания

и

сопереживания

чувствам других людей.

Метапредметныерезультаты:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательныхзадач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,энциклопедиях;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построениярассуждений;

умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать

своемнение, аргументировать свою точкузрения.

Предметныерезультаты:

понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и

мировой культуры;

формирование представлений о

Родине

и е е людях, окружающем мире, культуре, понятий

о добре и зле, дружбе,

честности;

формирование читательской компетентности, потребности в систематическомчтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с

использованием элементарных литературоведческихпонятий;

использование разных видов чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

2

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умениесамостоятельно

выбирать интересующуюлитературу, пользоваться справочными источниками для понимания и

получения дополнительнойинформации;

умениеустанавливатьпричинно-следственные связи и

определять главнуюмысль

произведения, делитьтекст на части,

озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК» В ОБЩЕМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1 класс

Подготовительные курсы (18часов)

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие

умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.

Букварный период (10 часов)

Ознакомление со спецификой произношения звуков [о], [ы], [э] [ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ], [ң] и обозначение их на письме.

Анализ буквенного состава слов.

Сравнение заглавных и строчных букв.

Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.

Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и

небольших предложений.

3

С п и с ы в а н и е

с л о в ,

п р е д л о ж е н и й

в

с о о т в е т с т в и и

с

и з у ч а е м о й

т е м о й .

Послебукварный период(5 часов)

Научить правильно писать буквы и произносить башкирские звуки (Е, Ю, Я, У, Ү, С, ҫ, Е, Ә, Ҡ, К, Г, Ғ, З, Ҙ, О, Ө, Х, Һ, Н, ң).

Развить навыки видеть и произносить слоги и предложения.

Научить читать, писать, работать с текстом.

Научить правильно читать по слогам, попозже по словам данный в учебнике материал.

Читать выразительно и с правильной интонацией текст, понять содержание и пересказ текста.

2 класс

1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Произношение башкирских специфических

звуков ([ү], [ө], [ә], [ҡ], [һ], [ҙ], [ң], [ғ], [ҫ] ). Правописание вопросительных частиц –ме, -мы, -мо, -мө.

2 раздел. Моя школа (1 час).Повторить пройденное о школе в первом классе. (Диалог о школе, классе, школьных

предметах.). Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?

3 раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Научить ответить на вопросы “Где ты живешь?”.

Употребление глаголов в речи.

4 раздел. Я и моя семья (6 часов).Диалог-опрос о членах своей семьи, предпочтениях в еде, распорядке дня, части тела,

посуде, зиме. Значение и употребление местоимения, глагола, прилагательных в речи.

5 раздел. Я и мои друзья. Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных). Произношение согласных звуков [ц],

[ч], [щ]. Различие парных (глухих и звонких) согласных.

6 раздел. Мир вокруг меня (7 часов).Беседа на тему «Мир вокруг меня» (Мой дом/квартира/комната, прогноз погоды,

времена

года,

весна,

работа

в

огороде,

деревья

и

растения,

дикие

животные

и

птицы). Нахождение

главных

членов

4

предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). Виды

предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

3 класс

1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Применение следующих правил правописания:

- к словам, отвечающим на вопрос “Ҡайҙа?-Где?”, присоединяются окончания –ла,

-да,

-та,

-ҙа (слова с твердыми

гласными), окончания –лә, -дә, -тә, -ҙә (слова с мягкими гласными);

- к словам, отвечающим на вопрос ҡайҙан? (откуда) присоединяются окончания –нан, -дан, -тан, -ҙан (слова с твердыми

гласными), -нән, -дән, -тән, -ҙән (слова с мягкими гласными);

2

раздел. Моя школа (1 час). Повторить пройденное о школе во втором классе. (Диалог о школе, классе, школьных

предметах.). Антонимы.

3

раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Исконно башкирские и заимственные слова.

4 раздел. Я и моя семья (5 часов).Беседа

о членах своей семьи, любимом занятии, спорте, зиме, зимних играх.

Составление родословной. Сравнение звуков [ә], [э], [у], [ү], [ғ], [г], [ҡ], [к], [н], [ң], [с], [ҫ], [в], [w].

5 раздел. Я и мои друзья (3 часа). Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных), дне рождения, правил

этикета, любимых игрушках. Повторение произношения согласных звуков [ц], [ч], [щ]. Применение правила правописания:

чередование

согласных.если

основа

слова

заканчивается

на

букву ҙ , то

к

нему

(основе)

присоединяются

окончания

множественного числа –ҙар/-ҙәр; если на т – то присоединяются окончания множественного числа –тар/-тәр: ҡыҙҙар, ат-

аттар;Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам.

Изменение имён существительных по падежам.

6 раздел«Мир вокруг меня» (6 часов). Беседа о природе, лечебных растениях, лошади, пернатых друзьях, весенних

праздниках.

Закрепление

тем:

Имена

существительные.

Изменение

имён

существительных

по

падежам. Употребление

глаголов в речи (умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? «что делал? «что сделает?»),

имён

прилагательных (степени сравнения), местоимений (личных) в речи.

4

класс

5

1 раздел. Знакомство (2 часа).Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей

аудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного

произношения слов.Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным

словам.

2 раздел. Моя школа (6 часов). Беседа, составление предложений, диалогов о школе, классе, столовой, огороде. Понятие и

применение слов обращения в речи.Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели

высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего

и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения).

3 раздел.Моя республика. (4 часа) Беседа о Родине, башкирском народе, башкирских песнях и танцах,мёде, кумысе,

курае.Знание употребления существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Изменение

существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

4 раздел. Я и мои друзья. (2 часа) Беседа о дне рождение, мужских посупках и словах, дружбе. Значение и употребление

имён прилагательных в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический

разбор имен прилагательных

5 раздел. Мир вокруг меня (4 часа).Беседа, диалог-опрос на тему «Природа – наш дом». Глаголы повелительного и

изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Морфоллгический разбор глаголов.Контрольный диктант. Лето.

Обобщающий урок.

III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

1 КЛАСС

Раздел

Всего

часов

Темы уроков

Предварительный устный курс

18

Знакомство.

Мы ученики.

Наша школа.

6

Наш класс. Мы - дежурные.

Учебные принадлежности.

Игрушки.

Числа.

Цвета.

Наш огород.

Времена года.

Продукты.Национальные блюда.

Посуда.

Семья.

Одежда.Национальная одежда.

Обувь.

Домашние животные и птицы

Дикие животные.

Новый год.

Букварный период.

10

Буквы и звуки О, Ы, Э

Буква и звук Ә

Буква и звук Ө

Буква и звук Ү

Буква и звук Ҡ

Буква и звук Ғ

Буква и звук Һ

Буква и звук Ҙ

Буква и звук ң

Буква и звук ҫ

Послебукварный период

5

Буквы и звуки Е, Ю, Я

Буквы и звуки У, Ү, С, ҫ, Е, Ә

Буквы и звуки Ҡ, К , Г,Ғ

Буквы и звуки З, Ҙ, О,Ө

Буквы и звуки Х, Һ, Н, ң. Алфавит

7

Всего: 33 часа

2 КЛАСС

Раздел

Всего

часов

Темы уроков

Знакомство

1

Будьте знакомы! Как дела? Вопросительные

частицы –мы,-ме.

Моя школа

1

Наш класс.Расписание уроков.Кто?Что?

Моя Республика

1

Я живу в Башкортостане. Глагол.

Я и моя семья

6

Части тела.В больнице.Местоимения.

Мой режим дня. Месоимения.

Продукты. Люблю,не люблю.Прилагательные.

Посуда.Что продается в магазине. Число.

Контрольная работа.

Зима. Новый год. Прилагательные.

Я и мои друзья

1

Домашние птицы и животные. Различие парных

(глухих и звонких) согласных.

Окружающая среда

7

Наша квартира. Моя комната. Члены предложения.

Прогноз погоды. Члены предложения.

Времена года.Наступила весна. Виды

предложений.

Работа в огороде.Что растет на грядке?

Вопросительные предложения.

Деревья и растения.Где что растет?

Дикие животные и птицы.

Контрольный диктант. Муйнак.

Всего: 17 часов

8

3 КЛАСС

Раздел

Всего

часов

Темы уроков

Знакомство

1

Будьте знакомы!Добро пожаловать!Сколько тебе

лет? Где? Откуда?

Моя школа

1

Школа. Наш класс. Антонимы.

Моя Республика

1

Мой Башкортостан. Исконно башкирские и

заимственные слова.

Я и моя семья

5

Моя родословная.Буквы и звуки [ә], [э], [у], [ү].

Помогаю папе,маме. Буквы и звуки [ғ], [г], [ҡ], [к].

Моё любимоё занятие. Спорт и я. Буквы и звуки

[н], [ң], [с], [ҫ]

Зима в наших краях. Зимние игры. Звук [в], [w].

Конрольный диктант. Уральская зима.

Я и мои друзья

3

День рождения. Правила этикета. Чередование

согласных.

Каким бывает настоящий друг? Изменение

существительных по числам.

Любимые игрушки.Изменение имён

существительных по падежам.

Окружающая среда

6

Что такое природа? Изменение имён

существительных по падежам.

Лошадь–друг человека. Настоящее время глагола.

Пернатые друзья. Прошедшее время глагола.

Берегите природу!Степени сравнения имён

прилагательных.

9

Весенние праздники. Личные местимения.

Контрольная работа.

Всего: 17 часов

4 КЛАС

Раздел

Всего

часов

Темы уроков

Знакомство.

2

Речь. Виды речи.

Текст. Строение текста.

Моя школа.

5

Слова обращения.

Словарный состав.

Главные и второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Второстепенные члены предложения.

Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Контрольный диктант “Ежик”

Моя республика.

4

Части речи. Имя существительное. Имена

собственные и нарицательные.

Имена существительные.Падежи. Именительный

падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.

Имена существительные.Падежи. Винительный

падеж. Местно-временной падеж. Исходный

падеж.

Имя прилагательное

Я и мои друзья.

2

Степени имен прилагательных.

Глагол.

Мир вокруг меня.

4

Глагол.

Глагол.

10

Контрольная работа.

Обобщающий урок.

Всего 18 часов

11



В раздел образования