Автор: Кутлузаманова Иркя Фатиховна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа №44
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Родной (башкирский) язык"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 44
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
«Принято»
«Утверждаю»
На заседании ШМО учителей
педагогическим советом Директор МБОУ Школа №44
____________ МБОУ Школа №44
городского округа г. Уфа РБ
Протокол № __ от __ августа 2017г.
Протокол № 1 Приказ №____ от _______20__г
Руководитель ШМО
______________ от 30.08 2017г.
_____________А.Р. Батыршин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Родной (башкирский) язык
(составлена на основе авторской программы по «Родному (башкирскому) языку и литературы» для 1-4 классов
общеобразовательных организаций с русским языком обучения.Нафикова З.Г. Уфа:Китап, 2017 в соответствии с федеральным
государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.12. 2010г., №1897)
Срок реализации программы – 5 лет
Составитель: учитель башкирского языка и литературы КутлузамановаИркяФатиховна
Уфа
2017 год
1
I. РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государстваРоссии;
овладение знаниями о культуре башкирского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям
народов России;
усвоение
основных
морально-нравственных
норм
башкирского
народа,умение соотносить
их
с
морально-
нравственными нормами русского народа и народов России;
уважительное отношение к иному мнению,
истории и культуре всех
народов;
уважительное
отношение к
семейным
ценностям,
проявление
доброжелательности,
понимания
и
сопереживания
чувствам других людей.
Метапредметныерезультаты:
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательныхзадач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построениярассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать
своемнение, аргументировать свою точкузрения.
Предметныерезультаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и
мировой культуры;
формирование представлений о
Родине
и е е людях, окружающем мире, культуре, понятий
о добре и зле, дружбе,
честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическомчтении;
овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческихпонятий;
использование разных видов чтения:
- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
2
- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умениесамостоятельно
выбирать интересующуюлитературу, пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительнойинформации;
умениеустанавливатьпричинно-следственные связи и
определять главнуюмысль
произведения, делитьтекст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК» В ОБЩЕМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1 класс
Подготовительные курсы (18часов)
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие
умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.
Букварный период (10 часов)
Ознакомление со спецификой произношения звуков [о], [ы], [э] [ә], [ө], [ү], [ҡ], [ғ], [һ], [ҙ], [ҫ], [ң] и обозначение их на письме.
Анализ буквенного состава слов.
Сравнение заглавных и строчных букв.
Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.
Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и
небольших предложений.
3
С п и с ы в а н и е
с л о в ,
п р е д л о ж е н и й
в
с о о т в е т с т в и и
с
и з у ч а е м о й
т е м о й .
Послебукварный период(5 часов)
Научить правильно писать буквы и произносить башкирские звуки (Е, Ю, Я, У, Ү, С, ҫ, Е, Ә, Ҡ, К, Г, Ғ, З, Ҙ, О, Ө, Х, Һ, Н, ң).
Развить навыки видеть и произносить слоги и предложения.
Научить читать, писать, работать с текстом.
Научить правильно читать по слогам, попозже по словам данный в учебнике материал.
Читать выразительно и с правильной интонацией текст, понять содержание и пересказ текста.
2 класс
1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Произношение башкирских специфических
звуков ([ү], [ө], [ә], [ҡ], [һ], [ҙ], [ң], [ғ], [ҫ] ). Правописание вопросительных частиц –ме, -мы, -мо, -мө.
2 раздел. Моя школа (1 час).Повторить пройденное о школе в первом классе. (Диалог о школе, классе, школьных
предметах.). Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?
3 раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Научить ответить на вопросы “Где ты живешь?”.
Употребление глаголов в речи.
4 раздел. Я и моя семья (6 часов).Диалог-опрос о членах своей семьи, предпочтениях в еде, распорядке дня, части тела,
посуде, зиме. Значение и употребление местоимения, глагола, прилагательных в речи.
5 раздел. Я и мои друзья. Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных). Произношение согласных звуков [ц],
[ч], [щ]. Различие парных (глухих и звонких) согласных.
6 раздел. Мир вокруг меня (7 часов).Беседа на тему «Мир вокруг меня» (Мой дом/квартира/комната, прогноз погоды,
времена
года,
весна,
работа
в
огороде,
деревья
и
растения,
дикие
животные
и
птицы). Нахождение
главных
членов
4
предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). Виды
предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).
3 класс
1 раздел. Знакомство (1 час).Знакомство с учителем, одноклассниками. Применение следующих правил правописания:
- к словам, отвечающим на вопрос “Ҡайҙа?-Где?”, присоединяются окончания –ла,
-да,
-та,
-ҙа (слова с твердыми
гласными), окончания –лә, -дә, -тә, -ҙә (слова с мягкими гласными);
- к словам, отвечающим на вопрос ҡайҙан? (откуда) присоединяются окончания –нан, -дан, -тан, -ҙан (слова с твердыми
гласными), -нән, -дән, -тән, -ҙән (слова с мягкими гласными);
2
раздел. Моя школа (1 час). Повторить пройденное о школе во втором классе. (Диалог о школе, классе, школьных
предметах.). Антонимы.
3
раздел (1 час). Моя республика. Беседа о Башкортостане, городе. Исконно башкирские и заимственные слова.
4 раздел. Я и моя семья (5 часов).Беседа
о членах своей семьи, любимом занятии, спорте, зиме, зимних играх.
Составление родословной. Сравнение звуков [ә], [э], [у], [ү], [ғ], [г], [ҡ], [к], [н], [ң], [с], [ҫ], [в], [w].
5 раздел. Я и мои друзья (3 часа). Беседа о друзьях (о друге, подруге, домашних животных), дне рождения, правил
этикета, любимых игрушках. Повторение произношения согласных звуков [ц], [ч], [щ]. Применение правила правописания:
чередование
согласных.если
основа
слова
заканчивается
на
букву ҙ , то
к
нему
(основе)
присоединяются
окончания
множественного числа –ҙар/-ҙәр; если на т – то присоединяются окончания множественного числа –тар/-тәр: ҡыҙҙар, ат-
аттар;Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам.
Изменение имён существительных по падежам.
6 раздел«Мир вокруг меня» (6 часов). Беседа о природе, лечебных растениях, лошади, пернатых друзьях, весенних
праздниках.
Закрепление
тем:
Имена
существительные.
Изменение
имён
существительных
по
падежам. Употребление
глаголов в речи (умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? «что делал? «что сделает?»),
имён
прилагательных (степени сравнения), местоимений (личных) в речи.
4
класс
5
1 раздел. Знакомство (2 часа).Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей
аудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного
произношения слов.Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным
словам.
2 раздел. Моя школа (6 часов). Беседа, составление предложений, диалогов о школе, классе, столовой, огороде. Понятие и
применение слов обращения в речи.Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего
и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения).
3 раздел.Моя республика. (4 часа) Беседа о Родине, башкирском народе, башкирских песнях и танцах,мёде, кумысе,
курае.Знание употребления существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Изменение
существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
4 раздел. Я и мои друзья. (2 часа) Беседа о дне рождение, мужских посупках и словах, дружбе. Значение и употребление
имён прилагательных в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический
разбор имен прилагательных
5 раздел. Мир вокруг меня (4 часа).Беседа, диалог-опрос на тему «Природа – наш дом». Глаголы повелительного и
изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.
Морфоллгический разбор глаголов.Контрольный диктант. Лето.
Обобщающий урок.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
1 КЛАСС
Раздел
Всего
часов
Темы уроков
Предварительный устный курс
18
Знакомство.
Мы ученики.
Наша школа.
6
Наш класс. Мы - дежурные.
Учебные принадлежности.
Игрушки.
Числа.
Цвета.
Наш огород.
Времена года.
Продукты.Национальные блюда.
Посуда.
Семья.
Одежда.Национальная одежда.
Обувь.
Домашние животные и птицы
Дикие животные.
Новый год.
Букварный период.
10
Буквы и звуки О, Ы, Э
Буква и звук Ә
Буква и звук Ө
Буква и звук Ү
Буква и звук Ҡ
Буква и звук Ғ
Буква и звук Һ
Буква и звук Ҙ
Буква и звук ң
Буква и звук ҫ
Послебукварный период
5
Буквы и звуки Е, Ю, Я
Буквы и звуки У, Ү, С, ҫ, Е, Ә
Буквы и звуки Ҡ, К , Г,Ғ
Буквы и звуки З, Ҙ, О,Ө
Буквы и звуки Х, Һ, Н, ң. Алфавит
7
Всего: 33 часа
2 КЛАСС
Раздел
Всего
часов
Темы уроков
Знакомство
1
Будьте знакомы! Как дела? Вопросительные
частицы –мы,-ме.
Моя школа
1
Наш класс.Расписание уроков.Кто?Что?
Моя Республика
1
Я живу в Башкортостане. Глагол.
Я и моя семья
6
Части тела.В больнице.Местоимения.
Мой режим дня. Месоимения.
Продукты. Люблю,не люблю.Прилагательные.
Посуда.Что продается в магазине. Число.
Контрольная работа.
Зима. Новый год. Прилагательные.
Я и мои друзья
1
Домашние птицы и животные. Различие парных
(глухих и звонких) согласных.
Окружающая среда
7
Наша квартира. Моя комната. Члены предложения.
Прогноз погоды. Члены предложения.
Времена года.Наступила весна. Виды
предложений.
Работа в огороде.Что растет на грядке?
Вопросительные предложения.
Деревья и растения.Где что растет?
Дикие животные и птицы.
Контрольный диктант. Муйнак.
Всего: 17 часов
8
3 КЛАСС
Раздел
Всего
часов
Темы уроков
Знакомство
1
Будьте знакомы!Добро пожаловать!Сколько тебе
лет? Где? Откуда?
Моя школа
1
Школа. Наш класс. Антонимы.
Моя Республика
1
Мой Башкортостан. Исконно башкирские и
заимственные слова.
Я и моя семья
5
Моя родословная.Буквы и звуки [ә], [э], [у], [ү].
Помогаю папе,маме. Буквы и звуки [ғ], [г], [ҡ], [к].
Моё любимоё занятие. Спорт и я. Буквы и звуки
[н], [ң], [с], [ҫ]
Зима в наших краях. Зимние игры. Звук [в], [w].
Конрольный диктант. Уральская зима.
Я и мои друзья
3
День рождения. Правила этикета. Чередование
согласных.
Каким бывает настоящий друг? Изменение
существительных по числам.
Любимые игрушки.Изменение имён
существительных по падежам.
Окружающая среда
6
Что такое природа? Изменение имён
существительных по падежам.
Лошадь–друг человека. Настоящее время глагола.
Пернатые друзья. Прошедшее время глагола.
Берегите природу!Степени сравнения имён
прилагательных.
9
Весенние праздники. Личные местимения.
Контрольная работа.
Всего: 17 часов
4 КЛАС
Раздел
Всего
часов
Темы уроков
Знакомство.
2
Речь. Виды речи.
Текст. Строение текста.
Моя школа.
5
Слова обращения.
Словарный состав.
Главные и второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Второстепенные члены предложения.
Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Контрольный диктант “Ежик”
Моя республика.
4
Части речи. Имя существительное. Имена
собственные и нарицательные.
Имена существительные.Падежи. Именительный
падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.
Имена существительные.Падежи. Винительный
падеж. Местно-временной падеж. Исходный
падеж.
Имя прилагательное
Я и мои друзья.
2
Степени имен прилагательных.
Глагол.
Мир вокруг меня.
4
Глагол.
Глагол.
10
Контрольная работа.
Обобщающий урок.
Всего 18 часов
11