Напоминание

"Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки"


Автор: Кузнецова Галина Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ МО Плавский район "Волхонщинская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Октябрьский Плавский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки"
Раздел: начальное образование





Назад




Творческая импровизация

как способ социализации младших школьников

на уроках музыки.

Обучение музыкальному искусству в начальной общеобразовательной школе

является

важным

шагом

социализации

в

жизни

школьника.

Социализация

любого

образовательного

процесса

опирается

на

образовательно-

воспитательные функции педагогики искусства. Сложно переоценить их роль в

становлении индивида человеком, членом общества, культурной личностью.

Уровень

культуры

современной

личности

определяется

ее

приобщением

к

культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей.

С педагогической точки зрения образовательно-воспитательные функции

следует рассматривать как средства, активизирующие познавательный процесс

усвоения

как

социальных,

так

и

специальных

знаний,

умений,

навыков

в

области искусства в системе художественного образования, результатом которой

является

подготовка

обучающихся

к

занятиям

творчеством

(умению

импровизировать), к познавательной деятельности.

Познавательная

деятельность

воспитывает

способность

личности

концентрировать в себе социальный опыт множества поколений людей, знания

об окружающем мире и тем самым создает благоприятные возможности для их

познания и освоения, умение творить.

Проявления творчества

характерны

для

ребенка

с

самого

раннего

возраста, а способность к творчеству рассматривается как норма детского

развития. Ведь только творчество приносит радость, обогащает вас и тех, кто

вас

окружает,

помогает

адаптироваться

в

современном

мире,

то

есть

в

социализации личности.

Творчество есть способность находить новые решения; способность

мыслить, а не опираться на готовые решения. Это и интерес человека к

жизни. А значит, творческий ребенок может самостоятельно мыслить, он

независим

и

обладает

широким

кругозором,

открыт

новому

опыту

и

решениям, не боится пробовать и справляется с неудачами, гибок в связи с

меняющимися обстоятельствами и увлеченно занимается любимым делом.

В развитии творческих способностей младших школьников можно

выделить определённые этапы:

-накопление впечатлений;

- спонтанное выражение творческого начала в зрительских, сенсорно –

моторных, речевых направлениях;

- импровизации двигательные, речевые, иллюстративность в рисовании

(преобладание коллективного творчества с единичными случаями

индивидуального творчества);

-создание собственных композиций, являющихся отражением

художественного впечатления: литературного, музыкального,

изобразительного, пластического.

На хорошо подготовленных уроках учащиеся не просто получают знания,

которые составляют достояние человечества в готовом виде, они открывают

их для себя, как моменты приобщения к творчеству. Детское творчество на

уроках

музыки

в

младших

классах

представляет

собой

познавательно

-

поисковую

музыкальную

практику,

связанную

с

самостоятельными

действиями,

с

умениями

оперировать

знаниями,

применять

их

в

ранее

неизвестных

условиях,

в

новых

видах

практики.

Оно

предполагает

непременное условие – отказ от стереотипных представлений.

Занятия

импровизацией

на

уроках

музыки

могут

решать

две

взаимосвязанные

друг

с

другом

задачи:

выработка

интонационного

и

ладового слуха, развитие творческой фантазии ребёнка.

Как говорил

Антуан де Сент – Экзюпери: «Гармония достигается не

тогда, когда уже нечего прибавить, но тогда, когда уже ничего нельзя отнять».

Каждый

учитель,

работая

с

детским

коллективом,

опирается

на

то,

что

наиболее

соответствует

его

склонностям,

увлечениям,

характеру.

Но

успешной

свою

работу

может

назвать

лишь

тот,

кто

постоянно

совершенствуется. Тот, кто ищет оптимальные пути проникновения музыки в

жизнь детей, воздействия музыки на них, на их души. Тот, кто каждого

ребенка

может

заинтересовать,

помочь

освободиться

от

комплексов,

приобрести веру в себя и смелость в индивидуальных выступлениях. Тот, кто

свободен от схем и стандартов.

В

ребенке

надо

обязательно

поддерживать

стремление

к

любому

творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты.

Пусть он пишет (напевает) нескладные мелодии, сочиняет забавные стихи,

рисует картинки, за всеми этими наивностями и нескладностями скрываются

искренние,

самые

истинные

творческие

способности

ребенка,

самые

подлинные проявления его чувств и мыслей.

Понимание того, что не урок ради урока, а интересный урок, наиболее

важен

школьнику

младшего

возраста…

Слушание

музыки

и

вокально

-

хоровое исполнение, пластическое интонирование, импровизация: всё это

необходимо

активно

сочетать.

Это

такие

виды

деятельности,

которые

развивают самостоятельное творчество, творческую жилку.

Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором

совпадают

и

процесс,

и

продукт.

Умение

сочинять,

придумывать

без

предварительной подготовки. Трудно представить урок, в котором бы не было

места для импровизации. Она во всём: в музыкальной деятельности детей, в

их ответах на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в уроке

свободном от штампов.

Импровизация

ставит

на

одну

ступень

несопоставимое:

только

что

развивающиеся

умения

школьников

с

деятельностью

профессиональных

композиторов.

Обучение творческой импровизации младших школьников на уроках музыки

позволяет:

1. Воспитать способность адаптироваться к окружающей действительности;

2. Стимулировать развитие внутреннего потенциала каждого;

3. Реализовать навыки независимости и самостоятельности в принятии

решений;

4. Задействовать творческую фантазию и воображение;

5. Объединить полученные умения и навыки с творчеством.

С чего же начинается детская импровизация? Какие навыки для нее

необходимы?

Музыкальный слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство

важны, но самым ценным является готовность учащихся к выражению своих

чувств, мыслей средствами музыки.

Используя такие элементы импровизации как умения:

озвучить имя, сочинить считалку, дразнилку, состоящую из одного или

двух музыкальных предложений;

продолжить начатую мелодию, пропеть окончание к заданной мелодии;

изменить по желанию темп, динамику в исполняемой попевке;

создать ритмическое сопровождение, ритмизацию слов....

придумать ритмическое сопровождение к песне, игре и исполнить его;

проявить себя в театральной постановке, в коллективном сочинении

сказок, рассказов

учащиеся не только развивают свои способности и таланты, сколько

проявляют стремление к поиску прекрасного, бесстрашие и риск в

освоении новых приёмов.

Наши

ученики

подвижные

и

впечатлительные,

мечтательные

и

любопытные учатся слушать музыку, переживать и выражать собственные

чувства

и

мысли.

Пытаются

самостоятельно

найти

связь

музыки

с

повседневной жизнью. Исполняя песню, они представляют себе и то, о чём

говорится в словах, того, кто поет эти слова: как он выглядит, как двигается.

Поэтому легко могут перейти от представлений к изображению того, что

представляют. В результате работы появляется настоящий художественный

продукт

в

виде

двигательных,

танцевальных,

музыкальных,

звуковых

и

изобразительных этюдов, спектаклей и живых картин.

Чувствуя себя на занятиях свободно, естественно школьники накапливают

впечатления,

развивают

вокально-слуховые

представления,

осваивают

музыкально - ритмические упражнения, открывают только свой, пусть и

маленький мир.

Нам, педагогам, необходимо не забывать восхищаться каждой маленькой

«победой»,

развивать

стремление

к

творчеству,

не

сдерживать

его

определёнными рамками.

Таким

образом,

можно

выделить

основные

виды

творческой

импровизации на уроках музыки:

пластическое интонирование

-творчество учащихся: драматизация

-речевая: ритмическая, вокальная

- имитация: игра на простейших инструментах (металлофон, ложки, дудочки

и т.д.);

-инсценизация, театрализация: коллективное создание рассказов, диалогов,

сказок;

- вокально – хоровое музыцирование;

- формирование и коррекция опорных знаний;

- установка ассоциативных соответствий;

- слушание музыки, определение характера, выявление (оговаривание)

образа музыки.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая

музыку, ребенок всегда слышит не столько то, что заложено в ней

композитором, сколько то, что под ее влиянием создает его собственное

творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нем

сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее

восприятия.

Всё это:

даёт детям возможность быть вместе с героем или даже на его месте;

помогает им, хотя бы в воображении, увидеть себя в другой жизни;

даёт возможность понять, почему была написана именно эта тема;

даёт возможность каждому учащемуся выразить своё понимание

музыкального сочинения;

помогает задуматься о своём месте в этой жизни;

учит искусству слушать и слышать, а значит и искусству переживать.

Таким образом, творческая деятельность на уроке музыки проявляется: в

различных

формах

самостоятельной

интерпретации

музыки:

рисунком,

цветом, жестом, словом (устным и письменным), сравнительным анализом,

придумыванием заглавия и т.д . В создании «своей музыки», ритмизации слов

и

стихов,

озвучивании

стихов

и

картин,

выборе

инструментов

для

аккомпанемента,

сочинении

мелодий.

Но

возможно,

что

оно

будет

проявляться в виде творческого исполнения, творческого музыцирования.

При этом система творческих заданий должна усложнятся.

Использование театрального «приема отождествления», слияние своего

«я»

с

образом,

мыслью,

которую

необходимо

раскрыть

в

исполняемом

произведении.

Прием

предполагает

не

только

знание

эпохи,

истории

создания, мировоззрения, но органическое «проживание» художественного

образа произведения.

К сожалению, в процессе музыкальных занятий ребенок и музыка

остаются

разобщенными,

отчужденными

друг

от

друга.

Музыка

воспринимается

как

нечто

«внешнее»

для

ребенка.

Поэтому

возникает

необходимость в решении проблемы: заниматься музыкой нужно не потому,

что «так надо», поскольку она создана человеком, а потому что музыка - это

сам человек, сам ребенок. Задача учителя увидеть в спонтанных проявлениях

ребенка элементы потенциального творчества, придать им художественное

направление.

Самым

доступным

и

естественным

здесь

является

детский

голос: «игра» своим голосом, первые осмысленные интонационные опыты

ребенка.

При

таком

процессе

можно

ожидать

пусть

наивное,

но

самостоятельное

возникновение

музыкальной,

но

уже

художественной

мысли,

которая

может

подчас

выразиться

в

непредсказуемой,

непредвиденной форме: от интонации-высказывания в двух-трех нотах до

цельных развернутых построений.

Выделяют

три

основных

вида

импровизационной

деятельности:

двигательная

(музыкально-ритмические

движения,

пластиче ское

интонирование), вокальная и инструментальная (ритмическая и оркестровая).

Каждый

вид

импровизационной

деятельности

направлен

на

развитие

определённых навыков и умений в создании собственных импровизаций. В

основе двигательной импровизации лежит развитие у младших школьников

восприятия

музыкальных

образов

и

умения

отразить

их

в

движении.

Вокальные

импровизации

развивают

музыкальный

внутренний

слух,

способствуют

развитию

активного

и

чистого

интонирования,

а

также

целостному

восприятию

музыкальных

произведений.

Инструментальная

импровизация

осуществляется

через

игру

на

детских

музыкальных

инструментах, что способствует развитию музыкальной памяти, обогащению

музыкального

«багажа»

учащихся,

изучению

тембров

различных

музыкальных

инструментов

и

приёмов

игры

на

них.

Данный

вид

импровизационной деятельности ценен ещё и тем, что может применятся в

самых

различных

условиях

как

на

занятиях

с

педагогом,

так

и

в

с а м о с т о я т е л ь н о й

м у з ы к а л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и .

В качестве универсального приёма организации импровизационной

деятельности

выступают

музыкальные

игры.

Чаще

всего

при

импровизировании

от

ученика

требуется

умение

продолжить

начатую

учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с

этим

достаточно

широко

распространенным

приемом

не

следует

отказываться

и

от

другого

импровизирования

мелодии

с

выходом

за

пределы

привычных

мажорно-минорных

ладовых

соотношений,

когда

мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить

во

всевозможные

«вопросительные»,

«незавершенные»

интонации.

Примером двигательных

импровизаций служат

пляски-импровизации.

Пляска типа «зеркало». Дети стоят по кругу. Педагог предлагает нескольким

детям показать движения, а остальным повторить их. Такую пляску можно

разнообразить

тем,

что

на

первую

часть

музыкального

произведения

несколько детей показывают движения, а все их повторяют, и на вторую часть

все

выполняют

одно

заранее

показанное

педагогом

движение,

например

кружение. При показе движений солистами им предлагается не повторять

д в и ж е н и й

т о в а р и щ а ,

а

п р и д у м ы в а т ь

ч т о - т о

н о в о е ,

с в о ё .

Пляска-импровизация

1. Всем

детям

даётся

задание

придумать

плясовое

движение

для

первой

части

музыкального

произведения.

Сидя

у

инструмента,

они

слушают

музыку,

а

затем

по

очереди

показывают

придуманное движение. Движение ко второй части показывает педагог. Он

вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие

характеру музыки и форме музыкального произведения. Учитель записывает

их и составляет фигуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с

огромным удовольствием – ведь они сами её придумали! В ходе первичных

исполнений пляски педагог подсказывает детям последовательность фигур.

П р и м е р ы

в о к а л ь н ы х

и м п р о в и з а ц и й .

Игра «Музыкальное эхо». Педагог поёт начало фразы или мотива из двух

восходящих

ступеней

(например,

I-V),

ученики

должны

ответить

ему

обратной фразой (V- I). Для этого предварительно педагог играет отдельные

звуки (диапазон оговаривается заранее), учащиеся исполняют их голосом.

Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договорится,

какими

звуками

педагог

и

учащиеся

ограничиваются

(например,

тремя

первыми

ступенями

звукоряда).

Уащиеся

пропевают

мотивы-ответы,

состоящие из предложенных ступеней. После освоения большего количества

ступеней, ученикам предоставляется возможность сымпровизировать своё

окончание при любом сочетании этих ступеней. Эта игра может вводится на

первых уроках музыки, направленных на развитие вокальных импровизаций

у

м л а д ш и х

ш к о л ь н и к о в .

Игра

«Импровизатор». Педагог

играет

на

инструменте

гармоническую

последовательность, состоящую из главных ступеней лада, ученики после её

прослушивания на второй раз проигрывания должны спеть подходящую к

данной гармонии мелодическую линию. Педагог может записать главные

ступени лада, соответствующие гармонии, звучащей в играемой учителем

последовательности.

Учащиеся,

опираясь

на

предложенный

учителем

вариант вокальной импровизации, дописывают её каждый самостоятельно ( в

качестве домашнего задания) или в группах, предварительно составленных

учителем.

Для

получения

начальных

навыков

этой

игры

рекомендуется

учителю самому пропеть знакомую мелодию к предложенной гармонической

последовательности. (Рус.нар.песня «Ах, вы сени»; Рус.нар.песня «Во поле

б е р ё з а

с т о я л а »

и

п р . ) .

П р и м е р ы

р и т м и ч е с к о й

и м п р о в и з а ц и и .

Игра «Отзовись, кого зовут». Предварительно учащиеся называют по

очереди свои имена, а учитель, чётко повторив каждое, прохлопывает его

ритм; дети учатся делать так же. Замечаем, что в тех именах, где два удара,

сильнее то первый (Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-рис, И-ван); в других именах

по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та) или

т р е т ь е м

( А - л е к - с е й )

и

т. д .

в

з а в и с и м о с т и

от

и м ё н

д е т е й .

Составляются

группы

детей,

имена

которых

«прохлопываются»

одинаково.

Педагог

должен

заранее

наметить

такие

сочетания

имён

конкретных

детей,

которые

будут

участвовать

в

игре,

чтобы

получились

р и ф м о в а н н ы е

д в у с т и ш ь я ,

н а п р и м е р :

1.

Оля,

Катя,

Галя,

Дина

2.

Юленька,

Машенька,

В и т я ,

Ю р а ,

Ко л я ,

Д и м а .

З о еч ка ,

С а ш е н ь к а

Таким образом, целенаправленное и активное музыкальное развитие

младших

школьников

средствами

импровизации,

комплексное

и

рациональное применение видов импровизационной деятельности на уроке

музыки,

а

также

творческий

подход

учителя

музыки

способствуют

раскрытию

творческого

потенциала

младших

школьников,

развитию

их

способности

к

импровизации

и

музыкальному

развитию

в

целом,

и

соответственно к умению быстро адаптироваться, принимать решения, искать

н а и б о л е е

п р и е м л е м ы е

п у т и

р е ш е н и я

п о с т а в л е н н ы х

з а д а ч .

Опыт показывает, что обучение творческой импровизации младших

школьников

на

уроках

музыки,

позволяет

воспитать

в

их

способность

адаптироваться к социальной действительности. Младшие школьники хотя и

подвижные, впечатлительные, мечтательные, любопытные, но уже умеющие

серьезно размышлять и самозабвенно трудиться. Они прилежно учатся слушать

музыку, эмоционально переживают и выражают собственные чувства и мысли.

Обучение

средствами

музыкального

искусства

способствует

воспитанию

всесторонне

развитых,

адаптированных

к

современным

условиям

детей.

не тогда, когда уже нечего прибавить, но тогда, когда уже ничего нельзя отнять». Каждый

учитель, работая с детским коллективом, опирается на то, что наиболее соответствует его

склонностям, увлечениям, характеру. Но успешной свою работу может назвать лишь тот,

кто постоянно совершенствуется. Тот, кто ищет оптимальные пути проникновения музыки

в жизнь детей, воздействия музыки на них, на их души. Тот, кто каждого ребенка может

заинтересованность,

помочь

освободиться

от

комплексов,

приобрести

веру

в

себя

и

смелость в индивидуальных выступлениях. Тот, кто свободен от схем и стандартов. В

ребенке надо обязательно поддерживать стремление к любому творчеству, какими бы

наивными и несовершенными ни были результаты. Пусть он пишет нескладные мелодии,

сочиняет забавные стихи, рисует картинки, за всеми этими наивностями и нескладностями

скрываются

искренние,

самые

истинные

творческие

способности

ребенка,

самые

подлинные проявления его чувств и мыслей.

Понимание того, что не урок ради урока, а интересный урок, наиболее важен ребёнку,

слушание музыки и вокально - хоровое исполнение, необходимо активно сочетать такие

виды деятельности, которые развивают самостоятельное творчество, творческую жилку -

пластическое

интонирование,

импровизация,

инструментальное

музицирование,

драматизация.

Импровизация - это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс,

и продукт. Умение сочинять, придумывать без предварительной подготовки. Трудно

представить урок, в котором бы не было места для импровизации. Она во всём: в

музыкальной деятельности ребят, в их ответах на поставленный вопрос, в пластическом

интонировании, в уроке свободном от штампов.

Импровизация ставит на одну ступень – несопоставимое: только развивающиеся умения

школьников с деятельностью профессиональных композиторов.

Обучение творческой импровизации младших школьников на уроках музыки позволяет:

1. воспитать способность адаптироваться к окружающей действительности;

2. стимулировать развитие внутреннего потенциала каждого;

3. реализовать навыки независимости и самостоятельности в принятии решений;

4. задействовать творческую фантазию и воображение;

5. объединить полученные умения и навыки с творчеством.

С чего же начинается детская импровизация?

Какие навыки для нее необходимы?

Музыкальный слух, память, чувство ритма, развитое ладовое чувство важны, но самым

ценным является готовность учащихся к выражению своих чувств, мыслей средствами

музыки.

Используя такие элементы импровизации как умения:

озвучить имя, сочинить считалку, дразнилку, состоящую из одного или двух

музыкальных предложений;

продолжить начатую мелодию, написать окончание к заданной мелодии;

изменить по желанию темп, динамику, в исполняемой попевке;

создать ритмическое сопровождение, ритмизацию слов....

придумать ритмическое сопровождение к песне, игре и исполнить его;

проявить себя в театральной постановке, в коллективном сочинении сказок,

рассказов

учащиеся не только развивают навыки и умения, сколько проявляют стремление к

поиску прекрасного, бесстрашие и риск в освоении новых приёмов.

Мои ученики подвижные и впечатлительные, мечтательные и любопытные учатся слушать

музыку, переживать и выражать собственные чувства и мысли. Пытаются самостоятельно

найти связь музыки с повседневной жизнью. Исполняя песню, они представляют себе и

то, о чём говорится в словах, того, кто поет эти слова: как он выглядит, как двигается.

Поэтому легко могут перейти от представлений к изображению того, что представляют. В

результате работы настоящий художественный продукт в виде двигательных,

танцевальных, музыкальных, звуковых и изобразительных этюдов, спектаклей и живых

картин.

Чувствуя себя на занятиях свободно, естественно ребята накапливают впечатления,

развивают вокально-слуховые представления, осваивают музыкально - ритмические

упражнения, открывают только свой, пусть и маленький мир.

Нужно лишь восхищаться каждой маленькой «победой», развивать стремление к

творчеству, не сдерживать его определёнными рамками.

Импровизация

Пластическое интонирование

Музицирование

Творчество учащихся

Драматизация

Речевая

ритмическая

ритмическая

вокальная

Имитация

игры на инструменте

Инсценизация, театрализация, коллективное создание рассказов, диалогов, сказок,

Вокально – хоровое музицирование

Формирование и коррекция опорных знаний

Установка ассоциативных соответствий

Слушание музыки, определение характера – образа музыки.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку,

ребенок всегда слышит не столько то, что заложено в ней композитором, сколько то, что

под ее влиянием создает его собственное творческое воображение. Так, прослушанное

произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и

субъективного ее восприятия.

Всё это:

даёт детям возможность быть вместе с героем или даже на его месте;

помогает им, хотя бы в воображении, увидеть себя в другой жизни;

даёт возможность понять, почему была написана именно эта тема;

аёт возможность каждому учащемуся выразить своё понимание музыкального

сочинения;

помогает задуматься о своём месте в этой жизни;

учит искусству слушать и слышать, а значит и искусству переживать.

Таким образом, творческая деятельность на уроке музыки проявляется: в различных

формах самостоятельной интерпретации музыки: рисунком, цветом, жестом, словом

(устным и письменным), сравнительным анализом, придумыванием заглавия и т.д . В

создании «своей музыки», ритмизации слов и стихов, озвучивании стихов и картин,

выборе инструментов для аккомпанемента, сочинении мелодий. Но возможно, что оно

будет проявляться в виде творческого исполнения, творческого музицирования. При этом

система творческих заданий должна усложнятся усложняются.

Использование театрального «приема отождествления», слияние своего «я» с образом,

мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Прием

предполагает не только знание эпохи, истории создания, мировоззрения, но органическое

«проживание» художественного образа произведения.

К сожалению, в процессе музыкальных занятий ребенок и музыка остаются

разобщенными, отчужденными друг от друга. Музыка воспринимается как нечто

«внешнее» для ребенка. Поэтому возникает необходимость в решении проблема:

заниматься музыкой нужно не потому, что «так надо», поскольку она создана человеком, а

потому что музыка - это сам человек, сам ребенок. Задача учителя увидеть в спонтанных

проявлениях ребенка элементы потенциального творчества, придать им художественное

направление. Самым доступным и естественным здесь является детский голос: «игра»

своим голосом, первые осмысленные интонационные опыты ребенка. При таком процессе

можно ожидать пусть наивное, но самостоятельное возникновение музыкальной, но уже

художественной мысли, которая может подчас выразиться в непредсказуемой,

непредвиденной форме: от интонации-высказывания в двух-трех нотах до цельных

развернутых построений.

Выделяют

три

основных

вида

импровизационной

деятельности:

двигательная

(музыкально-ритмические

движения,

пластическое

интонирование),

вокальная

и

инструментальная

(ритмическая

и

оркестровая).

Каждый

вид

импровизационной

деятельности

направлен

на

развитие

определённых

навыков

и

умений

в

создании

собственных

импровизаций.

В

основе

двигательной

импровизации

лежит

развитие

у

младших школьников восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении.

Вокальные

импровизации

развивают

музыкальный

внутренний

слух,

способствуют

развитию

активного

и

чистого

интонирования,

а

также

целостному

восприятию

музыкальных

произведений.

Инструментальная

импровизация

осуществляется

через

игру на детских музыкальных инструментах, что способствует развитию музыкальной

памяти, обогащению музыкального «багажа» учащихся, изучению тембров различных

музыкальных инструментов и приёмов игры на них. Данный вид импровизационной

деятельности ценен ещё и тем, что может применятся в самых различных условиях – как

на

занятиях

с

педагогом,

так

и

в

самостоятельной

музыкальной

деятельности.

В

качестве

универсального

приёма

организации

импровизационной

деятельности

выступают музыкальные игры. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется

умение

продолжить

начатую

учителем

мелодию

и

завершить

ее

в

тонике

заданной

тональности. Наряду с этим достаточно широко распространенным приемом не следует

отказываться

и

от

другого

импровизирования

мелодии

с

выходом

за

пределы

привычных

мажорно-минорных

ладовых

соотношений,

когда

мелодия

вовсе

не

обязательно

должна

завершаться

тоникой,

а

может

уходить

во

всевозможные

« в о п р о с и т е л ь н ы е » ,

« н е з а в е р ш е н н ы е »

и н т о н а ц и и .

Примером д в и г а т е л ь н ы х

и м п р о в и з а ц и й с л у ж а т

п л я с к и - и м п р о в и з а ц и и .

Пляска

типа

«зеркало». Дети

стоят

по

кругу.

Педагог

предлагает

нескольким

детям

показать движения, а остальным повторить их. Такую пляску можно разнообразить тем,

что на первую часть музыкального произведения несколько детей показывают движения, а

все их повторяют, и на вторую часть все выполняют одно заранее показанное педагогом

движение, например кружение. При показе движений солистами им предлагается не

п о вт о р я т ь

д в и ж е н и й

т о в а р и щ а ,

а

п р и д у м ы в ат ь

ч т о - т о

н о в о е ,

с в о ё .

Пляска-импровизация 1. Всем детям даётся задание придумать плясовое движение для

первой части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а

затем

по

очереди

показывают

придуманное

движение.

Движение

ко

второй

части

показывает

педагог.

Он

вместе

с

детьми

отмечает

наиболее

красивые

движения,

соответствующие характеру музыки и форме музыкального произведения. Воспитатель

записывает их и составляет фигуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с

огромным удовольствием – ведь они сами её придумали! В ходе первичных исполнений

п л я с к и

п е д а г о г

п о д с к а з ы в а е т

д е т я м

п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

ф и г у р .

П р и м е р ы

в о к а л ь н ы х

и м п р о в и з а ц и й .

Игра «Музыкальное эхо».Педагог поёт начало фразы или мотива из двух восходящих

ступеней (например, I-V), ученики должны ответить ему обратной фразой (V- I). Для этого

предварительно

педагог

играет

отдельные

звуки

(диапазон

оговаривается

заранее),

учащиеся

исполняют

их

голдосом.

Затем

следуют

краткие

мотивы-вопросы

(предварительно надо договорится, какими звуками педагог и учащиеся ограничиваются

(например, тремя первыми ступенями звукоряда). Уащиеся пропевают мотивы-ответы,

состоящие из предложенных ступеней. После освоения большего количества ступеней,

ученикам предоставляется возможность сымпровизировать своё окончание при любом

сочетании

этих

ступеней.

Эта

игра

может

вводится

на

первых

уроках

музыки,

направленных

на

развитие

вокальных

импровизаций

у

младших

школьников.

Игра

«Импровизатор». П ед а го г

и г р а е т

н а

и н с т рум е н т е

г а р м о н и ч е с к у ю

последовательность,

состоящую

из

главных

ступеней

лада

,

ученики

после

её

прослушивания

на

второй

раз

проигрывания

должны

спеть

подходящую

к

данной

гармонии

мелодическую

линию.

Педагог

может

записать

главные

ступени

лада,

соответствующие

гармонии,

звучащей

в

играемой

учителем

последовательности.

Учащиеся,

опираясь

на

предложенный

учителем

вариант

вокальной

импровизации,

дописывают её каждый самостоятельно ( в качестве домашнего задания) или в группах,

предварительно составленных учителем. Для получения начальных навыков этой игры

рекомендуется

учителю

самому

пропеть

знакомую

мелодию

к

предложенной

гармонической последовательности. (Рус.нар.песня «Ах, вы сени»; Рус.нар.песня «Во

п о л е

б е р ё з а

с т о я л а »

и

п р . ) .

П р и м е р ы

р и т м и ч е с к о й

и м п р о в и з а ц и и .

Игра «Отзовись, кого зовут». Предварительно учащиеся называют по очереди свои имена,

а учитель, чётко повторив каждое, прохлопывает его ритм; дети учатся делать так же.

Замечаем, что в тех именах, где два удара, сильнее то первый (Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-

рис, И-ван); в других именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором

(Ни-ки-та)

или

третьем

(А-лек-сей)

и

т.д.

в

зависимости

от

имён

детей.

Составляются

группы

детей,

имена

которых

«прохлопываются»

одинаково.

Педагог

должен

заранее

наметить

такие

сочетания

имён

конкретных

детей,

которые

будут

участвовать

в

игре,

чтобы

получились

рифмованные

двустишья,

например:

1 .

О л я ,

К а т я ,

Г а л я ,

Д и н а

2 .

Ю л е н ь к а ,

М а ш е н ь к а ,

В и т я ,

Ю р а ,

К о л я ,

Д и м а .

З о е ч к а ,

С а ш е н ь к а

Таким образом, целенаправленное и активное музыкальное развитие младших школьников

средствами

импровизации,

комплексное

и

рациональное

применение

видов

импровизационной деятельности на уроке музыки, а также творческий подход учителя

музыки

способствуют

раскрытию

творческого

потенциала

младших

школьников,

развитию

их

способности

к

импровизации

и

музыкальному

развитию

в

целом.

С п и с о к

и с п о л ь з о в а н н ы х

и с т о ч н и к о в :

1. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. / Музыкальное воспитание в

ш к о л е ,

в ы п . 1 1 . - М :

М у з ы к а , 1 9 7 6 ,

с . 5 8

2. Творческая деятельность учащихся на уроке музыки. / под ред. В.

Cписок литературы

1. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. - М., 1980.

2. Гальперин Г. Как приходят новые идеи //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под.

ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.В. Петухова. - М.: Из-во МГУ, 1981.

3. Пуанкаре А. Математическое творчество //Арамар Ж. Исследование процесса изобретения в области

математики. - М., 1970.

4. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез.

докл. V Всесоюзного съезда психологов. - М., 1977.

5. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. - М., МИП N В Магистр, 1992.

6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных

предметов. - М.: Педагогика, 1972.

Итак, уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в

творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями,

умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной

расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на

уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность

ребенка. Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки

учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства

способствует более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии,

воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных

человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию

креативности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Творческая мастерская (из опыта работы)

Работа «Творческой мастерской», как составной авторской части учебной рабочей

программы курса учебного предмета «МУЗЫКА», имеет место не более одного раза в

месяц (целый урок), или два раза в месяц (модуль урока). «Творческая мастерская» на

моих уроках представляет собой сочетание заданий, способствующих развитию

креативного мышления, индивидуализации ребенка, повышению его самооценки,

позитивного настроения.

Задачи работы «Творческой мастерской»:

1.

Создание атмосферы творческого сотрудничества.

2.

Сплочение коллектива как творческого организма.

3.

Достижение понимания учеником, что он индивидуален.

4.

Возможность органичного соединения образной мысли

и практической деятельности.

Задания «Творческой мастерской» должны иметь четкий план исполнения (алгоритм). Они

несложные, но творческие по воплощению, не повторяются в течении курса, но могут

центрически развиваться, усложнятся от класса к классу, например:

2кл. «Театральный билет», 3кл. «Театральная афиша», 4кл. «Театральная декорация».

5кл. «Разгадай кроссворд», 6кл. «Обратный кроссворд», 7кл. «Составь свой кроссворд».

При составлении творческого задания я учитываю:

- возрастные особенности учащихся

- текущую тему раздела

- технические возможности кабинета

- материальные возможности учащихся

Ребята всегда ждут уроков, состоящих из элементов творческих заданий. Обычно я

предупреждаю предварительно, что необходимо иметь. Иногда работу творческой

мастерской готовлю сама (распечатываю клише работы, музыкальные ребусы, основы

кроссвордов).

В творческом задании «Частушки - хохотушки» ребята сочиняют свою частушку, а после

исполняют их вместе, надевая элементы русского костюма, взяв простейшие музыкальные

инструменты (ложки, бубен, колокольчики). Это задание порой раскрывает все секреты

класса (кто кому нравится, кто с кем подрался, кто пролил суп в столовой), таким образом,

ученики с юмором, по-доброму разрешают некоторые конфликты, улыбаются над собой.

При составлении очередного творческого задания я учитываю тип деятельности

предыдущего. Если это были «Частушки-хохотушки», то следом за вербальной

деятельностью ввожу «Музыку на мольберте» для изобразительно-сдуховой деятельности.

Таким образом, мы видим чередование и разнообразие творческой работы.

Конечно, творческие задания дифференцируются по возрастному принципу. Для учащихся

старшего возраста (5-7 кл.) это могут быть мои авторские тесты. Разнообразие

обеспечивает иллюстративность. Это видео-вопросы или видео-тесты целиком

(комплектование кабинета мультимедийной техникой это позволяет). Также имеют место

творческие провокационные вопросы, которые требуют неформального ответа.

Кроссворды для 7 классов требуют знаний современных музыкальных направлений,

фактов биографии известных музыкантов.

Приложение

Необходимостью проведения «Творческой мастерской» стала демонстрация работ

учащихся на аудиторию конкретного класса, а позже на школьном уровне (родители,

классный руководитель, сверстники). Ребята делают небольшие выставки с названиями,

аналогичными заданиям, делают творческие вклейки в рабочие тетради, креативные

сюрпризы.

Вот некоторые темы-задания «Творческой мастерской» в различных классах:

Класс

Темы-задания «Творческой

мастерской»

1 класс

2класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

«Слова. Краски. Звуки»

«Музыка на мольберте»

«Любимый герой песни»

«Частушки-хохотушки»

«Ключ-невидимка»

«Музыкальный ребус»

«Музыкальный синквейн»

См. приложение к критерию 1.

Ребята ждут отзыва о своей работе, сами обсуждают творчество друг друга. Это

положительно сказывается на эстетической социализации ребенка в обществе. Ни разу не

было случая конфликта или обиды, только положительные эмоции. Я восхищаюсь

работами сама и поддерживаю в учениках положительные оценки творчества друг друга.

Вывод

Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, основной

задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально –

эстетического образования. На уроке музыке, как уроке искусства, освоение всех

элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую

радость познания. Это одно из главных направлений педагогической деятельности в

школе. Сам принцип проведения урока музыки основывается, прежде всего, на

оптимизации воображения, развитии эмоционально-образной сферы учащихся. Целый ряд

психологических явлений превращает эстетическое переживание в сотворчество: это –

сопереживание, вовлечение, вживание, соучастие и т.д.

Развитие творческого мышления учащихся имеет продолжение и в последующих классах,

где глубокое переживание художественных произведений осмысливают в своих мини-

сочинениях о музыке. Анализ творческих работ (из опыта Н. Н. Мороз) показал, что дети

подчеркивают огромную связь музыкального искусства с жизненными ситуациями. Что

она с большой силой способна влиять на человека, помогать в разных жизненных

ситуациях и, главное, воспитывать благородство, гуманность, доброту.

Итак, по моему мнению, для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и,

тем более, специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что

делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств

человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о

том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие:

формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится

чутким к красоте в искусстве и в жизни, а отсутствие полноценных музыкально-

эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и

общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и

навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной

расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на

уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность

ребенка. Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки

учителя на созидание во всех видах деятельности. Комплексное освоение искусства

способствует более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии,

воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных

человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию

креативности.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию

личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение,

активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.



В раздел образования