Напоминание

"Особенности эстрадного вокала в начальных классах школ искусств"


Автор: Лозицкая Галина Федоровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: Советского района г. Брянска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности эстрадного вокала в начальных классах школ искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

«Особенности эстрадного вокала

в начальных классах школ искусств».

Выполнила: Лозицкая Галина Федоровна – преподаватель

МУБ ДО «Центр внешкольной работы» Советского района г. Брянска

2018 год

1

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

ТЕХНИКА ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

3.

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ, ВИДЫ ДЫХАНИЯ

4.

УПРАВЛЕНИЕ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ

5.

ДИКЦИЯ

6.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

1.ВВЕДЕНИЕ

Эстрадный вокалэто одно из современных направлений искусства пения.

Имея много общего с академическим, классическим вокалом, эстрадный вокал

имеет свою эстетику. Классический звук – закрытый, притемнённый, очень

красивый. Технологически формируется во рту, на куполе, собирается в пучок,

выравнивается,

тембрально

нивелируется.

Но

это

звук

искусственный.

Эстрадный

звук

разговорный,

очеловеченный.

Он

возник

из

джаза

как

подражание инструментам джазового оркестра, это жонглирование звуком, игра

им. В основе пения лежит принцип: «как говоришь – так и пой». Однако это не

означает, что петь нужно точно так же, как говорить. В классическом вокале

слово подчиняется законам мелодии, т.е. мелодия находится на первом плане

(исключая

искания

композиторов

XX

века).

В

эстрадном

вокале

слово

вырывается из плена мелодии и становится основополагающим: так, если в

классическом вокале пропевается каждый слог, то техника эстрадного вокала

предполагает

пропевание

только

важных

(главных)

в

смысловом

значении

слогов, а остальные звуки выразительно проговариваются.

Эстрадное

пение

демократический,

широко

популярный

жанр

в

современной музыке, который успешно осваивает музыкально одарённые дети.

Эстрадная манера пения – это манера общения, манера свободы выражения

чувств. Отсюда и особенности художественного выражения. Каждая песня это

маленький трёх-пятиминутный законченный спектакль. Наряду с общими для

всех

вокальных

стилей

задачами

по

созданию

художественного

образа,

эстрадный вокал предполагает полную свободу и раскованность, умение владеть

не только голосом, но и телом, т.е. эстрадный певец должен уметь легко и

непринуждённо двигаться по сцене, танцевать. Ведь «нет маленьких ролей –

есть маленькие актёры».

Отличительные черты эстрадного произведения:

О с о б у ю

р о л ь

о т в о д я т

с о в р е м е н н ы е

п е д а г о г и –

музыканты эстрадному творчеству,

как

самому

современному

и

на

данный

момент

популярному

виду

музыкального

исполнительства.

Зрелищность

и

максимальная насыщенность всех средств художественной выразительности,

свойственных

произведениям

музыкальной

эстрады,

их

яркость

и

запоминаемость,

четкий,

яркий,

разнообразный

танцевальный

ритм,

красочность оркестровки, виртуозность исполнения, различного рода эффекты,

в

том

числе

звукоподражательные,

имитация

звучания

экзотических

музыкальных

инструментов,

все

эти

вышеперечисленные

особенности

эстрадного произведения в значительной степени активизирует эмоциональную

отзывчивость

слушателя,

помогает

непроизвольному

запоминанию

музыкального материала и поддерживает интерес к музыке.

И м е н н о

в

п е р и од

д е т с т ва

ва ж н о

р е а л и зо ват ь

творче ский

потенциал ребенка, сформировать

певческие

навыки, приобщить д е т е й

к

певческому искусству. Младший школьный возраст является самым подходящим

3

д ля

д о с тиже ния

э той

це ли. Поэтому важно

отметить

о собенно сти

эстрадного музыкального произведения, благодаря которым достижение этой

цели

возможно.

Это

простые

средства

художественной

выразительности

и

музыкального языка (мелодии, гармонии, ритма), яркое образное содержание,

четкая

ритмическая

основа,

многообразие

и

яркость

выразительных

и

изобразительных

средств,

рассчитанные

на мгновенное

воздействие на

маленького слушателя.

Благодаря описанной выше структуре детской эстрадной песни, процесс

усвоения младшими школьниками основ музыкального искусства становится не

только

информативным,

но

и

увлекательными.

Во

время

исполнения

эстрадного

произведения развиваются

двигательные

способности,

чувство

ритма.

Движения

ребенка

становятся

более

уверенными,

раскованными,

эмоциональными.

Имея

перед

собой

образец

исполнения

эстрадной

песни,

получаемый

практически

каждый

день

из

средств

массовой

информации,

ребенок активно стремится

подражать

ему,

он

желает

научиться

красиво

и

грамотно петь и двигаться на сцене, быть признанным в своем окружении,

поэтому работа над эстрадным произведением легка и плодотворна.

Занятия

по

обучению

эстрадному

исполнительству

состоят

из

двух

основных частей, в процессе которых происходит формирование вокальных,

эмоциональных и актерских навыков, необходимых для получения конечного

результата:

1. Работа над постановкой певческого голоса (очень сложный, трудоемкий,

занимающий много времени процесс, подробное описание которого требует

отдельного

внимания).

В

него

входит исполнение

вокальных

упражнений,

которые служат для распевания, на них отрабатываются основные вокальные

навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование), подготовка к

работе над эстрадным произведением - создание эмоционального настроя, и

введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой.

2.

Работа над певческим репертуаром с учетом возрастных особенностей.

Для раскрытия творческой индивидуальности ребенка необходима тщательно

продуманная

работа

педагога.

Заключается

она

в подборе

и

адаптации

музыкального

материала для

каждого

конкретного

ребёнка

либо

для

определённого состава ансамбля.

Желательно

использовать

только высокохудожественные

произведения,

обладающие выразительной мелодией, богатой гармонией, грамотным текстом,

помогающие

воспитывать

у

детей

культуру

исполнения

и

прививать

эстетический вкус.

Для детей младшей возрастной категории наиболее приемлемыми являются

ансамблевые произведения. Дети учатся петь всей группой, дуэтом, трио, соло,

перекличкой.

Таким

образом,

приобретаются

навыки

вокального

искусства:

чистота интонирования, правильность дыхания и звукоизвлечения, напевность

голосоведения, дикция и артикуляция, а также гармонический и мелодический

слух.

4

Песни

должны

быть

эмоциональными,

динамичными,

с

обязательным

использованием

игровой

формы,

несложные

по

тексту

и

мелодическому

рисунку.

Диапазон

песни

не

должен

быть

более

квинты,

с

запоминающейся

мелодией и классической гармонизацией.

Подбор

репертуара

солистам

и

ансамблям

проходит

с

учетом

индивидуальных особенностей исполнителей, перед которыми ставится задача

достижения конкретных целей.

Наряду

с

простотой

музыка

легкого

жанра

представлена,

как

правило,

малыми

формами, что

предполагает

легкое

и

быстрое

восприятие

при

разучивании

музыкального

материала.

Это

особенно

важно

учитывать

в

музыкальном

обучении

и

воспитании

младших

школьников,

поскольку

музыкально

слуховые

проявления

детей

этого

возраста

отличаются

сосредоточением

слухового

внимания

лишь

на

коротких,

лаконичных

музыкальных

произведениях,

коими

и

являются

музыкальные

произведения

эстрадного жанра. Кроме того, дети младшего школьного возраста легко и

быстро запоминают интересный, занимательный для них учебный материал,

тяготея к ярким и эмоционально впечатляющим и событиям.

Однако,

учитывая

возрастные

особенности,

не

стоит

забывать,

что

воздействие

элементов

занимательности

на

учащихся

будет

лишь

кратковременным. Наиболее правильный способ сделать так, чтобы во время

работы

над

песней учащиеся

решали

учебно-познавательные

задачи,

сталкивались с проблемными ситуациями и решали их творчески.

Воспитывать эстрадные навыки надо в такой же последовательности, в

какой

работают

с

учеником

над

преодолением

всяких

других

трудностей:

начинать с небольшого и несложного, и постепенно переходить к большому и

более сложному.

Не

нужно

ограничивать

ребенка

копированием

показанного

педагогом

варианта

исполнения

произведения.

Ведь

основой

творческого

развития

младших

школьников

является

импровизационная

природа

эстрадного

музыкального искусства, способствующая вовлечению учащихся в активную

творческую деятельность с использованием основных средств художественной

выразительности музыкального языка.

Несмотря на то, что эстрадное пение один из самых доступных видов

творческой

музыкальной

деятельности,

процесс

воспитания

исполнителя

эстрадного произведения достаточно сложный и требует системы.

Эстрадный

репертуар

пользуется

большой

популярностью

у

публики.

Поэтому исполнители эстрадной песни обязательно выступают на концертах

эстрадной

музыки.

Концертное

выступление

важный

этап

обучения

эстрадному вокалу, где через преодоление волнения исполнитель показывает

результат своей работы.

5

2. ТЕХНИКА ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ

В обычной ситуации дыхательная система работает автоматически, без

каких-то дополнительных усилий, при оптимальном дыхании во время пения

устанавливается баланс между воздухом и мышцами.

Процесс управления дыханием должен протекать максимально комфортно

по

отношению

к

музыкальным

задачам.

Для

этого

во

время

пения

нужно

сохранять правильную позу: не поднимать грудь и плечи, чтобы сделать вдох,

следить за тем, чтобы грудь не опускалась при выдохе. Тогда диафрагма будет в

состоянии

свободно

двигаться

и

автоматически

управляться

брюшными

мышцами. Во время пения нужно стоять, равномерно распределив опору на обе

ноги, расправив плечи, расслабившись. Необходимо помнить: чем комфортнее

себя чувствуешь, тем лучше звук. Для этого проделать следующее: затылок не

задирать, снять зажимы, погладить, пошевелить голову, ощутить стержень на

пояснице.

Количество используемого воздуха, даже при громком пении, должно быть

достаточным для поддержания вибрации голосовых связок – ни больше, ни

меньше – так звук будет получаться безо всякого напряжения. Любой дисбаланс

означает напряжение и усилие.

Процесс обучения певческому дыханию проходит в два этапа:

ВДОХ.

В нём принимают участие мышцы спины и живота. Физическое ощущение

- как будто нюхаешь цветок. Взять глоток (не много и не мало) на «дно».

Вдохнуть как можно ниже, «в ноги»: представить, как дыхание течёт тёплым

воздухом из носа по позвоночнику и заполняет ноги, как надувная кукла или

резиновые штаны.

Мышцы работают так: живот выпячивается вперёд, диафрагма опускается,

грудная клетка раздвигается и остаётся в удобном приподнятом положении.

Можно представить, будто на боках жабры, и дышать «жабрами». Кто плохо

ощущает живот, пусть дышит боками или спиной. Положить свои руки на рёбра

ученику и сказать: «Раздвигай мои руки рёбрами», или «Ощути, как тебе тесно

становится в ремне».

Теперь нужно зафиксировать вдох и ощущение вдоха мышцами живота (не

груди!). Рёбра расширились и «запомнили» это положение, не провалились.

Результат:

воздух

наполняет

лёгкие.

Вы

можете

регулировать

процесс

вдоха.

ВЫДОХ.

Во время пения происходит не так, как при обычном дыхании, он должен

быть равномерным и свободным. Чтобы регулировать количество поступающего

на

голосовые

связки

воздуха,

вы

должны

уметь

контролировать

скорость

выдоха. Межрёберные мышцы продолжают участвовать в процессе расширения

грудной

клетки

(следовательно,

и

лёгких)

в

то

время

как

контроль

осуществляется

при

помощи

брюшных

мышц.

Эти

мышцы

медленно

и

6

постепенно подталкивают вашу диафрагму (находящуюся в состоянии упругого

натяжения) в сторону лёгких. Мышцы «помнят» ощущение вдоха и остаются в

нём до конца выхода - пения. Чтобы добиться этого, нужно

Выдох должен быть свободным, и звук сам течёт из тебя равномерно, не

надо его «толкать», он течёт, как воздух из дырки в надутом шарике.

Результат: высвободившийся воздух поступает на ваши голосовые связки.

Звук вокальный должен быть полным, объёмным, тембральным. У голоса

должно

быть

«дно»,

опора.

Опора

возможна

только

при

естественном,

сбалансированном пении без напряжения, но и не тихо, не задерживая в себе

звук, полным объёмом. Для этого снизу у звука всё время должен быть воздух,

звук как бы «лежит» на нём, опирается на него.

Процесс

пения

и

есть

процесс

выдоха.

При

выдохе

пении

должно

«звучать» всё тело, нужно научиться физически ощущать звук всем телом.

Объём голоса должен быть полным. Голос-выдох льётся сам, не надо ему

помогать, но и не надо «экономить», задерживать его в себе. Пение начинается

тогда, когда ощущаешь звук на дыхании, когда он совершенно свободен.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ, ВИДЫ ДЫХАНИЯ

Дыхание - не только важнейшая функция организма, но и эффективное

средство влияния на тонус мышц и воздействия на центры мозга. Медленное и

глубокое

дыхание

понижает

возбудимость

нервных

центров

и

способствует

мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий

уровень активности организма.

Большинство

людей

в

повседневной

жизни

используют

только

поверхностное

дыхание,

при

котором

заполняются

лишь

верхушки

легких.

Полное же дыхание включает заполнение нижней, средней и верхней части

легких.

Изменяя

вид,

ритм

дыхания,

продолжительность

вдоха

и

выдоха,

человек может влиять на многие, в том числе и психические функции.

Для начала можно освоить 2 вида дыхания:

-нижнее (брюшное);

-верхнее (ключичное).

Нижнее дыхание (брюшное) используется, когда необходимо преодолеть

излишнее

волнение,

побороть

тревогу

и

раздражительность,

максимально

расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является

самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее

количество легочных пузырьков (альвеол).

Алгоритм выполнения

брюшного дыхания:

Проводиться

брюшное

дыхание

следующим

образом:

сидя

или

стоя

необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на

дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые

внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется

7

медленный

вдох.

При

этом

живот

выпячивается

вперед,

мышцы

живота

расслаблены,

а

грудная

клетка

неподвижна.

Затем

на

следующие

4

счета

производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый

подтягиванием

мышц

живота

к

позвоночнику.

Перед

следующим

вдохом

следует пауза на 2-4 счета.

Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если

бы перед вашим носом, на расстоянии 1 - 15 см висела пушинка, которая не

должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что

ваше состояние стало более спокойным и уравновешенным.

Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда необходимо

взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к

активной деятельности.

Алгоритм выполнения ключичного дыхания:

Данный вид дыхания осуществляется энергичным глубоким вдохом через

нос, с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз

между вдохом и выдохом не производится. Уже после несколько циклов такого

дыхания

появится

ощущение

«мурашек»

на

спине,

свежести

и

прилива

бодрости.

Рекомендации

по

ведению:

далее

следует

блок

упражнений,

рекомендуемых

для

выполнения

в

группе,

совместно

с

психологом.

Нет

необходимости выполнять все из предложенных упражнений, что зависит от

временных рамок занятия, а так же от самой группы. Ведущий должен быть

подробно

ознакомлен

с

выполнением

каждого

из

представленных

ниже

упражнений.

4. УПРАВЛЕНИЕ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ

Когда

выдыхаемый

воздух

достигает

голосовых

связок,

они

вместе

с

другими

мышцами

гортани

управляют

потоком

воздуха,

определяя

таким

образом высоту и интенсивность вашего звука.

Эстрадный вокал – разговорный. Как говоришь, так и пой. Эстрадный звук

формируется губами, управляется губами, т.е. снаружи, на лице, а не внутри, во

рту. Чтобы звук был красивым, рот нужно открыть, звук не собирать в пучок, а

распустить его, петь открыто.

Задача – «достать» из ребёнка его природный, полный, тембральный голос,

научить петь полным объёмом голоса, свободно, не крича, «всем телом».

Голо совые

связки

с

каждой

пропеваемой

нотой

п о с тоя н н о

приспосабливаются к высоте звучания и динамике (уровню громкости).

Упрощённо

рассмотрим

этот

процесс

с

точки

зрения

физических

ощущений, которые испытывает при этом певец: грудной голос или грудной

резонатор

отвечает

за

нижнюю

часть

вашего

диапазона,

в

то

время

как

голосовой резонатор – за верхнюю. Часть диапазона, в котором смешиваются

свойства

как

грудного,

так

и

голосового

резонаторов,

называются

средним

8

резонатором

или

средним

голосом

(или

микстом).

Физические

ощущения,

которые певец испытывает при пении, являются результатом резонанса.

Резонанс –

это

фактор,

определяющий

уникальность

вашего

голоса.

Возникнув на связках, звук проходит определённые трансформации. Связанные

друг с другом полости, которые лежат кверху от гортани (включая и состояние

их стенок), усиливают волны одних частот и подавляют волны других. Этот

процесс

называется

резонансом.

Побочным

продуктом

резонанса

являются

физические ощущения. Низкие звуки ощущаются так, как будто они звучат во

рту и горле, а иногда и в груди – поэтому и возник термин «грудной голос».

Когда вы поёте выше, то ваш голос (конечно, если вы поёте правильно) как бы

уходит изо рта и движется всё дальше и дальше за мягкое нёбо, пока, наконец,

вы не почувствуете, что он исходит из задней части головы – отсюда термин

«головной голос».

Вибрация

голосовых

связок

определяет

начальное

качество

звука,

а

резонанс формирует его конечные характеристики, благодаря которым ваш голос

отличается от множества других голосов. Причина этого отличия кроется в

уникальной форме и размере вашей резонансной системы.

Звук надо искать путём ощущений: где лучше озвучивает, туда и посылать,

уметь направлять звук в разные части тела. Для этого есть упражнение: встать

прямо, положить одну руку на спину, другую на грудь. Петь любой примарный

тон на звук «а». Почувствовали вибрацию в спине – значит звук резонирует.

Потом поднести руку ко рту и ощутить звук во рту, потом – в голосе, или в носу.

Саму подачу звука не менять, только лишь сосредоточить внимание на разных

резонаторах.

Голос делится на регистры:

примарные звуки (зона) – самые удобные для пения;

грудной регистр – сочный;

головной регистр – звонкий, полётный.

Регистры надо выравнивать. Для этого ничего нельзя менять в подаче звука,

ощущать хорошо свои резонаторы. Потом ощущения разбавлять, смешивать –

микст. Красивый звук – ровный звук.

Оптимальный

способ

функционирования

для

голоса

является

естественная

техника пения в речевой позиции.

5. ДИКЦИЯ

Прекраснейшим средством

развития

дикции

являются

скороговорки,

однако,

существуют

определённые

правила

для

их

чтения,

при

нарушении

которых они приносят не пользу, а вред.

Правила эти очень просты: сначала надо прочесть все скороговорки очень

медленно

и

правильно

произнося

все

звуки,

предоставив,

таким

образом,

возможность вашему подсознанию ознакомиться со спецификой этого текста.

9

Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость чтения,

однако не следует читать быстрее, чем вы способны совершенно правильно

произносить

слова,

и

при

малейшем

признаке

того,

что

ваше

чтение

превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному прочтению и

вновь постепенно увеличивать скорость.

Работая со стихотворениями и скороговорками, очень важно увеличивать

интенсивность

их

чтения

постепенно

с

тем,

чтобы

не

превысить

свои

возможности и не сорваться на прежнее, малоэмоциональное или неразборчивое

чтение, а также для того, чтобы не утратить сочность голоса, поэтому при

первых же признаках усталости необходимо делать достаточный перерыв в

работе.

Хочется

отметить,

что

при

всей

внешней

простоте

работы

с

голосом,

дикцией и эмоциями, энергетические затраты при такой работе очень велики, и

час работы со словом приравнивается к участию в футбольном матче.

Необходимо обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах

окончаний,

это

улучшает

дикцию,

но

опять-таки

надо

помнить

правило:

согласные не укрупнять, не тяжелить, а активизировать. Важно произносить

скороговорки на одном дыхании.

Произнесение скороговорок в любом возрасте способствует тому, чтобы

наша речь становилась чище, ярче, выразительней.

Скороговорки очень

хороши

для

тренировки

голосового

аппарата

вокалиста.

Так называемая широкая дикция, когда певец произносит текст не твердым

кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть –

корень, отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора

звука

с

диафрагмы

снимается

и

переносится

на

горло,

певец

резонирует

расширенной глоткой. По силе звук идет громкий, но неправильный, дикция

сопровождается

форсированием

звука,

плохо

сказывается

на

артикуляции,

снижает

разборчивость

речи,

произношение

согласных

вялое,

порождает

интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к

предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных

находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

10

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения:

научно-методическая разработка. – М., 1999.

2.

Кашляев

В.В.,

Черемисова

Л.Ф.

Музыкальное

воспитание

и

основы

вокала. – М., 1994.

3.

Кузнецов

Д.В.

Меры

профилактики

и

лечения

в

домашних

условиях

верхних дыхательных путей / Сб. «Материалы семинара». - Екатеринбург, 1992.

4.

Материалы

семинара-практикума

«Джазовый

вокал

как

средство

творческой самоактуализации личности ребенка». – Самара, 2001.

5.

Материалы

семинара-стажировки

руководителей

детских

эстрадных

(вокальных) коллективов. – М., 2000.

6.

Материалы

спецкурса

преподавателя

МГЗПИ

Казак

З.И.

«Кружковая

работа: охрана детского голоса» - М., 1997.

7.

Материалы мастер-класса преподавателя государственного музыкального

училища эстрадно-джазового искусства им. Гнесиных А.С. Полякова – М., 1997.

8.

Материалы

семинара

«Элементарное

музыкально-двигательное

обучение». – М., 1992.

9.

Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. – Екатеринбург, 1992.

10.

Материалы

семинара

«Основные

проблемы

музыкального

развития

и

воспитания в рамках экспериментального учебного плана эстрадного отделения

ДШИ. – Златоуст, 1998.

11.

Материалы

мастер-класса

«Блюзовый

вокал».

-

Государственное

музыкальное училище эстрадного и джазового искусства. Куратор Поляков А.С.

12.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.., 1965.

13.

Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса

певца и их значении для вокального педагога. – Ярославль: «Музыка», 1982.

14.

Рыжковская

Л.

Обобщение

опыта

работы

в

вокальном

классе

с

подготовительной группой эстрадного отделения ДМШ и ДШИ. – Златоуст,

2001.

15.

Развитие

музыкального

слуха

и

навыков

творческого

музицирования:

методическая разработка для преподавателей ДШИ и ДМШ. – М., 1986.

16.

Чернова Л.В. Развитие слуха благодаря развитию голоса. – М., 1996.



В раздел образования