Напоминание

"Убранство русской избы"


Автор: Котлярова Наталья Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства, технологии и черчения
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 20 п. Каменск
Населённый пункт: Чунского района Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Убранство русской избы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Котлярова Наталья Юрьевна

Учитель технологии, изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

общеобразовательная школа №20 п. Каменск

Чунский района Иркутской области.

Урок изобразительного искусства, 5 класс.

Тема: «Убранство русской избы»

Цель урока:

-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;

-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;

-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к

сокровищам народного творчества.

Задачи урока:

Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах,

применяемых для украшения русской избы

Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить

прекрасное.

Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через

познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к

культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные

традиции.

Оборудование урока: презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

II. Углубление знаний учащихся, введение в тему урока.

Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к

будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют

народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища

.Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной

стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память

помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.

Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным

коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и

неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером

величия и силы подлинного творчества».

Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную

художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба…

-Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

- Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

-Почему ?

Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой

дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на

крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему

убранству дома.

- Как вы думаете, почему?( потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был

красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел

свое индивидуальное «лицо».

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов

Фронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен

облик избы.(показ слайдов)

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом –

кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро,

родная земля.

Русская изба состояла из трех частей:

верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная ;

конек – небесная колесница;

сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.

клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем ( в северных

районах нашей страны).

- Ребята , скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше ?

(конь, конек).(Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).

- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?

Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром,

всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища

обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела.

Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой,

римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский

мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним-

колеснице».

Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем

украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого

и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся о береговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки –

берегини (показ слайда).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в

образном строе фронтона дома.

Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы(демонстрация слайда).

Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причален символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый –

вечернее заходящее.

-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о

солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в

суровых северных краях.

Причалены- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями

разных животных.

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно

связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден

был декор окон.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения

фантастических животных.

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.

III. Формирование новых знаний.

-Постановка творческой задачи.

- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант

- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)

- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант

- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного

окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.

- презентовать свой рисунок одноклассникам.

-Педагогическое руководство творчеством учащихся.

7.Подведение итогов урока.

- Что нам удалось сегодня на уроке?

- Что не удалось и почему?

- Чему научился на уроке?

IV.Рефлексия. Заключение.

Анализ работ учащихся, выставление оценок

Вопросы для рефлексии:

- Зачем люди украшают свои жилища?

- О чем может рассказать декор крестьянской избы?

- Назовите элементы избы.

V. Итог урока. Вывод.

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал

свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники,

могущественные силы природы.

VI. Домашнее задание.

-Доделать в цвете



В раздел образования