Напоминание

Специальный курс Учимся писать сочинение


Автор: Куличева Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа №484 имени дважды Героя Советского Союза В.И.Попкова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Готовимся к ЕГЭ-2018
Тема: Специальный курс Учимся писать сочинение
Раздел: полное образование





Назад




ПРОГРАММА

специального курса по русскому языку в 11 классе

«УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Пояснительная записка

Подготовка к ЕГЭ – длительная и трудоёмкая работа.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному

экзамену, тем более что для выполнения ЕГЭ по русскому языку нужно знать не

только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного

использования лексического состава языка, различных его грамматических

конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо

понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в

неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым

минимумом сведений из теории литературы, как-то: рецензия, тема произведения,

проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой

объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом

может элективный курс «Учимся писать сочинение», призванный актуализировать и

углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.

Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической

компетенции учащихся. В основе курса лежит повторение, систематизация и

углубление сведений, полученных ребятами в 5-10 классах.

Повторение проводится по всем основным разделам русского языка, при этом

выпускники имеют возможность оттачивать своё умение анализировать текст и

умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить

свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы, оценить их структуру и

содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое

создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на

наиболее сложном задании ЕГЭ – части С.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень

подготовленности выпускников.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на

межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса

русского языка уже повторялись на уроках, не будет лишним акцентировать

внимание на отдельных трудных случаях, повторить теоретический материал.

Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время

уроков знания.

Программа предназначена для занятий с учащимися 11 класса, рассчитана на 34

часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку,

составитель Н.Г. Гольцова, и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.

Использует в качестве программно-методического сопровождения следующие

учебные пособия:

*В.Ф Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Русский язык 10-11 класс»

А.И. Власенков «Русский язык» в 10-11 классах. Разделы «Текст и его

строение», «Стили речи».

Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык в 10-11 классах». Стилистика.

Г. Т. Егораева «Русский язык». Часть С.

Т. А. Калганова « Сочинения различных жанров в старших классах».

В. И. Капинос «Развитие речи: теория и практика обучения».

Т. А. Ладыженская « Система обучения сочинениям на уроках русского

языка», «Теория и практика сочинений разных жанров».

Н. П. Морозова «Учимся писать сочинения».

Д.Э.Розенталь. Секреты стилистики.

Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.

В данном элективном курсе рассматривается последовательность расположения

частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи,

способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный курс носит комплексный

характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности

текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Программа предусматривает конструирование текста типа рассуждения на

основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый

текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать

композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль

и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на

выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

пояснительную записку;

содержание программы;

основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным

курсом;

технологию организации учебного процесса;

список литературы для учащихся.

Цели элективного курса:

Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С

Совершенствование приобретённых учащимися знаний за курс 5-10 классов.

Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции

учащихся.

Развитие навыков логического мышления.

Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в

жанре рецензии или эссе;

Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения

письменной речью;

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание

текстов разных функциональных стилей;

Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и

объяснять их роль в тексте;

Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое,

индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем,

свои оценки фактов и явлений.

Расширение кругозора школьников.

Воспитание самостоятельности в работе.

Задачи специального курса:

Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рассуждение).

Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же

время навыки конструирования текстов в жанре рассуждения.

Способствовать развитию письменной речи.

Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста.

Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические,

синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и

рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и

рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы,

антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные

синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие

(эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы. Метафора. Синекдоха. Ирония. Гипербола.

Литота. Олицетворение. Эпитет. Аллегория. Перифраза. Художественный символ.

Паронимы.

Стилистические фигуры. Градация. Антитеза. Оксюморон. Лексический

повтор. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Эллипсис. Умолчание. Риторический

вопрос. Риторическое восклицание. Риторическое обращение. Синтаксические

конструкции.

Учащиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах

языка при анализе текста.

Практические работы:

1.

прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

2.

прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная

мысль автора;

3.

определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

4.

определить, в каком предложении автор использует синонимы

(антонимы…);

5.

найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного

местоимения (указательного местоимения…);

6.

написать номера тех средств выразительности, которые использованы в

указанном абзаце;

7.

определить, какой из перечисленных тропов используется в указанном

предложении;

8.

определить, какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

РАЗДЕЛ 2

Тема 1. Анализ текста.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ

композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рассуждение.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Учащиеся должны уметь:

1.

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

2.

анализировать форму исходного текста;

3.

находить характерные для исходного текста языковые средства;

4.

создавать связное высказывание;

5.

излагать последовательно собственные мысли;

6.

использовать в собственной речи разнообразие грамматических

конструкций и лексическое богатство языка.

7.

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и

пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений;

редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства. Антонимы. Контекстные антонимы. Гипербола.

Индивидуально-авторские неологизмы. Синонимы. Контекстные синоним.

Синтаксические синонимы. Стилистические синонимы. Метафора. Метонимия.

Оксюморон. Олицетворение. Оценочная лексика. Перифраза. Пословицы и

поговорки. Фразеологизмы. Цитаты. Эпитет.

Синтаксические средства. Авторская пунктуация. Анафора. Антитеза.

Риторические фигуры. Градация. Инверсия. Композиционный стык. Многосоюзие.

Парцелляция. Повтор. Присоединительные конструкции. Синтаксический

параллелизм. Эпифора.

Технология организации учебного процесса:

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной

деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная

деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения

языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие

методы обучения:

Репродуктивный.

Продуктивный.

Так как метод обучения – обобщающая модель взаимосвязанной деятельности

учителя и учащихся. То именно она определяет характер (тип) познавательной

деятельности учащихся. Таким образом, методы обучения реализуются в следующих

формах работы:

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа со словарями.

Анализ таблиц.

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления

схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть

практическими навыками написания рецензии, а также навыками самостоятельного

анализа предложенного текста.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически

подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно

ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания

тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе

и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной

сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение

различных творческих заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая

творческая работа, которая обязательно сдаётся на проверку. В конце каждого

занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания

проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип

оценивания: на каждого ученика заводится лист контроля, где указывается

количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

зачет

незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих: 5 баллов – содержание, 5 баллов

– грамматика.

Лист контроля

Название темы содержание грамматика Итого баллов Оценка

Работа №1

Зачет

Работа №2

Зачет

Итоговая работа

Зачет

Итог

ЗАЧЕТ

Рабочая тетрадь для учащихся.

При изучении элективного курса «Учимся писать сочинение» учащиеся

используют две тетради:

1.

Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях,

где записывают все необходимые сведения по теме занятия.

2.

Тетрадь для сочинений ЕГЭ, в которой ребята работают дома и в которой

имеется лист контроля. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3

раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля).

Реализация программы:

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-

ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного

процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности

каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с

учащимися.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную

деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического

материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);

- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных

средств языка и объяснение их роли);

- работа в группах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-

деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности

учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных

карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование

Заняти

я

Тема занятия

Вид

работы

Количество

часов

Дата

проведения

Стилистический и

типологический анализ текста.

9

1

Текст. Средства связи между

частями текста, способы связи в

тексте.

Лекция

1

2

Тема и основная мысль текста.

Практикум

1

3

Тема и микротемы. Деление

текста на абзацы.

Практикум

1

4

Как правильно понять исходный

текст.

Практикум

1

5

«Расшифровка» информации

текста.

Практикум

1

6

Лексические, морфологические и

синтаксические средства

организации текста

Практикум

1

7

Стили речи: публицистический,

художественный, разговорный.

Лекция

1

8

Типы речи: описание,

повествование, рассуждение.

Лекция

1

9

Зачёт №1

Зачётная

работа

1

Лингвистический анализ

текста

10

10

Изобразительно-выразительные

средства языка, оформляющие

описание и рассуждение.

Лекция

1

11

Анализ изобразительно-

выразительных средств,

оформляющих описание и

Практикум

1

рассуждение

12

Многозначные слова.

Переносное значение слова.

Лексика ограниченного

употребления. Фразеологизмы.

Практикум

1

13

Синонимы. Контекстные

синонимы. Антонимы.

Контекстные антонимы.

Практикум

1

14

Фонетические средства

выразительности: аллитерация,

ассонанс, эвфония, диссонанс.

Звукопись.

Практикум

1

15

Тропы: метафоры, сравнение,

эпитет, олицетворение, ирония,

гипербола, литота, аллегория,

перифраза.

Практикум

1

16

Художественный символ,

паронимы.

Практикум

1

17

Стилистические фигуры.

Градация. Антитеза.

Оксюморон. Лексический

повтор. Анафора. Эпифора.

Параллелизм, эллипсис.

Умолчание. Риторические

фигуры.

Практикум

1

18

Синтаксические конструкции.

Практикум

1

19

Зачёт №2

Зачётная

работа

1

Анализ текста

6

20

Роль вступления в сочинении-

рассуждении.

Практикум

1

21

Роль заключения в сочинении-

рассуждении.

Практикум

1

22

Формулировка основной

проблемы исходного текста.

Практикум

1

23

Комментарий основной

Практикум

1

проблемы текста.

24

Позиция автора и способы её

выражения.

Практикум

1

25

Зачёт №3

Зачётная

работа

1

Композиция и языковое

оформление сочинения

9

26

Языковой анализ текста как

способ определения авторской

позиции.

Практикум

1

27

Композиция сочинения-

рассуждения (логические

приёмы мышления)

Практикум

1

28

Типы аргументации в изложении

собственной позиции.

Практикум

1

29

Аргументы из художественной

литературы.

Практикум

1

30

Экспертная оценка сочинения-

рассуждения.

Практикум

1

31

Зачёт №4

Зачётная

работа

1

32

Написание сочинения-

рассуждения

Практикум

1

33

Написание сочинения-

рассуждения

Практикум

1

34

Рецензирование и

редактирование сочинений-

рассуждений.

Практикум

1

Итого

Зачётов – 4

Пр/раб. - 26

Лекций - 4

34

Литература для учащихся:

Власенков А.И. « Русский язык, 10-11кл.» М, Просвещение, 2010.

Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык в 10-11 классах». Стилистика

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М, «Экзамен»,

2010.

Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык:

Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание

текста. Челябинск, «Взгляд», 2009.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому

государственному экзамену. М, «Интеллект-Центр», 2011.

Единый государственный экзамен. Русский язык. М, Просвещение, 2011.

Дополнительная литература:

Н.П. Морозова «Учимся писать сочинение». М, «Просвещение», 2005.

«Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у

учеников».

Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М,

«Астрель», 2002.

Т.А. Ладыженская «Развивайте дар слова». М, «Просвещение», 2008.

Т.А. Калганова «Сочинения различных жанров в старших классах». М,

«Просвещение», 2002.

Как написать сочинение? Справочник школьника. М, «Слово», 2010.

Е.И Никитина « Русская речь». М, «Просвещение», 2007.

Д.Э. Розенталь « Секреты стилистики». М, «Просвещение», 2009.



В раздел образования