Напоминание

Роль куратора учебной группы в развитии личности обучающегося


Автор: Кулинич Элла Марсельевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Роль куратора учебной группы в развитии личности обучающегося
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»

Доклад

Роль куратора учебной группы в развитии личности обучающегося

Подготовила:

преподаватель

первой

квалификационной

категории

ГАОУ

СПО

РК

«Крымский медицинский колледж» Э. М. Кулинич

Заслушан на заседании

Методического объединения кураторов

« »________2017 г.

Председатель МО кураторов

ГАОУ СПО РК «Крымский медицинский колледж»

__________/Е.Г.Чугуй

«Искусство

воспитания

имеет

ту

особенность, что почти всем оно кажется

делом

знакомым

и

понятным,

и

иным

даже

делом

легким,

и

тем

понятнее

и

легче кажется оно, чем менее человек с

н и м

з н а ко м ,

т е о р е т и ч е с к и

и л и

практически».

К.Д.Ушинский

В становлении личностных и профессиональных качеств студентов особая роль

принадлежит

преподавателю-куратору,

деятельность

которого

является

неотъемлемой

частью

учебно-воспитательного

процесса

и

оказывает

существенное

влияние

на

микросреду учебного заведения. На первом курсе, в период адаптации студентов к новым

для

них

условиям

обучения

и

жизнедеятельности,

именно

куратор

знакомит

их

с

традициями и нормами жизни учебного заведения, создает условия для формировании их

гражданских качеств, оказывает помощь в освоении студентами навыков учебного труда,

решении психологических проблем.

Студенческий возраст является периодом для развития основных социогенных

потенций человека. В процессе обучения в вузе студент овладевает полным комплексом

социальных

ролей,

усиливаются

сознательные

мотивы

его

поведения,

осмысливается

система

жизненных

ценностей,

выработанных

человечеством,

различные

трактовки

природы

человека,

смысла

жизни,

средств,

обеспечивающих

полноту

бытия.

Предполагается, что студенты целенаправленно, систематически овладевают знаниями и

профессиональными умениями. Если рассматривать студенчество как социальную группу,

то

в

идеале

она

должна

характеризоваться

профессиональной

направленностью,

сформированностью отношения к будущей профессии, что обусловлено правильностью

профессионального

выбора,

адекватностью

и

полнотой

представления

студента

о

выбранной

профессии.

То

есть

предполагается,

что

студент

знает

условия

профессиональной деятельности и требования, которые предъявляет профессия.

Работа в качестве куратора студенческой группы позволила получить данные о том,

что социальный опыт молодежи, завершившей обучение в общеобразовательной средней

школе, нередко узок и ограничен. К обучению на первом курсе стационара приступают

юноши и девушки 17-18 лет. Для большинства студентов, получающих образование на

платной

основе,

характерна

экономическая

несамостоятельность,

зависимость

от

родителей, что не способствует развитию самостоятельности и формирует инфантильные

черты характера.

Одной

из

основных

задач

работы

куратора

является

сплочение

студенческой

группы, представляющей в начале учебного года лишь формальное образование: члены

группы еще только начинают узнавать друг друга, между ними еще не установлены ни

дружеские,

ни

деловые

связи.

И

чтобы

студенческая

группа

стала

полноценным

коллективом,

куратору

следует

изучать

личность

студента,

видеть

его

возможности,

учитывать в работе общий уровень культуры студентов, направленность их интересов и

потребностей, знать особенности формирования данного коллектива, складывающейся

атмосферы и т.д.

На первых этапах работы с группой необходимо изучение психологических свойств

личности каждого студента и группы:

1.

Выявление

особенностей

характера

и

темперамента

студентов,

наличие

акцентуаций.

2. Изучение особенностей мотивационной сферы.

3.Изучение особенностей адаптации к новым условиям обучения и проживания.

4. Определение уровня тревожности.

5. Выявление ценностных ориентаций студентов.

6. Изучение психологического климата в группе.

7.Определение социометрической структуры группы.

Знание

психологических

особенностей

юношеского

возраста

важно,

так

как

помогает

куратору

грамотно

строить

взаимодействие

со

студентами,

а

также

при

возникновении определенных сложностей обращаться за помощью к специалистам –

психологам и социальному педагогу.

Юношеский

возраст

как

качественно

новый

этап

в

развитии

человека

характеризуется

рядом

особенностей,

которые

необходимо

учитывать

как

в

учебном

процессе, так и в ситуации неформального общения. Ключевые изменения происходят в

самосознании,

структуре

личности

молодого

человека. Центральными

личностными

новообразованиями в

юношеском

возрасте

являются:

формирование

мировоззрения;

самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека;

корректировка

самооценки;

стремление

к

самовоспитанию,

а

так

же

способность

к

самоопределению,

т.е.

потребность

занять

внутреннюю

позицию

взрослого

человека,

осознать себя в качестве члена общества, определить себя и свои возможности наряду с

пониманием своего места и назначения в жизни.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется

стремление

к

теоретическим

и

мировоззренческим

проблемам.

Эмоциональность

проявляется

в

особенностях

переживаний

по

поводу

собственных

возможностей,

способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к

обобщениям,

поиску

закономерностей

и

принципов,

стоящих

за

частными

фактами.

Возрастает

концентрация

внимания,

объем

памяти,

совершенствуется

абстрактно

логическое

мышление.

Появляется

умение

самостоятельно

разбираться

в

сложных

вопросах.

Происходит

существенная

перестройка

эмоциональной

сферы,

проявляется

самостоятельность,

решительность,

критичность

и

самокритичность,

неприятие

лицемерия, ханжества, грубости.

В

этом

возрастном

периоде

ведущая

деятельность

учебно-профессиональная.

Появляются мотивы самосовершенствования и самореализации, что является основой для

самоопределения

в профессиональном плане,

во взаимодействии с другими людьми и

миром.

Это в немалой степени определяет интерес к учебным дисциплинам, а также

успешность в их освоении. Другими словами, если в подростковом возрасте отношение к

учебным предметам определяют зарождающееся отношение к различным профессиям, то

в юношеском возрасте отношение к профессии начинает влиять на отношение к учебной

деятельности.

В

связи

с

этим

очень

важно,

чтобы

специальность

была

выбрана

самостоятельно и осознанно, соответствовала внутренним устремлениям и личностным

особенностям юношей и девушек.

Молодые

люди

в

этом

возрасте

начинают

задумываться

над

вопросом

смысла

собственной

жизни.

Потребность

в

смысле

жизни

позволяет

человеку

объединить

требования, идущие из разных сфер жизнедеятельности, и строить свою жизнь не как цепь

случайных

событий,

а

как

целостный

процесс,

имеющий

цели

и

преемственность.

Проблема поиска смысла жизни не только мировоззренческая, но и практическая. Ответ на

нее содержится не внутри человека, а вне его – в мире, где раскрываются его способности,

в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. В поиске смысла жизни

вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей.

Таким

образом,

к

концу

юношеского

возраста

молодой

человек

становится

психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь, к реализации себя в труде, в

будущей семейной жизни.

Одним

из

существенных

моментов

юношеского

возраста

является

наличие

акцентуаций характера, которые обусловливают специфику взаимодействия с другими

людьми.

Знание

особенностей

каждого

из

типов

акцентуаций

позволит

кураторам

найти

индивидуальный подход к студенту.

Акцентуация– это усиление и заострение определенных черт характера. Присущие

личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты

составляют ядро, стержень личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные

черты

становятся

акцентуациями

характера.

Соответственно

личности,

у

которых

основные черты ярко выражены, называются акцентуированными. Акцентуированные

личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия

неблагоприятных

факторов

акцентуации

могут

приобретать

патологический

характер,

разрушая структуру личности. Выделяют следующие типы акцентуаций.

Демонстративный тип. Главные черты этого типа: ярко выраженный эгоцентризм,

ненасытная жажда внимания, восхищения, удивления, сочувствия, иногда даже почитания

по отношению к своей особе. Внимание окружающих предпочитает получать в «любом

виде»: даже негодование или ненависть для такого человека лучше, чем безразличие и

равнодушие. Гораздо страшнее перспектива остаться незамеченным.

Все,

что

приятно,

что

имеет

определенные

моральные

выгоды,

человек

с

демонстративным характером тщательно сохраняет, а все неприятное вытесняется из

памяти

и

сознания.

У

демонстративной

личности

это

становится

основной

формой

поведения: она может лгать, не сознавая, что лжет.

Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей

присуща высокая артистичность в выражении любого чувства. Излюбленные образы, в

которые

перевоплощается

демонстративная

личность

невинная

жертва;

человек,

которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и

интеллектуальные качества и пр.

Отношение

к

учебе

зависит

не

столько

от

содержания

предмета,

сколько

от

особенностей

взаимодействия с

преподавателем.

Так,

при

развитом

интеллекте

успеваемость у таких подростков чаще всего хорошая, но избирательная, - лучше по тем

предметам,

преподаватели

которых

сумели

установить

хорошие

отношения

с

такими

студентами

(как

правило,

это

выражается

в

повышенном

внимании,

которое

так

необходимо студентам с демонстративным характером).

Часто

демонстративные

студенты

досаждают

на

занятиях

своей

болтливостью,

комментированием сказанного и т. д.

Действенным методом модификации поведения демонстративного студента является

формирование у него понимания того, что наиболее надежным способом привлечения

внимания

к

себе

со

стороны

окружающих

является

социально

ценная

деятельность.

Самым эффективным будет организация такой деятельности и включение в нее такого

студента (например, деятельность старосты группы, профорга, членов актива группы и т.п.

при

условии

достаточного

развития

у

студента

организаторских

и

коммуникативных

способностей, а также соответствующей системы ценностей).

Неустойчивый

тип. Основная черта таких людей – слабость воли. Их безволие

прежде

всего

проявляется,

когда

дело

касается

учебы,

исполнения

обязанностей,

достижения целей. Слабая воля обусловливает недостаточную способность тормозить

свои влечения, удержаться от сиюминутных удовольствий.

Кроме слабого развития воли отмечается повышенная внушаемость неустойчивых

личностей; их социальное поведение в большей степени зависит от влияния окружающей

среды, чем от них самих. Имеется в виду, с одной стороны, их повышенная внушаемость и

импульсивность, с другой – неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению

трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления.

Для

того

чтобы

помочь

студенту

с

таким

характером

выстроить

правильную,

социально

приемлемую

линию

поведения,

необходимо

(учитывая

возраст

и

степень

самостоятельности)

по

возможности

организовать

систему

разумного

контроля

за

их

деятельностью (прежде всего, учебной), которая дополняется требованиями в этой сфере.

При этом очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней

заинтересованностью

в

успехах

студента

и

происходило

на

фоне

положительных

эмоциональных контактов.

Гипертимный тип. Основная черта этого типа – постоянное пребывание в хорошем

настроении,

которое

лишь

изредка

омрачается

вспышками

агрессии

в ответ

на

противодействие

окружающих.

Х а р а к т е р н ы

т а к ж е

в ы с о к а я контактность,

словоохотливость, оживленная жестикуляция. Гипертимы движимы жаждой деятельности,

общения, впечатлений и развлечений. Склонны быть лидерами, весьма инициативны и

оптимистичны.

В

конфликтные

отношения

вступают

лишь

в

условиях

жесткой

дисциплины, монотонной деятельности.

Самый лучший способ взаимодействия со студентом, у которого выражена данная

акцентуация – включение его в деятельность, где он мог бы проявить свои лидерские

наклонности.

Однако

эту

деятельность

необходимо

строить,

учитывая

особенности

конкретного студента-гипертима: его интеллект, способности, склонности.

Важно

знать,

что

для

благоприятного

развития

характера

у

таких

студентов

одинаково нежелательны как условия жесткого контроля, что влечет за собой бурную

реакцию

протеста,

так

и

попустительское

к

ним

отношение

(присущая

им

жажда

приключений и впечатлений могут привести к печальным последствиям).

Циклоидный

тип. Особенность

человека

с

таким

характером

состоит

в

периодическом

фазой

от

нескольких

недель

до

нескольких

месяцев)

колебании

настроения

и

жизненного

тонуса.

Особенно

нелегко

приходится

окружающим,

да

и

самому человеку с циклоидным типом акцентуации в период спада настроения, когда

резко

снижается

контактность,

проявляется

пессимизм.

Прежде

активные

студенты

становятся

унылыми

домоседами.

Ухудшается

аппетит,

возможны

проявления

бессонницы, а днем, наоборот, - сонливости. Мелкие неприятности и неудачи, которые

учащаются из-за снижения работоспособности, переживаются крайне тяжело.

Необходимо учитывать, что циклоиды весьма уязвимы в ситуациях значимых для

них перемен (например, смена места жительства и учебы). При этом, серьезные неудачи и

нарекания окружающих могут углубить депрессивное состояние или вызвать острую

аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству.

Оптимальная позиция близких, а также куратора и преподавателей по отношению к

студенту-циклоиду, находящемуся в депрессивной фазе – ненавязчивая забота и внимание,

- для него очень важна в такой момент возможность теплого контакта со значимым

человеком. При этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя

плохое настроение?»). Необходимо по возможности уменьшить в этот период различные

требования к такому студенту.

Лабильный тип. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения у его

представителей. От настроения в данный момент зависят и самочувствие, и аппетит, и

трудоспособность

и

т.

д.

Так

же

меняется

и

отношение

к

будущему

оно

то

оптимистично, то, наоборот, унылое. Необходимо учитывать, что о наличии акцентуации

этого типа можно говорить лишь тогда, когда настроение меняется слишком круто, а

поводы

для

этих

перемен

ничтожны.

Кем-то

невзначай

сказанное

нелестное

слово,

неприветливый

взгляд

подобные

события

способны

погрузить

человека

с

таким

характером в унылое и мрачное расположение духа и даже довести до слез. И, наоборот,

малозначительные, но приятные вещи (например, комплимент) существенно улучшают

настроение.

Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания.

На фоне колебаний настроения возможны конфликты с окружающими, после чего следует

быстрое раскаяние и поиск путей примирения.

Во взаимодействии с такими студентами важно помнить, что они весьма болезненно

переживают

эмоциональное

отвержение

и

чрезвычайно

отзывчивы

на

доброту

и

поддержку (даже словом).

Сенситивный

тип. Самые

характерные

черты

чрезвычайно

высокая

впечатлительность

и

выраженное

чувство

собственной

неполноценности.

Весьма

болезненно

переносят

любое

изменение

в

жизни.

Наиболее

ранимы

в

сфере

взаимоотношений с окружающими. Непереносимой для них оказывается ситуация, где

они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их

подвергают несправедливым обвинениям и т. п.

Такие студенты учатся, как правило, старательно, но очень страшатся всякого рода

проверок, зачетов, экзаменов. Нередко выступление с докладом на аудиторию для них –

пытка. Следовательно, при взаимодействии с такими студентами желательно свести к

минимуму ситуации публичных выступлений, уделяя особое внимание индивидуальной

работе.

Контактность ниже среднего, предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют,

поскольку обычно занимают нейтральную позицию; обиды хранят в себе. Положительные

черты:

альтруистичность,

сострадательность,

умение

радоваться

удачам

окружающих.

Причем,

чувство

долга

дополняется

исполнительностью,

что

желательно

учитывать

куратору в своей работе.

Тревожно-мнительный

тип. Характеризуется

нерешительностью,

глубокому

самоанализу, легкому возникновению навязчивых страхов. Страхи и опасения человека с

таким характером целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его

будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло

непредвиденного несчастья с ним самим и с его близкими, к которым, как правило, он

обнаруживает большую привязанность.

Всякий

самостоятельный

выбор,

как

бы

малозначим

он

ни

был,

может

стать

предметом долгих и мучительных колебаний.

Не

рекомендуется

поручать

таким

студентам

дела,

требующие

общения

и

инициативы. Гораздо увереннее они чувствуют себя в условиях спокойной, размеренной

работы,

четко

регламентированной,

не

требующей

инициативы

и

многочисленных

контактов.

Интровертированный

тип. Наиболее

существенными

чертами

данного

типа

считаются

замкнутость,

отгороженность

от

окружающего

мира,

неспособность

или

нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении. Можно сказать,

что иногда одиночество, в котором пребывает человек с такими особенностями характера,

вовсе не тяготит его; он живет в своем мире.

Отгороженность интровертированного молодого человека от мира затрудняет его

социализацию. Однако необходимо учитывать, что черты интровертированности лишь

усиливаются, если окружающие чрезмерно контролируют и опекают его.

Угрозу для людей с интровертированным типом представляет алкоголь, к которому

они иногда могут прибегать в небольших дозах с целью «побороть застенчивость».

В

процессе

взаимодействия

с

таким

студентом

можно

использовать

такую

положительную черту как приверженность к интеллектуально-эстетическим увлечениям.

Чтобы построить доверительные отношения с ним, немаловажно продемонстрировать

искреннюю, компетентную заинтересованность его увлечением.

Возбудимый тип.

Склонность к пониженному настроению с раздражительностью,

мрачностью, склонностью к агрессии – характерные черты человека с преобладанием

возбудимого типа. Среди черт, которые препятствуют конструктивному взаимодействию с

окружающими можно отметить также властность, стремление к подавлению сверстников,

себялюбие.

Повод

для

агрессии

может

быть

ничтожен,

но

он

всегда

сопряжен

хотя

бы

с

незначительным ущемлением прав и интересов этого человека.

В

учебной

деятельности

такие

студенты

претендуют,

как

правило,

на

высокие

оценки. Если эти претензии не совпадают с реальными возможностями, начинается борьба

за высокие оценки самыми разными способами: от заискивания с преподавателем до

конфликтов

с

ним.

В

этих

условиях

преподавателю

необходимо,

с

одной

стороны,

постараться

дать

возможность

возбудимому

студенту

действительно

«заработать»

хорошую оценку, а с другой стороны, доброжелательно и доказательно аргументировать

выставление оценки, которая не удовлетворяет студента.

Очень важно также вообще не провоцировать конфликты или проявить выдержку,

причем не только в конфликтной, но и в предконфликтной ситуации.

Одним из способов снижения негативных поведенческих проявлений возбудимого

студента является апелляция к их сознанию, анализ и оценка поведения в процессе

индивидуальной беседы, в процессе которой необходимо, чтобы студент учился говорить о

своих

ощущениях,

переживаниях,

проблемах.

Важное

условие

успешности

такого

общения -доверительные отношения.

Для

ведения

успешной

работы

со

студентами

куратор

должен

быть корректен,

толерантен (терпим) и эмоционально устойчив. Он должен быть готов к первоначальному

недоверию со стороны студента и уметь это недоверие преодолеть.

Куратор

должен

занимать активную

педагогическую

позицию.

Ведь

зачастую

студенты занимают «пассивную» позицию и ожидать инициативы от них не приходится.

Поэтому

куратору

необходимо

первым

идти

на

контакт

и

самому

стараться

вовлечь

студента в разного рода факультетские мероприятия или студенческие инициативы (иногда

стоит просто привести студента туда «за руку»). С другой стороны, не стоит быть слишком

навязчивым и держать его «под колпаком», т.к. студенчество - это особое социально-

духовное состояние молодого человека, и слишком сильное посягательство на его свободу

может иметь негативные последствия.

Важным

этапом

в

работе

со

студентами-первокурсниками

будет

проведение

первичной беседы, цель которой – сбор информации для определения направления и

стратегии

социально-педагогической

работы.

Правила

проведения

беседы

состоят

из

нескольких пунктов:

Беседа должна происходить в комфортной обстановке и при наличии достаточного

количества свободного времени как со стороны куратора так и со стороны студента.

В начале беседы следует выяснить общее эмоциональное состояние студента, узнать

о его первых впечатлениях от учебы, о нынешнем социальном положении (поддерживает

ли контакт с родителями, родственниками), после - спросить о трудностях и проблемах

настоящего

времени

(особенности

взаимодействия

в

группе,

в

общежитии,

с

преподавателями).

Ответить на возможные вопросы студента. При необходимости ознакомить студента

с подробной информацией о правилах, установленных в университете, об общественных

организациях, функционирующих в университете.

Действенным средством формирования профессионально- нравственной культуры

является работа куратора по побуждению участия студентов во вне учебной работе в

любом ее направлении.

Постоянная

систематическая

занятость

в

различных

формах

вне

учебной

работы

позволяет

выработать

некоторые

профессиональные

качества

будущих

специалистов,

соответствующие новому уровню требований культуры.

Проведение любого вне учебного мероприятия требует четкости, разработанности,

умения проявить инициативу, принимать решения.

Возникновение

альтернативных

предложений,

их

обсуждение,

поиск

наиболее

приемлемого варианта неизбежно вызывает споры, противостояние мнений – отсюда

необходимость выработки навыков разрешения конфликтных ситуаций, умения находить

компромисс, аргументировать свою точку зрения.

Вне учебная работа требует от студента высокой личной организованности, умения

распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения

мероприятий с наименьшими потерями, не снижая качества обучения.

Выработка концепции вне учебного мероприятия, разработка плана его реализации,

методов и способов проведения мероприятия в значительной мере приучает к творческому

отношению к порученному делу. Момент творчества не только имеет самостоятельное

значение, но и развивает личность, служит стимулом активной деятельности.

Реализация любого мероприятия по вне учебной работе развивает организаторские

способности: от умения найти необходимых людей до создания условий для их слаженной

работы. Кроме того, анализ ошибок и упущений, сделанных во время подготовки и

проведения мероприятия, дает необходимый опыт объективного отношения к оценке

результатов своей деятельности.

Подготовка и проведение вне учебных мероприятий, входящих в план вне учебной

работы, заставляет студентов вырабатывать в себе такие качества, как обязательность,

ответственность,

дисциплинированность:

успех

любого

дела

зависит

от

четкой

взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут

надеяться друг на друга.

Совместная

творческая

работа

развивает

в

участниках

дух

коллективизма

(корпоративности),

здорового

и

позитивного

патриотизма,

которые

основаны

на

объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с

товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и

обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно

сказывается

на

чувстве

собственного

достоинства

немаловажный

фактор

для

самоутверждения личности.

Вышесказанное не означает, что некоторые из профессиональных качеств, указанных

выше, вырабатываются только при участии студентов во вне учебной работе. Конечно, нет

– в учебном процессе эти черты специалистов тоже развиваются; однако следует признать,

что

эффективность

приобретения

любых

навыков

зависит

от

формы:

активной

или

пассивной. А в этом смысле вне учебная работа – форма активная и, следовательно,

результативная. Идеален вариант, когда куратор не только стимулирует участие во вне

учебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того, сам

участвует в этой работе.

И, наконец, еще одно направление деятельности куратора – вовлечение студентов в

художественное творчество. Это позволяет раскрываться личности студента, раскрепощает

его, позволяет приобретать качества личности, которые затем будут обслуживаться в

практической деятельности и способствовать карьерному и профессиональному росту:

Необходимо

помнить,

что

одна

из

главных

целей

социально-педагогического

процесса состоит в том, чтобы воспитать самостоятельного и ответственного человека,

способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы.

Поэтому контроль и наблюдение за учебной и общественной жизнью студентов должен

идти по убывающей – с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая

простор целенаправленной активности молодого человека.



В раздел образования