Автор: Нургалиева Ирина Геннадьевна Должность: руководитель физического воспитания Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП ДС "Звездочка" Населённый пункт: ж.-д. ст. Шентала, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Народные подвижные игры" Раздел: дошкольное образование
Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста
«Народные подвижные игры»
Цели и задачи:
• Популяризация народных игр среди дошкольников;
•
Развитие
ловкости,
координационных
способностей,
выносливости,
смекалки;
• Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;
• Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между
взрослыми и детьми.
• Приобщение детей к русскому фольклору.
Оборудование: косынка, шапочка для подвижной игры: волк.
Дети под русскую народную музыку входят в зал. их встречает Петрушка
(взрослый в костюме).
Петрушка:
Здравствуйте, дети!
Я – рыжий Петрушка!
Я настоящий, живой, не игрушка.
Я с новеньким бубном пришёл вас смешить
Показывать фокусы и веселить!
Ребята, вы любите играть?
Дети: Да!
Петрушка: И я очень люблю играть и хочу с вами поиграть. А вы знаете
народные игры?
Дети: Да!
Петрушка:
Гуси, гуси,
Га-га-га
Есть весёлая игра
Поиграем, детвора?
А как же мы договоримся, кто будет водить?
Ведущий: А это очень просто, наши ребята знают считалочки.
Проводится русская народная подвижная игра «Гуси - лебеди». Для игры
дети по считалке выбирают волка и хозяйку, остальные - гуси – лебеди.
Уж как Зоренька – заря
Русы косыньки плела.
Кто те косы сосчитает
С нами вместе играть станет.
На одной стороне зала отмечается дом, где живут хозяйка и гуси, на другой –
живёт
волк.
Хозяйка
выпускает
гусей
в
поле
погулять,
зелёной
травки
пощипать. Гуси уходят от дома. Через некоторое время хозяйка зовёт гусей.
Идёт перекличка между хозяйкой и гусями:
-Гуси – гуси!
-Га-га-га.
_Есть хотите?
-Да, да, да.
-Гуси – лебеди! Домой!
-Серый волк под горой!
-Что он там делает?
-Рябчиков щиплет.
-Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры.
Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь,
самый ловкий и быстрый, становится волком.
Ведущий:
Подожди, Петрушка,
Нас на праздник пригласили
И совсем не пояснили,
Что за праздник будет тут,
Объясненья дети ждут.
Петрушка: Праздник наш не простой народных игр и развлечений.
Ведущий: А разве бывает такой праздник?
Петрушка: Ещё как бывает.
Собирайся народ, кто в игру играть идёт.
Русская народная игра «Плетень».
Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив
другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди
и д е т
н а в с т р е ч у
п р о т и в о п о л о ж н о й
ш е р е н г е
и
к л а н я е т с я .
После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой
плясовой
дети
выходят
из
своих
шеренг,
расходятся
по
всей
комнате,
т а н ц у ю т ,
и с п о л ь з у я
и з в е с т н ы е
п л я с о в ы е
д в и ж е н и я .
Как
только
музыка
закончится,
каждая
шеренга
должна
занять
свое
первоначальное место, и быстро правильно “заплести плетень” (взяться за
руки крест-накрест).
Петрушка: Я пришёл к вам не с пустыми руками (показывает косынку). А вы
знаете, в какую игру можно поиграть?
Дети: в русскую народную игру «Жмурки».
Дети считалкой выбирают Жмурку.
Я куплю себе дуду и по улице пойду.
Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води.
Жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют
повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
-Кот, кот, на чём стоишь?
-На квашне.
-Что в квашне?
-Квас.
-Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а Жмурка их ловит. Кого он
поймал, тот становится Жмуркой.
Ведущий: В нашем районе проживают народы разных национальностей. Мы
знакомы с играми разных народов. Можем и тебя научить, Петрушка.
Петрушка: Вот здорово! Хочу, научите.
Ведущий:
Эта
игра
татарского
народа.
Называется
«Продаём
горшки».
Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или
усевшись на корточки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок-
хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий
подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласен продать его хозяин. Но не
более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по
кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до
свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится
водящим.
Ведущий: А еще, Петрушка, мы знаем игру чувашского народа «Луна или
солнце». Поиграешь вместе с нами?
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются
между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят
остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали,
каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят,
в чью команду он должен встать.
Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки
за
своим
капитаном,
обхватив
стоящего
впереди
за
талию.
Команды
перетягивают друг друга через черту между ними.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил
черту при перетягивании.
Петрушка: Мне так понравилось с вами играть. Вы такие молодцы, много
знаете народных игр. И конечно я приготовил вам угощение (предлагает
детям конфеты).
Дети
под
русскую
народную
музыку
возвращаются
в
свою
группу
на
чаепитие.
Литература: «Русские народные подвижные игры» М.Ф. Литвинова
«Детские подвижные игры народов СССР». Т.И. Осокина