Напоминание

"Народные подвижные игры"


Автор: Нургалиева Ирина Геннадьевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 СП ДС "Звездочка"
Населённый пункт: ж.-д. ст. Шентала, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Народные подвижные игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сценарий спортивного досуга для детей старшего дошкольного возраста

«Народные подвижные игры»

Цели и задачи:
• Популяризация народных игр среди дошкольников; • Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки; • Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов; • Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми. • Приобщение детей к русскому фольклору.
Оборудование:
косынка, шапочка для подвижной игры: волк. Дети под русскую народную музыку входят в зал. их встречает Петрушка (взрослый в костюме).
Петрушка:
Здравствуйте, дети! Я – рыжий Петрушка! Я настоящий, живой, не игрушка. Я с новеньким бубном пришёл вас смешить Показывать фокусы и веселить! Ребята, вы любите играть?
Дети:
Да!
Петрушка:
И я очень люблю играть и хочу с вами поиграть. А вы знаете народные игры?
Дети:
Да!
Петрушка:
Гуси, гуси, Га-га-га Есть весёлая игра Поиграем, детвора? А как же мы договоримся, кто будет водить?

Ведущий:
А это очень просто, наши ребята знают считалочки. Проводится русская народная подвижная игра «Гуси - лебеди». Для игры дети по считалке выбирают волка и хозяйку, остальные - гуси – лебеди. Уж как Зоренька – заря Русы косыньки плела. Кто те косы сосчитает С нами вместе играть станет. На одной стороне зала отмечается дом, где живут хозяйка и гуси, на другой – живёт волк. Хозяйка выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома. Через некоторое время хозяйка зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяйкой и гусями: -Гуси – гуси! -Га-га-га. _Есть хотите? -Да, да, да. -Гуси – лебеди! Домой! -Серый волк под горой! -Что он там делает? -Рябчиков щиплет. -Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Ведущий:
Подожди, Петрушка, Нас на праздник пригласили И совсем не пояснили, Что за праздник будет тут, Объясненья дети ждут.
Петрушка:
Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Ведущий:
А разве бывает такой праздник?
Петрушка:
Ещё как бывает. Собирайся народ, кто в игру играть идёт. Русская народная игра «Плетень». Дети, берутся за руки и становятся четырьмя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди и д е т н а в с т р е ч у п р о т и в о п о л о ж н о й ш е р е н г е и к л а н я е т с я . После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, т а н ц у ю т , и с п о л ь з у я и з в е с т н ы е п л я с о в ы е д в и ж е н и я . Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, и быстро правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).
Петрушка:
Я пришёл к вам не с пустыми руками (показывает косынку). А вы знаете, в какую игру можно поиграть?
Дети:
в русскую народную игру «Жмурки». Дети считалкой выбирают Жмурку. Я куплю себе дуду и по улице пойду. Громче, дудочка, дуди: мы играем, ты води. Жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают: -Кот, кот, на чём стоишь? -На квашне. -Что в квашне? -Квас. -Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а Жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится Жмуркой.
Ведущий:
В нашем районе проживают народы разных национальностей. Мы знакомы с играми разных народов. Можем и тебя научить, Петрушка.
Петрушка:
Вот здорово! Хочу, научите.
Ведущий:
Эта игра татарского народа. Называется «Продаём горшки». Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или
усевшись на корточки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок- хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! - Покупай. - Сколько дать тебе рублей? - Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласен продать его хозяин. Но не более трёх рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Ведущий:
А еще, Петрушка, мы знаем игру чувашского народа «Луна или солнце». Поиграешь вместе с нами? Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Петрушка:
Мне так понравилось с вами играть. Вы такие молодцы, много знаете народных игр. И конечно я приготовил вам угощение (предлагает детям конфеты). Дети под русскую народную музыку возвращаются в свою группу на чаепитие.
Литература:
«Русские народные подвижные игры» М.Ф. Литвинова «Детские подвижные игры народов СССР». Т.И. Осокина


В раздел образования