Автор: Савельева Юлия Алексеевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "РЯЗАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Населённый пункт: г. Рязань, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: Маркетинговое исследование рыбных консервов "Шпроты в масле" на рязанском потребительском рынке
Раздел: среднее профессиональное
Маркетинговое исследование рыбных консервов «Шпроты в
масле» на рязанском потребительском рынке.
3.1 Цель маркетингового исследования
В исследовании приняли участие 100 жителей г. Рязани, покупающих и
потребляющих шпроты в масле. Опрос проводился в различных районах
города, в гипермаркетах, в супермаркетах, на рынках, по телефону, на дому.
Покупателям
было
предложено
ответить
на
вопросы
анкеты
с
целью
изучения
потребностей,
спроса,
востребованности
у
населения
в
этом
продукте,
приемлемость
цены
и
качества,
анализ
необходимости
и
возможности расширения ассортимента путем выведения на рынок новых
отечественных
и
зарубежных
производителей,
а
также
изучение
конкурентоспособности шпрот.
3.2
Методика
проведения
маркетингового
исследования
по
определению конкурентоспособности шпрот
Для
оценки
конкурентоспособности
шпрот
от
различных
производителей
можно
предложить
методику
сравнительной
оценки
конкурентоспособности, включающую следующие этапы:
1.
Выбор
системы
показателей
и
их
обоснование
для
оценки
конкурентоспособности для данного продукта.
2. Сбор информации.
3. Расчет значений показателей.
4. Определение уровня конкурентоспособности
5. Ранжирование шпрот от различных производителей и выявление
наиболее конкурентоспособных.
1.
Считается,
что
конкурентоспособным
можно
считать
тот
товар,
совокупность
потребительских
свойств
и
стоимостных
характеристик
которого
определяет
его
успех
на
рынке,
то
есть
обеспечивает
его
способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения
1
к
обмену
конкурирующих
товаров
с
аналогичными
свойствами
и
характеристиками.
Покупателям
г.
Рязани
было
предложено
проанализировать
15
показателей, специально подобранных для оценки конкурентоспособности
шпрот. Комплекс этих показателей, характеризует шпротные консервы с двух
основных позиций:
o
потребительной
(например,
нормативные
показатели,
известность продукта, эргономические свойства);
o
экономической (цена).
Таким
образом,
проведение
сравнительной
оценка
шпрот
будет
базироваться не на произвольном наборе показателей, а на характеристиках
п р о д у к т а ,
к о т о р ы е
и м е ю т
с у щ е с т в е н н о е
з н а ч е н и е
д л я
конкурентоспособности.
2.
Сбор
информации
проводился
методом
анкетирования
(см
приложение ) и интервьюирования. Потребители, согласившиеся ответить на
вопросы анкеты, определили для себя
не только важнейшие показатели
шпрот,
которыми
они
руководствуются
при
совершении
покупки,
но
и
раскрыли
свои
предпочтения
относительно
производителей
данного
вида
продукта.
3. Для определения уровня конкурентоспособности рыбных консервов
«Шпроты в масле» необходимо рассчитать коэффициент полезного эффекта
конкурентоспособности и среднюю цену потребления 1 калории.
Расчет
коэффициента
полезного
эффекта
конкурентоспособности
шпрот
осуществляется
на
основе
среднего
значения
числа
важных
показателей для потребителей и общего числа оцениваемых показателей по
методу оценки конкурентоспособности товара профессора Заикиной согласно
формуле:
n
y
Э
= —, (1)
n
0
где y
Э
– коэффициента полезного эффекта конкурентоспособности,
2
n – число показателей, по которым товар оказался наиболее
привлекательным для покупателя,
n
0
– общее число оцениваемых показателей.
Расчет цены потребления для рыбных консервов «Шпроты в масле»
осуществляется на основе средней цены на рынке г. Рязани.
Для исследуемых шпрот произведем расчет средней цены потребления
полезного
вещества,
акцентируя
внимание
на
калорийности
продукта
по
формуле:
100·Р
Р = ———, (2)
m·d
где Р – средняя цена потребления 1 ккал шпрот, руб.;
Р – средняя цена шпрот на рынке, руб.;
m – масса шпрот, г.;
d – содержание в шпротах полезного вещества, ккал.
4. Определение уровня конкурентоспособности шпрот проводится на
основе коэффициента полезного эффекта
и средней цены потребления
1
ккал шпрот согласно формуле:
y
Э
К = ——, (3)
Р
где К – конкурентоспособность шпрот.
5.
Для
наглядности
проранжируем
шпротные
консервы,
то
есть
р а с п р ед е л и м
п о
м е т а м
в
з а в и с и м о с т и
от
з н ач е н и я
у р о в н я
конкурентоспособности.
Существенную помощь в вычислительных процедурах и графическом
представлении результатов исследований могут оказать персональные ЭВМ и
специальное
программное
обеспечение.
Так,
расчеты
производились
в
электронных таблицах MS EXCEL.
Распределение опрошенных, употребляющих шпротные консервы, по
социальной принадлежности, возрасту, полу, семейному положению, уровню
3
дохода,
а
также
мотивация
выбора
при
покупке
шпротных
консервов
и
предпочитаемая цена представлено на рисунке 1.
Кроме того, на рисунке 1 показано периодичность покупки шпрот у
опрошенных 100 респондентов. Из приведенных данных видно, что этот вид
продукции недостаточно популярен у потребителей города Рязани – большая
часть опрошенных респондентов приобретают и готовят блюда из шпротных
консервов
1
раз
в
месяц
и
реже.
Вероятно,
это
связано
с
заметных
ухудшением качества рыбных консервов шпроты в масле в последнее время.
Стоит
отметить,
что
в
соответствии
с
рисунком
1,
видно,
что
наибольшее количество потребителей предпочитает приобретать шпроты по
цене либо до 88 рублей (36%), либо от 68-118 руб. (40%) за 160 г баночку.
4
5
Рисунок 1 – Распределение опрошенных, употребляющих шпротные консервы, по социальной принадлежности, возрасту, полу, семейному
положению, уровню дохода, а также по периодичности покупки и мотивации выбора при покупке и предпочитаемая цена
6
Место потребления рыбных консервов «Шпроты в масле».
Опрос показал, что большая часть консервов (56 %) покупается для
дома, причем по мере роста дохода эта тенденция ослабевает (рисунок 2).
Дача и работа являются самыми демократичными местами: там с одинаковым
постоянством (18 % на даче и 9 % на работе) едят консервы все, независимо
от уровня дохода. А вот на природу и в поездки консервы чаще берут
покупатели со средним и высоким уровнем дохода. Возможно, потому что
малообеспеченные люди реже предпринимают поездки за город.
Рисунок 2 – Распределение опрошенных, употребляющих шпротные консервы, по
месту потребления и месту потребления в зависимости от уровня доходов
7
Место
покупки
рыбных
консервов
«Шпроты
в
масле»
и
предпочтение покупателей различных производителей.
Самое распространенное место покупки рыбных консервов «Шпроты в
масле» (см. рисунок 3) — супермаркет (46 % всех консервов приобретается
именно там). Кроме того, значительная часть потребителей покупает их в
продуктовых магазинах (22 %), а палатки гораздо менее популярны (4%).
В
результате
проведённого
исследования
выяснилось,
что
из
100
опрошенных
респондентов
53%
отдают
своё
предпочтение
зарубежному
производителю.
32%
--
отечественному,
9%
--
рязанскому.
Лишь
6%
опрошенных не обращают внимание на потребителя
8
Рисунок 3 – Распределение опрошенных, употребляющих шпротные консервы, по месту
потребления и по предпочтению различных производителей
Лояльность
и
поведение
покупателей
при
от су т с т в и и
предпочитаемых ими шпротных консервов.
Важным показателем лояльности является поведение покупателя при
отсутствии предпочитаемых ими шпротных консервов (рисунок 4).
Более четверти покупателей (28 %) лояльна к своему производителю и
уйдет
в
другой
магазин
за
любимыми
консервами.
Это
означает,
что
переключить ее на другие торговые марки крайне сложно. При этом очень
9
маленькая часть потребителей (6 %) согласна на первые попавшиеся. Но она
не считает шпроты значимым товаром и поэтому неинтересна в качестве
потребителей. И, наконец, наибольшее число покупателей (66 %) выберет
оптимальные по цене и качеству консервы другого производителя. Поэтому
производителям
и
оптовикам
очень
важно
поддерживать
и
вовремя
пополнять ассортимент качественной продукции в торговой точке.
Интересна взаимосвязь уровня дохода и поведения в случае отсутствия
любимой марки (рисунок 4). Значительная доля людей с высоким (36 %) и
низким (31 %) уровнем дохода — постоянные покупатели понравившегося
производителя,
ее
лояльные
потребители.
Тогда
как
более
3/4
людей
со
средними доходами (77 %) готова купить другие, равноценные, с их точки
зрения, шпротные консервы. В этом случае сказывается разнообразие мест
покупки, ассортимент которых может отличаться. По мере снижения дохода
уменьшается
и
количество
покупателей,
готовых
приобрести
первые
попавшиеся консервы. Чаще покупают «кота в мешке» обеспеченные люди,
поскольку ценность покупки для них не так важна.
10
Рисунок 3 – Распределение опрошенных, употребляющих шпротные консервы, по
лояльности к любимому производителю шпрот и лояльности в зависимости от
уровня дохода
11
12