Автор: Назарова Анастасия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ детский сад № 2 Населённый пункт: Иркутская область, Чунский район, р.п.Чунский Наименование материала: Статья Тема: "Гендерное развитие" Раздел: дошкольное образование
Гендерное развитие детей
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о
настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и
эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и
родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель
поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как
женщину или мужчин.
В ДОУ решаются следующие образовательные задачи полового
гендерного воспитания детей:
- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное
отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознания своих
особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать
строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим
людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц
физических и социальных со своими достоинствами и недостатками,
типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать
состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с
ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях,
знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и
социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять
особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к
разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о
делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и
гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на
проявление сексуального развития детей разных полов.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к.
направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что
современное общество категорически против того, чтобы мужчины и
женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому
признаку. Оно состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое
понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется,
чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы.
Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли
доброту, были мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по
отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели
бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою
женственность.
Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения.
Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они
начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или
девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу, но гендерное
воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные
коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.
Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на
индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров
поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно
сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный
момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так
скопируют каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что
зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например,
папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами или же
образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных
нюансов.
Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является
целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание,
оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно
повлияет на развитие личности и позволит проявлению у девочек и
мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в
современном обществе.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного
воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни
дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию,
чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому,
чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в
семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных
потребителей и не перекладывали на женские плечи воспитание детей. Ну а
женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.