Автор: Савукова Альбина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: Шумерля Чувашская Республика
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: Студия "Папье-Маше"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Учебная программа занятий по внеурочной деятельности составлена на основе
Федерального
Государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, авторской программы под редакцией Д.В. Григорьева, учебного плана.
Цель:
воспитание и развитие у детей художественно-эстетических начал,
поддержка и формирование творческих навыков посредством обучения работы
различными методами папье-маше.
Задачи:
познакомить
детей
с
историей
появления
искусства
папье-маше,
и
различными методами работы в этой технике;
научить доступным для быта приемам изготовления массы папье-маше;
формировать
у
воспитанников
навыки
конструирования
и
разработки
моделей, изготовление чертежей будущих изделий;
обучить
детей
работе
в
технике
папье-маше
по
образцам,
рисункам,
чертежам, используя собственное воображение, окраске изделий из папье-маше;
формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные
задания, умения передавать знания другим;
развивать познавательные способности, интеллектуальные способности,
развивать творческую и трудовую активность.
Общая характеристика
Программа «Папье - маше» относится к образовательной области «Технология»,
является
модифицированной
и
дополняет
школьную
программу
в
сфере
освоения
практических видов деятельности. Применение папье-маше для изготовления различных
предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает
влияние на развитие и формирование творческих навыков.
Данный
вид
декоративно-прикладного
искусства
приносит
пользу
для
психического
развития
детей.
Также
папье-маше
можно
рассматривать
как
один
из
методов
сбрасывания
напряжения,
как
способ
снятия
агрессии
и
внутренней
нестабильности,
как
для
детей,
так
и
для
взрослых.
Папье-маше
отлично
развивает
мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь
папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы
работы
с
инструментами,
а
также
овладевает
различными
видами
художественной
деятельности
–
рисованием,
аппликацией,
навык
моделирования.
Дети,
освоившие
технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует
развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. Также
папье-маше
развивает
детей
и
является
одним
из
способов
реализации
творческого
потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких
личностных
качеств,
как
аккуратность,
терпеливость,
сосредоточенность.
Овладевая
техникой
папье-маше,
ребенок
учится
контролировать
свои
эмоции,
таким
образом,
данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития
личности. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику
папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных
игр. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом
психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления;
способствует
развитию
целостного
восприятия
форм,
цвета
предметов;
способствует
концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на
развитие
эмоционально-волевой
сферы
личности,
формируя
ряд
положительных
личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить
перед
собой
цель
и
достигать
желаемого
результата,
в
свою
очередь,
развивая
и
мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует
гармоничному
развитию
личности
детей
и
имеет
большое
психологическое
и
педагогическое значение.
Программа по внеурочной деятельности «Папье-маше» рассчитана на учащихся 1-
2 классов. В рамках внеурочной деятельности для каждой параллели определен один час в
неделю, в 1 классе 33 часа в год, во 2 классе 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными
результатами
изучения
курса
«Папье
-
маше»
является
формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
знать технологию изготовления бумажной массы
пределять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться
высказывать
своё
предположение
(версию)
на
основе
работы
с
иллюстрацией.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса
Основные виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, трудовая
деятельность,
творческая
деятельность,
эстетическая
деятельность,
досуговая
(развлекательная) деятельность.
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов,
накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в
таких формах как конкурсы, лекции, беседы, показ презентаций, видеофильмов, чтение
журналов и книг и др.
Трудовая
деятельность
воспитывает
трудолюбие,
усидчивость,
аккуратность,
терпение, уважительное отношение друг к другу и результатам труда. Организуется она в
таких формах, как: практические занятия.
Творческая
деятельность
направлена
на
развитие
творческих
способностей
и
проводится в следующих формах: деловые игры, использование сказок, загадок, конкурс
прикладного творчества, инсценирование, создание поделок по своему усмотрению.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру,
способности
детей
и
проводится
в
следующих
формах:
инсценировки,
конкурсы,
выставки.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Наименование раздела
Количество
часов
1
Освоение технологии плоских форм и объемных форм
11
2
Освоение технологии круглых форм
12
3
Освоение технологии лепки из бумажной массы
10
Итого
33
2 класс
№ п/п
Наименование раздела
Количество
часов
1
Освоение технологии плоских и объемных форм
11
2
Освоение технологии круглых форм
12
3
Освоение технологии лепки из бумажной массы
11
Итого
34
Планирование занятий
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Виды деятельности обучающихся
Количеств
о часов
1
Вводное занятие. Техника
безопасности. Из истории
возникновения
папье-маше
Соблюдать
правила
безопасного
и с п ол ь з о в а н и я
и н с т р у м е н т о в
Организовывать
свою
деятельность:
подготавливать
рабочее
ме сто,
правильно и рационально размещать
и находить инструменты, материалы,
убирать
рабочее
место.
Поощрять
доброжелательное отношение друг к
другу. Осваивать различные приемы
работы с бумагой. Выполнять работу
коллективно,
развивать
проектные
способности младших школьников.
1
2-4
Маска
Выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности.
Развивать
творческую
активность,
формировать
потребность
учащихся
к самоутверждению через труд.
3
5
Художественная роспись
изделия.
1
6-9
Блюдце.Чашка.
Изготавливать поделки и сувениры с
и с п о л ь з о в а н и е м
р а з л и ч н ы х
материалов.
Выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности
младших
школьников.
Использовать
умения
работать
над
проектом под руководством учителя:
составлять
план.
Расписывать
готовое изделие.
4
10-11
Художественная роспись
изделия.
2
12-14
« Елочная игрушка»
Использовать
умения
работать
над
проектом под руководством учителя:
составлять
план.Выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности.
Расписывать
готовое
изделие.
3
15
Художественная роспись
изделия
1
16-18
«Груша»
Создавать
на
основе
заданной
технологии и приведённых образцов
собственные
изделия.
Развивать
мелкую
моторику
рук
и
глазомер.
Планировать
свою
деятельность.
Использовать
умения
работать
над
проектом под руководством учителя:
составлять
план.
Расписывать
готовое изделие.
3
19
Художественная роспись
изделия
1
20-22
Панно-тарелка «Грибы»
Выполнять
работу
коллективно,
Р а з в и в а т ь
т в о р ч е с к у ю
активность,Использовать
умения
3
р а б о т а т ь
н а д
п р о е к т о м
п о д
руководством
учителя:
составлять
план. Расписывать готовое изделие.
23
Художественная роспись
изделия
1
24-26
Бусы.
Определять
по
слайдовому
плану
последовательность
выполнения
изделия.
Участвовать
в
творческой
деятельности,
слушать
собеседника,
излагать своё мнение, осуществлять
совместную практическую
деятельность. Использовать умения
р а б о т а т ь
н а д
п р о е к т о м
п о д
руководством
учителя:
составлять
план. Расписывать готовое изделие.
3
27-28
Художественная роспись
изделия.
2
29-31
Гусеница
Создавать
на
основе
заданной
технологии и приведённых образцов
собственные изделия.
Развивать
художественный
вкус,
творческие способности и фантазию.
3
32
Художественная роспись
изделия
1
33
Резервный урок
Приводить
собственные
примеры,
делать
выводы
и
о б о б щ е н и я ,
аргументировать
свои
от в е т ы .
Составлять и оформлять композицию
по
образцу
или
собственному
замыслу.
Использовать
умения
р а б о т а т ь
н а д
п р о е к т о м
п о д
руководством учителя.
1
2 класс
№ п/п
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Количеств
о часов
1
Вводное занятие. Техника
безопасности. Из истории
возникновения
папье-маше
Соблюдать
правила
безопасного
и с п ол ь з о в а н и я
и н с т р у м е н т о в
Организовывать
свою
деятельность:
подготавливать
рабочее
ме сто,
правильно и рационально размещать
и находить инструменты, материалы,
убирать
рабочее
место.
Поощрять
доброжелательное отношение друг к
другу. Осваивать различные приемы
работы с бумагой. Выполнять работу
коллективно,
развивать
проектные
способности младших школьников.
1
2-4
Маска
Выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности.
Развивать
творческую
активность,
формировать
потребность
учащихся
к самоутверждению через труд.
3
5
Художественная роспись
изделия.
1
6-9
Блюдце.Чашка.
Изготавливать поделки и сувениры с
и с п о л ь з о в а н и е м
р а з л и ч н ы х
материалов.
Выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности
младших
школьников.
Использовать
умения
работать
над
проектом под руководством учителя:
составлять
план.
Расписывать
готовое изделие.
4
10-11
Художественная роспись
изделия.
2
12-14
« Елочная игрушка»
Использовать
умения
работать
над
проектом под руководством учителя:
составлять
план.Выполнять
работу
коллективно,
развивать
проектные
способности.
Расписывать
готовое
изделие.
3
15
Художественная роспись
изделия
1
16-18
«Груша»
Создавать
на
основе
заданной
технологии и приведённых образцов
собственные
изделия.
Развивать
мелкую
моторику
рук
и
глазомер.
Планировать
свою
деятельность.
Использовать
умения
работать
над
проектом под руководством учителя:
составлять
план.
Расписывать
готовое изделие.
3
19
Художественная роспись
изделия
1
20-22
Панно-тарелка «Грибы»
Выполнять
работу
коллективно,
Р а з в и в а т ь
т в о р ч е с к у ю
активность,Использовать
умения
р а б о т а т ь
н а д
п р о е к т о м
п о д
руководством
учителя:
составлять
план. Расписывать готовое изделие.
3
23
Художественная роспись
изделия
1
24-26
Бусы.
Определять
по
слайдовому
плану
последовательность
выполнения
изделия.
Участвовать
в
творческой
деятельности,
слушать
собеседника,
излагать своё мнение, осуществлять
совместнуюпрактическую
деятельность. Использовать умения
р а б о т а т ь
н а д
п р о е к т о м
п о д
руководством
учителя:
составлять
план. Расписывать готовое изделие.
3
27-28
Художественная роспись
изделия.
2
29-31
Гусеница
Создавать
на
основе
заданной
технологии и приведённых образцов
собственные изделия.
Развивать
художественный
вкус,
творческие способности и фантазию.
3
32
Художественная роспись
изделия
1
33-34
Резервный урок
Приводить
собственные
примеры,
делать
выводы
и
о б о б щ е н и я ,
аргументировать
свои
от в е т ы .
Составлять и оформлять композицию
по
образцу
или
собственному
замыслу.
Использовать
умения
2
р а б о т а т ь
н а д
п р о е к т о м
п о д
руководством учителя.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Принтер
Ученические парты
Стол учительский
Ножницы среднего размера,
Клеи: клейстер прозрачный, бумажный скотч, клей ПВА
Краски: акварельные, гуашь
Бумага