Автор: Наумова Анна Александровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Родителям будущих первоклашек"
Раздел: дошкольное образование
Родителям будущих первоклашек!
Многие родители стремятся к тому, чтобы при поступлении в школу ребенок
бегло
читал,
считал,
писал,
но
забывают
при
этом
о
возрастных
возможностях и здоровье ребенка. А слабое здоровье, несформированность
психофизиологических
функций,
недостаточное
моторное
развитие
могут
стать
причиной
школьных
трудностей
в
будущем
и
привести
к
потере
ценностного отношения к учебной деятельности.
Задача
педагогов
детского
сада
и
родителей
заключается
в
том,
чтобы,
подготовить
детей
к
школе,
обеспечить
их
гармоничное
развитие.
Государственные
требования
таковы:
подготовка
дошкольников
к
школе
должна
быть
построена
не
по
учебным
предметам
(как
в
школьных
программах),
а
в
соответствии
с
логикой
их
психического
развития
-
мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности
процессов;
ценностного
отношения
к
окружающему
миру,
к
себе
и
окружающим.
Исходя
из
этого,
при
воспитании
дошкольников
необходимо
учитывать
факторы, обеспечивающие успешность обучения в школе. К ним относятся:
здоровье и физическое развитие,
эмоциональное благополучие,
позитивная мотивация к учению,
сформированность психических процессов,
речевое развитие,
произвольность поведения,
готовность руки к письму.
Можно
выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих
первоклассников к учению:
1.
Социальные - основаны на понимание общественной значимости и
необходимости учения и стремления к социальной роли школьника
("Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и
важно");
2.
Учебно-познавательные- интерес к новым знаниям, желание учиться
чему-то новому;
3.
Оценочные-
стремление
получить
высокую
оценку
взрослого,
его
одобрение ("Я хочу в школу, потому что там я буду получать только
пятерки");
4.
Позиционные- связанные с интересом к атрибутике школьной жизни
и позиции школьника ("Я хочу в школу, потому что там большие, а в
детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");
5.
Внешние по отношению к школе и учению - ("Я пойду в школу,
потому что мама так сказала");
6.
Игровые-
неадекватно
перенесенные
в
учебную
деятельность
("Я
пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями").
Наличие
учебно-познавательных
и
социальных
мотивов
в
сочетании
с
оценочными
оказывает
положительное
воздействие
на
школьную
успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к
школе
отрицательно
влияют
на
успешность
усвоения
знаний.
Задача
взрослых
сейчас
заключается
в
формирование
у
детей
учебно-
познавательного мотива. Для этого можно использовать в домашних условиях
следующие формы и методы работы:
беседы о школе,
чтение сказок, рассказов и стихов о школе,
рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним.
Рекомендации родителям по подготовке детей к
школе:
1.
Будьте
терпеливы,
не
спешите.
Если
какое-то
упражнение
не
получается,
сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.
2.
Не
проявляйте
излишней
тревоги
по
поводу
недостаточных
успехов
и
недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса
3.
Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен;
займитесь
чем-то
другим.
Постарайтесь
определить
пределы
выносливости
ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое
время.
4.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите
ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его
слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих
силах.
5.
Обеспечьте условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка – это
его работа, как потом его работой станет учение.
6.
Научите: умению быть вежливыми в общении со сверстниками и взрослыми,
умению
соблюдать
правила
и
обычаи,
принятые
в
школе,
умению
быть
дисциплинированными.
7.
А
самое
главное,
постарайтесь
не
воспринимать
занятия
с
ребенком
как
тяжелый
труд,
радуйтесь
и
получайте
удовольствие
от
процесса
общения,
никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная
возможность больше общаться с ребенком.