Автор: Потапова Ирина Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 89
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста игровыми приемами"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование предложно-падежных конструкций у детей
дошкольного возраста игровыми приемами»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое
общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря
которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и
правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче
познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и
взрослыми.
К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически
овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит
не только простые, но и сложные предложения.
К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают
грамматикой родного языка.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного
отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-
фонематического недоразвития.
Формированию предложно – падежных конструкций у детей
осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и
уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка,
развития связной речи.
При проведении речевых игр с детьми необходимо придерживаться
следующих правил:
Подготовка к игре.
Проведение игры в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10
минут.
Многократное предложение речевой игры (начинается с
упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).
Обязательное предъявление речевого образца.
Постепенное введение в активную речь детей текста речевой
игры (в некоторых случаях текст игры адаптируется к речевым
возможностям детей). При затруднениях в ответах, дети проговаривают
речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после
логопеда), хором и индивидуально.
Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.
Вовлечение в игру детей с помощью использования различных
«выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений).
Развитие у детей навыка контроля своей и чужой речи.
Воспитание выдержки. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его
спрашивают).
Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого
задания.
Поощрение инициативы.
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь
ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает
существенные новообразования в физической, психической и личностной
сферах, дает эффект общего психического развития.
В развернутой форме игра — это коллективная деятельность, в которой
дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого
опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности,
инициативы, организаторских навыков. Использование, игры в
педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной
деятельности.
В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические
особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде
вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей.
Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и
проходят через индивидуальные различные ступени развития. Учитывать эти
особенности онтогенеза позволяет игра.
Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие
взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса
детей к овладению бесценным даром слова.
Примеры игр:
Игра «Весёлое путешествие»
Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается
предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и
проговаривают всё предложение.
Мама садится ...(в) машину.
Коля бежит ...(по) дороге.
Автобус едет...(по)улице.
Поезда едут... (по) рельсам.
Петя любит ездить ...(на) велосипеде.
Игра «Где что растет?»
На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга,
поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев,
травы, пшеницы, клюквы.
Воспитатель: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите
им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети:
Овощи растут на огороде.
Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.
Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство,
хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
Игра с мячом «Добавь слова»
Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова
справа, слева, впереди, позади.
Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Пирамидка
стоит... Кукла лежит... Лампа висит... Дверь находится...
Игра «Исправь ошибки»
Воспитатель: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все
слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи».
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.
Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.
Девочка налила воду в графин. - ...
Мама положила яблоки на стол.
Машина подъехала к дому.
Дедушка подошел к забору.