Напоминание

"Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста игровыми приемами"


Автор: Потапова Ирина Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 89
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста игровыми приемами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование предложно-падежных конструкций у детей

дошкольного возраста игровыми приемами»

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое

общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря

которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и

правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче

познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и

взрослыми.

К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически

овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит

не только простые, но и сложные предложения.

К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают

грамматикой родного языка.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного

отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с

выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-

фонематического недоразвития.

Формированию предложно – падежных конструкций у детей

осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и

уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка,

развития связной речи.

При проведении речевых игр с детьми необходимо придерживаться

следующих правил:

Подготовка к игре.

Проведение игры в неторопливом темпе. Длительность игры 5-10

минут.

Многократное предложение речевой игры (начинается с

упрощенного варианта, затем постепенно усложняется).

Обязательное предъявление речевого образца.

Постепенное введение в активную речь детей текста речевой

игры (в некоторых случаях текст игры адаптируется к речевым

возможностям детей). При затруднениях в ответах, дети проговаривают

речевой материал сопряженно (вместе с логопедом) и отраженно (после

логопеда), хором и индивидуально.

Стремление к активному речевому участию в игре всех детей.

Вовлечение в игру детей с помощью использования различных

«выручалочек» (чистоговорок, стихов, любых словесных упражнений).

Развитие у детей навыка контроля своей и чужой речи.

Воспитание выдержки. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его

спрашивают).

Правильное и по возможности быстрое выполнение речевого

задания.

Поощрение инициативы.

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь

ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает

существенные новообразования в физической, психической и личностной

сферах, дает эффект общего психического развития.

В развернутой форме игра — это коллективная деятельность, в которой

дети осваивают социальный опыт человеческих отношений. Усвоение этого

опыта происходит через развитие у них самостоятельности, активности,

инициативы, организаторских навыков. Использование, игры в

педагогических целях лишь усиливает социальный аспект данной

деятельности.

В играх рано проявляются некоторые индивидуальные типологические

особенности детей. Об этом свидетельствует появление в детской среде

вожаков, специфичное поведение застенчивых, малообщительных детей.

Известно, что разные дети развиваются не только разными темпами, но и

проходят через индивидуальные различные ступени развития. Учитывать эти

особенности онтогенеза позволяет игра.

Игра с ребенком, несомненно, доставляет радость, удовольствие

взрослым, они испытывают удовлетворение от оживления интереса

детей к овладению бесценным даром слова.

Примеры игр:

Игра «Весёлое путешествие»

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается

предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и

проговаривают всё предложение.

Мама садится ...(в) машину.

Коля бежит ...(по) дороге.

Автобус едет...(по)улице.

Поезда едут... (по) рельсам.

Петя любит ездить ...(на) велосипеде.

Игра «Где что растет?»

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга,

поля, болота. Справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев,

травы, пшеницы, клюквы.

Воспитатель: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите

им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети:

Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство,

хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

Игра с мячом «Добавь слова»

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей.

Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова

справа, слева, впереди, позади.

Стол стоит... Полочка с книгами висит... Мишка сидит... Пирамидка

стоит... Кукла лежит... Лампа висит... Дверь находится...

Игра «Исправь ошибки»

Воспитатель: Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все

слова. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи».

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - ...

Мама положила яблоки на стол.

Машина подъехала к дому.

Дедушка подошел к забору.



В раздел образования