Автор: Метлева Наталия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 218" г. Перми Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Круглый стол для педагогов Тема: "Гендерное воспитание в условиях ДОУ" Раздел: дошкольное образование
условиях детского сада
«Нельзя считать один пол совершеннее
другого, так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Наталья Геннадьевна Метлева,
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 218» г.Перми
Цель: повышение уровня компетентности
педагогов в вопросах гендерного воспитания
детей.
Задачи:
Систематизировать знания педагогов по гендерному
воспитанию детей дошкольного возраста.
Развивать способности и готовность педагогов к
проектированию деятельности с учетом гендерного
подхода к воспитанию детей.
Стимулировать педагогов на творчество в их
педагогической деятельности.
Выявить проблемы и наметить пути их решения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Восточная легенда гласит,
что Создатель сотворил человека единым,
но, разгневавшись на него,
разрубил на две половинки.
Одна стала мужчиной, а другая - женщиной.
С тех пор они такие разные,
ищут по свету друг друга,
чтобы обрести полноту существования...
Итак, почему
все – таки дети
такие разные?
Наверное, потому,
что они делятся на…
мальчиков и девочек.
В английском языке для обозначения
пола
человека
употребляются
два
слова: sex и gender.
Первое из этих слов обозначает пол
человека как сексуально-биологическую
характеристику.
В т о р о е
—
п о л
к а к
с и с т е м у
полоролевых отношений.
Различия
Пол — это совокупность
анатомо-
физиологических
особенностей
организма, заданных от
рождения;
Пол имеет отношение к
физическим,
телесным
р а з л и ч и я м
м е ж д у
мужчиной и женщиной.
Гендер
—
социальный
пол,
о п ред ел я ющи й
поведение
человека
в
обществе и то, как это
поведение
воспринимается;
П о н я т и е
« г е н д е р »
з а т р а г и в а е т
и х
психологические,
с о ц и а л ь н ы е
и
культурные
особенности.
Психологи
доказали,
что
к
2
годам
ребенок
начинает
понимать,
кто
он
-
девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети
уже
осознают,
что
девочки
становятся
женщинами, а мальчики - мужчинами, что
принадлежность
к
полу
сохраняется
независимо от возникающих ситуаций или
желаний ребенка.
До 3 лет
3 - 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
7 лет
Проблемы
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и
девочек.
2.
Притупление
или
потеря
чувства
гендерной принадлежности.
3.
Повышение
неадекватности
форм
поведения среди молодежи.
Разрушение традиционных
стереотипов поведения
женского мужского
К у р е н и е
и
сквернословие;
Лидирующие положения
среди мужчин;
Стираются
г р а н и ц ы
между
"женскими"
и
"мужскими"
профессиями.
Утрачивают
способность
играть
правильную
роль
в
браке;
И з
" д о б ы т ч и к о в "
о н и
постепенно превращаются в
"потребителей»;
Все
обязанности
по
в о с п и та н и ю
д ете й
о н и
перекладывают
на
женские
плечи.
Физиологи,
психологи
и
педагоги
считают,
что
формирование
гендерной
у с т о й ч и в о с т и
о б у с л о в л е н о
социокультурными нормами и зависит в
первую очередь от отношения родителей к
ребён к у,
харак тера
р о д и т ел ь с к и х
установок и привязанности как матери к
ребёнку, так и ребёнка к матери, а также
от
воспитания
его
в
д о ш к ол ь н о м
образовательном учреждении.
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДОУ
рассматривается как составляющая личностно-
ориентированного
образования,
учитывающая
индивидуальные
особенности
ребенка
в
соответствии с его полом и предполагающая на
основании
этого
определение
содержания,
форм
и
методов
воспитания,
создание
гендерно-комфортной образовательной среды,
направленной
на
развитие
личности
в
соответствии с ее природным потенциалом.
Наши проблемы
Девочки
лишены
скромности,
нежности, терпения,
н е
ум е ют
м и р н о
разрешать
конфликтные
ситуации.
М а л ьч и к и
ж е ,
наоборот,
не
умеют
постоять
за
себя,
слабы
физически,
лишены
в ы н о с л и в о с т и
и
эмоциональной
устойчивости, у них
отсутствует культура
п о в е д е н и я
п о
о т н о ш е н и ю
к
девочкам.
Содержание игр детей так же вызывает
тревогу:
дети
демонстрируют
модели
поведения, не соответствующие полу ребенка,
не умеют договариваться в игре, распределять
роли.
В процессе трудовой деятельности дети не
ум е ют
с а м о с то я тел ь н о
р а с п р е д е л я т ь
обязанности с учетом пола партнера.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и
о б у ч а т ь
о д и н а к о в о .
О н и
п о - р а з н о м у
воспринимают
мир,
по-разному
смотрят
и
видят, слушают и слышат, по-разному говорят и
молчат, чувствуют и переживают.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек –
мягкость,
нежность,
аккуратность,
стремление
к
красоте,
а
у
мальчиков
–
смелость,
твердость,
выносливость, решительность, рыцарское отношение
к представительницам противоположного пола, т. е.
не
развить
предпосылки
женственности
и
мужественности, то это может привести к тому, что
став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут
плохо
справляться
со
своими
с е м е й н ы м и ,
общественными и социальными ролями.
Проблема
воспитания
и
обучения
ребенка
в
соответствии с его полом является актуальной задачей
педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и
девочек
должны
быть
различными.
Биологические
половые
различия
несут
с
собой
р азл и ч н ы е
эмоциональные,
познавательные
и
личностные
характеристики.
Отсюда и возникает необходимость
дифференцированного
подхода
в
воспитании
мальчиков и девочек с первых дней жизни.
В программе «От рождения до школы»,
н а ч и н а я
с
1
м л а д ш е й
г р у п п ы ,
в
образовательную
область «Социально-
коммуникативное
развитие»
включена
задача:
формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности,
патриотических
чувств,
чувства
принадлежности
к
мировому
сообществу
.
Воспитание детей
народная современная
Девочки
большую
часть
времени проводили с матерью
или
няней,
а
воспитанием
мальчиков
с
3
лет
руководил
отец
или
гувернер.
Д ет и
п о с то я н н о
в и д ел и
с в о и х
родителей, общались с ними, и
в
р е з у л ь т а т е
у
н и х
формировались
стереотипы
поведения,
характерные
для
мужчин и женщин.
Девочек,
и
мальчиков
чаще
всего
во с п и т ы ва ют
женщины:
дома
-
мама
или
бабушка, а в детском саду -
женщины-воспитатели.
девочек мальчиков
Д е в о ч к и
б о л е е
послушны.
Д е в о ч к и
б о л е е
работоспособны.
Девочки большую часть
информации
воспринимают на слух.
Мальчики больше хотят
отличиться.
М а л ь ч и к и
б о л е е
изобретательны.
Мальчики
з а н и м а ют
больше места
Мальчики
не
должны
плакать
М а л ьч и к и
б о л ь ш у ю
ч а с т ь
и н ф о р м а ц и и
воспринимают зрением.
Чем мальчики отличаются от
девочек
Мальчики
О д е в а я с ь ,
м а л ьч и к и
сначала
наденут
верх,
потом низ;
М а л ь ч и к и
с н и м а ю т
футболку,
ухватив
её
на
спине рукой и перетянув
через голову;
З е в а я ,
м а л ь ч и к и
прикрывают рот кулаком;
Оборачиваясь
на
зов
мальчики,
поворачивают
корпус, потому что шея у
них не такая гибкая;
Девочки
Д е в о ч к и ,
о б ы ч н о
н а о б о р о т,
с н а ч а л а
наденут низ, потом верх;
Девоч к и
р а з д е в а я с ь ,
снимают
блузку
двумя,
руками потянув наверх;
Девочки – ладонью;
Девочки
поворачивают
только голову;
Мальчики
У мальчиков в дыхании
задействованы
мышцы
брюшного пресса;
Задумываясь, мальчики
почесывают подбородок
и шею;
Поправляя
прическу,
м а л ьч и к и
п р о в о д я т
р у к о й
п о
в о л о с а м ,
приглаживая их;
Поднимаясь (спускаясь)
с горы мальчики просто
шире расставляют ноги.
Девочки
Девочки дышат грудью;
Задумываясь,
девочки
н а м а т ы в а ю т
п р я д ь
волос на палец;
Поправляя
прическу,
д е в о ч к и
в з б и в а ю т
в о л о с ы
п а л ь ц а м и
распушив их;
Девочки
же
стараются
подниматься
(спускаться) боком;
Мальчики
Рассматривая
свои
пятки,
мальчики поднимают ногу и
смотрит на нее спереди;
Пояс на халате завязывают
ниже пупка;
Уши затыкают ладонями;
С т а р а я с ь
у д о б н о
ус т р о и т ь с я
в
к р е с л е ,
м а л ь ч и к и
ш и р о к о
расставляют
ноги,
либо
кладут стопу одной ноги на
колено другой;
Девочки
Ра с с м ат ри вая
с в о и
п я т к и ,
д е в о ч к и
о б о р а ч и в а ю т с я
з а
спину;
П о я с
н а
х а л а т е
з а в я з ы в а ю т
в ы ш е
пупка, на талии;
У ш и
з а т ы к а ю т
пальцами;
С т а р а я с ь
у д о б н о
устроиться
в
кресле,
девочки
подворачивают
под себя ногу;
Мальчики
Рассказывая
се к р ет,
м а л ь ч и к и
п р о с т о
п о н и ж а ю т
г о л о с
и
наклоняют голову;
Чистя
зубы,
мальчики
широко
расставляют
н о г и
и
о п и р а ю т с я
свободной
рукой
на
край раковины.
Девочки
Девочки же, прикрывают
свой рот и ухо подружки
ладонью;
Чистя
зубы,
девочки
упираются рукой в бок.
При проведении работы по воспитанию детей с
учётом
их
гендерных
особенностей
необходимо
обращать внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой
атрибутики с целью привлечения детей к отражению
в игре социально одобряемых образов женского и
мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в
процессе
которой
девочки
воспроизводят
модель
социального поведения женщины – матери;
На
наличие
атрибутики
и
маркеров
игрового
пространства для игр – «путешествий» в которых для
мальчиков
представляется
возможность
проиграть
мужскую модель поведения.
Сформировать
представления,
какими
должны
быть
мужчины
и
женщины,
очень
важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо
п о м о ч ь
р е б е н к у
р е а л и з о в а т ь
э т и
представления.
Для
этого,
прежде
всего,
используются
естественные
и
создаются
проблемные
ситуации,
близкие
жизненному
опыту детей. Немалую роль играет и личный
пример
поведения
взрослого,
который
воспитывает ребенка.
Мальчик
и
девочка
–
два
разных
мира.
Если
воспитатели
и
родители
заинтересованы в воспитании детей с
учетом их гендерных особенностей, то
они могут с успехом решить эти задачи.
Заключение
Дети
начинают
задавать
вопросы
об
отношениях
между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4
до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и
правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что
они
увидят
наше
желание
объяснить
им
то,
что
их
интересует.
Опыт
первых
отношений
девочек
и
мальчиков
является
фундаментом
для
дальнейшего
развития
личности
дошкольника
и
во
многом
определяет
особенности самосознания ребёнка, его отношение к
миру, его поведение и самочувствие среди людей.