Напоминание

"Гендерное воспитание в условиях ДОУ"


Автор: Метлева Наталия Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 218" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Круглый стол для педагогов
Тема: "Гендерное воспитание в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Круглый стол для педагогов

Гендерное воспитание в

условиях детского сада
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо Наталья Геннадьевна Метлева, Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 218» г.Перми

Цель:
повышение уровня компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания детей.
Задачи:
 Систематизировать знания педагогов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.  Развивать способности и готовность педагогов к проектированию деятельности с учетом гендерного подхода к воспитанию детей.  Стимулировать педагогов на творчество в их педагогической деятельности.  Выявить проблемы и наметить пути их решения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Восточная легенда гласит,
что Создатель сотворил человека единым, но, разгневавшись на него, разрубил на две половинки. Одна стала мужчиной, а другая - женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования...

Итак, почему

все – таки дети

такие разные?

Наверное, потому,

что они делятся на…

мальчиков и девочек.

В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. В т о р о е — п о л к а к с и с т е м у полоролевых отношений.

Различия
 Пол — это совокупность анатомо- физиологических особенностей организма, заданных от рождения;  Пол имеет отношение к физическим, телесным р а з л и ч и я м м е ж д у мужчиной и женщиной.  Гендер — социальный пол, о п ред ел я ющи й поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается;  П о н я т и е « г е н д е р » з а т р а г и в а е т и х психологические, с о ц и а л ь н ы е и культурные особенности.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
До 3 лет 3 - 4 года
4 – 5 лет 5 – 6 лет 7 лет

Проблемы
1. Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек. 2. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности. 3. Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Разрушение традиционных

стереотипов поведения

женского мужского
 К у р е н и е и сквернословие;  Лидирующие положения среди мужчин;  Стираются г р а н и ц ы между "женскими" и "мужскими" профессиями.  Утрачивают способность играть правильную роль в браке;  И з " д о б ы т ч и к о в " о н и постепенно превращаются в "потребителей»;  Все обязанности по в о с п и та н и ю д ете й о н и перекладывают на женские плечи.
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной у с т о й ч и в о с т и о б у с л о в л е н о социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребён к у, харак тера р о д и т ел ь с к и х установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в д о ш к ол ь н о м образовательном учреждении.

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ДОУ
рассматривается как составляющая личностно- ориентированного образования, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создание гендерно-комфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.

Наши проблемы
Девочки лишены скромности, нежности, терпения, н е ум е ют м и р н о разрешать конфликтные ситуации. М а л ьч и к и ж е , наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены в ы н о с л и в о с т и и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура п о в е д е н и я п о о т н о ш е н и ю к девочкам.

Содержание игр детей так же вызывает

тревогу:
дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не ум е ют с а м о с то я тел ь н о р а с п р е д е л я т ь обязанности с учетом пола партнера. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и о б у ч а т ь о д и н а к о в о . О н и п о - р а з н о м у воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими с е м е й н ы м и , общественными и социальными ролями.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой р азл и ч н ы е эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.
Отсюда и возникает необходимость

дифференцированного

подхода

в

воспитании

мальчиков и девочек с первых дней жизни.


В программе «От рождения до школы»,
н а ч и н а я с 1 м л а д ш е й г р у п п ы , в
образовательную

область «Социально-

коммуникативное

развитие»

включена

задача:



формирование

гендерной,

семейной,

гражданской

принадлежности,

патриотических

чувств,

чувства

принадлежности

к

мировому

сообществу

.




Воспитание детей

народная современная
Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Д ет и п о с то я н н о в и д ел и с в о и х родителей, общались с ними, и в р е з у л ь т а т е у н и х формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Девочек, и мальчиков чаще всего во с п и т ы ва ют женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Большинство родителей сыновей в

будущем хотят видеть:
 ответственными,  смелыми,  решительными,  выносливыми,  сильными.
Дочерей хотят видеть:
 ласковыми,  красивыми,  изящными.

Какие из характеристик подходят

к мальчикам, а какие – девочкам.

Нежность

Ласковость

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление

помочь


Психологические отличия

девочек мальчиков
 Д е в о ч к и б о л е е послушны.  Д е в о ч к и б о л е е работоспособны.  Девочки большую часть информации воспринимают на слух.  Мальчики больше хотят отличиться.  М а л ь ч и к и б о л е е изобретательны.  Мальчики з а н и м а ют больше места  Мальчики не должны плакать  М а л ьч и к и б о л ь ш у ю ч а с т ь и н ф о р м а ц и и воспринимают зрением.

Чем мальчики отличаются от

девочек

Мальчики
 О д е в а я с ь , м а л ьч и к и сначала наденут верх, потом низ;  М а л ь ч и к и с н и м а ю т футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;  З е в а я , м а л ь ч и к и прикрывают рот кулаком;  Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
Девочки
 Д е в о ч к и , о б ы ч н о н а о б о р о т, с н а ч а л а наденут низ, потом верх;  Девоч к и р а з д е в а я с ь , снимают блузку двумя, руками потянув наверх;  Девочки – ладонью;  Девочки поворачивают только голову;

Мальчики
 У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;  Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;  Поправляя прическу, м а л ьч и к и п р о в о д я т р у к о й п о в о л о с а м , приглаживая их;  Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
Девочки
 Девочки дышат грудью;  Задумываясь, девочки н а м а т ы в а ю т п р я д ь волос на палец;  Поправляя прическу, д е в о ч к и в з б и в а ю т в о л о с ы п а л ь ц а м и распушив их;  Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;

Мальчики
 Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;  Пояс на халате завязывают ниже пупка;  Уши затыкают ладонями;  С т а р а я с ь у д о б н о ус т р о и т ь с я в к р е с л е , м а л ь ч и к и ш и р о к о расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
Девочки
 Ра с с м ат ри вая с в о и п я т к и , д е в о ч к и о б о р а ч и в а ю т с я з а спину;  П о я с н а х а л а т е з а в я з ы в а ю т в ы ш е пупка, на талии;  У ш и з а т ы к а ю т пальцами;  С т а р а я с ь у д о б н о устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;

Мальчики
 Рассказывая се к р ет, м а л ь ч и к и п р о с т о п о н и ж а ю т г о л о с и наклоняют голову;  Чистя зубы, мальчики широко расставляют н о г и и о п и р а ю т с я свободной рукой на край раковины.
Девочки
 Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;  Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей необходимо обращать внимание на следующее:  На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;  На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;  На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо п о м о ч ь р е б е н к у р е а л и з о в а т ь э т и представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.

Заключение
Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует. Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Спасибо всем педагогам

за работу!


В раздел образования