Напоминание

"Жизнь дана на добрые дела"


Автор: Лаврентьева Элла Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Архангельская СОШ"
Населённый пункт: с. Архангельское Губкинский район Белгородская область
Наименование материала: Тематический классный час по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы
Тема: "Жизнь дана на добрые дела"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа»

села Архангельское Губкинского района Белгородской области

Тематический классный час

«Жизнь дана на добрые дела»

(Открытое внеклассное мероприятие по духовно-

нравственному воспитанию)

Разработала: учитель начальных классов

Лаврентьева Элла Владимировна

2017 г

Ход занятия:

-Ребята, сегодня у нас тематический классный час. Тема его звучит так: «Жизнь дана на

добрые дела». А что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце,

улыбка, мама, учитель…(Дети продолжают)

-А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. И коль существуют на нашей планете добро и зло,

значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в

жизни добро, а когда зло? (Ответы детей)

-Ребята,

вы

любите

путешествовать?

Давайте

представим,

что

мы

отправились

в

путешествие

на

машине

времени.

С

помощью

этой

машины

люди

всегда

хотели

заглянуть в будущее. А мы отправимся в прошлое. Давайте посмотрим, как жили наши

соотечественники на Руси, какие качества людей были ценны в те времена, каков был

уклад жизни русских крестьян, чем они дорожили, во что верили.

А помогут нам в этом мои помощники. Группа детей подготовила сообщения на

тему: « Нравственные ценности русского народа». (Выступления детей)

Нравственные ценности русского народа

Нравственные ценности – величайшее достояние каждого народа. Когда хочешь

рассказать об этой стороне (или точнее основе) народной культуры, то затрудняешься,

с

чего

начать.

Может

быть,

с

уважительного

отношения

к

старшим

и

заботы

о

стариках, детях, беспомощных родственниках; с милосердия в самых разных его

проявлениях, с помощи и взаимопомощи? Или с трудолюбия, совестливого отношения

к

труду;

с

понятия

чести

и

долга;

твердости

в

выполнении

взятых

на

себя

обязательств?

Все связано между собой в единой, цельной системе нравственных понятий. А

цельность народной нравственности определялась у русских крестьян православной

верой. Нравственные понятия передавались из поколения в поколение. Но, кроме того,

они заново укреплялись в каждом поколении за счет восприятия основ христианства.

Нравственные поучения постоянно звучали в церковных проповедях, наставлениях

родителей, разъяснялись учителем, обучавшим грамоте.

Трудно переоценить значение милосердия, сочувствия и помощи пострадавшим.

Соседская

помощь

односельчанам,

оказавшимся

в

трудном

положении,

занимала

почетное место в жизни села. Случалось, что мир направлял здоровых людей топить

печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все работающие члены

семьи были больны. Вдовам и сиротам люди нередко оказывали помощь: во время

сева, жатвы, на покосе. Иногда мир обрабатывал участок сирот в течение ряда лет.

С жалостью и состраданием

относились и к своим и к чужим погоревшим

крестьянам. Все старались их утешить, помочь как советом, так и делом. Каждый

крестьянин,

считал

за

счастье,

если

у

него

поселится

погоревший

сосед.

Беспрекословно брали скотину погоревшего к себе на двор, давали ему свою лошадь.

Брать с погорельца деньги за помощь считалось большой грех и срам.

Повсеместно проявлялось гостеприимство к чужим людям, попросившим крова, в

том числе и нищим. Лавку в переднем углу и последний кусок хлеба крестьянин

всегда готов был с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян

особенно

похвально

потому,

что

бедные

семейства,

до

какой

бы

крайности

ни

доходили, никогда не решались нищенствовать. Проезжающий мимо селения, даже

незнакомый, нуждающийся в ночлеге, а также и проходящий пеший путник в редком

дому получал отказ. В большинстве случаев крестьяне отказывались от платы, а если

и брали, то весьма умеренную, чаще всего сколько сам проезжий предложит.

Когда

нищий

заходил

в

избу,

то

хозяин

и

хозяйка

первым

делом

старались

обласкать пришедшего своим сочувственным взглядом, особенно если замечали в нем

усиленную

робость

и

унижение,

затем

подавали

ему

кусок

хлеба.

Нередко

осведомлялись, откуда он, расспрашивали о его бедственном положении, приглашали

отогреться и поесть теплой пищи, а если дело случится к ночи, то добродушно

предлагали

остаться

ночевать,

говоря:

«Куда

ты

пойдешь

на

ночь

глядя,

ночуй-

ночлега с собой не носят, вот вместе поужинаешь с нами, обночуешься, а утром и

пойдешь с богом».

Существовали и закрепленные обычаем конкретные поводы и сроки для угощения

нищих и раздачи милостыни. За этими сроками и обычаями тоже стоял определенный

религиозный смысл. По большим праздникам

хозяйки брали с собой в церковь

ржаные лепешки, вареники в деревянных мисках, бублики и пироги и по окончании

службы оделяли ими нищих.

Нет

сомнения,

что

готовность

подать

милостыню

как

по

конкретному,

закрепленному традицией поводу, так и при неожиданно, стихийно возникающей

просьбе была характерна для русских крестьян. Возникая нередко как движение души,

из чувства жалости и сострадания, эта готовность опиралась и на общий взгляд, в

котором воспитывали с раннего детства: подача милостыни считалась богоугодным

делом.

Русским крестьянам было присуще высокое чувство личного достоинства. Понятие

чести у крестьян непременно соединялось с сознанием честного выполнения своего

долга - в труде, в исполнении взятых на себя обязательств. Оно включало также

правдивость

и

исключало

способность

наносить

несправедливые

обиды.

Всякий

порядочный крестьянин старался держать данное им слово: нарушить его считалось

нечестным. Каждый человек, оберегающий свою честь, старается не быть не только

замешанным

в

преступлении,

но

даже

и

заподозренным

в

нем.

Он

никогда

не

согласится на плутни, на обман, хотя бы это было допущено в торговле. В ходу было

множество пословиц о твердом слове: «Мое слово золото», «Не давши слова крепись,

а давши - держись». «Уговор дороже денег» и другие.

Умение

держать

слово

особенно

проявлялось

в

сделках,

которые

крестьяне

заключали без документов. По договору нужно было сделать все бесприкословно. Не

исполнить данного слова, обещания у крестьян считалось за грех, позор. Бесчестьем

для всякого крестьянина являлось отбытие им телесного наказания или заключение в

тюрьму. И то, и другое оставляло клеймо на всю жизнь человека.

Общественное

мнение

крестьян

высоко

оценивало

трудолюбие

как

важнейшее

качество

человека.

Оно

воспитывалось

в

крестьянских

детях

с

малых

лет.

Дети

постоянно

наблюдали

за

занятиями

старших

и

охотно

подражали

им.

Но

было

и

целенаправленное обучение. Мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет. Первые

поручения были- летом стеречь лошадей , загонять свою скотину из общего стада на

двор, пригонять гусей и т. п. В этом же возрасте дети начинали скородить- участвовать в

бороньбе пашни. Мальчик, правящий лошадью, назывался бороноволок. Достижением

возраста

бороноволока гордились – и сам мальчик, и его семья. «Свой бороноволок

дороже чужого работника»,- утверждала пословица. На 14-м году начинали учить пахать,

брали на сенокос подгребать сено, поручали водить лошадей в луга. На 17-м году

подростки учились косить: сначала только чечевицу и другие культуры. На 18-м –траву,

рожь, овес. И только на 19-м году их допускали навивать на возы сено и зерновые: здесь

требовалась мужская сила. Полноценным работником он считался на 20-м году жизни.

У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. На 11-м году их

учили прясть на самопрялке, на 13-м-вышивать; шить рубахи и вымачивать холсты - на

14-м, ткать кросны –на 15-м или 16-м, устанавливать самой ткацкий стан - на 17-м.

Одновременно в 15-16 лет девушка училась доить корову; на 16-м году выезжала на

сенокос грести сено, начинала

жать и вязать в снопы рожь. Полной работницей она

считалась в 18 лет. К этому времени она должна была уметь испечь хлеб и стряпать.

Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся в крестьянской среде

представление,

что

труд

благословен

Богом.

В

повседневности

оно

проявлялось,

в

частности, в пожеланиях, которые адресовали работавшему: «Бог в помощь!», «Помогай

Господь!». Существовало немало приветствий и пожеланий, считавшихся уместными

при

определенных

занятиях.

Нередко

им

соответствовали

определенные

ответы.

Подойдя к сеющему в поле зерно, говорили: «Здорово! Зароди Бог на всякие души!». В

ответ раздавалось: «Спасибо! Дай Бог!». Возившим хлеб встречные кричали: «Возить не

перевозить вам!». Им отвечали: «Благодарим покорно!».

В

основе

взаимоотношений

между

поколениями

в

крестьянской

среде

лежало

уважение к старшим- к родителям, к дедам и прадедам. В крестьянстве всегда родители

чадолюбивы,

а

дети

покорны,

почтительны

и

послушны.

Дети,

достигнув

совершеннолетия, должны были покоить и ухаживать за родителями в старости и давать

им

приличное

содержание,

всегда

оказывать

им

почтение

и

повиновение.

По

крестьянской этике, уважения достойны не только родители. Но и старшие вообще. В

семейном

застолье

старшим,

пожилым

лицам,

а

тем

более,

престарелым,

предоставлялось

почетное

место.

Родительское

благословение

дети

получали

перед

свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери. Его

получали и перед каким-либо ответственным делом.

Заметным средством

очищения нравственной обстановки в селе служил обычай

просить прощения при определенных обстоятельствах. Если крестьянин уезжал куда-то

надолго, при прощании с близкими, он просил у них прощения. Нередко при этом низко

кланяясь каждому из провожавших. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не

тяготило сознание вины. Чтобы оставшиеся «не поминали лихом», чтобы очиститься от

грехов перед испытаниями, которые, возможно ожидали в дальнем пути. Прощенье

просил у всех своих домашних каждый, отправляясь в церковь на исповедь:»Простите

меня, в чем согрешил перед вами». Ему отвечали: «Бог простит»

Непременным

свойством

человека,

отвечающего

нравственному

идеалу

подавляющего

большинства

крестьян,

являлась

вера.

Судили

о

ней

по

аккуратным

посещениям церкви, по соблюдению постов и обрядов, по хождениям на богомолье, но,

особенно, по степени выполнения нравственных норм в целом. «Креста на тебе нет»,-

говорили человеку, совершившему

бессовестный поступок. И наоборот: «Живет по-

божески», «живет по христиански»- говорили о тех, кто был совестлив и милосерден.

Большим уважением пользовались у односельчан те из разбогатевших крестьян, которые

вкладывали деньги в строительство церкви. Для большинства крестьян вера являлась

основой самого их существования, способом жизни. Искренне верующий человек просто

не мог плохо хозяйствовать на земле, которую считал созданием божьим, или отказать в

помощи

нуждающемуся.

Уцерковление

начиналось

с

крещения

младенца

и

продолжалось до последнего дыхания. Заболевал ли ребенок - обращались к Пресвятой

Богородице

Тихвинской;

приступал

ли

к

обучению

грамоте

-

молились

святым

бессребреникам Козьме и Демьяну; опасались ли пожара в сухую и засушливую погоду-

служили

молебен

перед

образом

Богородицы,

называемом

Неопалимая

купина;

заканчивалось

ли

строительство

избы-

ее

освещали

с

приглашением

церковных

служителей.

-

А теперь вернемся назад. Скажите, ребята, каковы были нравственные ценности у

русских

крестьян?

(Трудолюбие,

милосердие,

честь,

достоинство,

взаимопомощь,

уважительное

отношение

к

старшим,

вера).

А

все

дела,

о

которых

мы

сегодня

услышали, каким словом можно назвать? (Добрые)

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных собак

И щенков беззаботных

Кто может любить

И козла и осла-

Тот людям вовеки

Не сделает зла. (Р. Сеф)

-Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)

-Подведем итог: добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту

прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек

старается

быть

аккуратно

одетым,

вежливым

и

уважительным

в

отношении

с

товарищами и взрослыми. Добрый человек отличается милосердием по отношению к

другим людям, он всегда придет на помощь. Он бережет свою честь с молоду, ему

присуще чувство собственного достоинства.

-Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют волшебными.

(Ответы детей)

А теперь прочитаем пословицы. Как вы понимаете их смысл?

«Береги платье снову, а честь смолоду»

«Не давши слова крепись, а давши - держись»

«Сам погибай, а товарища выручай»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

-Не только слова, но и дела должны быть добрыми. А еще, ребята, вам необходимо

помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

-Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в

транспорте, в природе?

-Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

-Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка- добрая

душа»

Добрым быть совсем-совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

2. «Сказочная» игра.

- Вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами

поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете добрый он или злой. Если

добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой- закрываете лицо ладошками.

«Иван –Царевич», Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас,

Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, и другие.

-А на какого героя вы хотели быть похожими? Почему?

(Ответы детей)

-Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта.

Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают,

как солнце.

- Как вы думаете, ребята, чего больше на земле: добра или зла?

Может нам помогут узнать об этом старинные часы?

(Учитель показывает старинные чашечные весы).

На одной чаше весов лежит «зло» (таблички с надписями «зависть», «жадность»,

«грубость», «предательство», «война», «ложь»).

-Чтобы победить зло, надо чтобы перевесила чаша весов с добром.

Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили и по капельке положим их на чашу

весов с «добром».

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу весов

свою «капельку»). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».

-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь,

превращаются в ручеек, ручейки- в реку, а река- в море добра. Хорошо, когда человек

оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря,

если он построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас

сделаем одно общее доброе дело.

На

чистый

лист

ватмана

каждый

ребенок

наклеивает

заранее

приготовленные

из

цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы,

фигурки птиц и зверей.

-Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило

зло»).

-Какое чувство вы испытали, делая добро? (Делать добро очень приятно и радостно )

Да, человек рождается, чтобы жить по нравственному закону, который живет в его

душе. Этот нравственный закон- голос совести. Среди ценностей жизни главное- это

желание добра, блага другому. Не следует забывать, что наши дети, когда вырастут,

будут относиться к нам так же, как мы сейчас относимся к своим родителям. Жизнь

очень часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от

него. Шанс – это вероятность осуществления чего- либо. Жизнь предоставляет нам

шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор.

Потом жалеем об упущенной возможности. Я предлагаю вам игру «Шанс и выбор».

Игра «Шанс и выбор».

В

этой

корзинке

лежат

карточки

с

ситуациями.

Тот,

кто

берет

карточку,

должен

определить, какой именно шанс посылает ему жизнь и принять решение, использовать

ли ему этот шанс.

Ситуации:

1.

Посреди улицы в одиночестве стоит малыш.

2.

Ты видишь, что в классе у товарища сломан стул.

3.

Ваша одноклассница пришла с заплаканными глазами.

4.

В общественном транспорте вам наступили на ногу.

5.

Из сумки впереди идущего человека что-то падает.

6.

У тебя дома много игрушек, а у твоего одноклассника их нет.

7.

Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это

действительно так.

Человек, как большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот

корабль?

Грузом

каких

дел?

Посмотрим

на

себя.

(Раздаются

цветные

бумажные

кораблики, на основании которых предлагается написать свой ответ) А теперь давайте

пустим наши кораблики по морю жизни к светлой пристани наших добрых дел. Маяком

в этом нелегком плавании будет голос нашей совести. (Кораблики закрепляются на

листе ватмана)

-Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных

дел.

Вы

сделаете

нашу

планету

Земля

красивой.

Но

прежде

вы

должны

вырасти

настоящими

людьми.

Это

значит,

что

вы

должны

быть

добрыми,

отзывчивыми,

вежливыми, трудолюбивыми. С сегодняшнего дня мы с вами будем записывать все

наши добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратится в «Книгу

добрых дел». Ведь делать добро-это здорово!



В раздел образования