Автор: Черноиванова Лада Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 30
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как
основа реализации ФГОС
Черноиванова Л. В.
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №30
Системно-деятельностный
подход
–
методологическая
основа
стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-
деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование
гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы
целенаправленно вести за собой развитие.
Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у
учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию,
а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно
в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в
уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным,
учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в
том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и
выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные
задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки,
шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и
долговременные.
Работаяв современной школе,
жизненно необходимо выполнение
реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой
направленности. А осуществить это возможно путём создания проблемных
ситуаций, проблемного диалога.
Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.
Русский язык 3 класс тема: « Образование сложных слов».
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- В словах, которые записаны
на доске, выделите корень.
- Все согласны?
- Почему вы так решили?
Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет
один корень - ледокол.
- Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и
- кол -.
- Дети исследуют лексическое значение слова с
использованием знаний получаемых из
толкового словаря и формулируют ответ.
Математика 2 класс тема: «Прямоугольники».
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- Начертите прямоугольник.
-Почему вы испытываете
затруднения?
-Какие?
-Дети оказываются в затруднении, так как
передними встаёт проблема, какой прямоугольник.
-Потому что прямоугольники бывают разные.
- Дети дают обоснованный ответ и приступают к
выполнению задания.
Русский язык 4 класс тема: «Спряжение глаголов - исключения».
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- Чему мы научились на
прошлом уроке?
- Определите спряжение
глаголов, записанных на
доске: хвалить, смеяться,
юлить, разговаривать.
- А теперь определите
спряжение глаголов:
«держать» и «брить».
- Давайте проверим. Я
проспрягала эти глаголы на
доске.
- Что вы заметили?
-А почему так произошло?
-Учитель выбирает
правильную гипотезу из
предложенных детьми или
выдвигает свою с опорой на
правило.
- Определять спряжение глаголов.
-Дети выполняют задание, используя знания
правила.
-Дети выполняют задание согласно алгоритму
предыдущего задания.
Дети внимательно просматривают предложенные
учителем варианты ответа и сравнивают со
своими.
Что наши ответы и учителя не совпадают.
Дети выдвигают свои гипотезы, предположения.
- Дети находят решение возникшей проблемной
ситуации.
Русский язык 3 класс тема: «Образование наречий».
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- Прочитайте столбики
слов, записанных на доске:
ловкий - ловко
сладкий - сладко
мелкий – мелко
- Что можете о них сказать?
- Разберите по составу
слова каждого столбика.
- Проверим.
Почему вы считаете, что во
втором столбике разбор
слов выполнен
неправильно?
Докажите. К какой части
речи относятся слова 2
столбика?
-Что такое наречие?
-Дети читают слова про себя.
- Это родственные слова. В первом столбике
прилагательные, а во втором – наречия.
- Ученик у доски выделяет в наречиях окончание
– о.
-Дети выражают своё несогласие с результатом
выполнения задания учеником у доски.
- Потому что в этих словах нет окончаний.
-Это наречия.
-Неизменяемая часть речи.
- Окончания.
- Но тогда чего не может
быть у наречий?
Технология проблемно-диалогического обучения
(подводящий к теме, побуждающий).
Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения
младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства
учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает
субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ
познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через
открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода
проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного
предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном
процессе.
Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система
посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят
ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной
ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».
Посредством подводящего диалога на уроках открытия нового знания
сначала предоставляется помощь ученикам сформулировать тему или
вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в
диалоге организовывается «открытие» школьниками новых знаний,
добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что
ты открыл сам.
Примеры подводящего к теме диалога.
Русский язык 2 класс тема: « Правописание безударных гласных в
корне слова».
Деятельность учителя
Деятельность учеников
- Спишите из упражнения
слова: зимовка, зелёный,
вылепил.
- Поставьте в словах ударение.
- Подчеркните безударные
гласные.
- В какой части слова
находятся
безударные гласные?
- Подчеркните их.
- Какое правило мы не знаем?
- Значит, какая сегодня тема
урока?
-Записывают слова.
-Ставят ударение.
-Подчеркивают.
- Безударные гласные находятся в корне слов.
-Подчёркивают.
О правописании безударной гласной в корне.
- Правописание безударных гласных в корне
слова.
(Тема урока).
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик,
которые помогают ученикам работать творчески, и развивает творческие
способности. Необходимо создать проблемную ситуацию, затем произносить
специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия
и формулированию проблемы. Во время поиска решения необходимо
побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечить открытие
путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы,
как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска,
ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и
способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать
мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то
может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется
равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Пример побуждающего к проблемной ситуации диалог.
П о б у ж д е н и е
к
с о з д а н и ю
противоречия.
Побуждение к формулированию
учебной проблемы.
Приём 1.
О
фактах:
Что
вас
удивило?
Что
интересного
заметили?
Какие
вы
видите факты?
О теориях: Что вас удивило? Сколько
существует теорий (точек зрения)?
Приём 2. Сколько же в нашем классе
мнений?
Приём 3. Вы сначала как думали?
Приём
4.
Вы
смогли
выполнить
задание? В чём затруднение?
Приём
5.
Вы
смогли
выполнить
задание? Почему не получается? Чем
э т о
з а д а н и е
н е
п о х о ж е
н а
предыдущие?
Приём
6.
Что
вы
хотели
сказать?
Какие
знания
применили?
Задание
выполнено?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
Заключение
В начале 30-х годов выдающийся русский психолог Л.С. Выготский
обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на
развитие ребенка. По его убеждению, “педагогика должна ориентироваться
не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития … Обучение
хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития”11. Разумеется, Л.С.
Выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний,
умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего
лишь средством развития учащихся.
В начале 50-60-х годов Л.В. Занков попытался практически реализовать идеи
развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения,
но она так и не была внедрена в школе.
Вначале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность
школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных
знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был
заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок
рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как
самоизменяющийся субъект учения.
В конце 80-х годов развернулась работа по реализации этой концепции. Были
разработаны и опубликованы программы, начато создание учебников и
методических пособий, начата переподготовка учителей, которые приступают
к обучению по этим программам. Учитель оказывается перед
необходимостью сделать выбор между двумя системами обучения. Если
творчески работающему учителю приходится делать выбор между
различными методами, формами и средствами обучения, то на этот раз ему
предлагают новую цель. Он должен четко представлять, куда, к достижению
какой цели его зовут, насколько надежен и реалистичен этот путь, на который
его приглашают вступить.
Список использованной литературы
1.
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.
2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
3.
Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов,
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.